В лихую годину испытаний

«Пришла беда – отворяй ворота»

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей канула в Лету, а слово «война» стало всеобъемлющим.

23 июня исполком районного Совета принял решение «О перестройке работы аппарата в организациях района в связи с мобилизацией» и обязал руководителей предприятий, учреждений и организаций принять все меры для быстрейшего проведения мобилизации и безусловному выполнению производственной программы.

В первые дни войны в трудовых коллективах прошли митинги и собрания, на которых ивдельчане в полной мере продемонстрировали свои патриотические чувства.

26 июня газета «Северная звезда» опубликовала заметку, подписанную Моревой, Зеленцовой и Глок, учителями школы – семилетки. «Мы, сотрудники Ивдельской неполной средней школы, во время объявления Отечественной войны решили, помимо своей специальности, овладеть специальностью медицинской сестры, чтобы в любую минуту быть готовыми оказать помощь Родине», - говорилось в открытом письме женщин-педагогов.

В одном из следующих номеров газета сообщила о резолюции, принятой 25 июня на производственном совещании старателей и бригадиров прииска Лангур:

- Совещание единогласно приняло решение удлинить рабочий день, вместо восьми часов работать десять часов. Привлекать к работе вторых, третьих членов семьи, дать стране больше золота.

На митингах и собраниях ивдельчане, нередко, заявляли о своем желании пойти на фронт добровольно. Так, более 140 сотрудников Ивдельлага подали рапорты о зачислении добровольцами в Красную Армию или народное ополчение. И за первые полгода войны в разные органы власти и общественные организации поступили около 280 заявлений от жителей Ивделя и поселков. Большинство из них было удовлетворено. К примеру, семья Куприных: отец Александр Петрович, сын Владимир и дочь Ольга добровольцами попали на фронт и участвовали в боях с немецкими захватчиками. (А. Губин. Ивдель в годы войны. Заявления добровольцев. «Северная звезда», 13 января 1995г.)

Мобилизации и отправке на фронт подлежали военнообязанные возрастов запаса первой очереди (1905 – 1918 годов рождения). В селе Ивдель до 1943 военкомата не было*. Ведением военного учета при райисполкоме занимался по должности военный инспектор, а в сельсоветах эту работу выполняли заведующие военными столами.

Призыв в Красную Армию и на флот на севере области проводил Серовский городской комиссариат. Он же доводил до органов советской власти дополнительные задания по мобилизации специалистов и техники.

Ивдельлаг НКВД также проводил отбор и освобождение лиц, осужденных на небольшие сроки, с направлением их на фронт.

В первые недели и месяцы войны райкому партии и райисполкому, помимо задач по мобилизации материальных и людских ресурсов, пришлось одновременно решать ещё несколько проблем.

Нужно было готовить обученный резерв для Красной Армии, принимать и расселять беженцев, а также ИТР и рабочих эвакуированных предприятий, найти помещения и оборудование для эвакуационного госпиталя и т.д.

Военно-учебные пункты и краткосрочные курсы по подготовке медсестер, радистов, связистов, стрелков и снайперов начали действовать в районном центре и крупных населенных пунктах уже в начале июля 1941 года. 21 июля была создана комиссия по приему лиц, прибывающих из прифронтовой полосы. Возглавил её председатель райисполкома Р.Н. Суханов.

Помимо беженцев из оккупированных немцами районов, комиссии пришлось принимать и размещать целые трудовые коллективы. Так, в конце июля в Ивдель стали прибывать эшелоны с техникой и людьми эвакуированного из Днепропетровской области треста «Никополь-Марганец». Почти одновременно на станции Першино выгрузился Медвежьегорский лесозавод.

В ноябре 1941 года один за другим были приняты Богураевское, Голубовское и Краснощековское рудоуправления. Оборудование и горняков переправили на марганцевый рудник на Каменку, а семьи персонала разместили по частным квартирам в селе Ивдель и близлежащих населенных пунктов, к примеру, на Екатерининке. Осенью 1942г. на Лангуре был открыт детский дом, который принял детей, вывезенных из осажденного Ленинграда.

А вот в сентябре 1941г. учащимся средней школы пришлось переселяться в помещения райфо и общежитие марганцевого рудника. Часть детей приняла школа-семилетка, а три школьных здания и пришкольного интерната были переданы под открывающийся по линии Наркомздрава СССР эвакогоспиталя на 320 коек. Кроме того, под штаб, жилье для медперсонала, прачечную и другие службы госпиталя были выделены здания управления, суда и прокуратуры Ивдельлага, контора, жилой дом и здание телефонной станции Северо-Заозерского приискового управления.

