Основные требования к системе оплаты труда и способы их достижения
ФОРМЫ торгов
Все торги классифицируются в зависимости от разновидности подрядов.
Первый уровень разновидностей:
-по отраслям и видам работ;
-по направлениям выполненных работ;
-по видам собственности.
Второй уровень (по отраслям и видам работ):
- по отраслям (строительной, топливно-энергетической, машиностроительной, сельскохозяйственной, жилищно-коммунальной и других отраслей народного хозяйства);
- по видам работ (общестроительные, санитарно-технические, электромонтажные и другие).
По направлениям выполняемых работ различают следующие разновидности подряда:
-на выполнение отдельных видов работ и услуг (на поставку машин и оборудования, на поставку материалов, на проведение пусконаладочных работ, на другие работы услуги);
на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (СМР);
-на сооружение объекта (генподряд);
-на выполнение инжинирингового сопровождения инвестиций (проведение мониторинга, выполнение ПИР, НИР ОКР, комплексного мониторинга);
-на выполнение предпроектных работ;
-на сооружение объектов «под ключ».
По видам собственности различают подряды:
-на строительство объектов для федеральных нужд;
-на строительство объектов для государственных нужд (государств, ассоциированных с Россией, входящих в РФ краев, областей и других образований, городов и сельских населенных пунктов);
- для инвестиций за счет различных видов собственности (государственной, общественной, частной, иностранных инвесторов, смешанной).
Могут быть и другие классификации.
По виду организации и проведения торги классифицируются по следующим признакам:
- в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов – с предварительным квалификационным отбором и без него;
- в зависимости от участия иностранных оферентов – с привлечением иностранных участников и внутренние;
- в зависимости от степени допуска участников к процедуре торгов и оглашения их результатов – гласные и с ограниченным допуском участников;
- в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов, - первичные и повторные.
В практике размещения заказов для государственных нужд в строительстве и городском хозяйстве применяются следующие виды торгов: открытые с квалификационным отбором, закрытые и двухэтапные.
Виды торгов, используемые государственными заказчиками:
Открытые торги с квалификационным отбором предусматривают предварительный отбор претендентов, которым заказчик или (по его поручению), организатор торгов направляет приглашение подать заявку на участие в торгах. На таких торгах рассматриваются заявки только участников, прошедших предварительный квалификационный отбор. При этом важно установить количество претендентов, проходящих во второй тур с представлением конкурсных заявок. С одной стороны, чем больше претендентов, тем выше конкуренция и вероятность наличия заявки с самой низкой, но еще реальной ценой. С другой стороны, необходимо учитывать следующее. Подготовка конкурсных заявок требует существенных затрат от претендента. Организации-подрядчики, проигравшие конкретные торги, не выпадают из строительного или иного рынка. Они получают тот или иной заказ, в который они включают свои накладные расходы на подготовку конкурсной заявки пот тем торгам, которые они проиграли. Мировая практика проведения торгов показывает, что существует оптимальное количество участников, при котором все еще высока конкуренция и связанная с ней вероятность получения конкурсной заявки с самой низкой реальной ценой, а затраты заказчика по торгам еще не так высоки.
Закрытые торги – торги, к участию в которых допускаются только претенденты, специально приглашенные для этой цели, в соответствии со списком, утвержденных заказчиком. При предполагаемой цене контракта менее 2500 размеров минимальной месячной оплаты труда количество участников должно быть не менее трех. Если заявки могут быть получены менее чем от трех участников, они должны быть получены от них всех.
Двухэтапные торги – открытые или закрытые, на первом этапе которых ставится задача определить или уточнить предмет торгов с помощью участников торгов. На втором этапе им дается возможность подготовить окончательную заявку для участия в торгах с указанием стоимости работ, услуг или товаров. В практике зарубежных стран участникам, проигравшим на втором этапе, заказчик имеет право возместить расходы, понесенные при подготовке заявки. Рекомендуемое количество участников на втором этапе торгов – 1-3.
Торги на серию объектов - на выполнение специального вида объектов или услуг, выполняемых на нескольких объектах одновременно или последовательно (устройство дорожной разметки на сети улиц и др.).
Внутренние торги проводятся в случаях:
-если в выполнении работ в соответствии с законодательством России принимают участие только российские организации;
- заказчик считает, что в участии в торгах будут заинтересованы только российские организации.
26.Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта
В первую очередь необходимо определиться с тем, что понимать под термином «эффективность проекта». В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов[1] под эффективностью инвестиционного проекта понимается «категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам участников проекта».
Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются различные виды показателей: показатели эффекта, доходности, окупаемости и финансовые показатели. Ниже представлено краткое описание каждой из групп и некоторых входящих в неё показателей. Некоторые показатели предполагают учёт временной стоимости денег, а некоторые – нет. Те показатели, которые учитывают временную стоимость денег (NPV, IRR, DPB) основываются на базовой концепции теории финансов – DCF (Discount Cash Flows), поскольку производится операция дисконтирования.
Общей чертой описываемых ниже показателей[2] является то, что они оценивают проект в статике и без учёта неопределённости, с которой приходится сталкиваться на практике. Риск проекта учитывается либо в ставке дисконтирования, либо вообще не учитывается.
Показатели эффекта.
Чистый недисконтированнный доход
Чистым недисконтируемым доходом называется накопленный чистый доход за весь расчётный период, исчисляемый по формуле
(1)
где - чистый денежный поток периода t.
