Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы

Новые формообразующие и стилеобразующие процессы в архитектуре стали оказывать реальное влияние на архитектурный облик городов лишь во второй половине 20-х годов, так как, во-первых, до этого формирование творческих концепций новаторских течений проходило этап интенсивного внутриутробного развития, а, во-вторых, строительство в первые годы Советское власти было минимальным.

В результате в городской среде новые стилистические процессы сначала реально проявились в том слое, который лежит как бы на стыке агитационно-массового искусства, производственного искусства (дизайна) и архитектуры, что придало этому слою повышенную художественную выразительность и превратило его в своеобразный лабораторные полигон, где формировались новые средства художественной выразительности для предметно-художественной сферы творчества в целом.

Агитационно-дизайнерский слой городской среды (включая и малые архитектурные формы! в 20-е годы в стилевом отношении развивался опережающими темпами по сравнению, так сказать, с большой архитектурой. И это естественно, так как по темпам возведения и реакции на стилистические изменения в творческих поисках этот слой более мобилен, чем архитектура.

В 20-е годы бурно развивалась та сфера городской предметной среды, которая была связана с оформлением праздников и различного рода массовых действ, продажей агитационно-массовой периодической печати. Это прежде всего объемные агитационно-праздничные установки, трибуны, эстрады и газетно-журнальные киоски. Иногда эти объекты объединялись между собой в различных сочетаниях (например, киоск-трибуна, трибуна-агитационная установка и т. д.). Главной задачей при проектировании этих объектов было создание яркого художественного образа, имеющего агитационное содержание.

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
И. Чашник. Проект трибуны. 1920 (Витебские свободные художественные мастерские, мастерская Л. Лисицкого). Фасады (два положения подвижного элемента) Л. Лисицкий. Трибуна Ленина (при разработке использован проект И. Чайники). 1924
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Витебский свободные художественные мастерские, мастерская Л. Лисицкого. Эскизы трибуны. 1920
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
А. Родченко. Конкурсный проект киоска для продажи газет и агитационной литературы. 1919. Два варианта
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
В. Кринский. Конкурсный проект киоска для продажи газет и агитационной литературы. 1919. Эскиз К. Малевич. Проект окраски трибун. 1920

На эти объекты был такой большой спрос, что возникала потребность в образцовых проектах.

В 1919 г. подотдел художественного труда отдела ИЗО Наркомпроса провел конкурс на проекты киосков для продажи газет и агитационной литературы, на которой было представлено около 60 проектов. Первые премии получили проекты с подчеркнуто агитационным художественным обликом (в том числе А. Родченко и В. Кринского).

В том же 1919 г. подотдел художественного труда сообщал в бюллетене Наркомпроса: "Ввиду неоднократных запросов из провинции на проекты трибун для ораторов, подотделом срочно разрабатывается программа конкурса-заказа на составление означенных проектов. Учитывая настоятельность и срочность потребности... подотдел решил прибегнуть к системе заказа. Намечены все более или менее выдвинувшиеся силы, как в области архитектуры, так и скульптуры и живописи"1.

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Г. Гольц. Проект кегельбана для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. 1923. Эскизы

Социальный заказ, значит, был. Но какие же творческие концепции обслуживали этот реальный социальный заказ?

Во-первых, это кубофутуристические тенденции: деструктивные беспокойные композиции.

Во-вторых, это концепция супрематизма: предельное простое по композиции объемно-пространственное построение (прямоугольные элементы) со столь же лаконичным по форме супрематическим орнаментом.

В-третьих, это концепция конструктивизма: использование ажурных решетчатых конструкций с преобладанием прямого угла.

В-четвертых, это символико-образные тенденции: использование в самой объемно-пространственной структуре объекта революционной символики и эмблематики.

Эти тенденции формообразования тесно взаимодействовали между собой, что создавало характерный для той эпохи неповторимый стилистический облик агитационно-дизайнерского слоя городской среды.

Эта область предметно-художественного творчества стала в первые годы Советской власти важнейшей сферой реализации формально-эстетических экспериментов и в яркой форме отражала стилеобразующие процессы.

Наряду с временными агитустановками уже в первые годы Советской власти появился и заказ на стационарные "вечные" агитустановки - тумбы с изречениями, которые предполагалось устанавливать на площадях и скверах городов по плану монументальной пропаганды. В 1918 г. целую серию эскизов таких городских тумб с изречениями создал Б. Королев. В их композициях явно отражалось влияние скульптурного кубизма.