Ценой огромных усилий к концу ноября 1941 года эвакогоспиталь (главврач Гликман) удалось подготовить к приему раненых красноармейцев. Однако функционировал он недолго и раненых поступило совсем немного.

Когда стало известно, что в Ивдель должен прибыть эшелон с ранеными военнопленными, райком партии и райисполком высказались против такого варианта использования лучших зданий села.

Эшелон с ранеными немцами не дошел до Ивделя, и 24 февраля 1942 года «в виду того, что госпиталь из нашего района выезжает», райисполком вернул здания их владельцам. И надобности в них больше не возникало.

Изложенные события описаны А.Д. Губиным в 1995 году в статье «Ивдель в годы войны. 1941 год», однако существует и дополнительная информация, не менее интересная.

В 1994г. вышел в свет пятый том книги «Память». Он содержит список госпиталей, находившихся в Свердловской области в период Великой Отечественной войны. В этом списке нет упоминания о госпитале, развернутом в конце 1941 года в селе Ивдель. Зато есть сведения о двух госпиталях, действовавших на Саме:

«ЭГ 3855, станция Сама Ивдельского района, школа №2 заводоуправления. Период размещения: 10.07.41г. - …12.41г. Общехирургический на 300 коек. Главврач Гликман. Влит в ЭГ 2050.»

«ЭГ 2050. Станция Сама, школа заводоуправления. 2.11.41г. – 05.03.42г. Общехирургический, ранения верхних и нижних конечностей, на 400 коек. Главный врач – Гликман».

Другими источниками эта информация не подкрепляется. Более того, на станции Сама никогда не существовало никакого завода и, следовательно, заводоуправления. В годы войны Самская школа была семилетней и не располагала столь большим зданием, чтобы можно было разместить госпиталь на 400 коек, и так далее. Словом, эти сведения нуждаются в уточнении и проверке.

В 1941г. военнопленные в Ивдель не попали, но они содержались на территории района в 1944 – 1948 годах*. И после них остались кладбища.

25 апреля 2001 года в Североуральске состоялась историко-краеведческая конференция «Уральский Север в панораме тысячелетий ». На ней выступил доктор исторических наук, профессор Уральского госуниверситета В.П. Матревич. Он утверждает, что в районе Ивделя находится пять кладбищ пленных немцев, на которых захоронено 205 человек, в том числе в городе Ивделе – 54, деревне Палкино – 11, деревне Першино – 102, деревне Талица – 12, разъезде Глухарный – 26. Два последних остаются необследованными, а местонахождение Глухарновского кладбища вообще неизвестно. В Ивделе поверх первого сделано повторное захоронение.

(См. В.П. Матревич. Кладбища иностранных граждан на территории Северного округа. «Уральский Север в панораме тысячелетий» (Материалы историко-краеведческой конференции). Североуральск, 2001г., стр. 40-42, 105-106). А вот о кладбищах немцев-трудармейцев ученый не сообщает ничего, хотя темы спецпереселенцев в своем выступлении касается.

Именно на плечи трудармейцев из числа советских немцев легла основная тяжесть по строительству железнодорожной ветки до марганцевого рудника.

Прокладка стальной магистрали велась одновременно с разработкой месторождения марганцевой руды. С первых дней войны жители села выходили на строительство железной дороги. Работали все, кто мог держат в руках инструмент.

Темпы работы резко возросли, когда в сентябре – октябре на Северный Урал прибыли эшелоны с трудармейцами. Число рабочих на стройке выросло до двух тысяч человек. Из них были сформированы три строительные колонны.

Осень 1941 года была дождливой, а зима небывало холодной. Депортированные немцы своей теплой одежды не имели, не выдавалась и казенная1 В результате многие из них из-за болезней, голода и холода умирали.

Сквозь болота и окаменелые от мороза грунты армия строителей почти без всякой механизации (был лишь один паровой экскаватор) тянула стальные пути к цели. Уже в декабре первого военного года вагоны для погрузки руды подавались на 11-й километр дороги, куда марганец подвозили автомашинами.

С приходом весны начались новые трудности. Уложенные зимой рельсы стали оседать, земляное полотно поплыло… Пришлось формировать бригады по восстановлению железнодорожного полотна. И в это же время трудармейцы были переданы из подчинения НКВД под начало Полуночного РУ.

В августе 1942 года путь был подведен к руднику, и сразу началось движение грузовых поездов. Правда, первое время они двигались со скоростью 5 – 10 километров в час, а паровоз тянул пару полувагонов. Но все же это было выгоднее, чем везти по 2 – 2,5 тонны руды на нескольких «газгенах».

