Классификация педагогических технологий и их виды

Все технологии, прежде всего, следует разделять на традиционные и инновационные. Их мы будем рассматривать подробнее.

Единой классификации педагогических технологий нет. Рассмотрим наиболее важные и интересные из них. Одна из предлагаемых классификаций (по А.Я. Савельеву) такова:

1) по направленности действия;

2) по целям обучения;

3) по предметной среде, для которой разрабатывается эта технология;

4) по применяемым технологическим средствам;

5) по организации учебного процесса;

6) по методической задаче.

Существует несколько классификацийпедагогических технологий по различным признакам.

По уровню применения технологии бывают: общепедагогические, частнопредметные, локальные (модульные).

Общепедагогическая технология характеризуется целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определённой ступени обучения.

Частнопредметная – представляет собой совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, класса, одним учителем.

Локальная (модульная) используется в отдельных частях учебно-воспитательного процесса.

По типу учета психического развития человека технологии бывают: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические.

Биогенные технологии предполагают, что развитие психики определяется наследственным генетическим кодом, а внешняя среда лишь реализует наследственные данные.

Социогенные представляют личность как матрицу, на которой записываются социальный опыт человека, результаты обучения.

Психогенные считают, что результат развития определяется самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования.

Идеалистические предполагают нематериальное происхождение личности и её качеств.

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии делятся на информационные, операционные, саморазвития, эвристические, прикладные.

В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений и навыков (ЗУН).

Операционные – своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий (СУД).

Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ).

Эвристические – направлены на формирование творческого мышления и творческих способностей.

По характеру содержания и структуры технологии подразделяют на обучающие, воспитательные, светские, религиозные, общеобразовательные, профессиональные, гуманистические, технократические, моно- и поли- технологии, проникающие.

Остановимся на некоторых из них. Другие же подробнее рассмотрим позже.

В монотехнологиях весь учебный процесс строится на чем-то одном (на доминирующей идее, принципе, концепции).

Политехнологии (комплексные) комбинируются из элементов многих технологий.

Проникающие – когда элементы какой-либо технологии включаются в другую в качестве активизатора.

По организационным формам технологии бывают классно-урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, коллективных способов обучения, дифференцированного обучения. Большинство из них являются принципиально важными и будут рассмотрены ниже.

По подходу к обучаемому – авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно-ориентированные, гуманно-личностные.

Принципально-важная сторона в педагогической технологии – позиция обучаемого в образовательном процессе, отношение к нему со стороны преподавателей. Рассмотрим некоторые из них.

В авторитарных технологиях педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объектом. Эти технологии отличаются жёсткой организацией учебной (школьной, вузовской) жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнёрством в субъект-субъектных отношениях педагога и ученика. Учитель и обучаемый, находясь в сотрудничестве и сотворчестве, вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки.

Технологии свободного воспитания предоставляют учащемуся свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности.

Личностно-ориентированные – ставят в центр всей образовательной системы личность ученика, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий его развития, реализации природных потенциалов.

Гуманно-личностные отличаются психотерапевтической педагогикой. Они направлены на поддержку личности и помощь ей.

Технологии разделяются по применению для обучаемых с разными возможностями на массовые, компенсирующие, виктимологические, продвинутого образования для работы с одаренными детьми.

Массовая (традиционная) – это технология, ориентированная на усредненного ученика или студента.

Технология продвинутого образования предполагает углубленное изучение предметов и типична для гимназий, лицеев, специального обучения.

Компенсирующее обучение используется для педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, компенсации и т.п.

Виктимологические технологии опираются на специальную педагогику: сурдо-, орто-, тифло-, олигофрено- педагогика).

Технологии подразделяются по типу управления познавательной деятельностью: традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге), дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»), программированное (компьютерное, программное, система «консультант»). Их мы рассмотрим позже подробнее.

По типу взаимодействия педагога с обучаемыми технологии делятся:

o разомкнутое взаимодействие – неконтролируемая и некорректная деятельность учащихся;

o цикличное взаимодействие – предполагает контроль, самоконтроль, взаимоконтроль;

o рассеянное взаимодействие – фронтальное;

o направленное взаимодействие – индивидуализированное.

Воспроизведение технологии невозможно без её описания и анализа.

Различные типы технологий обучения не должны противоречить друг другу, а в идеальном случае должны сочетаться в целостном образовательном процессе.

