Цели и задачи изучения курса.

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор
_______________ В.И. Малюк

« 16 »февраля 2011 г.

Рег. № М-1203

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей СПбГИЭУ

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составители:

д-р филос. наук, проф. К.М. Оганян

канд. филос. наук, доц. В.Н. Лупанов

Рецензент:

д-р ист. наук, проф. Л. Н. Гончаренко

Подготовлено на кафедре социологии

Одобрено научно-методическим советом СПбГИЭУ

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

© СПбГИЭУ, 2011

Содержание

1. Общие положения..........................................................................……4

2. Методические указания к изучению дисциплины....................... ….8

3. Методические указания к выполнению контрольной работы…….10

4. Контрольные задания...................................................................……14

5. Требования к оформлению контрольной работы………………….18

6. Список литературы......................................................................……20

Приложение 1.Содержание дисциплины «Социология»

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)........……………. 23

Приложение 2.Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы..............….....34

1. Общие положения

1.1. Роль и значение дисциплины для студентов-заочников.

Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействую с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.

Методические указания к выполнению

Контрольной работы

Подготовка, написание и оформление контрольной работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный этап, в котором необходимо после определения темы контрольной работы составить библиографию, собрать материал, уточнить с научным руководителем (преподавателем социологии) план работы. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу - самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методологическом уровне и при необходимости - защитить ее.

Наиболее сложным и ответственным является подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана. Рекомендуется выбирать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывают наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования.

Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для выбора необходимой литературы следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по теме или проблеме. К изданиям библиографического характера относятся: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", которые находятся в библиотеке. Консультации по правилам пользования такой справочной литературой можно получить у библиотекаря или дежурного библиотекаря.

Вся выявленная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о ее содержании.

Самостоятельная работа над литературой. Самостоятельная работа над документами, публикациями результатов социологических исследований и другой научной литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой, которые могут быть выработаны только при условии непосредственной работы с источником или литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная же цель изучения студентом литературы состоит прежде всего в усвоении содержания работы, выделении основных ее положений и умении кратко сформулировать выводы.

После выявления необходимой литературы переходите к непосредственному сбору материала по избранной теме. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от цели изучения, в данном случае - это усвоение содержания работы, выделение основных ее положений и умение кратко формулировать выводы. Поэтому самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов:

1. Предварительное общее ознакомление с произведением.На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основные разделами (содержанием).

2. Работа над изучением текста.После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, записать важную мысль автора, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным с тем, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.

3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги.Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения произведения.

В процессе чтения можно использовать любые формы записи(подробный или краткий конспект, тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи. Необходимо указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания), или статьи (фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна для осознанного усвоения учебного и научного материала, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.

После составления плана необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами. В ходе распределения материала студент еще раз просматривает его и осмысливает. На этой стадии завершается процесс анализа и обобщения всех имеющихся в вашем распоряжении публикаций по теме контрольной работы.

Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с красной строки.

Ваши конспекты (записи) должны помочь связать воедино все основные вопросы произведения. Старайтесь самостоятельно, своими словами излагать содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись наиболее важными и характерными цитатами, фактами. Каждая выписка должна выражать законченную мысль. Часто при записи прочитанного материала студент опирается на фактический материал, заимствованный из других работ. Цитирование широко распространено в студенческих работах (рефератах, контрольных работах) и это понятно: легче привести цитату, выдержку из опубликованной работы, чем тратить время на обдумывание собственных выводов. Однако это не должно быть правилом, поскольку не соответствует творческому подходу к усвоению материала. Там же, где объективно необходимо цитирование, должно быть обязательно выполнено правило: текст цитируемого материала должен быть строго выверен с источником и заключен в кавычки.

Структура контрольной работы должна включать в себя: введение, основная часть (вопросы или разделы темы), заключения и списка использованной литературы.

Во введении дается краткое обоснование тем, указывается ее актуальность и теоретическая значимость; отмечается состояние разработки проблемы в литературе, ставится цель и задачи исследования.

