Структура затрат на создание ПО.
АНО «ООВО» «УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»
КАФЕДРА БИЗНЕС ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ДИСЦИПЛИНА
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ»
Симферополь - 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Тема 1. Цель, задачи и предмет курса «Профессиональные компьютерные программы». Междисциплинарные связи. 4
1.1. Введение: 4
1.2. Цель, задачи и предмет дисциплины.. 4
1.3. Междисциплинарные связи. 4
2..... Тема 2. Информационные системы и технологии, их роль в управлении экономикой 5
2.1. Место ЭИС в структуре управления. 5
2.2. Цели, задачи и принципы создания ИС.. 7
2.3. Структура затрат на создание ПО. 9
3..... Тема 3. Информационная экономика, переход к информационному обществу 11
3.1. Характерные черты информационного общества. 11
3.2. Информационная культура. 12
3.3. Роль государства в формировании информационного общества. 12
3.4. Противоречие между информационным потенциалом и возможностью им воспользоваться 13
4. Тема 4. Информационная служба и ее место в организационной структуре предприятия. 15
4.1. Принципы информатизации деятельности предприятия. Анализ и моделирование ИС, причины неадекватности модели. 15
4.2. Сфера деятельности информационного менеджера. 16
4.3. Функции менеджмента на этапах жизненного цикла информационного ресурса. 17
5..... Тема 5. Экономическая информация и информационное обеспечение ЭИС 18
5.1. Экономическая информация и её аспекты.. 18
5.2. Информационное обеспечение ЭИС, его структура. 21
5.3. Средства организации и ведения информационной базы.. 22
5.4. Средства защиты информации при передаче по сети. 23
6..... Тема 6. Организация информационной базы системы. 27
6.1. Стратегии создания информационной базы ИС.. 27
6.2. Конфигурация объектов информационной базы типовой ИС.. 28
6.3. Структурные связи ИО.. 28
7..... Тема 7. Создание и функционирование информационных систем. 34
План: 34
7.1. Модели жизненного цикла ЭИС.. 34
7.2. Стадии жизненного цикла ЭИС в соответствие со стандартами РФ... 36
8..... Тема 8. Базовые стандарты управления. 37
8.1. Управление календарным планированием (Master Planning Scheduling- MPS) 37
8.2. Основные логистические концепции/технологии Содержание концепций. Стандарты КИС 39
8.3. Системы класса CSRP. 1990г. 44
9. Тема 9. Непрерывная поставка и поддержка жизненного цикла продукта (Continious Acquisition and Life Cycle Support - CALS). 46
9.1. Причины и предпосылки появления технологии CALS. 46
9.2. Основные концепции CALS, эффективность применения CALS. 46
9.3. География распространения CALS технологии. Примеры реализации CALS за рубежом.. 49
CALS-технологиях в России. 49
10... Тема 10. Виртуальные предприятия, Интранет портал. 51
10.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ВП) 51
КЛАССЫ.. 51
Организационные формы виртуального предприятия. 53
10.2. «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ» И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВП.. 54
10.3. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.. 55
11... Тема 11. Повышение эффективности труда за счет информационных технологий. 58
11.1. Информационные технологии в управлении персоналом и информационное общество. 58
11.2. Факторы повышения эффективности труда. 59
11.3. Корпоративная культура. 61
12... Тема 12. Информационные системы учета и аудита. 62
Цель: Познакомить студентов с типовой схемой обработки бухгалтерской информации. 62
1. Классификация моделей ИСУ.. 62
2. Типовая схема обработки финансово экономической информации в рамках ИСУ.. 63
3. Типовая структура комплексной бухгалтерской информационной системы предприятия 63
4. Критерии эффективности от создания ИСУ.. 64
13... Тема 13. Документация на разработку информационных систем. 69
Цель: Познакомить студентов с основными понятиями структурного, технического и рабочего проектирования информационных систем. Документация на систему. 69
План: 69
14... Литература: 75
1.... Тема 1. Цель, задачи и предмет курса «Профессиональные компьютерные программы». Междисциплинарные связи.
