Позиция Евросоюза в подходе к определению ответственности изготовителя
ПРЕДИСЛОВИЕ
Более десятилетия назад Совет Европейских Сообществ принял решение о гармонизации в своих странах—членах законов, правил и других нормативных актов, регулирующих вопросы ответственности изготовителя за ущерб, причиненный потребителю вследствие дефектов в приобретенной им продукции — Директиву 85/374/ЕЭС от 25 июля 1985 г. В соответствии с правилами Сообщества и статьей 19 этой Директивы все государства—члены Сообщества должны были в течение трех лет со дня ее обнародован ия ввести в силу законы, правила и административные акты, необходимые для выполнения требований данной Директивы.
Тем самым, начиная со второй половины 1988 года на территории всех стран Европейского Союза действуют единообразные подходы к определению ответственности изготовителя за вред, вызванный его дефектной продукцией.
Вместе с другими документами и решениями, принятыми в направлении повышения качества продукции, реализуемой на территории Евросоюза,— по вопросам общеевропейской политики и стратегии в области качества, унификации
и гармонизации механизмов сертификации продукции, услуг и систем качества, аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации, аттестации кадров в области менеджмента-качества и др.,— указанная Директива. . составляет в настоящее время правовую основу деятельности производителей, поставщиков и продавцов товаров на европейском рынке.
Стержневой идеей Директивы ЕЭС от 25 июля 1985 г. является положение о том, что в условиях быстрого развития науки и техники, роста сложности выпускаемых изделий на изготовителя должна быть возложена особая ответственность за безопасность предлагаемой им на рынок продукции. Реализация этого принципа выражается в том, что при нанесении потребителю продукции ущерба, вызванного ее дефектностью, Директива изначально возлагает ответственность за это на изготовителя независимо от его вины.
Наряду с сугубо юридическим аспектом, введение данного положения оказало и продолжает оказывать исключительно сильное влияние на практическую деятельность руководителей фирм и менеджеров по качеству. Попытки уменьшить риск ответственности, возлагаемой указанной Директивой на производителей (поставщиков, продавцов), вызвали необходимость разработки эффективных методов обеспечения стабильно высокого качества и механизмов снижения этого риска.
С учетом того, что все большее число российских предприятий пытается реализовать свою продукцию за рубежом и, в частности, в Европе, представляется важным для руководителей и специалистов знать основное содержание гармонизированных принципов европейского права в области защиты прав потребителей. В статье раскрывается содержание подходов к защите прав потребителей на территории стран Европейского Союза, проводится сравнение этих подходов с законодательными нормами, действующими в Российской Федерации, а также даются рекомендации о путях снижения риска ответственности за дефектную продукцию.
1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ДИРЕКТИВЫ СОВЕТА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ ОТ 25 ИЮЛЯ 1985 Г. № 85/374/ЕЭС
Полное название рассматриваемого документа следующее: «Директива Совета Европейских Сообществ от 25 июля 1985 г. по сближению законов, правил и административных актов государств—членов ЕЭС, касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции (85/374/ЕЭС)»(далее Директива)
Директива включает в себя развернутую преамбулу и 22 статьи, устанавливающие принципы подхода стран—членов Евросоюза к юридическим аспектам проблемы ответственности за ущерб, вызванный дефектной продукцией. Основные из этих аспектов следующие:
=> Принцип подхода к определению ответственности изготовителя.
=> Распределение ответственности в случае виновности нескольких лиц.
=> Возможность освобождения изготовителей от ответственности.
=> Связь ответственности изготовителя с действием или бездействием других лиц.
=> Учет вины потерпевшего.
=> О возможности дополнительной компенсации за причиненную боль и страдания.
=> Установление сроков исковой давности.
=> О временных пределах наступления ответственности.
=>О недопустимости договорного (контрактного) ограничения ответственности изготовителя перед потерпевшим.
=> О применении иных норм, определяющих ответственность
Изготовителя.
=> О связи ответственности изготовителя с уровнем научно технических знаний.
=> Об установлении пределов материальной ответственности.
