Согласование, экспертиза и утверждение проектов

Технические (техно-рабочие) проекты и рабочие проекты на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, разработанные в соответствии с действующими нормами и правилами (что должно быть удостоверено главным архитектором проекта соответствующей записью в материалах проекта), не подлежат согласованию с органами государственного надзора.

Сметы на строительство, составленные по техническому (техно-рабочему) проекту до утверждения должны согласовываться с заказчиком проекта, сводный сметный расчет—представляться заказчиком на заключение, а проект организации строительства (ПОС) — на согласование подрядчику. При этом проектная организация обязана по требованию подрядной организации предъявлять необходимые документы, подтверждающие объемы и стоимость работ.

Технический (техно-рабочий) проект и сводный сметный расчет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений после согласования их с подрядной организацией подвергаются экспертизе до их утверждения. Экспертиза должна осуществляться на высоком технико-экономическом и научном уровне, обеспечивать действенный контроль за: качеством проектирования; обоснованием и оценкой технических и экономических решений; составлением сметной документации и определением сметной стоимости строительства; соблюдением государственных норм и правил в проектировании. Экспертиза призвана контролировать эффективность использования капитальных вложений, внедрения в проекты и производство новейших научно-технических достижений с тем, чтобы строящиеся (реконструируемые) предприятия, здания и сооружения ко времени ввода их в действие были технически совершенными, имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости и качеству продукции, отвечали по условиям труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов продукции.

Технические (техно-рабочие) проекты и сводные сметы на строительство (реконструкцию) сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше подвергаются экспертизе министерствами и ведомствами СССР и госстроями союзных республик. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению Советом Министров СССР, после экспертизы их в министерствах и ведомствах СССР представляются на экспертизу в Госстрой СССР, в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике и Государственный комитет СССР по ценам. Последние проводят экспертизу и передают заключение в Госстрой СССР. Госстрой СССР осуществляет экспертизу проектов и смет в целом с учетом замечаний Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Государственного комитета СССР по ценам, передает согласованное с ними заключение по проекту в Совет Министров СССР для утверждения. Перечень этих предприятий, зданий и сооружений ежегодно представляют в Совет Министров СССР Госпланом СССР, Госстроем СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике.

Технические (техно-рабочие) проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений (кроме проектов, утверждаемых Советом Министров СССР) подвергают экспертизе и утверждают:

по стройкам стоимостью на полное развитие 3 млн. руб. и выше— министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам), а также советами министров союзных республик (экспертиза проектов осуществляется госстроями союзных республик);

по стройкам стоимостью на полное развитие менее 3 млн. руб.— в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством) СССР или советом министров союзной республики;

по стройкам, осуществляемым за счет собственных средств кооперативных (кроме колхозов) и других общественных организаций,— в порядке, устанавливаемом центральными кооперативными и другими общественными организациями;

по стройкам, осуществляемым за счет средств колхозов, — в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик.

Технический (техно-рабочий) проект предприятия, здания, сооружения утверждается приказом, постановлением, распоряжением министерства, ведомства СССР, совета министров союзной республики, другой утверждающей инстанцией с указанием следующих данных:

наименование предприятия, здания и сооружения, его месторасположение; характер строительства (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение); мощность предприятия и годовой объем товарной продукции (вместимость, пропускная способность, объем услуг и т. п.); в натуральном выражении, в млн. руб.;

общая сметная стоимость строительства, в том числе: сметная стоимость строительно-монтажных работ (по сводке затрат); объектов производственного назначения (по сводному сметному расчету); объектов жилищно-гражданского назначения; объектов здравоохранения, культуры, просвещения; объектов строительной индустрии; стоимость основных фондов: вводимых в действие— всего, в том числе по объектам производственного назначения; выбывающих в процессе строительства (по балансовой стоимости); удельные капитальные вложения на единицу вводимой мощности; численность работающих;

производительность труда (годовой выпуск продукции на одного работающего) в тыс. руб.; фондоотдача в руб.-коп. продукции на один руб. вводимых в действие основных фондов по объектам производственного назначения; рентабельность производства; срок окупаемости капитальных вложений; продолжительность строительства.

Утвержденный технический (техно-рабочий) проект предприятия, здания, сооружения является основанием для планирования и финансирования строительства этого объекта, заказа основного оборудования, а также заключения договора подряда на капитальное строительство. Сметы на строительство отдельных зданий it сооружений н на выполнение отдельных видов работ, составленные по объемам работ, определенным в рабочих чертежах, подлежит утверждению заказчиком.

