Культурно-спортивные центры
Культурно-спортивные центры - новый тип учреждений, возникший на основе общности культуры и спорта в досуге.
Появление и эволюция этого типа учреждений вызваны и идут параллельно процессу урбанизации. Защитная реакция на присущие этому процессу стрессы, гиподинамию, разобщенность людей - с одной стороны, и позитивное влияние урбанизации — развитие интересов, духовных и физических потребностей, а также коммерциализация досуга - с другой, определили появление его новых и разнообразных видов и форм. Новыми формами досуга стали комплексные мероприятия, включающие и культурно-просветительные и физкультурно-спортивные функции, которые не были характерны для традиционных типов сооружений культуры и спорта. Во всем мире становятся все более популярными активные (с физическими нагрузками) формы досуга развлекательного характера: ритмическая гимнастика, спортивные танцы, массовые катания и балет на льду, катание на роликовых коньках и досках (скейтборд), игры и развлечения в воде, игра в сквош, боулинг, различные виды борьбы (ушу, айкидо и др.). Все отчетливее становится стремление к развитию личности с раннего возраста (группы эстетического воспитания и семейные вечера, традиционные семейные соревнования, любительские объединения и т. п.). В основе всех этих видов и форм досуга — неформальное общение людей.
Новые виды досуга и новые формы традиционных видов деятельности, постоянно изменяясь и обогащаясь, развиваются в направлении интеграции культурно-просветительских и физкультурно-оздоровительных функций, единовременного привлечения к ним различных групп населения, развития семейного досуга; в направлении многофункциональности досуга; увеличения доли активных видов деятельности; роста неформальных занятий и общения; организации массовых мероприятий. Эти направления существенны при формировании культурно-спортивных центров. Становление и развитие этого типа учреждений отражает и степень развитости индустрии досуга. Автотранспорт позволяет преодолеть тяготение досуга к местам приложения труда, приближая его к жилью, где в общую досуговую деятельность вливаются все возрастные и социальные группы. Становится возможным размещать эти центры в загородных зонах, приближая горожан к природе.
Материально-пространственное обеспечение новых форм досуга, т.е. строительство для досуга, ведется на основе тесной интеграции функций культуры и спорта. Формы интеграции различны: в отдельностоящих кооперированных сооружениях среди жилой застройки; в комплексе со специализированными сооружениями культуры или спорта; со специализированными административными и торговыми сооружениями, т.е. в составе общественных центров крупных районов или небольших городов; совместно с учебными заведениями или детскими дошкольными учреждениями.
Архитектурно-пространственное объединение учреждений культуры и спорта возможно на основе:
- общей территории, где размещены специализированные учреждения
(клуб, спорткорпус, кафе), например КСЦ "Зеленый остров" в Омске или
на АЗЛК в Москве (70 - 80-е годы);
- общей территории и объема здания, примером чему служат традици
онные дома и дворцы культуры 30-х годов со спортзалами;
- общей территории, объема здания, а также ряда помещений входной
группы, буфета — в типовых клубах 60 — 70-х годов;
- общей территории, объема здания, входной группы помещений, об
щего рекреационного пространства (например, фойе);
- здания с единым многофункциональным пространством.
Последние два вида архитектурно-пространственной общности — кооперированные досуговые сооружения, т.е. здания типа культурно-спортивных центров (КСЦ), прошедших уже несколько этапов развития как за рубежом, так и в нашей стране.
Во многих странах разнообразные досуговые сооружения появились еще в 60-е годы. Они стали точками притяжения населения и включились в специальную индустрию досуга. Современные зарубежные центры досуга являют собой модель новейших принципов и тенденций архитектуры, быстро реагирующей на запросы потребителя.
Для сооружений досуга 60-х годов за рубежом была еще характерна специализация по функциям. В 70 — 80-е годы шел процесс объединения в одном здании функций культуры и спорта, придававший сооружению досугово-развлекательный характер и выделявший его в самостоятельный тип сооружения. Параллельно шел процесс формирования специализированных спортивных и культурно-просветительных сооружений.
В отечественной архитектуре начало этого процесса обозначилось ее наиболее яркими направлениями 20 - 30-х годов. Развитие прослеживается на примерах рабочих клубов и Дворцов культуры, в их функциональной структуре с изолированными друг от друга группами помещений для культурно-просветительной и для спортивной деятельности. Строительство общественных сооружений 50-х годов характерно децентрализацией и специализацией в них функций культуры и спорта. Сооружаются Дворцы спорта, спорткорпуса, клубы без спортивных зон. Примером возврата к их объединению в кооперированном здании стали общественные центры микрорайонов 60-х годов. Они формировались уже на новой основе создания комплекса услуг, включающего культурно-просветительные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, в универсальном зале, как правило, размером 24 х 12 м.
