Цели и задачи изучения курса и практической подготовки студентов
В условиях рыночной экономики и перестройки управления производством на современном этапе важное значение приобретает уровень подготовки специалистов менеджеров в вопросах управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции.
Целью изучения данной дисциплины в вузе является подготовка специалистов менеджеров, хорошо владеющие вопросами теории и практики управления качеством и конкурентоспособностью. Такое управление включает установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества строительной продукции на стадиях маркетинга и изучения рынка при ее разработке, производстве и эксплуатации посредством систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество конечной продукции.
Основная задача - ознакомление студентов менеджеров с функциональными обязанностями служб управленческих и производственных подразделений, инженеров и рабочих, координации их деятельности в обеспечении и повышении качества выпускаемой продукции, удовлетворяющей потребности рынка лучше, чем продукция конкурентов.
Наряду с основной, можно выделить и другие задачи изучения дисциплины:
- теоретическое освоение студентами знаний, связанных с разработкой и функционированием систем качества на предприятии строительной отрасли и их роли в повышении конкурентоспособности строительной продукции;
- приобретение практических навыков сбора, обработки и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений, анализ существующих форм организации управления, обоснование предложений по их совершенствованию;
- приобретение практических навыков контроля и оценки качества строительной продукции;
- приобретение практических навыков оценки конкурентоспособности строительной продукции и организации в целом;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков использования основных инструментов и методов управления качеством;
- понимание процесса взаимосвязи и зависимости экономической эффективности функционирования предприятия от качества производимой им продукции.
Дисциплина предусматривает изучение проблем качества на всех стадиях жизненного цикла продукции (маркетинг и изучение рынка, проектирование и разработка продукции, планирование, закупка материальных ресурсов, производство, контроль, пакетирования и складирования, сбыт и продажа, монтаж и сдача в эксплуатацию). Также дисциплиной предусмотрено изучение и апробация методик оценки конкурентоспособности строительных предприятий и определение роли качества в ее обеспечении.
Специалисты-менеджеры должны:
Уметь:
- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации по вопросам управления качеством и конкурентоспособностью;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предполагать способы их решений с учетом критериев социально-экономической эффективности;
- определять и соизмерять затраты на качество и конкурентоспособность;
- использовать «семь простых» и «семь новых» инструментов управления качеством в практической деятельности предприятия, в частности, диаграмму сродства, бенчмаркинг, реинжиниринг, структурирование функций качества и анализ видов и последствий потенциальных заказов;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки, обзоры, отчеты по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты; использовать информационные технологии для решения экономических задач в области обеспечения качества строительной продукции; вести деловые переговоры, строить свою карьеру, развивать профессиональные компетенции.
Знать:
- основные методы, подходы и модели систем менеджмента качества;
- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятий строительного комплекса;
- международные стандарты ИСО серии 9000;
- основные методы и инструменты, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества и конкурентоспособности строительной продукции;
- основные принципы и подходы к повышению качества и конкурентоспособности строительной продукции;
- экономические аспекты качества строительной продукции;
- экспертные методы решения проблем качества (метод Тагути).
Владеть:
- навыками поиска, систематизации и обработки информации;
- современными средствами и методами, в том числе математическим аппаратом, позволяющими использовать статистические методы контроля качества в деятельности строительного предприятия;
- навыками оценки социально-экономической эффективности мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, активные и интерактивные методы обучения.
В результате освоения дисциплины у студента формируются такие компетенции, как подготовленность к организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности в организациях всех форм собственности, а именно:
Универсальные (общекультурные):
владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
умение логично, аргументировано и доходчиво выстраивать устную и письменную речь; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность находить организационно управленческие решения;
владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний.
Профессиональные:
организационно-управленческая деятельность: способность оценивать влияние качества строительной продукции на конкурентоспособность строительной организации в рыночных условиях, а также экономическую и социальную эффективность функционирования предприятия.
информационно-аналитическая деятельность: способность к рыночному образу мышления; способность оценивать воздействие высокого качества производимой продукции на конкурентоспособность предприятия, улучшение его имиджа и возможности максимально полного удовлетворения потребностей потребителей в конкретном секторе рынка.
Общепрофессиональные:
способность реализовывать полученные теоретические знания в практической деятельности современных строительных предприятий;
способностью применять современные методы и методики преподавания управленческих и экономических дисциплин в высших учебных заведениях;
способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях.