Рефлексия, подведение итогов.
Что нового вы узнали на уроке?
В какой город Австралии вы бы поехали на каникулах? Обоснуйте свой выбор.
Анализ урока.
При подготовке урока упор сделан на модульное изучение новой темы учащимися, то есть, на основе имеющегося материала в форме интерактивного диалога, они самостоятельно делают выводы по уроку.
На такого вида уроке происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшему изучению и проработке материала. С точки зрения психологии, этот урок можно определить как урок-мотивацию к принятию самостоятельных решений.
На фоне учебного материала учитель показывает ученикам значение полученных знаний. В процессе обучения предусматривается модульное изучение нового материала на основе диалогового взаимодействия: отвечать на вопросы проблемного характера, самостоятельно делать выводы на основе полученных знаний и информации. То есть, урок построен как диалог ученик-эксперт-учитель и является примером использования диалогической технологии. Исходя из этого, можно выделить следующие этапы урока:
- Организационно-мотивационный – актуализация темы;
- Формирование общего представления по новой теме и выявление уже имеющихся знаний;
- Анализ представленной информации и ее усваивание;
- Проблемный – постановка и решение проблемных вопросов по теме;
- Закрепление знаний, полученных на уроке;
- Сообщение домашнего задания.
Большая часть урока была организована в форме групповой работы (диалога ученика-учителя и между учениками) с опорой на уже имеющиеся знания.
В ходе этапов урока ученики обрабатывали умение обобщать и выделять главное.
В воспитательном плане подача материала в форме игры-диалога увеличивает сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без участия всех учеников.
Подводя итог, можно сказать, что такой урок является информационно-насыщенным, технологичным, дает детям возможность развивать и применять свои творческие и интеллектуальные способности. Подобная подача материала достаточно наглядна и дает более четкое представление об изучаемой теме, а также выступает в качестве фактора, повышающего заинтересованность в изучении предмета. Таким образом, вырабатывается активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной задачи.
Заключение
Диалоговая технология при использовании в учебно-образовательном процессе имеет огромное положительное влияние на учеников, в том числе она позволяет каждому ребенку проявить себя и свои уникальные способности, развивает устную речь, навык анализа и оценки себя и результатов своей учебной деятельности. Неоценим и вклад данной методики при формировании у ребенка навыка использования уже имеющихся знаний на практике, при этом добывая новый опят, полезный для него в будущей деятельности. использовать имеющиеся знания на практике и «добывать» новые. Повышается мотивация, появляются предпосылки для развития самопознания, саморазвития и самоконтроля.
План организации поискового учебного процесса должен выглядеть следующим образом:
1. Поиск проблемы, ее формулировка с разных углов изучения.
2. Поиск информации, необходимой для более полного раскрытия изучаемой проблемы.
3. Поиск самых разнообразных идей, при этом активизируется опыт и интуиция каждого участника, после окончательного формулирования идей происходит выделение самых подходящих.
4. Поиск окончательного решения, при этом происходит одновременная оценка каждого высказанного мнения до момента ,когда будет найдено единственно верного решения обсуждаемой проблемы.
5. Всеобщее утверждение верности найденного решения участниками диалога.
Чтобы осуществить сочетание проблемного обучения с групповой формой работы, необходимо строить образовательный процесс с учетом следующих правил:
1) Каждый ученик имеет право участвовать в постановке целей учебной работы, в ее планировании, обсуждении и решении.
2) Каждый ученик должен участвовать в контроле, оценке учебной работы учащихся и всей совместно выполненной деятельности.
3) Учебная работа ученика должна быть адресована не учителю, а всему классному коллективу.
4) Ученик должен нести ответственность, отчитываться и оцениваться за свою учебную работу и поведение перед коллективом класса.