1.1. Введение:
1.2. Цель, задачи и предмет дисциплины..
1.3. Междисциплинарные связи.
2.... Тема 2. Информационные системы и технологии, их роль в управлении экономикой
2.1. Место ЭИС в структуре управления.
2.2. Цели, задачи и принципы создания ИС..
Структура затрат на создание ПО.
3.... Тема 3. Информационная экономика, переход к информационному обществу
Характерные черты информационного общества.
3.2. Информационная культура.
3.3. Роль государства в формировании информационного общества.
Основные логистические концепции/технологии Содержание концепций. Стандарты КИС
Системы класса CSRP. 1990г.
Тема 9. Непрерывная поставка и поддержка жизненного цикла продукта (Continious Acquisition and Life Cycle Support - CALS).
9.1. Причины и предпосылки появления технологии CALS.
9.2. Основные концепции CALS, эффективность применения CALS.
9.3. География распространения CALS технологии. Примеры реализации CALS за рубежом..
CALS-технологиях в России.
10... Тема 10. Виртуальные предприятия, Интранет портал.
Введение
1.2. Цель, задачи и предмет дисциплины
1.3. Междисциплинарные связи
1.1. Введение:
Дисциплина «Профессиональные компьютерные программы» является одной из дисциплин профиля вариативной части математического цикла.
Для изучения дисциплины необходимы знания по основам управления, экономики, экономического планирования, основы информатики и экономической информатики, теории бухгалтерского учета и аудита; бухгалтерского учета коммерческих организаций и физических лиц; налогового режима; бухгалтерского финансового учёта и отчётности; бюджетной системы РФ; организации и методике бухгалтерского учета и аудита и др.
1.2. Цель, задачи и предмет дисциплины
Целью преподавания учебной дисциплины " Профессиональные компьютерные программы" является формирование у студентов информации о подходах к разработке компьютерной программы в области экономики; современные прикладные компьютерные программы, инструментальные средства программирования; жизненный цикл программного обеспечения; методику оценивания качества программного обеспечения.
Задачи дисциплины: Основными задачами изучения дисциплины «Профессиональные компьютерные программы» есть изучение теоретических основ программирования, методов разработки алгоритмов и программ и их усовершенствования, применение современных прикладных компьютерных программ, освоить теоретические положения, терминологию по дисциплине, практические методы и последовательность работ по созданию проекта ИС и Т предприятия, информационной базы данных, технической документации проекта.
Предметом дисциплины являются Профессиональные компьютерные программы на предприятии, обеспечивающие субъект управления (менеджмент) информацией необходимой для принятия решения по управлению экономическим объектом.
Дисциплина «Профессиональные компьютерные программы» предусмотрена учебным планом подготовки бакалавров из экономики и предпринимательства, она является профилирующей для специальностей 38.03.01 Финансы и кредит, 38.03.01 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 38.03.01 Экономика предприятий и организаций, 38.03.03 Управление персоналом
1.3. Междисциплинарные связи
Данный курс самым тесным образом связанный с такими дисциплинами как "Экономика", «Экономическая информатика», «Информационные системы и технологии в экономике», «Экономическая кибернетика», «Высшая математика», «Теория вероятности». Также она базируется на таких профессионально ориентированных дисциплинах, как «Информационные системы и технологии», «Программирование процедур обработки экономической информации», «Компьютерные сети», «Проектирования баз и хранилищ данных», «Математические методы и модели».
Учебный план: Лекций (дневное/Заочное) 26/ 6час. Практика 26/8час. Зачет
2. Тема 2. Информационные системы и технологии, их роль в управлении экономикой
Введение
Компоненты ИС.
Заключение
Литература:
1.Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник – 4-е издание / А. А. Козырев – С-Пб.: Издательство Михайлова В. А., 2010. – 455 с.
2.Петров В.Н. Информационные системы. —СПб, Изд-во "Питер", 2007
3.Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Автоматизация аудита. — "ЮНИТИ" 1999
Введение
Предметом дисциплины являются Профессиональные компьютерные программы на предприятии, обеспечивающие субъект управления (менеджмент) информацией необходимой для принятия решения по управлению экономическим объектом.