В основной части раскрывается содержание работы. На основе проработанного материала, изученных первоисточников, анализа различных подходов и направлений, полно и логично излагаются вопросы темы (как правило, 3-4 вопроса). При изложении материала важно основываться на теоретических и социологических фактах. Однако нельзя чрезмерно использовать цитирование, устаревшие факты. Составляя текст контрольной работы, нельзя ограничиваться декларированием своих положений. Следует аргументировать, доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные первичные данные (источники, данные).

При изложении материала необходимо стремиться к самостоятельному, творческому стилю изложения каждого вопроса, избегая механического переписывания материалов из журналов и книг.

В заключении четко и кратко формулируются основные общие выводы, раскрывается связь рассматриваемой темы с современностью и практическая значимость проделанной работы.

В конце контрольной работы прилагается список использованной литературы.

В целом контрольная работа студента-заочника должна соответствовать рекомендованной теме, плану, целям и задачам.

4. Контрольные задания

Порядок определения темы контрольной работы

Определение темы контрольной работы. В ходе изучения курса «Социология» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом следующим образом:

Начальная буква фамилии студента Номер темы контрольной работы Начальная буква фамилии студента Номер темы контрольной работы
А 1 или 31 или 61 П 16 или 46 или 76
Б 2 или 32 или 62 Р 17 или 47 или 77
В 3 или 33 или 63 С 18 или 48 или 78
Г 4 или 34 или 64 Т 19 или 49 или 79
Д 5 или 35 или 65 У 20 или 50 или 80
Е 6 или 36 или 66 Ф 21 или 51 или 81
Ё 7 или 37 или 67 Х 22 или 52 или 82
Ж 8 или 38 или 68 Ц 23 или 53 или 83
З 9 или 39 или 69 Ч 24 или 54 или 84
И 10 или 40 или 70 Ш 25 или 55 или 85
К 11 или 41 или 71 Щ 26 или 56 или 86
Л 12 или 42 или 72 Э 27 или 57 или 87
М 13 или 43 или 73 Ю 28 или 58 или 88
Н 14 или 44 или 74 Я 29 или 59 или 90
О 15 или 45 или 75    

Перечень контрольных работ по курсу «Социология»

1. Социальные воззрения Огюста Конта. Социальная статика и динамика.

2. Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер.

3. Социологические воззрения К. Маркса.

4. Американская социология: основные этапы развития и направления

(Ф. Знанецкий, У. Томас, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Э. Торндайк,

Б. Скиннер, Т. Парсонс).

5. Русская социологическая мысль в начале XX века.

6. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, В. Райта, К. Хорни.

7. Наследие социологической мысли русского зарубежья (П. Сорокин, И.

Ильин, Н. Бердяев).

8. Социальное как объект социологического знания.

9.Объект и предмет социологии.

10.Условия и предпосылки возникновения социологии.

11.Социологические знания в современной России.

12. Организация и самоорганизация в развитии общества.

13.Механизмы самоорганизации, функционирования и развития общества.

14.Типы современных обществ.

15.Рациональное общество.

16.Информационное общество.

17.Природа социального неравенства.

18.Роль процессов интеграции и дифференциации в становлении и развитии общества.

19.Механизмы регулирования социальной дифференциации: критерии, циклы, модели.

20. Место и роль среднего класса в социальной структуре общества.

21.Типология современных обществ.

22.Теория культурно-исторических типов развития общества (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).

23.Социальный прогресс и теория стадий общественного развития (Д.Белл, У.Ростоу, Р.Арон).

24.Значение социального насилия и консенсуса в разрешении общественных противоречий.

25.Открытое общество – общество открытых возможностей?

26.Социальные процессы в современном российском обществе.

27.Природа, мотивы и движущие силы социальных конфликтов.

28.Модели социальных конфликтов.

29.Современная зарубежная конфликтология.

30. Массовые протесты как активная форма конфликтного поведения.

31.Типы конфликтов и их роль в жизни людей.