Ежемесячная отгрузка руды достигла 25 – 28 тысяч тонн. Улучшалось состояние путей, увеличивалась скорость движения и вес составов. В декабре 1942 года правительственная комиссия приняла новую железнодорожную ветку в эксплуатацию (правда, с недоделками, т.к. не по всей трассе полотно было доведено до проектных отметок).

Все обслуживание железнодорожной линии до августа 1943 года было за рудником. Свои движенцы, путейцы, тяговики, эксплуатационники… Для окончательной доводки пути и строительства служебных зданий от треста «Дорстрой» был организован отдельный прорабский пункт. База его была на 17 километре ветки (173 пикет).

Дорстроевцы вели балластировку и подъем пути. Балластные составы были сформированы из саморазгружающихся вагонов – думпкаров. Кроме того, начальником прорабского пункта Г.П. Франковским было применено особое, им же сконструированное, приспособление – плуг-разгрузчик, позволявшее в течение нескольких минут разгружать балласт с обычных ж/д платформ. Работы по достройке пути шли быстро, за дорстроевцами уже тянулись ровнехонькие рельсы, полотно было строго очерчено балластными призмами. Ветка Ивдель-Полуночное тогда имела высокие балльные характеристики, и пошли полные составы, ведомые мощными локомотивами со скоростью, принятой на такой дороге. Началось движение пассажирских поездов.

В августе 1943г. ветка Ивдель-Полуночное была принята в введение Наркомата путей сообщения, пополнив железную дорогу им. Л.М. Кагановича на 24,5 км. и на одну станцию. (О. Штраух. Добрые дела забвению не подлежат. «Северная звезда», 12 декабря 1994г.; О.Штраух. Чтобы помнили. «Северная звезда», 1 сентября 1997г.; А. Губин. Минуло 50 лет. «Северная звезда», 13 октября 1989г.)

В тылу, как на фронте

До Великой Отечественной войны месторождения Никополя (Украина) и Чиатуры (Грузия) давали 92% добываемого в стране марганца. Понимая уязвимость этих источников стратегического сырья, XVІІІ съезд партии большевиков указал на необходимость того, чтобы «на Урале и в Сибири развить добычу марганцевых руд до размеров, позволяющих прекратить завоз этих руд с юга».

После оккупации немцами марганценосных районов нашей страны СНК СССР разработал и принял план строительства марганцевой рудной базы в восточных регионах Советского Союза, в том числе на Северном Урале.

Перед горняками эвакуированных предприятий и жителями Ивдельского района Государственный Комитет Обороны поставил задачу одновременно с завершением в кратчайшие сроки строительства рудника вести добычу и отгрузку марганца. По свидетельству очевидцев, руду в карьере летом 1941 года добывали вручную. Точно также не были механизированы и все погрузочные работы. По словам В.Т. Фольца, участника строительства железной дороги, руду в железнодорожные вагоны на «Предывделе» грузили носилками.

Осенью добыча сырья шла уже полным ходом, но его отправка потребителям сдерживалась дальностью перевозки и недостатком автотранспорта. До конца 1941 года на заводы удалось отгрузить всего 6035 тонн руды. Она послужила основой для производства доменного ферромарганца с сентября 1941 года на Кушвинском метзаводе, а с ноября – Магнитогорском металлургическом комбинате. В феврале 1942 года ценнейшее сырье стал получать Кузнецкий комбинат, а к концу года поставки руды на заводы возросла в 19 раз.

Строительство рудника и железной дороги к нему, добыча и отправка марганца на оборонные заводы находились под жестким контролем не только местных органов, но и Москвы. Пожалуй, не было дня, чтобы на Полуночном не находился представитель треста «Уралруда» (Свердловск) или столичной Главруды. А то и работники Наркомата или уполномоченные других высоких инстанций.

Знало о существовании рудника и руководство гитлеровской Германии. И встал он фашистам поперек горла. Иначе чем объяснить тот факт, что Геринг отправил своих асов бомбить затерянный в тайге населенный пункт.

В ноябре 1942 года районная газета напечатала сообщение о том, что 11 ноября немецкая дальняя бомбардировочная авиация пыталась бомбить Полуночный марганцевый рудник. Но самолеты были рассеяны, лишь только они пересекли линию фронта.

Евгений Федоровский в книге «Дорога в тысячу верст» в главе «Полуночное – фронту» пишет: «11 ноября 1942 года по приказу Гитлера была предпринята отчаянная попытка уничтожить марганцевый рудник с воздуха. Для этого была подготовлена группа специально оборудованных дальних бомбардировщиков. Эта откровенная авантюра, конечно, провалилась.