Цель дисциплины "Профессиональные компьютерные программы" — дать студентам основные методы создания информационных систем (ИС) управления, со средствами автоматизации проектных работ, познакомить студента с современными информационными технологиями, применяемыми на предприятиях.
Задачи дисциплины: освоить теоретические положения, терминологию по дисциплине, практические методы и последовательность работ по созданию проекта ИС и Т предприятия, информационной базы данных, технической документации проекта.
Учебный план: Лекций (дневное/Заочное) 26/ 6час. Практика 26/8час. Зачет
Понятие ИС и ИТ.
· Информационные технологии (ИТ)- совокупность инструментальных компьютерных средств и сервисов для обработки информации
· Информационные системы (ИС) – совокупность инструментальных компьютерных средств и сервисов плюс персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах поставленной цели и поиска оптимального решения. Таким образом ИС=ИТ+персонал
· Три основные направления информационных технологий при создания ИС:
1) 1. Расчеты на базе ПК и систем, интеллектуального интерфейса пользователя ПК;
2) 2. Использование БД, систем искусственного интеллекта, экспертных систем и Баз 3наний;
3) 3. Применение сетей передачи данных и систем обработки информации в WEB среде.
· Основные элементы ИС:
1) Экономическийе объекты – люди, материальные ценности, модели, события или факты, о которые могут быть собраны данные, модели обработки данных.
1)
2) Предм.етная область – это определенная какими-либо признаками совокупность объектов (все знания о процесс, проблему, организацию, систему и др.).
3) Экономические ИС – это человеко-машинные системы, которые собирают, нагромождаютнакапливают, сохраняют, обрабатывают и выдают по запросу или заказам информацию в виде данных и знаемыний для управления экономическим объектом.
4) ЛПР – лицо принимающее решение, специалист, который управляет экономическим объектом.
5) Пользователь ИС – лицо, которое принимает участие в функционировании предметной области или применяет результаты ее функционирования.
Ориентация на пользователя
Возможность декомпозиции ИС. ДЕКОМПОЗИЦИЯ – процесс деления систем на элементы, которые принимаются как неделимые объекты. Цель декомпозиции - раздел системы на простейший части уменьшая сложность системы, мы обеспечиваем условия для анализа и синтеза компонент, для проектирования, построения систем управления.
При декомпозиции могут применяться разные способы, методы и признаки деления системы. Деление может иметь материальную, функциональную, алгоритмическую и другие основы.
Декомпозиция - конечный процесс, так как деление происходит к создания объектов, которые принимаются за неделимые.
Таблица 2.
2.1.
Типовые проектные решения
3) Программные продукты, созданные на заказ и ориентированные на выполнение, как правило, больших задач согласно заключённому контракту (системы управления транспортом, воздушными перевозками, бизнес процессами).
Важным отличием между этими типами программ является то, что спецификация требований в случае общих ПП разрабатывается компанией -производителем, во втором случае – заказчиком ПП.
Стадии жизненного цикла ИС
В соответствие с ГОСТ 34.601-90 определены такие стадии и трудоёмкость ЖЦ ИС:
Стадия жизненного цикла | % |
1. Формирование требований к информационной системе, разработка концепций | |
2. Техническое задание | |
3. Технический проект | |
4. Рабочий проект | |
5. Рабочая документация | |
6. Введение в эксплуатацию | |
7. Сопровождение и модификация ИС | |
8. Утилизация ИС |
Примечание: Допускается объединять отдельные стадии, например, 4 и 5 стадии для простых систем
Выводы
Информационные системы и технологии на сегодня являются движущей силой технического прогресса и мощным инструментом эффективного управления экономическими объектами. Вместе с тем, создание или выбор при приобретении эффективных ИС представляет собой сложную задачу и требует глубоких знаний, как в части предмета управления и его бизнес процессов, так и в части современных ИТ.
