Автотранспортных средств
Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин разрабатываются в соответствии с «Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» МДС 81-3.99 [8].
Сметные нормы на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств включают:
- время участия машин в выполнении технологических операций;
- время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной рабочей оснастки;
- время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
- время технологических перерывов в работе машин при выполнении строительно-монтажных работ;
- время подготовки машин к работе и их сдачи по окончании работы;
- время на ежесменное техническое обслуживание машин;
- перерывы в работе машиниста (машинистов экипажа), регламентируемые законодательством о труде.
Сметная расценка на эксплуатацию машин (Смаш.) составляется в базисном уровне цен и состоит из следующих статей затрат (руб./маш.-ч) [8]:
, (3.1)
где: А - амортизационные отчисления на полное восстановление;
Р - затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание;
Б - затраты на замену быстроизнашивающихся частей;
З - оплата труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей);
Э - затраты на энергоносители;
С - затраты на смазочные материалы;
Г - затраты на гидравлическую и охлаждающую жидкость;
П - затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки на другую строительную площадку (базу механизации), включая монтаж машин с выполнением пусконаладочных операций, демонтаж и транспортировку с погрузочно-разгрузочными операциями.
Каждая составляющая сметной расценки на эксплуатацию машин определяется следующим образом:
1. Амортизационные отчисления на полное восстановление
Нормативный показатель амортизационных отчислений на полное восстановление для строительных машин (Асм) определяется по формуле:
, (3.2)
где: Вс - средневзвешенная восстановительная стоимость машин, руб.
Показатель (Вс) определяется по формуле:
, (3.3)
где: Ц – средневзвешенная цена по маркам машин, определяемая на основе рыночных цен, руб.;
Кз.д. - коэффициент затрат на первоначальную доставку, который определяется по фактически сложившемуся уровню затрат, характерному для данного региона;
На - норма амортизационных отчислений, процент/год. Показатели (На) принимаются по установленным единым нормам амортизационных отчислений на машины данного вида и данной типоразмерной группы, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 [9];
Ка - коэффициент к норме амортизационных отчислений (коэффициент интенсивности), учитывающий отраслевую и региональную специфику использования строительных машин и автотранспортных средств при производстве строительно-монтажных работ, а также интенсивность их использования;
Т - годовой режим эксплуатации машины, маш.-ч/год.
Нормативный показатель амортизационных отчислений на полное восстановление для автотранспортных средств (Аас) определяется по формуле:
, (3.4)
где: Гп - годовой пробег автотранспортного средства, тыс. км.
Порядок определения показателей Вс, На, Ка и Т, учитываемых формулой (3.4), аналогичен порядку, изложенному в отношении этих показателей формулы (3.3) для строительных машин.
2. Затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин определяется по формуле:
, (3.5)
где: Вс - восстановительная стоимость машины, руб.,
Нр - норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин соответствующей типоразмерной группы определяется по формуле:
(3.6)
где: - сумма среднегодовых затрат на ремонт (Р) и техническое обслуживание (ТО) машин данной типоразмерной группы, руб./год, которые включают:
- затраты на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузоразгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д. - стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю;
- оплату труда ремонтных рабочих;
- затраты по эксплуатации ремонтных баз в части прямых затрат, включая амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских;
- накладные расходы, связанные с организацией, осуществлением технического обслуживания и ремонта машин по индивидуальной норме;
- прибыль на основе индивидуальной нормы, по согласованию сторон;
- сумма показателей восстановительной стоимости машин данной модели (марки), типоразмерной группы, типа или вида в среднем за год, затраты на ремонт и техническое обслуживание которых учитываются в числителе формулы (3.6), руб.
Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
3. Затраты на замену быстроизнашивающихся частей
При наличии обобщенных фактических данных по затратам на доставку быстроизнашивающихся частей и по оплате труда ремонтных рабочих нормативный показатель затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по формуле:
, (3.7)
где: Цбч - цена быстроизнашивающейся части данного вида, руб./единица.