Одновременно в Директиве определяются:
• категории продукции, в отношении которых распространяется принцип ответственности изготовителя;
• лица, на которых возлагается ответственность за дефектный продукт;
• понятие дефекта;
• понятие ущерба;
• обязанности потерпевшего при подаче иска.
Поскольку в приложении 1 к данной статье приведены полные формулировки, отражающие реализацию в Директиве ЕЭС всех указанных выше принципов и определений (равно как и соответствующие полные формулировки, отражающие точку зрения российских законодателей по каждому из указанных выше вопросов), далее более подробно рассматриваются лишь некоторые положения Директивы, представляющиеся автору наиболее важными.
Позиция Евросоюза в подходе к определению ответственности изготовителя
Обоснование позиции Европейского Союза по данному вопросу содержится в преамбуле Директивы, где отмечается, что в условиях растущей технической оснащенности справедливое распределение риска, неразрывно связанного с современным технически сложным производством, возможно лишь на основе установления принципа ответственности изготовителя за ущерб, причиненный дефектной продукцией потребителю, независимо от вины изготовителя. По этой причине уже в первой статье Директивы закрепляется положение о том, что ответственность за ущерб, нанесенный дефектом в продукте, несет изготовитель этого продукта.
В соответствии с этой нормой пострадавший от дефектного продукта не должен доказывать преднамеренные или небрежные действия изготовителя для предъявления претензий по возмещению причиненного ему ущерба. Статья 3 Директивы определяет, что потерпевшему лицу достаточно указать наличие и размер ущерба, наличие дефекта в продукте, а также существование причинной связи между дефектом и
понесенным ущербом чтобы его иск к изготовителю был принят к рассмотрению в суде.
Для многих стран—членов ЕЭС такой подход оказался внове. Например, по германскому праву до принятия Директивы, если истец предъявлял претензию по возмещению причиненного ущерба, то он должен был изложить и привести доказательства фактов, послуживших причиной наступления вины изготовителя. После приведения немецкого права в соответствие с Директивой все стало происходить с точностью до наоборот: в случае ущерба, вызванного дефектом изделия, исходят из вины изготовителя и именно ОН должен в этом случае ДОКАЗАТЬ свою невиновность. Если изготовителю не удается привести в суде таких убедительных доказательств (а сделать это зачастую непросто), то он несет ответственность за возникший ущерб.
Именно сложность и значительная стоимость доказательств невиновности заставляют изготовителей продукции, потенциальные дефекты которой могут принести значительный ущерб, после принятия Директивы принимать специальные меры, позволяющие снизить риск ответственности.
Среди последних:
- внедрение и сертификация своих систем менеджмента качества;
- специальные подходы к отбору поставщиков комплектующих, важных для безопасности продукции;
- специальные приемы по снижению риска ответственности;
- страхование риска ответственности.
Забегая немного вперед и сравнивая это положение Директивы с подходом к этому вопросу в законодательстве Российской Федерации, отметим, что здесь налицо идентичность подхода: в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего, вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.
1.2. На какие категории продукции распространяется действие Директивы?
В ЕС считают, что принцип ответственности изготовите- -ля независимо от вины следует применять только к движимым вещам, произведенным промышленным способом. При этом целесообразно исключить такую ответственность в отношении сельскохозяйственных продуктов и дичи, если только они не подверглись промышленной обработке, в результате которой в них мог появиться дефект. Кроме того, предусматриваемая Директивой ответственность должна также распространяться на те движимые вещи, которые используются при строительстве недвижимых объектов или устанавливаются в них.
Поэтому под продукцией (в оригинале документа применен термин «продукт») в Директиве понимается любая движимая вещь за исключением первичных сельскохозяйственных продуктов и дичи, даже если эта вещь является составной частью другой движимой или недвижимой вещи. Под "первичными сельскохозяйственными продуктами" понимаются продукты земли, животноводства и рыболовства, кроме тех „продукте в, которые подверглись первичной обработке. Понятие "продукт" включает в себя также электрический ток.