Введение
Информационное общество характеризуется тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут быстрыми темпами, становятся источником новых рабочих мест, доминируют в экономическом развитии.
Информационная культура
Эти причины породили чрезвычайно парадоксальную ситуацию — в мире накопленный огромный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в результате ограниченности своих возможностей.
Выводы
Информационная служба в структуре предприятия приняла формы и назначение соответствующее информационному обществу и информационной экономике. Возглавляет эту службу ИТ директор со значимыми функциями, а, главное ПОЛНОМОЧИЯМИ, что позволяет ему инициировать и диктовать информационную политику.
Защита информации в ЭИС
Введение
Компьютерные информационные системы создают реальные предпосылки для полной информированности о системе, т.е. достижении энтропии равной нулю. (Интернет уже сегодня зачастую предоставляет информацию об объекте более полную чем совокупность бумажных источников и, главное, гораздо быстрее и дешевле)
Свойства информации
· Информация не может возникнуть из ничего. Информация заключается в специальных сигналах — знаках, символах и проч., ее можно, получить, записать, передать, стереть.
· Информация сама по себе не материальна, но ее носители материальны. Но при этом наблюдается независимость информации от ее носителя,
· При передаче информации из одной системы в другую количествоее в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно, как правило, увеличивается.
Информация о любом материальном объекте может быть получена путем:
· наблюдения,
· наглядного или вычислительного эксперимента
· путем логического вывода.
Информацию делят на:
· до опытную, или априорную,
· послеопытную, или апостериорную, полученную в результате проведенного эксперимента.
Информация не аддитивна, т.е. отдельные сведения получаемые из одного или от разных источников в памяти человека (получателя) арифметически не складываются.
Информация является некоммутативной, т.е. получаемые человеком или получателем сведения невозможно переставить местами
Под полнотой информации понимается то её количество, которого достаточно для выработки эффективного решения.
Под актуальностью информации следует понимать её важность или необходимость на момент поступления
Информацияимеет свойство относительности (субъективной ценности) и подразумевает её нужность для конкретного лица, принимающего решение.
Количество информации
Статистический подход измерения количества информации - мера неопределенности состояния системы, снимаемой при получении информации, т.н. энтропия системы. При получении информации уменьшается неопределенность системы - энтропия. При энтропии, равной нулю, о системе имеется полная информация, и наблюдателю она представляется целиком упорядоченной. Компьютерные информационные системы (Интернет) создают реальные предпосылки для полной информированности о системе, т.е. достижении энтропии равной нулю.
Семантический подход в определении количества информации - смысловое содержание информации
Наибольшее признание получила тезаурусная мера измерения смыслового содержания информации (Ю.И.Шнейдер)
Если индивидуальный тезаурус потребителя SП отражает его знания о данном предмете, то количество смысловой информации Ic , содержащееся в некотором сообщении, можно оценить степенью изменения этого тезауруса, произошедшего под воздействием данного сообщения.
Например, если индивидуальный тезаурус получателя информации в данном предмете близок к нулю, то в этом случае количество воспринятой информации равно нулю (прослушивание сообщения на неизвестном, иностранном языке). Количество семантической информации в сообщении также будет рано нулю, если пользователь абсолютно все знает о предмете, т.е. его тезаурус и сообщение не дают ему ничего нового, рис. 1.1.
IС количество информации извлекаемое из сообщения
ICmax
SП тезаурус пользователя
Рис.5.1. Зависимость количества полученной информации от тезауруса пользователя
Тезаурусный метод подтверждает тезис о том, что информация обладает свойством относительности, и имеет, таким образом, относительную, субъективную ценность.
Прагматический подход в определении количества информации -определяет количество информации как меру, способствующую достижению поставленной цели (А.А.Харкевич). Мера ценности информации рассматривается, как приращение вероятности достижения цели.
PП= PI -P0 ,где
P0 вероятность достижения цели до получения информации
PIвероятность достижения цели после получения информации
Понятие экономической информации:
Экономическими процессами являются: производство, обмен и потребление материальных благ
Экономическая информация характеризует экономический процесс т.е. производственные отношения в обществе через систему натуральных, трудовых и стоимостных показателей.
