Структура логистических затрат и отличительные особенности каждого вида затрат

Признаки классификации логистических издержек. Трансформация ресурсов предприятия в издержки.

Логистические издержки классифицируются на подгруппы по определенным признакам:

1)По способу отнесения к логистическим процессам

Прямые затраты логистической деятельности могут быть отнесены непосредственно на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель.

Косвенные затраты могут быть отнесены на носитель только с помощью вспомогательных расчетов.

2)По признаку управляемости

Управляемые издержки логистической деятельности – издержки которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения)

Нерегулируемые издержки – Издержки на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.

3)По решаемым задачам

Продуктивные затраты логистической деятельности – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.

Затраты на содержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.

Затраты на контроль – затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

4)По конкретным целям анализа затрат

Убыточные затраты - Затраты на работы которые не дают полезных результатов (простой, ожидание)

Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.

Частичные затраты – это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.

5)По способу получения данных

Фактические затраты логистической деятельности – затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов.

Нормальные затраты логистической деятельности – средние затраты, приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания.

Плановые затраты логистической деятельности – затраты, рассчитанные для определенного объекта и определенного перида при запланированной программе обслуживания и заданной технологии.

Структура логистических затрат и отличительные особенности каждого вида затрат

Логистические затраты — затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка), а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Затраты на заказ — это затраты на закупку партии продукции. Включают затраты на контроль наличия продукции, подготовку и передачу заказа, получение продукции, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламации, постановку на учет, оплату труда персонала.

Затраты хранения — затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

· затраты по содержанию складов;

· зарплата складского персонала;

· недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

· административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные затраты являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Себестоимость перевозок — выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте определяется как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы. За единицу транспортной работы принимаются: по перевозкам на автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, — 1 тонно-километр; по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, 1 автомобиле-час.

Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на:

· погрузку-разгрузку;

· транспортирование;

· ремонт и содержание автомобильных дорог;

· организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

· складское хранение груза;

· подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Затраты на закупки представляют собой стоимость самих запасов. Издержки, связанные с перебоями в снабжении потребителей (потери от дефицита):

· стоимость отслеживания отложенных заказов на продукцию, которой не оказалось в наличии на складе;

· затраты, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес потребителей;

· утраченные клиенты (как следствие — снижение объема сбыта);

· штрафы потребителям за несвоевременную поставку продукции;

· оплата простоев складского персонала;

· оплата сверхурочных часов;

· потери, связанные с увеличением стоимости продукции при ее замене;

· увеличение себестоимости продукции (потери за счет условно-постоянных расходов при невыполнении плана продаж);

· увеличение расходов на переналадку оборудования;

· расходы на уведомление заказчика.

Затраты замещения — величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без уменьшения объема выпуска продукции. Например, потеря тонны нефти потребует от предприятия соответствующего по калорийности количества дополнительного ресурса — его стоимость и составит затраты замещения этой тонны нефти.

Наши рекомендации