Кбч - количество быстроизнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине, ед;
Кд.бч - коэффициент, учитывающий затраты на доставку быстроизнашивающихся частей и оплату труда ремонтных рабочих с учетом накладных расходов и прибыли, принимаемый на основе фактически сложившегося уровня затрат в данном регионе.
Тр – нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающейся части данного вида, маш.-ч.
Нормативные показатели затрат на замену шин для автотранспорта определяются по формулам:
для строительных машин, по которым норма амортизационных отчислений установлена в процентах на год:
, (3.8)
для автотранспортных средств, по которым норма амортизационных отчислений установлена в процентах на 1000 км пробега:
, (3.9)
где: Цш - рыночная цена 1 шины в установленной комплектации (покрышка, камера, ободная лента), руб./комплект;
Кд.ш - коэффициент затрат на доставку шин на базу механизации и на работы по их замене, принимаемый по фактически сложившемуся уровню по данным элементам затрат, характерному для данного региона.
Кш - количество одновременно заменяемых шин на машинах данной типоразмерной группы, шт.;
Наш - норма затрат на восстановление износа и ремонт шин, процент/1000 км пробега;
Гп - среднегодовой пробег машин данной типоразмерной группы, 1000 км/год;
Сш - нормативный пробег шины, тыс. км; принимается по данным завода-изготовителя;
На - норма амортизационных отчислений на полное восстановление для машин данной типоразмерной группы, процент/год;
Ка - коэффициент к норме амортизационных отчислений (коэффициент интенсивности), применяемый при привязке сметных норм и расценок на эксплуатацию машин к конкретным условиям
Т - годовой режим работы машины, маш.-ч/год.
4. Оплата труда рабочих, управляющих машинами
Показатель затрат труда рабочих в чел.-ч устанавливается в расчете на 1 маш.-ч работы машины.
Нормативный показатель оплаты труда рабочих, управляющих машинами (З), определяется по формуле:
, (3.10)
где: Зр - оплата труда рабочего данного квалификационного разряда, руб./чел.-ч;
t - затраты труда рабочих данного квалификационного разряда, чел.-ч/маш.-ч.
5. Затраты на энергоносители
Нормативные показатели затрат на энергоносители в руб. исчисляются по следующим основным видам: бензин, кг; дизельное топливо, кг; электроэнергия, кВт·ч.; сжатый воздух, м3.
5.1. Нормативный показатель затрат на бензин для строительных машин (Эб) определяется по формуле:
, (3.11)
где: Нб - норма расхода бензина при работе машины в технологическом режиме, кг/маш.-ч;
Цб - текущая рыночная цена приобретения бензина франко-нефтеналивная база (автозаправочная станция), руб./кг;
Зд.б - затраты на доставку бензина до заправляемой машины, руб./кг.
Для автотранспортных средств формула определения нормативного показателя затрат на бензин (Эб) имеет следующий вид:
, (3.12)
где: Нл - линейная норма расхода бензина при эксплуатации автотранспортных средств, л/100 км;
Дб - плотность бензина, кг/л, в зависимости от сорта бензина варьирует в интервале 0,72 0,75 кг/л;
Гп - годовой пробег автотранспортного средства, 100 км;
Т - годовой режим работы автотранспортного средства, маш.-ч/год.
5.2. Нормативный показатель затрат на дизельное топливо для строительных машин (Эд) определяется по формуле:
, (3.13)
где: Нд - норма расхода дизельного топлива при работе машины в технологическом режиме, кг/маш.-ч.
Кп - коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя. При отсутствии пускового двигателя коэффициент (Кп) не применяется;
Цд - цена приобретения дизельного топлива франко-наливная база (автозаправочная станция), руб./кг;
Зд.д - затраты на доставку дизельного топлива до заправляемой машины, руб./кг.
Для автотранспортных средств нормативный показатель затрат на дизельное топливо (Эд) определяется по формуле:
, (3.14)
где: Нл - линейная норма расхода дизельного топлива при эксплуатации автотранспортных средств данной типоразмерной группы, л/100 км;
Дд - плотность дизельного топлива, кг/л. В зависимости от сорта дизельного топлива плотность варьирует в интервале: 0,82 0,85 кг/л;
Гп - годовой пробег автотранспортного средства, 100 км;
Т - годовой режим работы автотранспортного средства, маш.-ч/год.