Часть самолетов была уничтожена и рассеяна огнем зенитной артиллерии и советских истребителей. Другая попросту заблудилась и погибла».

С пуском Полуночного и Марсятского марганцевых рудников, а в 1942 году Донезийского рудоуправления в Казахстане, удельный вес восточных районов в добыче марганца с 8% в 1940 году возрос до 85% в 1942 году. Таким образом, в кратчайшие сроки была создана база для выплавки броневой стали на металлургических заводах Урала и Сибири. Выпуск ферромарганца на заводах востока явился большой победой металлургов, равной по своему значению выигрышу крупного военного сражения, – отмечено в «Истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».

Если в начале разработки месторождения марганцевую руду добывали открытым способом, то зимой 1941 года пришлось спускаться под землю*.

И люди показывали чудеса трудового героизма, понимая, что марганец – это победа. Так, бригада проходчиков, возглавляемая коммунистом Савелием Дукачем, пробила семидесятидвухметровую шахту за три месяца при норме мирного времени – полтора-два года. И это в зимнюю стужу, при острой нехватке самого необходимого.

Рудопромывочная фабрика в конце 1942 года была построена за один месяц. На постройку бункеров для погрузки руды в вагоны был дан жесткий срок – 20 дней. Строители задачу выполнили за 15 суток.

Два жилых дома плотники возвели за месяц. На строительстве больницы бригада плотников перевыполняла норму выработки в пять раз.

Среди тех, кто, не жалея себя, возводил промышленные и коммунальные объекты, жилые дома и детские учреждения, были Г. Иванов, Н. Жучкин, А. Реш, И. Кудрявцев, А. Дворцов, А. Шульц, Б. Кнауб, Б. Аверин, А. Тангосин, А. Гоммер и другие.

Под стать мужчинам трудились на строительстве поселка мобилизованные и направленные на Полуночное плотники-девушки Е. Баранова (Телегаева), М. Илюшникова, Н. Смагина, Р. Шмакова, З. Позднякова.

Наравне с сильным полом работали откатчицы вагонеток Т. Ежикова, М. Виноградова, Т. Барыкина, А. Роскошная, машинист подъема В. Вострякова, лебедчица О. Красилова, машинист электровоза Л. Гандзе и другие девушки. А первыми спустились в забой, заменив ушедших на войну горняков, Л.А. Язева и Е.И. Киприяненко. И работали по двенадцать часов.

В выходные дни на добычу марганца выходили ИТР и служащие рудника.

В военные годы горнякам страны было хорошо известно имя шахтера Полуночного рудника, коммуниста Авраама Яковлевича Кириленко, которому в 1945г. было присвоено звание лучший забойщик Советского Союза. Он работал за троих, не уходя из забоя, пока руки держали отбойный молоток. Ему принадлежит рекорд – 1015 процентов выработки за смену. Работая поочередно в двух забоях, Кириленко выдал на-гора несколько вагонов руды. А за годы войны он нарубил 21 эшелон марганца по 50 вагонов в каждом. Из них 10 железнодорожных составов были сверхплановыми. Весной победного сорок пятого А.Я. Кириленко был награжден орденом Красного знамени, только не боевого, а Трудового. Поистине: «из одного металла льют медаль за бой и медаль за труд». Одна из улиц Полуночного носит имя прославленного горняка.

12 составов руды было на личном счете другого забойщика – Ивана Тюрина, в том числе пять сверхплановых. Неувядаемой славой покрыли себя и другие горняки Полуночного рудника, например, забойщики В. Миргородский и Я. Телегаев, экскаваторщики И. Шумайлов и В. Вдовин, слесарь Д. Лотошко и другие.

Образцы прямо-таки героического труда показывали в течение войны Константин Кашлецкий, Владимир Шнейдер, Василий Гречман, Виктор Шнейдер, Гильман Гайнулин, Хванссен-Су, Василий Ренц, Чай-Чан-Су, Игнат Козич, Вера Ломакина, Мария Рябинина, Мария Мездрина, Пак-Дон-Су, Ли-Чун-Сон. Так было нужно для фронта, для победы. Во имя её и работали с полной отдачей сил русские и украинцы, немцы и белорусы, корейцы и татары.

Старожилы Полуночного до сих пор помнят В.С. Ковтуна, А.П. Юрина, Е.Т. Зимненко, Г.Я. Лопатина, М.А. Вальда, Э.Г. Вульфа, Л.Ф. Руммеля, А.И. Райхеля, С.С. Носа, Е.С. Дьякова, Е.Ф. Дукача, А. Бобровского, С.С. Писанко, В.И. Авраменко, М.С. Рязанова.

