Согласование и утверждение решения
Необходимым условием реализации является согласование управленческих решений, которое представляет собой процедуру достижения признания другими людьми предлагаемого решения проблемы.
Любое решение должно быть признано двумя группами людей:
а) руководителями других подразделений и организаций, на деятельность которых может повлиять данное решение,
б) исполнителями (подчиненными), которые будут его выполнять.
Контроль результатов.
Реальная оценка степени достижения цели выбора достигается с помощью контроля.
Контроль — это процесс измерения фактических значений показателей эффективности, используемых для оценивания альтернатив.
Контроль обеспечивает достижение поставленной цели и является неотъемлемым этапом процесса принятия управленческих решений.
Причины контроля:
1. Неопределенность
2. Предупреждение кризисных ситуаций.
3. Поддержание успеха
Виды контроля:
1. Предварительный
2. Текущий
3. Заключительный
Этапы контроля:
1. Установление стандартов.
2. Сравнение фактических и требуемых результатов.
3. Выполнение действий (выбор линии поведения):
а) ничего не предпринимать;
б) устранить отклонение;
в) пересмотреть стандарты.
НОРМАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Определение проблемы
1. Определить тип решаемой проблемы
2. Определить симптомы проблемы
3. Собрать информацию о факторах, влияющих на эффективность организации
4. Установить причины возникновения проблемы
5. Выявить управляемые факторы, которые могут повлиять на решение проблемы
Постановка цели принятия решения
1. Сформулировать глобальную цель управления, достижение которой решает проблему
2. Разделить глобальную цель управления на подцели и построить «дерево целей»
3. Сформулировать цели принятия решений
4. Определить критерии выбора альтернатив
Анализ факторов, влияющих на принятие решения
1. Определить перечень всех факторов (переменных), влияющих на принятие решения
2. Собрать информацию о значениях этих факторов и выявить среди них неопределенные факторы
3. Установить природу, источники возникновения и диапазоны возможных значений неопределенных факторов
4. Разработать модели влияния неопределенных факторов на организацию
Разработка альтернатив
1. Сформировать исходное множество альтернатив, направленных на решение проблемы
2. Определить множество допустимых решений
3. Сократить множество допустимых решений путем исключения «заведомо непригодных» альтернатив
4. Определить множество эффективных решений
Оценивание альтернатив
1. Определить состав атрибутов для оценивания альтернатив
2. Определить тип шкалы для измерения каждого показателя
3. Определить количественные и качественные показатели
4. Тщательно продумать все возможные последствия каждой альтернативы и оценить их с помощью модели процесса реализации решений
Выбор альтернативы
1. Определить тип задачи принятия решения
2. Выполнить постановку задачи и разработать методы ее решения.
3. Сравнить все альтернативы между собой с учетом значений всех атрибутов и влияния неопределенных факторов
4. Определить оптимальное или удовлетворительное решение
Реализациярешения
1. Согласовать решение с исполнителями и руководителями других организаций (или подразделений), заинтересованных в решении проблемы.
2. Утвердить принятое решение у вышестоящего руководителя (владельца проблемы).
3. Разработать план реализации решения.
4. Сформулировать задачи исполнителям, распределить полномочия, ответственность и организовать взаимодействие между ними.
5. Мотивировать исполнителей на выполнение поставленных задач.
6. Осуществлять текущий контроль процесса реализации решения.
Контроль результатов
1. Измерить фактические результаты (значения атрибутов) принятого решения.
2. Передать информацию о результатах руководителю, отвечающему за решение проблемы (если это необходимо).
3. Сравнить фактические и требуемые результаты между собой с учетом масштаба допустимых отклонений.
4. Оценить реальную эффективность деятельности организации