УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. для студентов заочной формы обучения

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

(ГОС-2000)

для студентов заочной формы обучения

специальности 050501.65 Профессиональное обучение

(экономика и управление) (030500.18)

специализаций «Предпринимательская деятельность» (030503.18), «Профессионально-педагогические технологии» (030510.18)

Екатеринбург 2012

Задания к контрольной работе по дисциплине «Экономика образования» и методические указания по ее выполнению. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2012. 12 с.

Составитель: канд. пед. наук, доцент Н.И. Зырянова

Одобрены на заседании кафедры экономики предпринимательства. Протокол от «____» ____________ 2012 г. № __.

Заведующий кафедрой ЭПр Л.П. Пачикова

Рекомендованы к печати методической комиссией Института менеджмента и экономической безопасности РГППУ. Протокол от «____» ____ 2012 г. № ___

Председатель

методической комиссии ИМЭБ РГППУ В.И. Пачиков

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Зырянова Н.И.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

Цель контрольной работы способствовать формированию, закреплению и углублению теоретических знаний по изучаемому курсу и практических навыков подготовки и оформления письменных работ.

Контрольная работа - это письменная работа по определённой теме, проблеме, подготовленная на основе изучения учебной литературы, монографий, периодической печати, практического опыта и личных наблюдений. В контрольной работе автор должен стремиться к самостоятельному изложению вопроса.

Студенты выбирают контрольную работу из предложенных вариантов. Контрольное задание состоит из двух частей. Задание по первой части дано в двух вариантах. Студенты выполняют то задание, которое соответствует последнему номеру их зачетной книжки. Те, чей номер зачетной книжки обозначен четным числом, выполняют контрольное задание 3.1., нечетным – контрольное задание 3.2.

Оформленная контрольная работа должна соответствовать стандарту, принятому в высшей школе. На титульном листе контрольной работы нужно указать название университета, института, кафедры, название учебной дисциплины, по которой написана работа, фамилию, имя, отчество студента, курс, факультет, номер группы, номер зачётной книжки.

По контрольной работе, после её рецензирования, проводится собеседование.

Студенты очного обучения могут использовать задания контрольной работы на практических занятиях.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Бизнес–план образовательного учреждения представляет собой инструмент долгосрочного планирования и управления учреждением.

Общие вопросы бизнес–плана:

1. Основные цели коммерческо–хозяйственной деятельности образовательного учреждения (далее – ОУ).

2. Описание бизнеса.

3. Продукция (услуги)

4. Рынок и маркетинг

5. Конкурентные преимущества

6. Организационно-правовые вопросы

7. Требуемый размер капитальных вложений и планируемая эффективность.

8. Заключение.

При определении целей образовательного учреждения в коммерческо–хозяйственной деятельности следует обратить внимание на главную цель и задачи, способствующие её достижению.

Например, организовать параллельно с общеобразовательным процессом такую форму коммерческо–хозяйственной деятельности, главной задачей которой является решение социальных задач, удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в продукции, образовательных услугах, а параллельно - получение дохода, используемого для повышения благосостояния членов коллектива образовательного учреждения и развития учебно–методической базы.

При описании бизнеса необходимо дать краткие ответы на вопросы:

- что Вы хотите сделать предметом вашего бизнеса?

- каким образом Вы планируете осуществить эту задачу?

- что лежит в основе Вашей убежденности в успехе предполагаемого дела?

При описании продукции (услуг) следует обратить внимание на основу для их выбора. Такой основой может стать более высокое качество товаров, услуг, чем у конкурентов, либо Вами будет предложен какой-либо нестандартный набор свойств товаров, услуг. Следует учесть, что выбор одновременно двух основ заведомо обречет на провал хорошие идеи, так как каждая основа для выбора определяет разные стратегии бизнеса, которые Вы должны описать.

Вам предстоит дать ответы на вопросы:

- какие потребности потребителей призваны удовлетворить избранные товары или услуги?

- какие особенности или свойства избранного товара (услуги) могут привлечь внимание будущих потребителей и заставить их отдать предпочтение Вашим товарам (услугам)?