В газете «Северная звезда» часто назывались фамилии стахановцев-горняков, в том числе: Адаменко, Венцель, Ермаков, Ноздрячев, Пеннер, Дурнев, Бочанов, Тягай, Юнда, Жуков, Черных, Прохоров.

В 1943 года Наркомат черной металлургии присвоил Полуночному марганцевому руднику звание «лучший рудник Советского Союза», а большую группу рабочих и инженерно-технических работников наградил значками «Отличник социалистического соревнования» и похвальными грамотами. Рудник за годы войны неоднократно удостаивался переходящего Красного знамени ГКО.

И было за что. В 1943 году добыча и поставка сырья потребителям по сравнению с 1942 годом утроилась. Было подсчитано, что 13 коммунистов-горняков в 1943 году добыли 55 эшелонов руды. А всего за годы Великой Отечественной войны Полуночный рудник дал стране 935 тысяч тонн марганца. Этот трудовой подвиг трудно переоценить.

3 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны 46 рабочих и ИТР рудника были награждены орденами и медалями.

Правительственных наград были удостоены:

ордена Трудового Красного знамени - управляющий рудником Новиков;

ордена Красной Звезды – начальник отдела капитального строительства Казанцев;

ордена «Знак Почета» - проходчики шахт Дукач и Сотник, главный механик Береславец, начальник карьера Шпиньдя, заместитель секретаря парткома Четвериков;

медали «За трудовую доблесть» - механик шахты Фурсов.

37 человек получили медали «За трудовое отличие». Среди них горные мастера Гобададзе, Гогун, Чайка, Фищук, прорабы Митрофанов и Кулинич, откачитцы Асташкина, Колягина, Леликова, машинисты электровоза Ломакина и Лупяка, токарь Груша, плотники Пашинский и Субчева.

Среди десятков уже названных лучших людей нет имени ещё одного человека, без которого, наверное, не вырос бы «поселок русских теремов», как нередко называют Полуночное. Речь идет об архитекторе Н.А. Всеволожском.

Николай Александрович – дальний родственник тех Всеволожских, что владели Заозерской дачей. По сфабрикованному делу был репрессирован и направлен на строительство Беломорканала, а оттуда на Северный Урал (подробнее: Людмила Всеволожская. Указ. соч., стр. 49-53).

Со Всеволожским был лично знаком бывший трудармеец, а ныне Почетный гражданин г. Ивделя Олег Викторович Штраух. Вот что он рассказывает об этом замечательном человеке:

- Как известно, в 1941 году в спешном порядке начались работы по вводу в эксплуатацию месторождения марганцевых руд у реки Полуночной. Рабочая сила прибывала ежедневно, и было необходимо в кратчайшие сроки обеспечить людей жильем. В первое время застройка велась без особого порядка, но уже к 1943г. был утвержден генеральный план застройки большего рабочего поселка, получившего название от рудника Полуночное.

В то время в ОКСе рудоуправления работал крупный архитектор, член комиссии по сохранению памятников Кремля, волею судеб попавший на Урал.

Ему были поручены все работы по проектированию жилого фонда поселка, а также объектов социально-культурного и бытового назначения.

Этим человеком, взвалившим на свои плечи громадную работу, и был архитектор Николай Александрович Всеволожский.

Он был очень одаренной личностью: прекрасный художник и музыкант, знаток древней истории и книголюб.

В то время, кроме леса, не было никакого материала для возведения построек. Всеволожский решил возводить объекты в деревянном исполнении, применяя архитектурные формы древнего русского зодчества с некоторыми элементами декора модного в XVІІІ веке стиля барокко. Сам зодчий характер своих творений определил как «русское барокко».

И вскоре появился среди таежных увалов прекрасный, просто сказочный, поселок настоящих русских теремов. Кроме жилых домов, Всеволожский спроектировал много объектов разного назначения. Среди них были такие шедевры, как школа-восьмилетка, детские ясли, но главным памятником, который воздвиг себе архитектор, является здание Дворца культуры. Это монументальное сооружение стоит на возвышенности в центре селения, являясь в то время как бы завершающей частью поселка.

Сначала ДК был задуман автором в деревянном исполнении, но это решение было отклонено по соображениям пожарной безопасности. Здание пришлось строить из шлакобетона, т.к. о кирпиче и железобетоне тогда не могли и мечтать. Это решение и предопределило сравнительно короткий расчетный век эксплуатации здания.