Экспертиза проектов и смет должна выполняться в следующие сроки:

по проектам, утверждаемым Советом Министров СССР, срок экспертизы определяет Госстрой СССР;

по проектам сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше не более 30 дней;

по проектам сметной стоимостью до 3 млн. руб., утверждаемым в порядке, установленном министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, — не более 25 дней.

Полный комплект утвержденного технического (техно-рабочего) проекта вместе с документом о его утверждении должен храниться у заказчика проекта и в проектной организации.

СРОКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНОВ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Сроки проектирования. В перспективных планах капитального строительства намечают сроки начала строительства того или иного предприятия, комплекса, здания, сооружения. Чтобы приступить к строительству в установленный срок, необходимо своевременно начать работы по изысканию и проектированию в установленные графиком сроки, качественно изготовить и утвердить в должном порядке проекты. Сроки проектирования определяются «Временными нормами продолжительности проектирования» (СН 283-64).

Определение срока начала проектирования производится в по-< рядке, обратном технологии производства изысканий и проектирования. В первую очередь определяют срок начала строительства объекта, исходя из которого устанавливают сроки изготовления рабочих чертежей на годовой объем строительно-монтажных работ, рассчитанные в соответствии с нормами продолжительности строительства. После этого определяют сроки, необходимые для согласования, экспертизы и утверждения готового проекта, затем определяют время для разработки технического проекта (по нормам) и необходимое время для производства изыскательских работ: экономических и инженерных.

Сроки начала изыскательских работ и проектирования можно определить по формуле

# = A J-S + S +180,

где // — количество дней до начала года, в котором предусмотрено планом приступить к строительству предприятия, комплекта, здания, сооружения; Л — количество дней, необходимых для разработки технического проекта и изысканий; Б — количество дней, необходимых для согласования, экспертизы и утверждения технического проекта; В — количество дней, необходимых для разработки рабочих чертежей на годовой объем строительно-монтажных работ; 180 — количество дней до начала планируемого года (рабочие чертежи должны быть изготовлены к 1 июля года, предшествующего планируемому).

Вычислив величину Н в днях, можно определить даты начала изысканий и проектирования. Срок начала изысканий определяют с учетом объема работ и времени, необходимого для их выполнения.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390 «Об улучшении проектно-сметного дела» годовые объемы проектно-изыскательских работ в стоимостном выражении для министерств и ведомств СССР, советов министров союзных республик Госплан СССР определяет в процентах от утвержденных им объемов государственных капиталовложений на планируемый год. Эти проценты дифференцированы по отраслям промышленности и народного хозяйства. Такой порядок определения объемов (лимитов) проектно-изыскательских работ упрощает работу при составлении планов, сокращает сроки их разработки. Следует лишь уточнить проценты для конкретной отрасли народного хозяйства, увязав их с ценами на производство изысканий и разработку проектов и смет.

Порядок разработки и утверждения планов проектно-изыскательским организациям. Проектная (изыскательская) организация разрабатывает перспективный и годовой планы выполнения проектно-изыскательских работ, исходя из утвержденных вышестоящей организацией основных показателей по всем видам своей деятельности с учетом необходимости обеспечения капитального строительства проектно-сметной документацией в установленные сроки. В разработке планов принимают широкое участие работники проектных (изыскательских) организаций.

Разработанный план перспективного и годового выполнения проектно-изыскательских работ представляется вышестоящей организации для утверждения. Здесь этот план рассматривают с привлечением проектной (изыскательской) организации и утверждают ей перспективные и годовые плановые задания по установленным показателям. На основании утвержденных показателей проектная (изыскательская) организация составляет и представляет на утверждение вышестоящей организации тематический план проектно-изыскательских работ, подлежащих выполнению в планируемом году.

Проектная (изыскательская) организация в соответствии с установленными ей показателями плана и заключенными договорами с заказчиками проектов разрабатывает развернутый годовой план, квартальные и месячные планы производственно-хозяйственной деятельности, которые утверждаются руководителем проектной (изыскательской) организации.

