Традиционные технологии обучения
Все технологии следует разделять на традиционные и инновационные. Искусство проектирования образовательного процесса состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс между разными педагогическими технологиями.
К традиционным технологиям обучения относят:
1. Лекция
2. Лабораторный практикум.
3. Курсовое и дипломное проектирование, экспериментально-конструкторская работа.
4. Аудиторные практические занятия (семинары, консультации, индивидуальные занятия).
5. Внеаудиторные практические занятия (СРС; практика).
Традиционные технологии обучения направлены преимущественно на теоретическую подготовку:
1. Лекция. Функции: постановка и обоснование задач обучения, сообщение и усвоение новых знаний, умений и навыков, мотивирование студентов в дальнейшей учебной деятельности. Интегрирование данной дисциплины с другими, воспитание интереса к теоретическому анализу.
Дидактические элементы лекции:
а) Методика изложения лекционного материала
б) Совокупность предварительных данных студентов
в) Содержание и структура лекционного материала
г) Обратная связь с аудиторией
д) Учебная литература и технологические средства обучения.
На лекциях реализуется не только функция передачи знаний, но и функция развивающая, формирующая познавательную мотивацию через интерес к предмету.
2. Лабораторный практикум – направлен на понимание учащимися законов, явлений, на их экспериментальное закрепление, на развитие творческих способностей.
3. Семинар – форма занятий, обеспечивающая реальную практику мышления.
4. Самостоятельная аудиторная работа.
5. Самостоятельная внеаудиторная работа.
6. Консультации
7. Конференции
Формы обучения, направленные на практическую подготовку:
1. практические занятия
2. курсовое проектирование
3. лабораторные занятия.
4. дипломное проектирование
5. все виды практик.
Инновационные технологии обучения
Инновация (нововведение) – процесс создания, освоения, практической реализации педагогических научно-технических достижений. Применительно к педагогическим процессам инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.
Инновационная направленность формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств, созданию в вузе определенной инновационной среды.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях определяется рядом обстоятельств:
1) происходящие социально-экономические преобразования обусловили обновление системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса, кадрового состава;
2) усиление гуманизации содержания высшего образования, изменение объема и состава учебных дисциплин, введение новых специальностей и специализаций требует новых форм обучения; в данной ситуации возрастает роль и авторитет педагогического значения в преподавательской среде;
3) изменение отношения преподавателей к самому факту освоения педагогических новшеств. Инновационная деятельность приобретает все более избирательный, исследовательский характер;
4) вхождение вузов в рыночные отношения придают особую роль конкурентоспособности вузов и внутри них – профессорско-преподавательского состава.
К инновационным технологиям обучения относят:
1. Технология активного обучения
2. Дидактические или деловые игры
3. Модульное обучение
4. Проблемное обучение
5. Компьютерное обучение
6. Дистанционное обучение
Анализ структурных компонентов учебного процесса с точки зрения их инновационности означает:
1) выявление наличия или отсутствия в них новизны;
2) установление повторяемости известного с несущественными изменениями;
3) определение конкретно того, что уже известно;
4) обнаружение дополнения известного существенными признаками;
5) установление создания чего-то качественно нового.