На первый взгляд здание это несколько напоминает церковные формы. Но, может быть, это потому, что в нем использовали древние формы русского каменного зодчества – портик с колонами у главного входа, крестовые своды перекрытия над лестничными маршами.

На седьмое ноября 1947 года двери ДК распахнулись для первых гостей.

И какая же красота ожидала посетителей внутри! Просторное фойе с танцевальной площадкой, в лучах люстр блестели паркетные, натертые мастикой полы, просторный зал на 500 мест, громадная, оснащенная по всем правилам, сцена. Такого здания не было ни в Ивделе, ни в других поселках города. Но время сделало свое, ДК перенес один капитальный ремонт, при котором были изменены в сторону упрощения некоторые детали декора. Сейчас здание начинает понемногу разрушаться. Если не принять срочные меры, то погибнет ещё один архитектурный шедевр Всеволожского.

Дело в том, что творения архитектора и плотников военной поры, несмотря на то, что свердловскими и московскими специалистами признаны памятниками архитектуры, ветшают, приходят в аварийное состояние и сносятся (как восьмилетняя школа) или перестраиваются, теряя свой первоначальный облик (как жилые дома).

К сказанному стоит добавить, что именем Всеволожского названа одна из новых улиц Полуночного, а на здании ДК усилиями Л.Б. Всеволожской, внучатой племянницы Николая Александровича, появилась мемориальная доска.

Но в годы Великой Отечественной войны полуноченцы не только давали марганец и строили свой поселок. Они активно участвовали в сборе средств, теплых вещей и других патриотических делах.

Например, уже в октябре 1941 года работник марганцевого рудника В.Н. Васильев сдал четыре пары валенок, два полушубка и внес две тысячи рублей личных сбережений в фонд обороны. В 1942 году комсомольцы и молодежь рудника собирали деньги на строительство танковой колонны «Свердловский комсомолец», а 5 июля 1943 года весь горняцкий коллектив принял решение до конца войны ежемесячно отчислять однодневный заработок в фонд обороны страны.

Кроме того, полуноченцы собрали 350 тысяч рублей на строительство танков «Горняк Полуночного рудника», за что получили благодарственную телеграмму Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Вклад ивдельчан в достижение Победы над ненавистным врагом не ограничивался только поставками руды и драгметаллов. На службу обороны страны, кроме полезных ископаемых, были поставлены лесные и другие богатства района.

На нужды обороны

За пять предвоенных лет – с 1937 по 1941 годы – Ивдельское исправительное учреждение (Ивдельлаг) превратилось в мощное промышленное предприятие с достаточно развитой инфраструктурой. Но начавшаяся Великая Отечественная война коренным образом изменила ритм жизни трудовых коллективов Ивдельлага. Производство предприятий за короткие сроки было перепрофилировано на военные нужды.

Двухрамный лесопильный завод к 1941 году вышел только на 75% проектной мощности, а с уходом в начале войны на фронт многих специалистов возможности предприятия стали использоваться на всего половину. Ситуация изменилась, когда на Першино был эвакуирован Медвежьегорский трехрамный лесозавод. На монтаже прибывшего оборудования люди работали по 12-14 часов, и оно было установлено в кратчайшие сроки, после чего мощность Першинского лесозавода удвоилась. К концу года было произведено 187 тыс.кубометров пиломатериалов при плане 141 тысяча. Более 30% перерабатываемой древесины отправлялось для нужд наркомата обороны. Задание по производству высококачественных пиломатериалов лесозаводу было установлено уже в июле 1941 года. Кроме авиабруса завод выпускал авиафанерное сырье (авиалафеты), ружейные болванки, лыжный кряж, железнодорожные шпалы, вагонную обшивку, доски для автокузовов, снарядных ящиков, судостроительные материалы, блиндажный накатник и другую продукцию оборонного назначения. За военные годы предприятие произвело для нужд обороны 370 тыс. кубометров высококачественных пиломатериалов.

Строительные и эксплуатационные нужды Полуночного марганцевого рудника и строящейся железнодорожной ветки широкой колеи также удовлетворялись подразделениями Ивдельлага. Рудстойку для шахт, древесину для строительства жилых зданий, вспомогательных помещений, коммунально-бытовых объектов поселка Полуночное поставляли Собянинский, Пристанский, Талицкий и другие лагпункты.

В военные годы коллектив Ивдельлага буквально удвоил усилия по производству столь нужной стране древесины. Объем лесозаготовок в районе достиг полутора миллионов кубометров. В 1941 году, несмотря на резкое уменьшение техники и работников, Учреждение перевыполнило все основные показатели. Так, при плане один млн. кубометров было заготовлено 1227 тысяч, а вывезено – 1622 тысячи кубометров древесины.

