Малые архитектурные формы сельских поселений
Это ограждения, ворота, калитки, колодцы и др. Изгородь. Наиболее древние виды изгородей – плетень, паркан, жерды, различные варианты штакетника. Изгородям стремились придать особую выразительность, декоративность. Часто при устройстве ограды применялся узорчатый рисунок. Иногда плетень устраивался из прутьев, переплетенных сложной орнаментальной перевязкой. Сплошная изгородь типа «паркан» с воротами: в одном случае часть изгороди под свесом крыши оформлялась геометрич-ой сквозной решеткой, в друго – изгородь украшалась лишь скромным резным краевым узором под свесом крыши. Скамьи. Устраивались на улице перед домом, вблизи калитки и во дворе. Некоторые скамьи по своей форме и конструктивному решению выполнены под влиянием скамеек, применяемых в помещении. Ворота и калитки. Для очень узких усадебных участков и беднейших дворов характерны ворота из 4-5 жердей, скрепленных по концам вертикальными стойками. Высота до 1.5 м. Калитка могла отсутствовать. Для усадеб замкнутого типа характерны ворота, к-ые состоят из трех массивных дубовых столбов, покрытых двускатной или четырехскатной крышей. Калитка может быть ниже ворот, но выше изгороди. Декоративная обработка ворот чаще сводится к украшению фризовой части. Реже полотен. Колодцы. Их арх-ый образ нередко опред-ся способом подъема воды. Наиболее ранним типом колодца явл-ся колодец с журавлем. В основу действия журавля положен простейший механизм – рычаг. Колодцы с навесом: простейшим навесом явилась двускатная крыша, насаженная прямо на сруб. В одном из скатов устраивается дверь.
16. Арх конца 19 века (эклектика в арх)
Процесс постепенного упадка классической архитектуры резко усилился в середине 19 века. К концу 19 века в белорусском зодчестве преобладала эклектика, которая выделилась некритическим использованием разностильных форм: неоготика, необарокко, неорококо, неоклассицизма, неоромантического и псевдовизантийского стилей. Неостили получили название “исторической архитектуры”.
Обычно банки и учебные заведения оформлялись под ренессанс, театры – под барокко, костелы – под готику, православные церкви строились в псевдовизантийском или псевдорусском стиле. В другой половине 19в. наблюдался рассвет неоготического стиля, который стал как бы официальным стилем католической церкви в Белоруссии. Неоготические постройки возводились из красного хорошо опаленного кирпича, фасады не оштукатуривались. Наиболее богатые храмы имели витражи, пол из отлитых керамических плиток, фресковых росписей.
После подавления восстания 1863-1864г. распространение приобрели псевдорусский или псевдовизантийский стиль с православном культивируемом зодчестве. Русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные с византийских храмов; чтобы показать заимствование русского зодчества от византийской архитектуры. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. Церкви, построенные в псевдорусском стиле, можно встретить во многих городах и поселках Белоруссии.
Наиболее значимыми постройками этого направления можно считать мемориальный комплекс в деревне Лесная (1908-1912), построенный в честь 200 летия победы русских войск над шведами, и часовня князей Паскевичей в Гомеле (1870-1889). В культовом зодчестве Белоруссии сложился и неоромантический стиль. Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской готической архитектуры, - Красный костел (котел Симона и Елены) в Минске, построенный в 1908г. Храм имеет асимметрическую композицию с тремя башнями: двумя маленькими и одной высокой, в его декоративном оформлении использовались элементы готики (большое окно – роза, орнаментные пояса и др.) Вместе с неостилем в конце 19 века происходило становление нового стиля – модерна.
Дата строительства: XIX в. Смиловичи