32.Межэтнические конфликты в постсоветском обществе.

33. Э. Дюркгейм об общественной солидарности.

34.Роль Международной Организации Труда в организации отношений партнерства.

35.Становление социального партнерства в России.

36.Союзы работодателей в системе социального партнерства.

37.Трипартизм: место и роль государства в социальном партнерстве.

38.Профсоюзы как участник системы социального партнерства.

39.Нормативно-ценностная, моральная система координат в современном

обществе.

40.Западные социологи о социальной аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).

41.Отклоняющееся поведение в обществе переходного типа: ценностная

амплитуда в восприятии нормы и патологии.

42.Проблемы социальной безопасности и защищенности граждан в обществе.

43.Масштаб и структура социальных отклонений в современном российском обществе.

44.Социальная структура группы: статусы и роли.

45.Роль и влияние высокостатусных групп на развитие общества.

46.Самоидентификация личности с группой.

47.Групповая динамика.

48. Понятие, признаки и предназначения социального института.

49.Структура и функции социального института.

50.Типы социальных институтов.

51.Социальная организация: структура, статусы и роли.

52.Социальная организация как мобилизующий центр целенаправленного

развития.

53.Корпорация как особый тип организации.

54.Современные типы организаций.

55.Личность как субъект и объект социальной жизни.

56.Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.

57.Роль личности в развитии общества.

58.Девиантное поведение личности.

59.Понятие метода, методики и техники исследований в социологии.

60.Структура и процесс социологического исследования.

61.Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.

62.Позитивизм в социологии: сущность, основные направления и характерные черты.

63.Теоретико-методологические особенности социологии Г. Спенсера.

64.Социологическая теория Э. Дюркгейма и ее значение.

65.Психологическая школа в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, Г. Лебон).

66.Психоаналитическая социология З. Фрейда.

67.М. Вебер как основоположник "понимающей социологии".

68.Структурно-функциональный анализ об обществе как социокультурной системе.

69.Социологические взгляды Т. Парсонса.

70.Теории социального конфликта. Взгляды Р. Дарендорфа и Л. Козера на природу и сущность конфликта

71.Теория социальных изменений Р. Мертона.

72.Социологические взгляды П. Сорокина.

73. Проблемы и перспективы развития социологии в современной России.

74.Теория социального взаимодействия П. Сорокина.

75.Социальное взаимодействие: сущность, формы и типы.

76.Социальные статусы и социальные роли.

77.Общая теория социального действия Т. Парсонса.

78.Соотношение биологического, социального и культурного в развитии личности.

79.Проблемы формирования личности в современном российском обществе.

80.Личность в экстремальных условиях.

81.Социализация личности: структура, формы и средства.

82.Девиантное поведение и его формы.

83.Девиантного поведение в условиях социально-экономического кризиса в России.

84.Социальный контроль и его виды.

85.Общество как социальная и культурная система.

86.Место и роль культуры в социальной системе общества.

87.Сущность и типы социальных систем.

88.Социальная структура общества: понятие и сущность.

89.Социально-классовая, профессиональная и демографическая дифференциация общества.

90.Социальная стратификация российского общества.

5. Требования к оформлению контрольной работы

Требования к объему, оформлению и срокам выполнения контрольных заданий (работ)

Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Изучив необходимую литературу и сделав выписки, студенту необходимо составить рабочий план, который должен определить главную идею работы, а также последовательность в изложении основных вопросов темы. В плане закрепляется структура студенческой контрольной работы, включающая: введение, основную часть, заключение и выводы. В конце работы прилагается список использованных источников и литературы. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке, следует поместить в конце контрольной работы (реферата). Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.

Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы. Ссылки на цитаты, фактический материал делаются только на ту литературу, которая использована автором непосредственно (лично). При постраничном цитировании, сноски на историческое произведение приводятся внизу страницы. При повторной ссылке на книгу (статью), требуется привести только фамилию, инициалы автора, название произведения и номера страниц.

Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте контрольной работы после каждой цитаты необходимо проставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста. Например:

Американский социолог Д. Патерс писал о социализации личности: «В процессе социализации личности большую роль играют агенты социализации (социализаторы)» [3.,С.192]. В данном случае цифра 3 - это порядковый номер в списке литературы который приведен студентов в конце своего исследования (3. Патерс Д. Современные проблемы социализации. М.: Изд-во «Пресса», 1999.), а цифра 192 - страница, данного произведения Д. Патерса.

Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков:

- поверхностное изложение теоретических положений;

- подмена творческой работы с литературой списыванием текстов из монографий, статей, брошюр и т.д.;

- использование устаревшей литературы;

- небрежность в оформлении, игнорирование требований, предьявляемых преподавателями кафедры истории и политологии к контрольным работам;

- отсутствие социологической информации, исследований.

Контрольные работы, имеющие отмеченные недостатки, к зачету не принимаются и возвращаются студенту на доработку.

При рецензировании контрольных работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление. Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в машинописном или «компьютерном» варианте в объеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт 14, 40 строк на странице, 65 знаков в строке). Только по согласованию с преподавателем контрольная работа может быть предоставлена на магнитном носителе (дискете).

Контрольная работа должна иметь поля для замечаний преподавателя. Таким образом, каждая контрольная работа состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 - текст работы; 4 - список использованной литературы.

На титульном листе контрольной работы (реферата) указывается:

- полное название министерства, к которому относится вуз;

- полное название учебного заведения;

- полное название кафедры, на которой эта работа выполнена;

- название учебной дисциплины;

- тема реферата;

- фамилия, имя отчество студента, курс, форма обучения, номер студенческой группы, номер специальности и домашний адрес шифр (номер) студенческого билета;

- название института, факультета, где студент обучается;

- должность, фамилия и инициалы преподавателя, читающего учебный курс;

- город и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа контрольной работы представлено в Приложении 2 данных методических указаний.

На второй странице текста приводится план-оглавление с указанием страниц разделов. Далее – с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна быть написана вся работа. В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления в академию и подпись автора. Работа должна быть представлена на кафедру истории и политологии не позднее, чем за два месяца до начала экзаменационной сессии.

Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой "зачтено". Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, т.к. преподаватель в ходе экзамена (зачета) обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит знания студента по тематике замечаний на контрольную работу.

Если работа не зачтена, то студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.

Защита контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием преподаватель может провести собеседование со студентом - заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене или зачете. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.

6. Список Литературы

6.1.Основная:

1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009. – 204 с.

2. Батыгин Г.С. Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник.- М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.

3. Гараджа В. И. Социология религии : учеб. пособие для вузов по специальности 020300 "Социология". 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 344 с.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.: Учебник. – М.: Норма, 2004

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом "Университет", 2006. - 296 с.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Зубков В.И. Экономическая социология. Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2003.

9. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2002.

10. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) - М.: ЦСО, 2008. - 551 с.

11. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.

12. Модернизация России: научные и образовательные аспекты/ учебное пособие, отв. ред. О.Н. Яницкий. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 52 с.

13. Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. Ред. Э.Т. Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 287 с.

14. Петрова Р.Г.Гендерология и феминология : учеб. пособие / Петрова, Расиля Галиахметовна. - 2-е изд. - М. : Дашков и K, 2007. - 230 с.

15. Россия в глобальных процессах: поиски и перспективы /Отв. Ред. М.К. Горшков. – М.: Институт соиологии РАН, 2008. – 319 с.

16. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 176 с.

17. Социология и психология управления. /Под ред. К.М.Оганяна. СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – 248с

18. Социальные технологии и общество: Сборник научных трудов. Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005/

19. Средний класс в современной России/ Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова; Ин-т социологии РАН. – М.: 2008. – 320 с.

20. Черняк Е. М. Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006. - 237 с.

21. Хоперская Л.Л. Локальные межэтнические конфликты на юге России: 2000-2005 гг. / Л. Л. Хоперская; В.А.Харченко. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005. - 162 с.