В связи с тем, что почти все автомобили были направлены на фронт, лесовывозка была переведена конную тягу и тракторные поезда. В Лангурском, Лаксейском подразделениях широкое распространение получила тракторная поездная вывозка по ледяным дорогам. Тракторные бригады Лаксейского ОЛПа одними из первых в Союзе стали вывозить за один рейс трактором ЧТЗ-60 до 1000 кубометров древесины, перекрывая в 3-4 раза установленные нормы.

В годы войны в подразделениях широко развернулось соревнование за право называться фронтовой бригадой. В большинстве подразделений нормы заготовки и вывозки древесины перевыполнялись в 2-3 раза. В лучших бригадах Юртищенского и Лаксейского ОЛПов лесорубы за день давали по 10-12 кубометров сортиментной древесины (вручную).

Не только лесом и пиломатериалами помогали борьбе с фашистскими захватчиками коллективы Ивдельлага. Сотрудники Учреждения вносили свои личные сбережения в фонд обороны, работали на субботниках, сдавали теплые вещи для бойцов Красной Армии. За четыре года они внесли на строительство танков, самолетов и другой военной техники около трех с половиной миллионов рублей деньгами, свыше десяти миллионов рублей облигациями.

Несколько сот сотрудников Ивдельлага ушли на фронт, сражаться с ненавистным врагом с оружием в руках. В первые дни войны более 140 сотрудников подали заявления о зачислении добровольцами в Красную Армию и народное ополчение. Среди них были заместитель начальника Управления Мартынов, директор Першинского лесозавода Новоселов, сотрудники культурно-воспитательной части Самского ОЛПа в полном составе. 17 человек из числа первых добровольцев не вернулись с полей сражений.

Наравне с мужчинами воевали и женщины. В феврале 1943г. в районе была проведена мобилизация женщин, не имеющих детей. В Красную Армию были призваны сотрудницы Учреждения: медицинские работники Анна Федоровна Соколова (Киенская)2 и Александра Ивановна Пронозова, сотрудница политотдела Клавдия Николаевна Гудина (Царькова), бухгалтер Елена Константиновна Выдрина (Маруева). Коллектив Учреждения может гордиться, что из его рядов вышли три Героя Советского Союза. Первым этого высокого звания был удостоен 10 января 1944 года Александр Иванович Москинский. На фронт ушел из электроцеха Першинского лесозавода. Вторым звание Героя Советского Союза получил 9 февраля 1944 года Иван Васильевич Бабкин, который до 1942 года служил в военизированной охране Пристанского ОЛПа. Третьим обладателем Золотой звезды Героя стал бывший плотник 9 ОЛПа (Ивдельское лесоотделение) Иван Васильевич Собянин.

Ни одна тонна руды, ни один кубометр лесоматериалов не могли бы попасть по назначению без самоотверженного труда транспортников. Уже поэтому железная дорога находилась на особом положение, а труженики стальной магистрали подчинялись законам военного времени.

Железнодорожники станций Ивдель І и Полуночное делали все возможное, чтобы своевременно отправить грузы на фронт и военные заводы и обеспечить доставку грузов предприятиям Ивделя.

В феврале 1943 года газета «Северная звезда» писала: «Быстрее грузить, оправлять маршруты с рудой! Равняясь на героев-фронтовиков, работать по – военному!» – к этому повседневно стремятся в своей работе передовики транспортного отдела Полуночного рудника. Дружно, слаженно работают дежурный десятник – участник Отечественной войны В. Чурсин, машинист экскаватора А.Алфимов, стахановцы-грузчики А. Симеренко, П. Шиндгирин и другие. Отлично справляются со своими задачами стрелочницы Т. Арефьева и Т. Травникова.

В других публикациях назывались имена начальника транспортного цеха рудоуправления В. Васильева, дорожных мастеров Б. Кнауба, Журавлева, Э. Шписа, С. Бедских, дежурных по станции Полуночное М. Бурховецкой, М. Бурмантовой, Т. Неволиной, И. Заходы, В. Асмуса, машинистов депо станции Ивдель І братьев Дмитрия и Федора Ежиковых, комсомольца Оскара Воронина, стрелочницы А. Тихоновой, а также М. Закеева, И. Лупана и других.