5.3. Нормативный показатель затрат на жидкое топливо (Эт) допускается определять по формуле:
, (3.15)
где: Ру - удельный расход энергоносителя на единицу мощности двигателя, устанавливаемый и гарантируемый изготовителем, кг/кВт (л.с.);
Мд - паспортная мощность двигателя, кВт (л.с.);
(Цт + Зт) - цена приобретения топлива данного вида и затраты на его доставку до заправляемой машины.
5.4. Для машин с электроприводом нормативный показатель затрат на электроэнергию (Ээ) определяется по формуле:
, (3.16)
где: Нэ – норма расхода электроэнергии при работе в технологическом режиме;
Цэ – стоимость электроэнергии, руб./кВт ·ч.
5.5. Нормативный показатель затрат на сжатый воздух (Эв) определяется по формуле:
, (3.17)
где: Рв - расход сжатого воздуха, м3/маш.-ч;
Цв - сметная расценка на сжатый воздух, руб./м
6. Затраты на смазочные материалы
6.1. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для карбюраторных машин (работающих на бензине) (Ск) определяется по формуле:
, (3.18)
где: 0,035; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены, соответственно, на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
Нб - норма расхода бензина для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч.
6.2. Нормативный показатель затрат на смазочные материалы для дизельных машин (Сд) определяется по формуле:
, (3.19)
где: 0,044; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов;
Цмм, Цпс, Цтм - рыночные цены, соответственно на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла на дату введения в действие сметной расценки с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб./кг;
Нд - норма расхода дизельного топлива для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч;
Кп - коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя. При отсутствии пускового двигателя коэффициент (Кп) не применяется.
7. Затраты на гидравлическую жидкость
Нормативный показатель затрат на гидравлическую (рабочую) жидкость (Г) определяется по формуле:
, (3.20)
где: О - средневзвешенный показатель вместимости (емкости) гидравлической системы машин данной типоразмерной группы, л, устанавливается по паспортным данным машины;
Дг - плотность гидравлической жидкости - 0,87 кг/л;
Кд - коэффициент доливок гидравлической жидкости, восполняющих систематические ее утечки при работе машины. При отсутствии необходимых данных показатель (Кд) принимается равным 1,5;
Пг - периодичность полной замены гидравлической жидкости для машин данной типоразмерной группы, раз/год, если иное не предусмотрено инструкцией по эксплуатации машины, показатель (Пг) принимается равным 2, что означает переход в течение года с летнего сорта гидравлической жидкости на зимний сорт и наоборот;
Цг - цена приобретения гидравлической жидкости франко-наливная база (автозаправочная станция), руб./кг;
Зд.г - затраты на доставку гидравлической жидкости до обслуживаемой машины, руб./кг, определяются с учетом транспортных расходов, включая погрузоразгрузочные работы, стоимость тары и т.д.;
Т - годовой режим работы машины, маш.-ч/год.
8. Затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки на другую строительную площадку
Нормативные показатели затрат на перебазировку определяются по следующим схемам: своим ходом, на буксире, на прицепе без демонтажа, на прицепе с демонтажем и последующим монтажом.
8.1. Затраты на перебазировку своим ходом, в которой занята машина, подлежащая перебазировке (кран на автомобильном ходу, автогудронатор, автобетононасос и т.п.) (Псм), определяются по формуле:
, (3.21)
где: Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы, руб./маш.-ч;
Этр - затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч;
С - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;
В - время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки);
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.
Для машин, которые перемещаются своим ходом, этот показатель ограничивается рамками одного дня (суток) и определяется по формуле:
, (3.22)
где: Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена;
Кс - коэффициент сменности работы машины, смена/день (сутки).