Руководство проектной (изыскательской) организации самостоятельно устанавливает для производственных подразделений института количественные и качественные показатели плана, обеспечивающие выполнение установленных плановых заданий с наивысшей экономической эффективностью. Установленные производственным подразделениям плановые задания должны быть взаимоувязаны. Изменение утвержденных производственным подразделениям плановых заданий может производиться руководством проектной (изыскательской) организации лишь в исключительных случаях с предварительным обсуждением этого вопроса с руководителем производственного подразделения. При этом одновременно должны вноситься необходимые изменения во все взаимосвязанные плановые показатели. Проектные (изыскательские) организации по разрешению своих вышестоящих организаций (министерств, ведомств СССР или советов министров союзных республик) могут принимать сверх установленного им плана (без ущерба для их выполнения) от государственных предприятий и организаций, а также от кооперативных организаций и колхозов заказы на выполнение проектных (изыскательских) работ для строительства по договорам при условии передачи проектной (изыскательской) организации государственными предприятиями и организациями соответствующего фонда заработной платы, а в случае выполнения заказа для кооперативных организаций и колхозов— при условии передачи проектной (изыскательской) организации советом министров союзной республики соответствующего фонда заработной платы.

Проектная (изыскательская) организация имеет право своими силами выполнять проектно-сметную документацию для собственного строительства и капитального ремонта или поручать эту работу по договору другим проектным (изыскательским) организациям. В этом случае утверждение проектно-сметной документации производится в установленном порядке.

Проектные организации несут полную ответственность за качество разрабатываемых ими проектов и смет, правильное определение сметной стоимости строительства, за своевременную выдачу проектно-сметной документации, максимальное использование типовых проектов и типовых решений и за соблюдение всех остальных условий договора, заключенного проектной организацией с заказчиком проекта.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ В ПРОЕКТНОМ ИНСТИТУТЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ, ИХ СОСТАВ

Накопленный опыт по организации планирования в проектных институтах страны создал необходимые предпосылки для дальнейшего совершенствования плановой работы внутри проектного института. В недавнем прошлом система планирования и учета объемов работ и выработка на одного работающего обосновывались преимущественно на стоимостных показателях без достаточного учета структуры и сроков выполнения работ.

Совершенствование системы внутреннего планирования заключается в номенклатурном планировании согласно технологическим графикам производствапроектных работ. Выпуск комплексных проектов, в разработке которых принимают участие изыскательские подразделения, ведущие и смежные (специализированные) проектные подразделения и подсобные производственные службы, имеет сложную технологию, поэтому правильное распределение работ в тематическом плане и по структурным подразделениям, обеспечение последних ритмичной работой и своевременное наращивание их мощности являются одним из важных условий стабильности работы проектного института.

На основании утвержденных вышестоящими организациями общих объемов проектно-изыскательских работ, основных показателей, титульных списков проектно-изыскательских работ и поступивших от застройщиков заказов на проектные и изыскательские работы проектные организации разрабатывают свои годовые тематические планы проектно-изыскательских работ по форме (табл. II.2), установленной Госпланом СССР.

Объемы проектно-изыскательских работ на строительство текущего года, включаемые в тематический план, определяют на основании титульных списков капитального строительства, которые передают заказчики проектным институтам, . предварительно согласовав их с подрядными строительно-монтажными организациями.

Заказчики проектов при согласовании с ведущей проектной организацией-исполнителем предусматривают во внутрипостроечных титульных списках на каждый объект строительства средства, необходимые для оплаты проектно-изыскательских работ, включаемых проектным институтом в тематический план работы. При этом финансирующий банк может оплачивать проектным институтам за выполненные проектно-изыскательские работы только в пределах объемов работ, предусмотренных для этой цели во виутршгастроечных титульных списках на планируемый год, и в пределах лимитов на проектно-изыскательские работы, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1981 года № 312 «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-смотного дела», решения о проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений должны приниматься, исходисхем развития и размещения соответствующих отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам. В титульные списки проектирования будущих лет включаются разработка проекта со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами, а также рабочий проект со сводным сметным расчетом. Тематический план является основным документом всей производственной деятельности проектного института. В него включают следующие проектные и изыскательские работы, подлежащие выполнению проектным институтом в планируемом году, независимо от источников их финансирования: 1. Проектно-изыскательские работы для строительства текущего года; 2. Проектно-изыскательские работы для строительства будущих лет; 3. Работы, подлежащие выполнению за счет государственного бюджета, к которым относятся: а) разработка типовых проектов, б) проведение исследовательских, проектных и экспериментальных работ, связанных с внедрением в строительство новой техники, в) разработка общесоюзных норм, технических условий и инструкций по изысканиям, проектированию и строительству, г) изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства, д) составление проектов районной планировки, проектов планировки н застройки населенных мест, е) составление схем и других материалов по развитию отдельных отраслей народного хозяйства; 4. Проектно-изыскательские работы, оплачиваемые заказчиками за счет основной деятельности предприятий и организаций.