Особенности экономической информации:
Зависимость и неотделимость от объекта управления.
Дискретность и необходимость представления в числовой форме
Преобладание операций по выполнению различных расчётов и их относительная простота при обеспечении высокой точности результатов вычислений
Массовость первичных данных и необходимость выполнения значительного количества расчетов для их обработки.
Непрерывность поступления информации. Специфической особенностью экономической информации в условиях производства, является ее непрерывное поступление в течение периода (производственного цикла).
Необходимость документального оформления и своевременность представления.
Необходимость накопления и продолжительного хранения для возможности сопоставления и анализа
Классификация экономической информации
По стадиям возникновения: первичная и производная информация
Отношение к данной управляющей системе:
· сообщения входные,
· внутренние
· выходные
Признак времени:
· перспективные (плановая, прогнозная)
· ретроспективная (учетная)
По стабильности экономическая информация делится на
· постоянную,
· условно-постоянную
· переменную
Поформе представления (алфавитно-цифровая, графическая, мултимедийная)
Требования к экономической информации.
Достоверность - определяет допустимый уровень искажений, как поступающей, так и результирующей информации, при котором сохраняется эффективность системы, может быть измерена, как отношение допущенных ошибок в суммовом выражении к объёму обработанной информации в течение отчетного периода
Точность - обеспечивает однозначное восприятие информации всеми потребителями, в обеспечении максимальной прозрачности системы, использовании общепринятых стандартов документов и сообщений
Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях и выражается в допустимых сроках и интервалах компьютерной обработки данных. Например, индекс Доу -Джонса должен выдаваться потребителям с максимальной задержкой 1,5-2 минуты.
Особенности ИО ИС
· Основу ИО составляют ценные бумаги, отражающие право собственности, поэтому они должны иметь повышенную степень защиты
· Большинство ЦБ имеет именной характер, что должно находить отражение в организации технических носителей информации (электронная подпись)
· В операциях с ценными бумагами большое значение имеет фактор времени, что требует от технических носителей наличия соответствующих реквизитов с точностью до секунды
· Требование анализа финансовых данных диктует отображение их в графическом виде в динамике, в сравнительном аспекте
· Отображения и передачи данных согласно международным стандартам
· Состав информационного обеспечения ИС
o Нормативные данные
§ Ставки налоговых отчислений, Налоговые льготы
§ Правила лицензирования
§ Таможенные правила
o Плановые документы
§ Бюджет
§ Бизнес план
§ Плановые финансовые показатели
§ План отчетности
o Оперативные данные (приход, расход, изменение состояния счетов, покупка, продажа )
Шифрование информации
Степень защищенности информации зависит не только от алгоритма шифрования, но и от длины ключа, измеряемой в битах.
Два вида алгоритмов шифрования:
· симметричные. В алгоритмах этого вида и для шифрования, и для дешифрования информации применяется один и тот же секретный ключ, известный и отправителю, и получателю информации;
· асимметричные. Алгоритмы этого вида используют два ключа: один — для шифрования, другой — для дешифрования сообщения. Один из таких ключей является закрытым (секретным), другой — открытым (общедоступным).
Алгоритм применения ЭЦП
генерируется пара ключей открытый и закрытый;
1. открытый ключ передается заинтересованной стороне (получателю документов, подписанных стороной, сгенерировавшей ключи);
2. отправитель сообщения шифрует его своим закрытым ключом и передает получателю по каналам связи;
3. получатель дешифрует сообщение открытым ключом отправителя.
Центры сертификации
Сертификаты служат для подтверждения того факта, что данный открытый ключ принадлежит конкретному лицу и никому другому. Это необходимо для предотвращения попыток мошенничества. (Нотаризация)
Сертификаты выдаются специальными компаниями (Центрами Сертификации) и подписываются ЭЦП этих компаний. Любой желающий может ознакомиться с сертификатом, выданным Центром Сертификации, и убедиться, что данный открытый ключ принадлежит именно тому лицу, которое в нем указано.