- как долго предполагаемые товары (услуги) могут оставаться оригинальными на рынке и приносить Вам успех?

При обосновании этого раздела необходимо предоставить сметы доходов и расходов.

При описании рынка и маркетинга следует обратить внимание на критерии сегментации рынка, выделяя отдельно юридических и физических лиц по кажущимся вам важными признакам.

Далее предстоит ответить на вопросы:

- почему Ваши товары (услуги) будут предпочитать продукции конкурентов?

- какую именно продукцию образовательного учреждения Вы сможете предлагать достаточно долго при неизменном спросе?

- ограничен ли установленным сегментом круг будущих потребителей Вашей продукции или его можно расширить, каким образом?

- какова емкость выделенного вами рынка?

- на какую роль на этом рынке Вы рассчитываете в будущем?

Оценить свои конкурентные преимуществапомогут Вам ответы на вопросы:

- каковы цены на аналогичную продукцию у ваших конкурентов?

- каким образом Вы собираетесь добиться более низких цен?

- какие ошибки совершили ваши конкуренты при выходе на рынок?

- как будут выглядеть сметы Ваших доходов и расходов в сравнении с конкурентами?

При описании организационно-правовых вопросов следует четко определить организационно–правовую форму деятельности, размер необходимых инвестиций, систему управления производством товаров (услуг).

При описании требуемых инвестиций и определении их эффективности следует провести расчет требуемых капитальных вложений, структурируя основные статьи будущих расходов. Следует оценить их размеры и сроки осуществления будущих затрат. Для того чтобы оценить будущий доход, необходимо определить, во-первых, будущую цену продукции (услуги) с учетом возможности их сбыта, во-вторых, себестоимость организации производства продукции (оказания услуг), вычесть из общей массы полученного дохода совокупность расходов.

В образовательных учреждениях все доходы, полученные от оказания платных услуг, реализации продукции должны быть полностью реинвестированы в образовательный процесс. Как Вы это намерены сделать?

При составлении Заключения обобщаются результаты всех предыдущих разделов бизнес–плана.

Программа развития образовательного учреждения – важнейший инструмент управления его развитием. Программа предназначена определить:

- исходное, реальное состояние образовательного учреждения как системы,

- образ его желаемого будущего состояния,

- необходимый и достаточный алгоритм действий перехода из реального состояния к запланированному.

Структура программы включает:

1. Краткую аннотацию.

Аннотация содержит ясное и краткое описание сути плана. Практически содержит ответы на вопросы:

- кто будет выполнять программу?

- почему и кому нужна эта программа?

- что получится в результате?

- как программа будет выполняться?

- сколько для этого потребуется средств?

2. Информационную справку об образовательном учреждении

Справка содержит сведения об образовательном учреждении и причинах, по которым именно оно способно справиться с поставленной задачей (в силу высокой квалификации кадров, опыта, убеждений, репутации, контингента учащихся, специфики самоуправления и так далее).

3. Данные об анализе и прогнозе изменений социального заказа образовательному учреждению.

Здесь предстоит дать ответ на вопросы:

- что относится к социальной среде образовательного учреждения, как среда влияет на образовательное учреждение и как это влияние может измениться?

- какие субъекты, источники социального заказа образовательному учреждению могут быть названы?

- с каким социальным заказом сталкивалось образовательное учреждение в прошлые годы?

- каковы основные источники изменений потребности в социальном заказе в настоящее время?

- какие образовательные запросы предъявляют сегодня или могут предъявить в ближайшем будущем потребители - социальные заказчики?

- на чьи образовательные потребности должно ориентироваться образовательное учреждение в первую очередь и почему?

4. Цели и задачи образовательного учреждения в будущем.