В тематическом плане должны быть выделены объекты и объемы проектных и изыскательских работ по заказчикам. В него может быть включено проектирование объектов строительства будущих лет при условии, если эти объекты числятся в утвержденных установленным порядком титульных списках проектирования будущих лет. Включают также проектно-изыскательские работы, финансируемые из государственного бюджета. Заказчиками этих работ являются вышестоящие организации, которым подчинены проектные институты. В связи с тем, что работы, выполняемые за счет государственного бюджета, имеют важное народнохозяйственное значение в развитии технического прогресса, ведущим проектным институтам, имеющим высококвалифицированных специалистов, включают в тематические планы разработку проектов планов типового проектирования, проведения исследовательских, проектных и экспериментальных работ, связанных с внедрением в строительство новой техники, разработку общесоюзных норм, технических условий и инструкций по изысканиям, проектированию и строительству, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства, составление схем развития отраслей народного хозяйства.

По заказам предприятий или строительно-монтажных организаций и др. в тематический план соответствующих проектных институтов включают проектирование нестандартизироваиного технологического оборудования. В тематическом плане должны быть также внесены проектно-изыскательские работы по заказам предприятий и организаций, финансируемые за счет средств основной деятельности этих предприятий и организаций. Все заказы на проектно-изыскательские работы независимо от источников финансирования должны направляться проектным организациям — генеральным проектировщикам. В тематические планы включают, как правило, только те объекты, на которые имеются необходимые исходные данные для проектирования и финансирования.

Возросшие темпы и масштабы проектных и изыскательских работ требуют оперативного планирования работы в проектных институтах. В задачи оперативного планирования входит: своевременное доведение плана проектных и изыскательских работ до каждого структурного подразделения (отдела, бригады, группы, исполнителя); обеспечение исполнителей необходимыми качественными исходными данными до начала проектирования; увязка сроков начала и окончания работ между смежными структурными подразделениями. Главным организующим документом оперативного планирования является сетевой график выполнения проектных и изыскательских работ по объектам, включаемым в тематический план института. Сетевой график работ способствует своевременному выполнению плановых заданий в структурных подразделениям и подготовки главными архитекторами (инженерами) проектов совместно со службами оперативного планирования необходимых данных для выполнения работ в установленные графиками сроки.

В связи с, тем, что годовой график производственной деятельности института, имеющий большое число позиций в тематическом плане работы, сложен и громоздок, в институте разрабатывают технологические графики (сетевые, линейные) по отдельным сложным (крупным) комплексам, которые отражают весь технологический цикл. По объектам средней и малой сложности составляют сводные графики по заказчикам. Эти графики увязывают между псом и смежными структурными подразделениями.

Общий график по институту составляется в двух видах: по срокам выдачи законченной проектно-сметной документации и по загрузке структурных подразделений. На основании этих графиков составляют квартальные графики. Важным фактором в своевременном изготовлении проектно-сметной документации является систематический контроль главного архитектора (инженера) проектов за выполнением структурными подразделениями заданий по выполнению объемов проектных и изыскательских работ по номенклатуре, в целом по объекту или этапам работ, а также соблюдению сроков, установленных оперативными планами ц технологическими графиками. С этой целью ежемесячно на производственных совещаниях структурных подразделений проводят отчеты главных архитекторов (инженеров) проектов, руководителей секторов и групп, которые докладывают о результатах работы каждого исполнителя за истекший месяц, а также и руководителя работы структурного подразделения в целом. Итоги выполнения квартальных планов проектных и изыскательских работ в целом но институту обсуждают на производственных собраниях института. Особенность оперативного плана состоит в том, что он служит творческим документом, подкрепленным организационно-техническими мероприятиями, в составлении которых принимает участие широкий круг актива работников института. В институтах важное внимание должно уделяться планированию работ, выполняемых вспомогательными и подсобными производственными подразделениями, отделом издания и выпуска проектов, сектором инженерно-вычислительных работ и др.

ПЛАНЫ РАБОТ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Структурные подразделения института разрабатывают для себя годовой план проектно-изыскательских работ по форме тематического плана, который утверждает директор (главный архитектор или инженер) института. План работы структурных подразделений составляют с разбивкой по кварталам, а планы по основным показателям — по кварталам с разбивкой их по месяцам. Утвержденные руководством института квартальные планы структурных подразделений доводят до каждой бригады, группы и исполнителя.