Естественно, что компания, являющаяся Центром Сертификации, должна иметь высокий авторитет, поскольку пользователи должны ей доверять.
Для получения сертификата заинтересованному лицу необходимо обратиться в Центр Сертификации и предоставить информацию о себе. Центр Сертификации осуществит проверку этой информации и, в случае ее достоверности, выдаст сертификат. Это платная услуга. Каждый Центр Сертификации устанавливает свои цены. Как правило, сертификат выдается на год с возможностью продления после оплаты очередного взноса.
Лица, обладающие сертификатами, могут заключать между собой сделки через Интернет, подписывая документы ЭЦП и не опасаясь отказа друг друга от обязательств по сделке.
Наиболее известными Центрами Сертификации являются компании VeriSign (www.verisign.com) и Thawte (www.thawte.com).
Алгоритм цифровой электронной подписи
· Отправитель (автор) документа:
· генерирует случайное большое число (или произведение больших чисел) Х - секретный ключ для подписывания
· вычисляет открытое число У=f(X) с помощью однонаправленной процедуры f(X), т.е. такой процедуры, что по У нельзя определить Х. Это число отправитель может представить для проверки подлинности своей цифровой подписи
· вычисляет под сообщением М свою цифровую подпись - ЦП при помощи известной процедуры Sign:
· ЦП=Sign(X,M),
· «замешивающей» содержание сообщения М с секретным числом Х так что по ЦП невозможно восстановить Х или подобрать другое сообщение М1 с такой же ЦП
·
Получатель документа (или арбитр в случае возникновения спора) может по документу М, цифровой подписи ЦП и числу У (вычисленному из данного Х) с помощью известной процедуры notary(Y,M, ЦП) однозначно заключить, что данная цифровая подпись ЦП могла быть вычислена только из данного документа М и с помощью того секретного числа Х, из которого получено число У, т.е. делать юридическое заключение о подлинности и авторстве документа(Рис 5.2)
Введение
Информационная деятельность предприятия требует структурированной информационной базы данных. Внемашинная база данных составляет основу для создания машинной структуры. Поэтому необходим тщательный анализ документооборота, информационных потоков, связей между информационными объектами, иерархию их, ответственных за подготовку. Описание документооборота предприятия ляжет в основу информационной базы
Структурные связи ИО
· Структурные связи ИО - характеризуются функциональными связями между ИО, отражающими потребность совместной обработки ИО. Другими словами это адресные ссылки от выбранной строки (экземпляра объекта) одной таблицы к соответствующей строке (строку) другой таблицы с целью выборки из последней дополнительной информации по выбранному объекту.
· ИО образуется совокупностью логически взаимосвязанных реквизитов, характеризующих некоторую сущность предметной области (например, Товар, Поставщик, Заказчик) Состав реквизитов ИО определяет его структуру. Каждый ИО с определенной структурой образует класс (вид) объекта, которому можно присвоить уникальное имя ТОВАР, ПОСТАВЩИК, ЗАКАЗЧИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, КАФЕДРА.
· Экземпляр ИОоднозначно идентифицируется значением Ключа ИО. "Описательные" (не ключевые) реквизиты функционально зависят от ключа, например НАИМЕНОВАНИЕ и ЦЕНА зависят от КОДА материала, каждому значению ключа соответствует единственное значение описательного реквизита
· Выявление информационных объектов (ИО) осуществляется легче всего на основании первичных документов и содержащихся в них показателей (агрегатов информации или составных единиц информации), например в документе Расходная накладная Рис.5.1. ТОВАР, СОТРУДНИК, ПОСТАВЩИК, ЗАКАЗЧИК в следующей очередности:
· определение состава реквизитов и документов, подлежащих хранению в БД, а также форм этих документов
· установление функциональных зависимостей между ключевыми реквизитами и реквизитами основаниями выделенных экономических показателей - объектов
· образование информационных объектов: путем группирования описательных реквизитов, одинаково зависимых от одного признака – ключа. Необходимо учесть, что одинаковые информационные объекты встречаются в разных документах (например ПОСТАВЩИК, ЗАКАЗЧИК встречается в накладной и в платежном поручении, и в СЧЕТЕ ), пример информационных объектов выявленных из товаро - транспортной накладной в таблицах 5.1, 5.2. Логическая структура базы данных изображена в Табл.5.3, а Информационно - логическая модель данных обеспечения решения задачи «Учёт готовой продукции» изображена в Табл.5.4. В этой таблице также показаны иерархические уровни подчиненности структур данных согласно канонической модели данных.
