Для студентов заочной формы обучения. Учебно-методический комплекс
ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900.62 юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Воронеж
Автор: Малыгина Н.С. доцент кафедры гражданского права ЦФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 29.08.2012 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №3 от 05.10.2012 г.)
Обновлен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 28.08.2013 г.)
Обновлен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №1 от 28.08.2014 г.)
© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2013
©Малыгина Н.С., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………..………………………………..……………………..…4
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………...…9
Тематические планы ……………………….…………………………………....10
Программа курса………………………………………………………………....13
Планы семинарских занятий …………………………………………………...18
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ..................45
Задания для выполнения контрольных работ ……………………………..…..79
Литература ………………………………………………………………….…...86
Вопросы для подготовки к зачету ………………………………..………….…96
Введение
В течение последних лет в нашей стране в жилищной сфере произошли коренные изменения, которые были связаны с проведением сложных социально-политических и экономических реформ. Основой проводимой жилищной реформы в России является поэтапный переход от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилищного фонда к обеспечению правовых и экономических предпосылок и стимулов, формированию рыночных отношений в жилищной сфере. В связи с этим появилась необходимость поиска новых подходов к решению ряда проблем с целью ускорения жилищной реформы повышения ее социальной значимости, расширения возможностей граждан по распоряжению жильем.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище (ст. 40). Нормальное жилище является составной частью достойного жизненного уровня, одним из основных материальных условий жизни человека.
Жилищная реформа, появление рынка жилья являются основными факторами перехода к новым социально-экономическим условиям, от осуществления которых зависит развитие государства, повышение уровня жизни.
Основными преобразованиями в жилищной сфере сегодня являются: увеличение количества ежегодно вводимого в эксплуатацию нового жилья, повышение его качества, расширение круга источников финансирования, строительства жилья.
Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 года закрепил ряд принципиально новых и важных положений, которые определяют порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, при изъятии принадлежащего ему жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен жилой дом, в том числе и многоквартирный; регулируют вопросы перевода жилых помещений в нежилые и наоборот; порядок переустройства и перепланировки жилых помещений; права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома; способы управления многоквартирными домами.
Действующее жилищное законодательство предусматривает различные основания приобретения и пользования жилыми помещениями. Наряду с обеспечением малоимущих граждан бесплатным жильем, расширяются возможности индивидуального, долевого строительства на собственные средства граждан, с использованием ипотечного кредитования.
Программы социально-экономических реформ в Российской Федерации определяют, что целью жилищной политики на современном этапе является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, строительство комфортного жилья.
Целями реорганизации жилищно-коммунального хозяйства являются: совершенствование системы управления; обеспечение государственного регулирования и контроля в этой сфере; реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение социальной защиты населения. В последнее время приоритетным направлением инвестиционной деятельности является строительство жилья; осуществление мер, которые призваны обеспечить доступность приобретения жилья населению со средним достатком (эконом класса), строительство недорогого жилья социального использования, ликвидация коммунальных квартир; развитие системы займов, ипотечного кредитования.
Жилищное законодательство является сегодня одной из самых динамично развивающихся отраслей отечественного законодательства, что обусловлено большим количеством принятых в последнее время нормативно-правовых актов.
Становление и развитие жилищного законодательства непосредственно связано с формированием новой комплексной отрасли жилищного права. Регулирование жилищных отношений носит сложный характер и осуществляется на базе сочетания принципов гражданского и жилищного, административного законодательства. В связи с этим возрастает необходимость более глубокого изучения законодательства, более полного его использования в решении социальных задач в жилищной сфере. Все это повышает необходимость освоения основных категорий в сфере регулирования жилищных отношений, без понимания которых невозможно правильное применение действующего законодательства.
Жилищное право, являясь комплексной отраслью права, тесно взаимодействует с конституционным, гражданским, административным, муниципальным, земельным правом. В этой связи особое значение приобретают навыки аналитического, сравнительного и системного анализа действующих в сфере жилищного законодательства норм.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция» (утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 г. № 464) учебная дисциплина «Жилищное право» входит в обязательную часть профессионального цикла обучения студентов 3 курса очной и заочной формы по направлению 030900 Юриспруденция.
Целью данной дисциплины является формирование системы теоретических знаний и практических навыков в сфере жилищных отношений и тесно связанных с ними отношений.
Основными задачами изучения дисциплины «Жилищное право» являются:
· сформировать у студентов представление о
– правовом регулировании жилищных отношений и тесно связанных с ними отношений в Российской Федерации;
– международном правовом регулировании жилищных отношений;
– значении жилищного права для современного юриста;
· привить студентам следующие умения и навыки
– работы с источниками жилищного права;
– использования оригинального понятийного аппарата;
– анализа основных юридических конструкций и формул;
– разрешения юридических казусов;
– оформления договоров;
– составления процессуальных документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· знать:
– содержание понятия «жилищное право» и отличия жилищного права от смежных отраслей права;
– систему источников жилищного права;
– содержание и специфику основных институтов жилищного права;
– международные договоры и конвенции;
– проблемы, возникающие в сфере правового регулирования жилищных правоотношений
· уметь:
– различать основные институты жилищного права;
– определять их признаки и особенности;
– анализировать и моделировать ситуации;
– разрешать казусы с использованием источников жилищного права;
· владеть:
– навыками работы с источниками жилищного права (извлечения из текста необходимой информации и умениями правильно формулировать ее);
– умениями решения практических казусов (задач), составления договоров и процессуальных документов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения по дисциплине «Жилищное право» предъявляются следующие компетенционные требования:
· формирование общекультурных компетенций:
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь (ОК-4); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· формирование профессиональных компетенций:
– в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
– в педагогической деятельности: способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Изучение дисциплины базируется на знании курсов: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Семейное право», «Земельное право», «Административное право», «Гражданское процессуальное право».
Структура дисциплины включает общие положения жилищного права, право собственности и другие вещные права на жилые помещения, договор найма жилого помещения, специализированный жилищный фонд, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищество собственников жилья, плата за жилое помещение и коммунальные услуги, управление многоквартирными домами, ипотечное кредитование, разрешение жилищных споров.
Основной учебный материал дается на лекционных занятиях, полученные знания закрепляются и углубляются на практических занятиях.
Индивидуальное обучение на занятиях обеспечивается учетом уровня подготовки студентов, контролем качества отработки практических заданий каждым студентом.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Форма обучения | ||
заочная | |||
на базе среднего (полного) общего образования | на базе среднего профессионального образования | на базе высшего профессионального образования | |
Норматив. срок обуч. 4 года | Сокращ. срок обуч. 3 года | Сокращ. срок обуч. 3 года | |
Общая трудоемкость | 3 з. е. | 3 з. е. | 3 з. е. |
Переаттестовано | - | - | |
Всего аудиторных занятий, из них | |||
Лекции | - | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |||
Форма итогового контроля | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Тематический план
для студентов заочной формы обучения