Здесь предстоит дать ответ на следующие вопросы:

- каковы базовые ценности коллектива образовательного учреждения, его философия;

- в чем представляется миссия образовательного учреждения;

- образ выпускника образовательного учреждения, качество его образования и воспитания;

- главные принципы жизнедеятельности образовательного учреждения, его функционирования и развития;

- преимущества анализируемого образовательного учреждения по сравнению с имеющимися типовыми моделями образовательных учреждений;

- какова концепция образовательной системы образовательного учреждения (концепция контингента учащихся и способов его набора, концепция структуры образовательной системы, концепция взаимосвязи основой и сопутствующей, дополнительной образовательной и воспитательной деятельности);

- что представляет из себя концепция ресурсов (концепция учителя, концепция педагогического коллектива, инфраструктуры, материальной базы, финансовых ресурсов);

- какими представляются внешние связи образовательного учреждения?

5. Методы обеспечения образовательного учреждения необходимыми ресурсами.

Здесь должны быть представлены рассуждения о кадровой, методической, исследовательской, экспериментальной, экспертной, снабженческой, финансовой и других видах деятельности.

Методы представляются в форме плана с указанием ответственных за выполнение каждого мероприятия и сроков реализации мероприятий.

6. Способы управления реализацией программы:

Представляется управленческая схема контроля за ходом реализации программы, периодичность и формы контроля, способы внесения корректировок в план реализации программы.

Какова концепция функций и содержания управления, необходимая для реализации программы? Какой представляется организационная структура управления? В чем проявится специфика технологии управления, механизмов управленческой деятельности?

7. Система учета и отчетности.

Здесь необходимо отразить, с помощью каких критериев будет определено, что программа достигла цели. Какой вид, форма мониторинга будет использован?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Контрольное задание 3.1.

Вам предстоит составить бизнес-план для любого образовательного учреждения по Вашему выбору. Название работы несколько условно, так как Ваших познаний в экономике, менеджменте, маркетинге пока недостаточно, чтобы справиться с такой работой во всей полноте требований к реальному бизнес планированию. Однако, следуя предложенным рекомендациям, Вы сможете составить основу бизнес-плана. Его Вы сможете усовершенствовать в дальнейшем. Общий объем бизнес плана не должен превышать 20 машинописных страниц.

Контрольное задание 3.2.

Вам предстоит разработать программу развития образовательного учреждения.

Во второй части контрольного задания необходимо подготовить реферативное сообщение на одну из тем:

1. Долевое нормативное финансирование дошкольного образовательного учреждения.

2. Финансирование образования на региональном и муниципальном уровне.

3. Целевой капитал образовательного учреждения.

4. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений.

5. Привлечение дополнительных финансовых средств в образовательное учреждение.

6. Прием и оформление родительских пожертвований.

7. Программа экономической деятельности образовательного учреждения.

8. Государственная поддержка классных руководителей.

9. Особенности оплаты труда работников детского сада.

10. Особенности оплаты труда работников системы общего образования.

11. Особенности оплаты труда работников училища.

12. Особенности оплаты труда работников колледжа.

13. Особенности оплаты труда работников вуза.

14. Предоставление отпусков работникам образовательных учреждений.

15. Public Relations в дошкольном образовании.

16. Негосударственные образовательные учреждения: преимущества и недостатки.

17. Дополнительные платные образовательные услуги и их виды.

18. Нормативная база для осуществления платных дополнительных образовательных услуг в детском саду.

19. Нормативная база для осуществления платных дополнительных образовательных услуг в системе общего образования.

20. Нормативная база для осуществления платных дополнительных образовательных услуг в вузе.

21. Особенности маркетинга на рынке образовательных услуг.

22. Товарная стратегия в образовательных учреждениях.

23. Ценовая стратегия в образовательных учреждениях.

24. Стратегия позиционирования и продвижения товаров и услуг в сфере образования.

25. Коммуникационная и рекламная стратегия образовательного учреждения.

26. Цена образовательной услуги.

27. Роль инвестиционной политики в системе образования.

28. Социально-экономическая эффективность образования.

29. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

30. Теория человеческого капитала – инструмент выявления эффекта образования.