Некоторые недостатки в архитектуре этих сооружений: ограниченный состав основных помещений и нехватка вспомогательных, отсутствие помещений для неформального общения и отдыха — препятствовали развитию в них новых форм досуга. В них не было того, что создает комфорт для посетителей и занимающихся . Но в последнее десятилетие наметилось несколько тенденций в развитии сооружений для досуга. Одна из них - расширение функционального состава помещений и открытых сооружений. Вторая, как следствие первой, изменение функционально-пространственных принципов организации самих сооружений.
Помещения культурно-спортивных центров делятся на специализированные, универсальные и многофункциональные. Среди специализированных: физкультурно-спортивные залы и клубные помещения (мастерские, студии, кружковые и т.п.),включающиеся почти во все сооружения КСЦ; зрительные залы, кафе и рестораны, встречающиеся приблизительно в двух третях сооружений; бассейны (спортивные) и кегельбаны - приблизительно в трети КСЦ. В некоторые центры включены развлекательные бассейны, сквош-корты, залы для занятий на тренажерах, игротеки (детские комнаты для тихих игр, помещения для игровых автоматов, настольных игр), танцевальные залы, медико-восстановительные помещения, библиотеки, читальные залы и др.
Чем меньше сооружение и меньше функциональных единиц в его составе, тем больше универсально используемых помещений. В универсальных помещениях можно чередовать до 5-7 различных форм активных или пассивных видов деятельности (с точки зрения физических нагрузок) в день.
В конце 80-х - начале 90-х годов в сооружения типа КСЦ часто (в 90 % случаев) включаются или универсальные залы для различных видов спорта с местами для зрителей или универсальные спортивно-зрелищные залы, где могут проводиться и спортивные и культурно-массовые мероприятия. Универсально иногда используются фойе, танцевальный зал, зал хореографии и даже лекционный зал. Универсально могут использоваться и более мелкие помещения, например кружковые. Однако препятствием на этом пути становятся технологические неудобства, а также недостаточное количество подсобных помещений, мест для зрителей, сложность согласования режима эксплуатации. Кроме того, помещения, как правило, имеют жесткие габариты и ориентированы на традиционную формализованную деятельность с определенным количеством занимающихся в группе. Многофункциональность — использование одного пространства не попеременно, как в универсальных, а одновременно для нескольких видов деятельности, путем его членения на функциональные зоны. Так, часто используют общие помещения в кооперированных зданиях (вестибюль, фойе, холлы). Когда в здании есть и другие виды обслуживания (торговля, питание, мастерские), общие помещения становятся связующим звеном между ними и элементами культуры и спорта.
При организации единого многофункционального пространства основная задача - выбор наиболее сочетаемых функциональных зон. Их набор должен определяться для каждого случая, и чем ниже уровень сооружения, тем шире может быть состав зон многофункционального пространства, и наоборот, в крупных сооружениях из-за большей специализации основных помещений состав функций и зон многофункционального пространства сужается.
Важные условия универсального и многофункционального использования помещений:
- с потребительской точки зрения - общие посетители, свободно вы
бирающие себе занятия;
- с технологической - соответствие по уровню шума, санитарно-гиги
еническим и инженерным требованиям;
- с точки зрения совместного функционирования — согласованный ре
жим эксплуатации.
Для КСЦ оптимальна архитектурно-пространственная схема сооружений, сочетающая многофункциональное пространство с более изолированными специализированными помещениями.
К сооружениям типа КСЦ предъявляются следующие требования:
- включение групп помещений для клубных, физкультурно-оздорови
тельных и развлекательных видов деятельности; возможность их исполь
зования для проведения массовых мероприятий, предусматривающая их вза
имосвязь с общими помещениями и устройство мест для зрителей;
- связь помещений для физкультурно-оздоровительной деятельности с
открытыми плоскостными сооружениями;
- пространственное укрупнение группы общих помещений (вестибюль,
фойе, зоны отдыха и др.) и их функциональное насыщение, создающее
условия для неформального общения и массовых мероприятий;
объединение помещений для оздоровительно-развлекательной (танцевальный зал, помещения для хореографии) и физкультурно-спортивной деятельности на основе их совместного использования; гибкая трансформация помещений.
В архитектурно-пространственной композиции здания типа КСЦ часто доминируют либо многофункциональное рекреационное пространство, либо универсальный зал, спортивно-зрелищный зал или зал бассейнов. Возможна и схема с коммуникационным пространством и «нанизанными» на него специализированными помещениями.