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Г. Клуцис. Проекты агитационных установок. 1922 Г. Клуцис. Проекты агитационных установок. 1922. Радиооратор. Три варианта
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Г. Клуцис. Проекты агитационных установок. 1922 Г. Клуцис. Проект трибун. 1922
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Г. Клуцис. Проекты агитационных установок. 1922. Радиооратор. Три варианта Г. Клуцис. Проект трибун. 1922
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Г. Клуцис. Проекты агитационных установок. 1922 Г. Клуцис. Проекты агитационных установок. 1922. Радиооратор. Три варианта
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Г. Клуцис. Проект трибун. 1922 Г. Клуцис, Проект сложной праздничной установки, включающей трибуна, экран, полки для литературы, выдвижные стенды и т. д. 1922

Предельно лаконичные по форме трибуны проектировались членами витебского УНОВИСа: простые ступенчатые объемы, украшенные супрематическим орнаментом.

Иной характер носит трибуна И. Чашника. В ней не только композиционный, но и реальный динамизм (один элемент трибуны диагонально выдвигается вверх). Супрематические квадраты и прямоугольники непривычно для супрематизма сочетаются с ажурной решетчатой конструкцией, что и придает всей композиции формальную остроту. Проект был создан в Витебских свободных художественных мастерских в 1920 г. в архитектурной мастерской Лисицкого, который в 1924 г. реконструировал этот проект своего ученика в широко известную трибуну Ленина.

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
А. Лавинский. Фото работы А. Родченко. 1924 А. Лавинский. Проект переносной радиотрибуны. 1925
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
А. Лавинский. Книжный киоск в Москве. 1924. Варианты проекта; общий вид
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
А. Лавинский. Проект переносной радиотрибуны. 1925 Г. Гольц. Проект трибуны для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. 1923
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
В. Кринский. Проект киоска-трибуны. 1925 Е. Семенова. Проекты праздничных трибун. 1926

Трибуна Чашника - Лисицкого - характерный пример синтетического супрематически конструктивистского объекта.

Наиболее же характерными собственно конструктивистскими объектами в чистом виде были проекты Клуциса, который на одном дыхании летом и осенью 1922 г. к пятой годовщине Октябрьской революции и к IV конгрессу Коминтерна создает серию агитустановок и трибун. Серия насчитывает несколько десятков проектов, выполненных в одной манере - двухцветные аксонометрии (черное и красное).

Пожалуй, Клуцис с наибольшей убедительностью перевел эксперименты с отвлеченными пространственными конструкциями на язык реальных объектов, разработав ряд оригинальных приемов трансформации и динамики пространственных композиций. Ажурные конструкции установок, дополненные лозунгами, антеннами, экранами, репродукторами и динамическими элементами (вращающимися, выдвигающимися, раскладывающимися), создавали характерный именно для начала 20-х годов художественный облик агитационно-дизайнерского слоя городской среды и внесли существенный вклад в формирование стилистики раннего конструктивизма.

Острые по образу радиомачты (сложные вращающиеся сооружения с системой экранов) спроектировал для своего "Города на рессорах" А. Лавинский в 1921 г. В 1925 г. он создает проект радиотрибуны.

Но наибольший интерес представляют его проекты книжных киосков. Первый из них был осуществлен на сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 г. Это - открытая конструкция с двенадцатью наружными столбами и спускающимися между ними жалюзи. В центре ограниченного этими столбами пространства размещается собственно торговый павильон, вокруг которого в галерее установлены и подвешены на блоках подъемные витрины с книгами.

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
А. Ган. Складной лоток для уличной торговли. 1922 А. Лавинский. Проект книжного киоска. Середина 20-х годов
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
A. Ган. Книжный киоск (в свернутом и развернутом виде). Начало 20-х годов
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
И. Ламцов. Проект киоска. 20-е годы И. Ламцов. Проекты киосков и трибуны для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. 1923
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Е. Семенова. Летняя эстрада в клубе. 1927. Аксонометрия А. Лавинский. Книжный киоск (реклама Госиздата) Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. 1923

В 1924-1925 гг. Лавинский создает несколько проектов киосков для Госиздата и Моссельпрома. Один из них был осуществлен. Витрины размещены над торговым павильоном (стеклянные стены второго яруса сделаны наклонными).

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Е. Семенова. Летняя эстрада в клубе. 1927. План

Среди проектов Е.Семеновой можно отметить откровенно конструктивистские праздничные трибуны (1926), представляющие собой устанавливаемые на площади ажурные центричные вертикальные композиции - высоко поднятые над землей небольшие квадратные или шестиугольные площадки с ограждением. Семенова разработала также проект аттракциона "Книжный киоск-тир" (был осуществлен в Москве на Тверском бульваре).