Строительство депо, котельной и мастерских на железнодорожной станции Ивдель было завершено только в мае 1941 года, а в мае 1942 года всё паровозное хозяйство со станции Сама было переведено на станцию Ивдель, ставшей участковой станцией. Зимой 1944 года рабочие депо по собственному почину в свободное время принялись за изготовление инструмента, который был нужен при восстановлении разрушенных фашистами железных дорог.

С 1 октября 1944 года пассажирское сообщение «Ивдель - Свердловск» стало ежедневным, но курсировали только два вагона, в составе пригородного поезда «Полуночное - Серов». На станции Серов ивдельские вагоны подцеплялись к составу, следовавшему из Богословска (Карпинска). От Свердловска вагоны шли обратным порядком.

Страницы ивдельской газеты военной поры пестрели сообщениями о патриотических починах и трудовых успехах как взрослого населения района, так и школьников.

Одними из первых объявили себя мобилизованными на трудовой фронт старатели золотых приисков. Эти слова прозвучали из уст старателя Мурзина на митинге, который прошел на участке Красный Октябрь в июле 1941 года.

Многие старатели ушли на фронт воевать. Их заменили женщины, подростки и пенсионеры. Один из них – Константин Маркович Мошкин – не только сам вернулся на золотодобычу, но и привлек к работе новых людей. С семи человек бригада увеличилась до двадцати двух. Коллектив регулярно выполняет задание на 160 – 200 процентов, – сообщала районная газета в июле 1941 года, а через полгода она рассказала о старшем десятнике Краснооктябрьского прииска Александре Спиридоновиче Перевалове.

А.С. Первалов положил начало стахановскому движению на Красном Октябре. Руководимые им бригады перевыполняют производственные программы. Александр Спиридонович удостоен почетного звания «Стахановец золото-платиновой промышленности». На старательских работах он с 9 лет. Вся жизнь Перевалова связана с прииском. Даже в своей квартире у него есть рабочий кабинет. В любое время суток старатели идут к нему за советом, за решением той или иной задачи.

«Коллектив рабочих и служащих Северо-Заозерского прииска, вступая во Всесоюзное соревнование работников цветной металлургии, взял на себя обязательства: выполнить годовую производственную программу по золотодобыче к 25 декабря, поднять производительность труда на 12 процентов, увеличить добычу металла на каждого старателя на 10 процентов и снизить себестоимость на 5 процентов».

«На участке Красный Октябрь 20 старателей выполнили свои нормы более, чем на 200 процентов. Например, забойщики Бочаров С. – на 276 процентов, Кабаридзе на 255 процентов. Дорофеев на 230 процентов, катали Вайнилович Е. на 259 процентов, Штина В. на 218 процентов».

Эти заметки увидели свет также в начале 1942 года, а 26 июля «Северная звезда» проинформировала читателей, что забойщики участка Красный Октябрь по-фронтовому борются за выполнение государственного плана добычи металла. К примеру, 23 июля дневную норму выработки забойщик Бубнов выполнил на 210 процентов, Щербаков – на 279, а Скороход – почти на 400 процентов.

Называла газета и имена других передовиков отрасли. Вот несколько примеров:

«Забойщики-стахановцы приискового прииска Красный Октябрь Иван Мартынов, Тихон Петров, Алексей Дорофеев и другие дали больше двух годовых норм выработки.

Старатели участка Преображенка досрочно выполняют задания по добыче драгоценного металла. Передовые бригады старателей Гаврилова, Дударенко и других показывают замечательные образцы трудового героизма, добывают в два-три раза металла больше нормы», - писала «Северная звезда» в январе 1943 года.

Самоотверженный труд в военное время из необходимости превратился в норму. Уже сверх этой «нормы» ивдельчане внесли на нужды обороны за годы войны около 6,4 миллиона рублей, а всего было собрано свыше 20 миллионов. Жители района участвовали, например, в сборе средств на строительство танковых колонн «Свердловский комсомолец» и «Уральская женщина», эскадрильи «Свердловский колхозник» и дивизиона тяжелых орудий, боевого корабля и танка «Свердловский охотник». 10 февраля 1943 года первый секретарь райкома ВКП(б) Александр Петрович Дерягин на пленуме райкома докладывал, что от трудящихся района в 1942 году поступило на строительство боевых машин 2062781 рубль. И только за январь 1943 поступило уже 82882 рубля, в том числе и от работников Полуночного рудоуправления – 350000 рублей на строительство танковой колонны «Горняк Полуночного рудника».

15 января того же года коллектив Северо-Заозерского приискового управления выступил с призывом построить на трудовые сбережения ивдельчан звено самолетов-истребителей. И призыв нашел отклик в трудовых коллективах.

Наши рекомендации