8.2. Затраты на перебазировку на буксире (передвижная компрессорная станция, передвижная электростанция, кран на пневмоколесном ходу и т.п.), с использованием тягача и, в случае необходимости, машины сопровождения (Пб), определяются по формуле:
, (3.23)
где: Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста перебазируемой машины, руб./маш.-ч;
В - время перебазировки машины, маш.-ч;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч; ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле:
, (3.24)
где: Т - годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
Кпер - количество перебазировок машин данной типоразмерной группы в год, раз/год. Принимается по фактически сложившейся частоте перебазировок.
8.3. Затраты на перебазировку строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе-тяжеловесе и т.п.) без ее демонтажа и последующего монтажа, с погрузкой на прицеп своим ходом или с помощью лебедки (или иного приспособления, оборудованного на транспортном средстве) (Пт), определяются по формуле:
, (3.25)
где: Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Зп - оплата труда машиниста (машинистов) перебазируемой машины, руб./маш.-ч;
В - время перебазировки машины, маш.-ч, принимается по средней фактически сложившейся продолжительности перебазировок;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч, ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле (3.24).
8.4. Затраты на перебазировку строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе-тяжеловесе и т.п.) с ее демонтажом и последующим монтажом, с погрузкой (и последующей разгрузкой) на транспортное средство с применением погрузоразгрузочного оборудования (как правило, кранов на автомобильном ходу или кранов на спецшасси автомобильного типа) (Пк), определяются по формуле:
, (3.26)
где: Рт - сметная расценка на эксплуатацию тягача, руб./маш.-ч;
Рмс - сметная расценка на эксплуатацию машины сопровождения, руб./маш.-ч;
Рпр - сметная расценка на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловеса), руб./маш.-ч;
Втр - время эксплуатации транспортных средств, обеспечивающих перебазировку строительной машины данной типоразмерной группы, маш.-ч. Этот показатель отражает затраты времени на погрузку, перемещение и разгрузку машины;
Ркр - сметная расценка на эксплуатацию погрузоразгрузочного оборудования, руб./маш.-ч;
Вкр - время эксплуатации погрузоразгрузочного оборудования в процессе монтажа, демонтажа и перевозки строительной машины, маш.-ч;
Ззв - оплата труда звена рабочих, занятых на монтаже, демонтаже и перевозке строительной машины, включая ее машиниста (машинистов), руб./маш.-ч;
Взв - календарное время работы звена рабочих по перебазировке (монтажу, демонтажу и перевозке) машины данной типоразмерной группы, маш.-ч;
Тп - время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч; ограничивается временными рамками периода между двумя перебазировками строительной машины и определяется по формуле (3.24).
Форма сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств приведена в табл. 3. в соответствии с МДС 81-3.99 [8]. Исходные данные для расчетов приведены по вариантам в прил. 12.
Рассмотрим порядок составления калькуляции сметной стоимости машино-часа строительной машины на примере.
Исходные данные:
Составить калькуляцию сметной стоимости машино-часа для бульдозера на гусеничном ходу, мощностью 79 кВт (180 л.с.). Температурная зона – 4, тяжелый режим работы. Исходные данные для расчетов приведены в прил. 12, нулевой вариант.
Для учебных целей во всех вариантах калькуляция составляется для Архангельской области, которая относится к 4-й температурной зоне.
Порядок составления калькуляции (табл.3):
Графа 1. Отраслевой код принимаетсяпо прил. 12 (графа 2). В примере код отрасли для бульдозеров на гусеничном ходу, мощностью 79 кВт (180 л.с.) – 070149 [10, стр.31].
Графа 2. Заполняется в соответствии с исходными данными, прил.12 (графа 3). В примере – бульдозер на гусеничном ходу, мощностью 79 кВт.
Графа 3. Для расчета амортизационных отчислений на полное восстановление по формуле (3.2), необходимо предварительно произвести расчет восстановительной стоимости машины (Вс) по формуле (3.3), где:
Ц - стоимость машины (руб.), принимается по данным прил. 12 (графа 4). В примере цена бульдозера составляет 450 000 руб.