По сравнению с Законом Российской Федерации «О за-1те прав потребителей» Директива, с одной стороны, имеет более узкую сферу применения, поскольку не охватывает случаи ущерба при выполнении работ и оказании услуг, а с другой — распространяет свое действие на гораздо больший круг продукции, поскольку в Российской Федерации действие указанного Закона охватывает только те товары (работы, услуги), которые предназначены исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
1.3. Кто понимается в Директиве под «изготовителем» продукта
В Европейском Союзе считают, что защита интересов потребителя требует, чтобы все изготовители, участвующие в производственном процессе, несли ответственность за дефекты поставляемой ими готовой продукции, комплектующих изделий или исходных материалов; ответственность должны нести также те, кто импортирует продукцию на территорию Сообщества и те лица, которые представляют себя в качестве изготовителя путем указания на продукции своего имени (наименования), товарного знака или иного индивидуализирующего признака, равно как и поставщики продукции, изготовителя которой нельзя установить.
В связи с этим в Директиве под «изготовителем» понимается изготовитель готового изделия, производитель любого сырья и исходного материала или компонента, а также любое лицо, которое путем указания на продукте своего имени (наименования), товарного знака или иного индивидуализирующего признака представляет себя в качестве его изготовителя. При том, что с изготовителя ни в коей мере не снимается ответственность за его продукцию, любое лицо, ввозящее на территорию Сообщества какой-либо продукт для продажи, проката, долгосрочной аренды или для какой-либо иной формы передачи потребителям, рассматривается как изготовитель данного продукта и несет ответственность как изготовитель.
В том случае, когда изготовителя продукта нельзя установить,
каждый поставщик такого продукта считается его изготовителем, если только он в разумные сроки не сообщит потерпевшему лицу имя (наименование) действительного изготовителя или лица, которое поставило ему данный продукт. Это правило относится также и к импортным продуктам, если на них не указано, кто является их импортером, даже если при этом указывается наименование изготовителя.
В свете приведенных определений становиться понятным,
почему, например, при массовой закупке у российских предприятий важных комплектующих или оптового приобретения крупной партии продукции, предназначенной для последующей розничной продажи, западноевропейские заказчики зачастую занижают на 20—30 % и даже более покупную цену, если у предприятия-производителя нет сертифицированной системы качества. Это цена их страховки повышенного риска ответственности, связанного с невысокой степенью гарантии устойчивости требуемого качества, ибо в соответствии с Директивой на территории стран Европейского Союза тот, кто вводит продукцию в оборот, также несет ответственность за причиненный ущерб.
Что касается Закона «О защите прав потребителей», то здесь под изготовителями (продавцами, исполнителями), на которых распространяется ответственность, понимаются те, которые производят продукцию (продают продукцию, выполняют работы или оказывают услуги), предназначенную исключительно для личных (бытовых) нужд потребителя.
1.4. Что понимают в Директиве под дефектной продукцией?
Понятие дефектной продукции в Директиве впервые в юридической практике напрямую определяется в связи со способностью данной продукции обеспечить безопасность. Там отмечается, что для защиты здоровья и имущества потребителей дефектность продукта должна определяться по признаку его несоответствия тому уровню безопасности, на который люди вправе рассчитывать, с учетом того, что при оценке безопасности продукта не учитываются случаи его неправильного использования, не оправданного при данных обстоятельствах.
В связи с этим Директива определяет, что продукт считается дефектным, когда он не обеспечивает того уровня безопасности, на который человек вправе рассчитывать с учетом всех обстоятельств, в том числе:
а) как продукт был поставлен потребителям;
б) разумно предполагаемых функций, которые продукт
может выполнять;
в) времени выпуска продукта в обращение.
Важно отметить, что «уровень безопасности, на который человек вправе рассчитывать», является не субъективным требованием отдельного пользователя, а достаточно объективным показателем, отталкивающимся от уровня знаний среднего потребителя относительно безопасности.
Интересно, что в российском законодательстве о защите прав потребителей кроме терминов «недостаток товара (работы, услуги)» и «существенный недостаток товара (работы, услуги)» введено также понятие «безопасность товара (работы, услуги)». При этом возмещению подлежат вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя как вследствие недостатков товара (работы, услуги), так и вследствие необеспечения безопасности товара (работы). В этом смысле Закон «О защите прав потребителей» подходит к понятию дефектной продукции фактически также, как и Директива ЕЭС.