Цели, на достижение которых направлена педагогическая деятельность, определяются преподавателем, исходя из особенностей личности обучаемого и целей обучения. Отсюда возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежит личностно-деятельностный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Выбор педагогических технологий в профессиональном образовании. Критерии и алгоритм выбора технологии обучения

Выбор технологии обучения один их важнейших и, в тоже время, наиболее трудных элементов педагогической технологии. Осуществляя его, надо исходить из того, что каждая технология ориентирована на определённый круг дидактических задач.

Необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать её сильные и слабые стороны. На этой основе следует выбирать оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определённому занятию.

В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Сама процедура выбора и механизм осуществления очень индивидуальны и вариативны.

Одни педагоги при выборе технологии обучения исходят из цели и результатов обучения. Другие – из содержания учебного материала и его возможностей. Третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. Некоторые при этом опираются на житейский опыт, аналогии, на интуицию. Кто-то соединяет опыт с анализом вариантов, используя известные педагогические принципы, законы и подходы.

Все успешные в своей работе преподаватели при выборе технологии обучения учитывают следующие критерии выбора технологии обучения:

· ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

· содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;

· уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;

· уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;

· возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;

· наличие оборудования и дидактических средств;

· лимит времени (продолжительность учебного занятия).

Рассмотрим примерные этапы принятия решений о выборе технологии обучения, то есть примерный алгоритм выбора (по В.И. Загвязинскому).

Этап Содержание педагогической технологии
Осознание или актуализация цели, общих задач, изучения курса, раздела, темы
Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оценивается по разным параметрам: o по уровню значимости: 1) мировоззренческий, 2) общенаучный, 2) межпредметный, 3) тематический, 4) локальный; o по характеру: теоретический или практический; o по уровню сложности: высокий, средний, низкий
Анализ учебных возможностей обучаемых: 1) уровень их знаний и умений, 2) характер накопленного опыта, 3) степень подготовленности, 4) степень интереса к изучению соответствующего материала
Определение конкретных задач занятия: образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определённый уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность).
Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения
Корректировка и конкретизация принятого решения с учётом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя

Для выбора технологий следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:

1) потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения освоения с их помощью тех или иных профессиональных умений;

2) функция учебной информации в педагогическом процессе: обучающая, контрольно-диагностическая;

3) целевое назначение учебной информации;

4) возможности обучаемых: уровень учебно-познавательной деятельности; уровень базовой подготовки по предмету;

5) возможности обучающего (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного процесса);

6) временные возможности.

Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.

1. Если цели изучения раздела или темы не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная технология обучения. Она включает в себя:

– внимательное слушание преподавателя;

– работу учащегося с учебником;

– наблюдение за изучаемыми объектами, явлениями;

– выполнение практических действий по подсказке преподавателя.

2. Если цель изучения раздела или темы – усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает

– учебно-познавательную деятельность, включающую в себя конспектирование учебного материала,

– выступления с докладом (сообщением),

– решение типовых задач, участие в дидактических играх.

3. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то следует выбрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием

– проблемного обучения,

– деловых игр, реального проектирования,

– разбора нетиповых производственных ситуаций.

4. Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности:

– ситуация затруднённых условий;

– групповое решение творческих задач;

– коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», синектика, метод морфологического анализа и синтеза технологических решений; функционально-стоимостный анализ; метод «ТРИЗ» – теория решений изобретательских задач и др.).

5. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии:

– автоматизированные обучающие системы;

– интерактивные программы;

– технологии мультимедиа;

– гипертекстовые технологии;

– телекоммуникационные проекты и др.

Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:

o структурирования учебной информации;

o предметности изучения;

o образовательной и психологической готовности учащихся;

o субъективности педагогических учебных действий;

o комплиментарности действий преподавателя и учащихся;

o синхронности учебного процесса;

o применения системы дидактических средств обучения.

Выбор технологии должен позволять получить наилучшие для данных условий учебно-воспитательные результаты за отведенное время. Каждая из технологий обучения ориентирована на решение определенного круга дидактических задач. Поэтому необходимо обоснованно и творчески подходить к оценке возможностей каждой технологии обучения, знать её сильные и слабые стороны, выбирать их оптимальное сочетание применительно к каждой дисциплине, к каждой теме учебного предмета и каждому конкретному занятию.

При этом нужно понимать, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Учащиеся должны принимать её на положительной мотивационной основе. Методы и средства учебной работы должны восприниматься обучаемыми как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи – приносить удовлетворение.

Наши рекомендации