Кз.д. - коэффициент затрат на первоначальную доставку машин. Принимается в размере 1,07 (для старой техники) и 1,15 (для новой техники) [8]. В примере – бульдозер новый, Кз.д. принимается равным 1,15.
Отсюда показатель Вс составляет:
Если необходимо составить калькуляцию непосредственно в строительной организации для парка машин одинаковой марки и типоразмерной группы, то тогда рассчитывается средневзвешенная стоимость по всем имеющимся машинам. В лабораторной работе калькуляция сметной стоимости машино-часа составляется для одной конкретной машины.
На - норма амортизационных отчислений, %/год, принимается в соответствии с прил. 12 (графа 7) [9]. В примере показатель (На) для бульдозеров мощностью 79 кВт (108 л.с.) составляет 12,5%.
Ка - коэффициент к норме амортизационных отчислений (коэффициент интенсивности использования бульдозера), определяем в соответствии с прил. 13. [8, прил. 3]. В примере Ка составляет 1,3.
Т - среднегодовой режим эксплуатации машины, принимается в соответствии с прил. 14 [8, прил. 4, п. 4]. В примере:
В примере нормативный показатель амортизационных отчислений на полное восстановление для бульдозеров мощностью 79 кВт (108 л.с.) (Асм) составляет:
Графа 4. Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин определяется по формуле (3.5), где:
Вс - восстановительная стоимость машины. Принимается из расчетов для Асм. В примере 517 500 руб. (см. расчет выше);
Нр - годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание определяем по прил. 15 [8, табл. 1]. В примере, для бульдозеров Нр=51%.
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание бульдозеров мощностью 79 кВт (108 л. с.) составляет:
Показатель оплаты труда ремонтных рабочих в учебном примере отдельно не рассчитывается и при составлении расценки на эксплуатацию машин не выделяется.
Графа 5. Затраты на замену быстроизнашивающихся частей определяются по формуле (3.7).
Вид, количество быстроизнашивающихся частей и их стоимость определяются в соответствии с прил. 16. При выполнении лабораторной работы для каждой машины необходимо учесть затраты на замену двух быстроизнашивающихся частей.
В примере рассмотрена замена одной быстроизнашивающейся части. Для бульдозера в соответствии с данными прил. 16 необходимо учесть затраты на замену приводных клиновидных ремней.
Кд.бч. – коэффициент, учитывающий затраты на доставку быстроизнашивающихся частей и оплату труда ремонтных рабочих с учетом накладных расходов и прибыли. В учебных целях данный коэффициент принимается равным 1,20 для всех вариантов.
Показатель оплаты труда ремонтных рабочих в учебном примере отдельно не рассчитывается и при составлении расценки на эксплуатацию машин не выделяется.
Графа 6. Затраты на оплату труда рабочих, управляющих машинами рассчитываются по формуле (3.10).
Количество рабочих управляющих машинами, и соответствующая квалификационному разряду оплата труда принимается по прил. 12 (графа 8). Причем, в прил. 12 в числителе приведено количество рабочих, в знаменателе – оплата труда одного рабочего механизатора.
Результаты расчетов по этой графе в табл. 3 заносятся в виде дроби, где в числителе указывается количество рабочих-механизаторов, в знаменателе – затраты на оплату труда всех рабочих-механизаторов.
В примере нормативный показатель затрат на оплату труда машиниста равен:
Графы 7,8,9,10, заполняются в зависимости от типа машины и используемых ею энергоносителей. Данные о видах и количестве используемых энергоносителей приведены в прил. 12 (графа 9).
В учебном примере приведен расчет затрат на дизельное топливо.
Для бульдозеров мощностью 79 кВт (108 л.с.) расход дизельного топлива составляет 7,63 кг/маш.-ч.
Затраты на дизельное топливо в стоимостной форме исчисляются по формуле (3.13).
Региональная рыночная цена на дизельное топливо с учетом его доставки до заправляемой машины, принимается в соответствии с Территориальным сборником средних сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и составляет 7,0 руб./кг [10, техническая часть, общие положения, п. 1.3.4.].