В работах по созданию агитационно-предметной городской среды активно участвовали и архитекторы. В Москве в начале 20-х годов оригинальные проекты трибун создали В. Кринский (трибуна встроена между домами по фронту улицы на нижнем ярусе, а над ней сложная кубическая композиция), И. Голосов, Г. Гольц и др.

Киоски для различных целей проектировали И. Ламцов (для сельскохозяйственной выставки). М. Туркус (для Международного Красного стадиона), Г. Миллер (раскладной книжный киоск), Г. Крутиков (для парка культуры и отдыха) и другие.

Значительный интерес представляют разработки одного из идеологов конструктивизма и производственного искусства - А. Гана. В 1922 г. он создает для Моссельпрома проект складного "станка с лотком" для уличной торговли папиросами или писчебумажными принадлежностями. Публикуя макет этого "станка", Ган называет его элементом "арматуры улицы" и пишет: "улица так же, как и квартира, требует рабочей обстановки. Конструктивизм и сюда должен направить свое внимание и наблюдать за бытом улицы"2.

В это же время Ган проектирует книжный киоск, который в рабочем состоянии разворачивается, образуя наряду с пространством для продавца консольный лоток-витрину, витрины-полки для вертикального размещения книг и журналов и рекламу-вертушку для газет и т.д.

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
А. Мapтынов. Проект передвижной складной сцены для агиткино-театра. 1925 И. Лейзеров. Проекты трибуны и арки-трибуны. 1925
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
И. Лейзеров. Проекты трибуны и арки-трибуны. 1925 А. Мартынов. Проекты четырех киосков-витрин. Фасады

Образцовые проекты для журнала "Клуб" разрабатывали Е.Семенова, И. Лейзеров, А. Мартынов, А. Зайков, А. Назарьева, Ф. Кондратов и др. Например, И.Лейзеров разработал в 1925-1926 гг. образцовые проекты киоска радио-консультации, арки-трибуны, трибуны, радиоустановки. А. Мартынов разработал проекты складной трибуны, четырех киосков-витрин, складного киоска, киоска со стенгазетой.

Открытые эстрады для различного рода массовых действ размещались на улицах и площадях, в парках и скверах. Разрабатывались эстрады стационарные, сборно-разборные, складные, раздвижные, многовариантные, переносные и т.д. Интересны проекты летних передвижных, складных и трансформируемых сцен и эстрад Е. Семеновой. А. Мартынова, И. Лейзерова

В одном из проектов летней эстрады И. Лейзеров предусматривает возможность трансформации путем перестановки сборных элементов, из которых собирается сцена, что дает возможность использовать сцену как эстраду, для спортивных выступлений, демонстрации кинофильмов и т. д.

Серию эскизов праздничных установок с трибунами сделал И. Голосов. Во всех его эскизах трибуна представляет собой смысловой центр композиции в виде красного куба, вокруг которого из отвлеченных архитектурных элементов создаются сложные символические построения (наклонные решетчатые башни; треугольная ферма, "опрокидывающая" глухую круглую башню; две фланкирующие трибуну глухие пирамиды, соединенные поверху ажурным переходом).

Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
И. Голосов. Праздничные установки-трибуны. 1923-1924. Эскизы
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
И. Голосов. Праздничные установки-трибуны. 1923-1924. Эскизы Н. Серов. Трибуна на Красной площади в Москве. Проект - 1923, осуществлена в 1925 г.
Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
Н. Серов. Трибуна на Красной площади в Москве. Проект - 1923, осуществлена в 1925 г. И. Иозефович. Праздничная трибуна в Москве в форме серпа и молота и звезды). 1927 г.

В праздничном оформлении городов из элементов революционной эмблематики наибольшей популярностью пользовались пятиконечная звезда и серп и молот. На базе этих эмблем создавались трибуны.

Трибуна "Серп и молот" на Красной площади была спроектирована в мастерской Изо Московского Пролеткульта художником Н. Серовым в 1923г. (осуществлена в 1925г.). Рукоятка "молота" - главный узел сооружения, сам "молот" - трибуна, "серп" - чисто изобразительная форма.

На площади у трех вокзалов в 1927 г. была построена трибуна по проекту архитектора И. Иозефовича. В композиции объединены трибуна для оратора, размещенная в "молоте", и гостевая трибуна, размещенная внутри наклонно расположенного "серпа" и распластанной звезды.

В первые послереволюционные годы собственно праздничным оформлением были в основном живописные панно, транспаранты, знамена и лозунги; объемные же объекты, как правило, представляли собой трибуны, эстрады, радио- и киноустановки. Постепенно все большее место стали занимать объемные праздничные установки.