Темы распределяются в соответствии с номером записи фамилии обучаемого в журнале учета посещаемости занятий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Библиографический список

Основная литература:

1. Бухарова, Г.Д. Маркетинг в образовании [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2010. – 207 с

2. Гомола, А.И. Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособие [Гриф Минобразования РФ] / А.И. Гомола, П.А. Жанин. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 141 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2011 г.) [Текст]. - М. : Проспект : КНОРУС, 2011. - 542 с.

4. Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / Г.Г. Корзникова ; науч. ред. А.А. Лобут, Б.М. Игошев. - М. : Академия, 2008. - 288 с.

5. Прикладная экономика [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Г.И. Журухин [и др.] ; под ред. Г.И. Журухина, Т.К. Руткаускас ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2009. - 262 с.

6. Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М.Ю. Федорова. - М. : Академия, 2008. - 192 с.

7. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Д.А. Ягофаров. - М. : Владос-Пресс, 2008. - 399 с.

Дополнительная литература:

1. Беляков, С.А. Новые лекции по экономике образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. А. Беляков. - М. : МАКС Пресс, 2007. - 421 с.

2. Бизнес-планирование [Текст] : учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В.М. Попов [и др.] ; под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 815 с.

3. Бюджетное право [Текст] : учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] [Гриф МВД РФ] [Гриф УМО] / Д.А. Ремиханова [и др.] ; под ред. Г.Б. Поляка, П.И. Кононова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2008. - 285 с.

4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст] : учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М. : Норма, 2007. - 447 с.

5. Головлева, Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е.Л. Головлева. - М. : Академический проект, 2009. - 343 с.

6. Гончаров, М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования [Текст] : учеб. пособие для системы доп. пед. образования [Гриф УМО] / М.А. Гончаров. - М. : КноРус, 2010. - 336 с.

7. Ивлиева, Н.Н. Оценка стоимости интеллектуального капитала предприятия [Текст] : монография / Н.Н. Ивлиева. - М. : Маркет ДС, 2008. – 142 с.

8. Кожевников, О.А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики [Текст] : [монография] / О.А. Кожевников ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2007. - 226 с.

9. Муравьева, Н.Н. Маркетинг услуг [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Муравьева. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 251 с.

10. Особенности рынка интеллектуальных услуг как особой компоненты информационной инфраструктуры страны [Текст] : [монография] / [Г.В. Астратова [и др.] ; под общ. и науч. ред. Г.В. Астратовой, Е.В. Синицына] ; Группа компаний "Стратегия позитива". - Екатеринбург : АМБ, 2010. - 191 с.

11. Панферова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Панферова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 248 с.

12. Пачикова, Л.П. Сохранение и развитие социально-педагогической функции вуза в изменяющихся экономических условиях [Текст] : монография / Л.П. Пачикова ; Акад. проф. образования, Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2007. - 271 с.

13. Правовое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя [Текст] : [программа повышения квалификации и переподготовки работников образования] : метод. рекомендации / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Фак. повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования ; сост. Т.М. Резер. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2009. – 52 c.

14. Профессиональное образование в России как инструмент реализации стратегии перехода к информационному обществу [Текст] : [коллектив. моногр.] / Г.В. Астратова [и др.] ; под общ. ред. Г.В. Астратовой, Л.И. Пономаревой ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2009. - 368 с.

15. Старикова, Л.Д. Сфера услуг: маркетинг в образовании [Текст] : монография / Л.Д. Старикова, Г.Д. Бухарова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2008. - 254 с.

16. Правовая навигационная система Кодексы и Законы Российской Федерации [Электронный ресурс] - http://www.zakonrf.info/

17. Сайт Российской газеты [Электронный ресурс] - http://www.rg.ru/

18. Сайт ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства» [Электронный ресурс] - http://www.lexed.ru/

19. Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс] - http://base.garant.ru/

20. Правовой ресурс КонсультантПлюс [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/

21. Сайт ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» [Электронный ресурс]. - http://irro.ru/

22. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/

23. Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области [Электронный ресурс]. - http://minobraz.ru/

24. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru/

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Наши рекомендации