Согласно квартальным планам руководители структурных подразделений своевременно (при необходимости) оперативно комплектуют бригады, группы соответствующими специалистами с учетом выполнения работ по отдельным стадиям проектирования. При разработке сложных проектов разрабатывают внутренний график выполнения квартального плана. Руководители бригад и групп в свою очередь выдают каждому исполнителю наряд-задание с указанием физических объемов работ и конкретных сроков их выполнения.

Описанная система планирования проектных работ в институтах позволяет довести тематический план проектного института непосредственно до каждого исполнителя и дает возможность своевременно провести подготовительные работы — определить возможности применения типовых проектов или повторного применения проектов, получить задания от смежных структурных подразделений и т. д.

Одним из основных факторов, обеспечивающим последовательную работу проектной организации, являются сетевые графики ял и технологические графики выполнения проектов по каждому объекту, в которых увязаны последовательность и сроки обмена необходимыми заданиями между структурными подразделениями. Для примера рассмотрим схему технологической последовательности выполнения проектных работ комплексного объекта, состоящих из четырех этапов: организационный, или подготовительный; разработки основных положений и определение объема проекта; работы над проектом в структурных подразделениях и оформление проекта к выдаче заказчику; согласования с заинтересованными организациями и утверждение проекта.

Первый этап. Издается приказ директора института о назначении главного архитектора (инженера) проекта. Подбираются и изучаются аналогичные проекты и другие материалы, необходимые при проектировании. Главный архитектор (инженер) проекта с группой проектировщиков изучает местность предполагаемого строительства, условия расположения проектируемого объекта на местности, главный архитектор (инженер) проекта получает задание на проектирование (в разработке которого он участвовал), утвержденное в должном порядке, выдает задание изыскателям на выполнение изыскательских работ, а производственным подразделениям— на определение объемов проектно-изыскательских работ для определения стоимости выполнения этих работ.

Второй этап. Главный архитектор (инженер) проекта совместно со структурным подразделением и производственными подразделениями обсуждают и принимают решения по основным положениям проекта, о возможности применения типовых или повторно-применяемых экономичных проектов на отдельные здания или сооружения. Затем главный архитектор (инженер) проекта вместе с главными специалистами технического отдела разрабатывает «Основные положения на разработку технического (техно-рабочего) проекта», в которых должны быть решены: состав предприятия (титул) по основному производству, компоновочные решения технологии производства в основных зданиях по заданной программе, численность работников основного производства и вспомогательных рабочих, размер площадей вспомогательного производства, схема генерального плана с размещением объектов согласно титулу, условия обеспечения предприятия водой, теплом, паром, газом, транспортом, жильем н культурно-бытовыми объектами, укругшснпо определяют технико-экономические показатели. Основные положения обсуждают на техническом совете проектного института и после утверждения направляются в структурные подразделения, участвующие в разработке данного проекта. Затем определяется стоимость проектно-изыскательских работ, заключается договор с заказчиком на разработку проекта, составляется технологический график выполнения проектных работ с увязкой сроков выполнения частей проекта всех структурных подразделений.

Третий этап. На этом этапе разработки проекта производственные структурные подразделения изучают задание и основные положения на проектирование, выбирают технически передовые и экономически эффективные варианты при решении соответствующих частей проекта; устанавливают возможность применения типовых проектов пли отдельных типовых решений. В результате разработок своих частей проекта производственными структурными подразделениями получается готовый полный проект. После чего производственные структурные подразделения составляют пояснительную записку на свою часть проекта. Главный архитектор (инженер) проекта окончательно просматривает разработанные части проекта, составляет общую пояснительную записку и сдает полный комплект проекта на размножение и оформление к сдаче заказчику.

Четвертый этап. Проектно-сметная документация согласовывается с подрядной строительной организацией и другими заинтересованными организациями, после чего проект защищают в органах экспертизы и в утверждающей инстанции, вносят необходимые исправления по замечаниям экспертизы и утверждающей инстанции в назначенные сроки.

Приведенная схема технологии проектирования комплексных объектов используется проектными институтами в различных отраслях народного хозяйства. Технологический график выполнения проектных работ по каждому объекту разрабатывает главный архитектор (инженер) проекта и согласовывает его со всеми заинтересованными структурными подразделениями проектного института. Наличие технологического графика по каждому проектируемому объекту дисциплинирует работу над проектом.

Наши рекомендации