22. Фролов С. С. Социология : [учеб. для вузов] / Фролов, Сергей Станиславович. - М.: Гардарики, 2007. - 343 с. ; 22 см. - (Disciplinae). –

23. Фролов С. С. Социология : учеб. для вузов. - М.: Гардарики, 2007. - 343 с.

24. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.

Дополнительная

1. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академ-проект, 2005

2. Харрис Р. Психология массовой коммуникации. - СПб.: Еврознак, 2004

3. Социология в России: опросы общественного мнения (Приложение к гл. XII) // Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред Г.В.Осипова. М.,МГУ. 2004-456 с.

4. Свенцицкий А.Л. Организация и человек в мире глобализации//Россия. Планетарные процессы. - СПб.: СПбГУ, 2002

5. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004

6. Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Социальные проблемы молодёжи. //Рабочая книга социолога. М.:Наука. 2003.

7. Оганян К.М., Бразевич С.С., и др. Социальные технологии и современное общество. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. -736с.

Приложение 1

Содержание тем и разделов дисциплины

Кафедра социологии

Контрольная работа по дисциплине

СОЦИОЛОГИИ

Тема:_______________________________________________________________

Выполнил:_________________________________________________

Студент______ курса____________ специальность________________

(срок обучения)

группа__________№ зачет. книжки_____________________________

Подпись:___________________________________________________

Преподаватель:_____________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность:_________________________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка:_______________Дата:_________________________________

Подпись:___________________________________________________

Санкт-Петербург

201__

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор
по учебно-методической работе
и качеству образования
д.э.н., профессор
_______________ В.И. Малюк

« 16 »февраля 2011 г.

Рег. № М-1203

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей СПбГИЭУ

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составители:

д-р филос. наук, проф. К.М. Оганян

канд. филос. наук, доц. В.Н. Лупанов

Рецензент:

д-р ист. наук, проф. Л. Н. Гончаренко

Подготовлено на кафедре социологии

Одобрено научно-методическим советом СПбГИЭУ

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

© СПбГИЭУ, 2011

Содержание

1. Общие положения..........................................................................……4

2. Методические указания к изучению дисциплины....................... ….8

3. Методические указания к выполнению контрольной работы…….10

4. Контрольные задания...................................................................……14

5. Требования к оформлению контрольной работы………………….18

6. Список литературы......................................................................……20

Приложение 1.Содержание дисциплины «Социология»

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)........……………. 23

Приложение 2.Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы..............….....34

1. Общие положения

1.1. Роль и значение дисциплины для студентов-заочников.

Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействую с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.

Цели и задачи изучения курса.

Курс социологии ставит своей целью:

· повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной системе;

· дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы со­отношения методологии и методов социологического познания;

· помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и кон­цепций, в том числе и русской социологической школы;

· вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них;

· способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, спо­собных к анализу и прогнозированию сложных социа­льных проблем и овладению методикой проведения со­циологических исследований;

Задачи курса предполагают изучение:

· основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

· определения общества как социальной реальности и це­лостной саморегулирующейся системы;

· социальных институтов, обеспечивающих воспроиз­водство общественных отношений;

· основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

· социологического понимания личности, понятия соци­ализации и социального контроля; личности как субъ­екта социального действия и социальных взаимодейст­вий;

· межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы ли­дерства и функциональной ответственности;

· механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

· культурно-исторических типов социального неравенст­ва и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

· основных проблем стратификации российского обще­ства, возникновения классов, причины бедности и не­равенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

· представлений о процессе и методах социологического исследования.

1.3. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен:

знать:

- историю и этапы развития социологии основные функции социологии и сферы применения социологического знания; уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;

- структуру и закономерности социализации личности, понятия социального статуса и социальной роли;

- основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;
- основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;

- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;

- специфику изучения организации, их структуры, а также функционирование социальных институтов в обществе;

- основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;

- основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;

- социологический подход к личности, ее формирования в процессе социализации;

- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;

- типолог

Наши рекомендации