В данных условиях меняется роль учителя. Его основные функции - направить, помочь, скорректировать. Показателями готовности учащихся к поисковой деятельности является устойчивый интерес, познавательная активность, ценностные установки, кругозор, информированность, самостоятельность. Хорошим дополнением к учебной деятельности с использованием технологии проблемного обучения является ведение исследовательского кружка, на занятиях которого дети знакомятся с понятиями «проблема», «гипотеза», «умозаключение», «наблюдение», «сравнение», «обобщение», «анализ», «вывод».
Использование технологии диалогового обучения в сочетании с групповой, проблемной формами работы оказывает непосредственное влияние на воспитательную среду класса. В процессе такой работы быстрее формируется классный коллектив, приобретаются навыки общения, волевые качества. Ребята учатся смело высказывать свою точку зрения, отстаивать ее или принимать «чужую», но верную. Методика диалогового обучения способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, повышающих мотивацию к познанию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств.
Данная технология является универсальной педагогической технологией. Ее использование не ограничено определенным узким набором школьных предметов, скорее расширяется набор различных приемов, которые можно использовать на уроках. Чем сложнее предмет и старше класс, тем интереснее разрабатывать приемы организации учебного процесса с использованием диалоговой технологии. Главное, это исходить из личностных особенностей учеников, участвующих в различного рода дискуссиях, с уважением и терпением отнестись к их первоначальному, возможно, нежеланию обсуждать что-либо в группе и выступать на публике. Данные препятствия должны лишь смотивировать педагога к поиску инновационных способ вовлечения учеников в активный диалог. И результат совместных усилий учителя и учеников может приятно удивить их обоих.
Список информационных источников
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества/М.М.Бахтин. М., 1986. – 289 с.
2. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В.Гузеев. - М.: Сентябрь, 1996. — 302 с.
3. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта/М.В.Кларин. — М.: Знание, 1989. — 234 с.
4. Месникович, С.А.Эффективность педагогического взаимодействия: теория и практика: учеб.-метод. пособие / С. А. Месникович. - Минск: БГПУ, 2005. — 298 с.
5. Мурашов, А.А. Профессиональное обучение: воздействие, взаимодействие, успех/А.А.Мурашов. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 198 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К.Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 320 с.
7. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие/ И.С.Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 356 с.
8. Айзерман, Л. С. Уроки литературы как диалог/ Л.С.Айзерман//Литература в школе. - 1990, № 4.- С.157.
9. Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре/ С.Н.Батракова//Педагогика. - 2002, № 4. –С.26.
10. Воронина, М.П. Диалог на уроке в начальной школе: методические указания/ М.П. Воронина // Начальная школа. 2004, №6. - С. 45.
11. Мишина, И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования /И.А.Мишина// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007, № 6.- С.25 – 29.
12. Овечкин, Д. А., Утёмов, В. В. Диалог как творческое взаимодействие учителя и учащихся/Д.А.Овечкин, В.В.Утёмов // Приложение «Современные молодежные исследования. Выпуск 1.- 2013. –С.68.
13. Зимулина, Г.Д. Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся [Электронный ресурс] / Г.Д.Зимулина// Психология, социология и педагогика. -2014.- № 12.- режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4075.
[1] Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – С.152.
[2] Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8.
[3] Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989. — С.58.
[4] Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4. –С.23.
[5] Айзерман Л. С. Уроки литературы как диалог. //Литература в школе, 1990, № 4.- С.157.
[6] Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6. С.25 – 29.
[7] Мурашов А.А. Профессиональное обучение: воздействие, взаимодействие, успех. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – С.82
[8] Овечкин Д. А., Утёмов В. В. Диалог как творческое взаимодействие учителя и учащихся // Приложение «Современные молодежные исследования. Выпуск 1» - Концепт. - 2013. –С.68.
[9] Эффективность педагогического взаимодействия: теория и практика: учеб.-метод. пособие / С. А. Месникович. - Минск: БГПУ, 2005. — С.55.
[10] Зимулина Г.Д. Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4075 (дата обращения: 14.11.2015)
[11] Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4.- С.19.
[12] Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе: методические указания / М.П. Воронина // Начальная школа. - М. : Молодая гвардия, 2004. - №6. - С. 45.