Показательно сравнение оформления Ленинграда к первой и к десятой годовщинам Октябрьской революции. Если в первом случае это были, как правило, живописные панно, то во втором - уже крупномасштабные объемные установки, запроектированные в основном архитекторами: на Марсовом поле (Л. Руднев), перед Нарвскими воротами (Д. Бурышкин), у бывшего особняка Кшесинской (Н. Троцкий), на площади Восстания (А. Фомин), у Финляндского вокзала (Н. Дуплицкий) и др.

Наиболее грандиозная объемная праздничная установка, включавшая трибуну, была создана коллективом ИЗОРАМа в Ленинграде в 1931 г.

1. Художественная жизнь. - 1919. - № 1. - С. 25. Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru
2. Ган А. Факты за нас // Современная архитектура. - 1926. - №2. - С. 39. Агитационно-праздничные установки и малые архитектурные формы - student2.ru

19. "Проход" левых художников через архитектуру (1919-1925)

Выше отмечалось, что неоклассика как бы перекрыла непосредственное влияние на новаторские течения формообразующих потенций инженерной техники и что именно левое изобразительное искусство стало своеобразным мостиком между стилеобразующими процессами в технике и в архитектуре. Но дело не только в этом - экспериментальные формальные поиски в левом изобразительном искусстве сами по себе были важнейшими импульсами нового стиля. Однако эти импульсы также с трудом воспринимались архитектурой, одетой в броню неоклассики.

Эта уникальная ситуация в отечественной архитектуре первой трети XX в., когда стилеобразующие процессы в левом изобразительном искусстве и инженерии, с одной стороны, и архитектурной неоклассике, с другой, развивались как бы на параллельных не пересекающихся рельсах, привела к временному "вторжению" левых художников в сферу архитектуры. Левые художники "передавали эстафету" архитектуре в области стилеобразования не через "границу" между профессиональными сферами, а непосредственно на территории самой архитектуры.

Все левые художники, "прошедшие" в 1919- 1925 гг. через архитектуру, так и остались дилетантами в этой новой для них сфере деятельности. Они и не стремились стать архитекторами (хотя некоторые из них стали профессиональными дизайнерами - пионерами советского дизайна), их "проход" через архитектуру в масштабах общего развития советского художественного авангарда можно рассматривать как своеобразную помощь архитектуре в освобождении от пут неоклассики, как стремлении интенсифицировать новаторские стилеобразующие поиски в сфере художественного творчества (т. е. в архитектуре), явно запаздывавшего с отказом от традиционалистских стереотипов.

Левые художники, уже выйдя в своих формально-эстетических экспериментах в предметный мир, были захвачены огромными возможностями нового стилеобразования в области архитектуры, где сами архитекторы явно недоиспользовали эти возможности. И получилось так, что многие пришедшие из левого изобразительного искусства пионеры советского дизайна, прежде чем профессионально углубиться в различные области производственного искусства, прошли как бы стажировку в качестве откровенных дилетантов в сфере архитектуры. Они сами не задержались в архитектуре, но оставили в ней неизгладимый след, внесли важнейший формообразующий вклад в современную архитектуру на самом раннем этапе формирования нового стиля.

Это был цвет отечественного художественного авангарда, левые художники мирового класса. Назову лишь основных из них: В. Татлин, с его единственным, но поистине эпохальным архитектурным проектом - Памятником III Интернационала (1919 -1920), К. Малевич, с также единственными в его творчестве собственно архитектурными проектами - планитами (1923-1924), А. Родченко, который за два года создал ряд конкурсных и экспериментальных архитектурных проектов: киоск (1919), Храм общения народов (1919), Совдеп (1920), фрагменты застройки города "с пятым фасадом" (1920) и др.; А. Лавинский, разработавший проекты "города на рессорах" (1921), книжных киосков (1923-1924), избы-читальни (1925) и др.; А. Экстер, эскизировавшая на тему "динамический город" и создавшая (вместе с архитектором Б. Гладковым) оригинальный киоск "Известий" на сельскохозяйственной выставке в Москве (1923); Б. Королев, интенсивно эскизировавшии на тему Храм общения народа (1919); А. Шевченко, разрабатывавший проект Совдепа (1920); Г. Клуцис с его серией архитектурно-дизайнерских объектов праздничного оформления города (1922).

Для каждого из названных выше художников "проход" через архитектуру был лишь кратковременным эпизодом в их творчестве. Но он оказался столь продуктивным, что практически все созданные ими конкурсные, заказные и экспериментальные проекты вошли в историю советской архитектуры.

Наши рекомендации