Многофункциональное рекреационное пространство, объединяющее общие помещения и некоторые основные, включает в различных сочетаниях входную группу, фойе, холлы, зоны отдыха и информации, зимний сад, кафе и ресторан, игротеки, выставочные залы, амфитеатры, танцплощадки. Формируясь по принципу "перетекающего" пространства, оно может использоваться как для повседневного неформального пребывания и общения, так и для эпизодических мероприятий: собраний, развлекательных программ, танцев, банкетов и просто отдыха. Рекреационное пространство может быть единственным крупным пространством в здании (рис. 11.2.1 и 11.2.2). При объединении помещений в едином пространстве "парка под крышей", создающем возможности свободного общения, вовлечения в различные виды деятельности, интеграции функций культуры и спорта в массовых эпизодических мероприятиях, здание приобретает высокую социальную значимость. Оно отвечает современным потребностям различных групп населения в комплексном досуге и стимулирует появление новых его форм. Посещаемость различных мероприятий в таком сооружении во много раз выше, чем в традиционных клубах. Подобное сооружение можно блокировать с существующими специализированными зданиями клубов или спорткорпусов, так как "публичность" многофункционального пространства, являющегося по существу демонстрационной площадкой, не создает возможности для систематической подготовительной деятельности (рис. 11.2.3).
Универсальный зал, являясь единственным крупным пространством, используется для разнообразных видов деятельности физкультурно-спортивного, зрелищного, танцевально-развлекательного и общественного характера путем его трансформации. Для оперативной смены оборудования при таком зале необходимы подсобные помещения (рис. 11.2.4).
Спортивно-зрелищный зал с местами для зрителей в крупных центрах обрастает специализированными залами (кегельбаны, сквош-корты, катки). Возможна трансформация большого зала с членением на более мелкие Зал бассейнов, включающий ванны для игр и развлечений в воде, а также для спортивно-оздоровительного плавания, формирует водно-рекреационный досуговый центр. Рекреационные бассейны включают разнообразные развлекательные устройства: искусственную волну, каскад, "острова", тобогганы (рис. 11.2.6).
Общее коммуникационное пространство выполняет роль связующегоэлемента между специализированными помещениями (зрительный и спортивный залы, бассейн) (рис. 11.2.7). Визуальная доступность помещений усиливает впечатление причастности ко всему происходящему в них Подобный композиционно-функциональный прием содержит значительный потенциал эффектного архитектурного и одновременно рационального утилитарного решения объектов, даже весьма сложных по составу элементов (рис. 11.2.8).
Между центрами с различными доминирующими пространствами трудно провести четкие границы. Большую роль при формировании центров, особенно за рубежом, играют открытые плоскостные сооружения. Выбор их состава и сочетаний зависит от места расположения КСЦ. В загородных центрах значение открытых плоскостных сооружений наиболее существенно и определяется особенностями природного ландшафта. На берегу водоема доминирующим элементом становится водная рекреация с причалами для яхт, катеров, открытыми бассейнами, а также пляжная зона с игровыми и развлекательными устройствами. Центры зимнего отдыха и спорта в горных районах включают горнолыжные, лыжные, санные, бобслейные, альпинистские трассы, открытые бассейны. Специфика парковых культурно-спортивных центров — в значительном количестве площадок как для спортивных, так и для развлекательных игр: гольфа, мини-гольфа, игры в кегли, настольного тенниса; в устройстве велосипедных дорожек, прогулочных конных троп и площадок, всевозможных детских развлекательных площадок и аттракционов.
По мере приближения к городскому центру количество и площадь плоскостных сооружений сокращаются из-за дефицита территории. Поэтому в городских центрах в сложившейся застройке возможен способ внедрения плоскостных сооружений в здание (террасы, внутренние дворики, солярии, кафе, элементы зоопарка).
В связи с многообразием градостроительных ситуаций разнообразны и условия формирования состава помещений и их мощности в зданиях КСЦ. Поэтому до начала проектирования необходимо проведение предпроектных градостроительных исследований. Первая стадия исследований вклю чает составление плана социального развития города и района, выявление особенностей социально-демографической структуры населения, выявление потенциальных владельцев комплекса и их возможностей в строительстве и эксплуатации сооружений, определение характера существующей сети учреждений культуры и спорта.
На второй стадии необходимо определить границы и площадь территории, где предполагается КСЦ, численность обслуживаемого населения, место в структуре сложившейся сети объектов культуры и спорта, установить характеристики зоны размещения — тип застройки и плотность объектов культуры и спорта, обеспеченность ими населения, функциональный состав каждого объекта.
На третьей стадии уже определяется необходимый тип КСЦ: устанавливаются состав его помещений и открытых сооружений, их пространственные взаимосвязи, а также основные параметры и особенности. На основании предпроектных исследований выбираются архитектурные приемы включения сооружений в окружающую застройку.