· в первом приближении у нас должно получиться в БД столько таблиц сколько информационных объектов, конечно, это нерационально, поэтому начинаем объединять ИО по признаку подчиненности между ИО (например заголовок документа и многострочная часть, складская карточка и материально ответственное лицо)
· теперь уже можно устанавливать связи между таблицами БД, для этого порой необходимо в таблицы добавлять вторичные ключи для связи с главными таблицами у которых эти ключи являются первичными.
· определяем индекс уровня, т.е. иерархию ИО.
· графическое представление ИЛМ завершает процесс проектирования Базы данных
· заполняем нашу вновь созданную структуру данными контрольного примера, конечно, нас ждет множество уточнений в части состава ИО, связей между ИО, соответствия канонической модели.
Рис.5.1.
Таблица 5.1
№№ | Наименование реквизита (ключевые реквизиты выделены) | Имя реквизита | Функциональ- ные зависимости | ИО |
1 | №Накладной Код ОКПО Номер договора Сумма отгрузки Дата отгрузки Код товара Наименов товара Единица измерения Кол-во отгружено Наимен. Заказчика Адрес заказчика Р/С заказчика Банк заказчика Наимен. Поставщика Адрес поставщика Р/С поставщика Банк поставщика Код поставщика Рег.№ отгрузки | РН КЗКЗ НДОГ СМОТГР ДОТГР КТОВ НТОВ ЕИ КЛОТГР НЗКЗ АЗКЗ РСЗКЗ БЗКЗ НПСТ АПСТ РСПСТ БПСТ КПСТ РГНОМ | РН ЗАКАЗЧИК ТОВАР ПОСТАВ-ЩИК ОТГРУ ЗКА |
Таблица 5.2
Реквизиты информацион –ного объекта (ИО) | Признак реквизита: Ключ, Описательный | Имя информпационного объекта | Название информацион ного объекта | Семантика (описание) информацион ного объекта |
· РН | Первичный, уникальный ключ | · РН | РАСХОДНАЯ НАЯ НАКЛАДНАЯ | Общие сведения о РН |
КЗКЗ | Вторичный ключ | |||
НДОГ | Вторичный ключ | |||
СМОТГР | Описательный | |||
ДОТГР | Описательный | |||
· КТОВ | Первичный, уникальный ключ | · ТОВАР | ТОВАР | Данные о товаре |
· НТОВ | Описательный | |||
ЕИ | Описательный | |||
· НЗКЗ | Первичный, уникальный ключ | · ЗАКАЗЧИК | ЗАКАЗЧИК | Сведения о заказчике |
АЗКЗ | Описательный | |||
РСЗКЗ | Описательный | |||
БЗКЗ | Описательный | |||
· НПСТ | Первичный, уникальный ключ | · ПОСТАВЩИК | ПОСТАВЩИК | Сведения о поставщике |
АПСТ | Описательный | |||
РСПСТ | Описательный | |||
БПСТ | Описательный | |||
· РГНОМ | Первичный, уникальный ключ | · ОТГРУЗКА | ОТГРУЗКА | Общие сведения об отгрузке |
НТТН | Вторичный ключ | |||
КТОВ | Вторичный ключ | |||
НТОВ | Описательный | |||
КЛОТГР | Описательный | |||
ЕИ | Описательный |
Выводы
При создании базы данных должны быть соблюдены основные принципы создания информационного обеспечения (ИО): целостность(согласованность данных), точность, доступность, достоверность, контроль, защита от н