Этот показатель не учитывает временную стоимость денег и поэтому его применение некорректно с точки зрения теории финансов. Но, несмотря на этот недостаток, данный показатель находит применение на практике на практике.
Чистый приведённый доход (NPV)
Чистый приведённый доход (Net Present Value, NPV) на сегодняшний день является общепризнанным показателем эффективности инвестиционных проектов. Чистый приведённый доход — это стоимость, полученная путем дисконтирования отдельно на каждый временной период разности всех оттоков и притоков (доходов и расходов), накапливающихся за весь период функционирования объекта инвестирования по фиксированной, заранее определенной процентной ставке (ставке дисконтирования).
(2)
где - инвестиции в период t,
- чистый денежный поток периода t,
- ставка дисконтирования
n – длительность проекта (количество периодов t).
Метод оценки эффективности инвестиционных проектов по чистому приведенному доходу построен на предположении, что представляется возможным определить приемлемую ставку дисконтирования для определения текущей стоимости будущих доходов. Если чистый приведённый доход больше нуля проект можно принимать к осуществлению, если меньше нуля его следует отклонить.
Учётная доходность (ARR)
Учётная доходность (Accounting Rate of Return, ARR) является одним из самых известных способов оценки эффективности инвестиционных проектов. Можно встретить и другое название этого показателя – средняя норма рентабельности (Average Rate of Return, ARR). Средняя норма рентабельности представляет собой доходность проекта как отношение между среднегодовыми поступлениями от его реализации и величиной начальных инвестиций:
(3)
где - чистый денежный поток периода t,
- длительность проекта (количество лет),
- начальные инвестиции,
- ликвидационная стоимость.
Преимуществом данного метода является простота расчетов. Однако у ARR есть целый ряд недостатков: он не учитывает временную стоимость денег и позволяет сделать очень грубую оценку эффективности проекта
Индекс прибыльности (PI)
Индекс прибыльности (Profitability Index, PI) представляет собой отношение чистых денежных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам. Он позволяет определить, какой доход получает инвестор на одну денежную единицу вложенных средств. Расчёт индекса прибыльности производится по следующей формуле:
(4)
где - инвестиции в период t,
- чистый денежный поток периода t,
- ставка дисконтирования,
- индекс прибыльности,
n – длительность проекта.
Если индекс прибыльности проекта больше 1 это означает его дополнительную доходность при данной ставке дисконтирования. Если значение данного показателя рентабельности меньше единицы, это означает неэффективность проекта. Однако следует принимать во внимание, что большее значение индекса прибыльности не всегда соответствуют более высокому значению NPV и наоборот.
Внутренняя норма доходности (IRR)
Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR) - это норма доходности, при которой дисконтированная стоимость притоков денежных средств равна дисконтированной стоимости оттоков, т.е. коэффициент, при котором дисконтированная стоимость чистых поступлений от инвестиционного проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций, а величина чистого приведённого дохода (NPV) нулю. Для ее расчета используют те же методы, что и для чистой текущей стоимости, но вместо дисконтирования потоков наличности при заданной минимальной норме процента определяют такую ее величину, при которой чистая текущая стоимость равна нулю.
(5)
где - инвестиции в период t,
- чистый денежный поток периода t,
- внутренняя норма доходности,
n – длительность проекта.
Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой инвесторами нормы рентабельности. Значение требуемой нормы рентабельности определяется инвестиционной политикой компании и стоимостью её капитала.
К достоинствам этого критерия можно отнести объективность, независимость от абсолютного размера инвестиций. Кроме того, он легко может быть приспособлен для сравнения проектов с различными уровнями риска: проекты с большим уровнем риска должны иметь большую внутреннюю норму доходности. Однако у него есть и недостатки: сложность «бескомпьютерных» расчетов и возможная необъективность выбора нормативной доходности, большая зависимость от точности оценки будущих денежных потоков[3].
Показатели окупаемости
Окупаемость проекта характеризуется сроками окупаемости рассчитанными с учётом и без учёта временной стоимости денег (на практике - операция дисконтирования).
Срок окупаемости (PB)
Срок окупаемости (Payback Period, PB), определяемый как ожидаемое число периодов, в течение которых будут возмещены первоначальные инвестиции рассчитывается в соответствии с формулой (6).
(6)
где - начальные инвестиции,
- чистый денежный поток периода t,
PB - период окупаемости
К достоинствам этого метода следует отнести в первую очередь простоту расчетов. В силу этого качества, отсекая наиболее сомнительные и рискованные проекты, в которых основные денежные потоки приходятся на конец периода, метод иногда используется как простой метод оценки риска инвестирования.
Однако у данного метода есть и очень серьезные недостатки. Во-первых, выбор нормативного срока окупаемости может быть субъективен. Во-вторых, метод не учитывает доходность проекта за пределами срока окупаемости и, значит, не может применяться при сравнении вариантов с одинаковыми периодами окупаемости, но различными сроками жизни. Кроме того, метод неприменим для оценки проектов, связанных с принципиально новыми продуктами. Точность расчетов по такому методу в большей степени зависит от частоты разбиения срока жизни проекта на интервалы планирования. Риск также оценивается весьма грубо. Применим только к «типичным» проектам. И, наконец, отсутствует учет временной стоимости денег[4].
Дисконтированный период окупаемости (DPB)
Для учёта разной временной стоимости денег рассчитывают дисконтированный период окупаемости (DPB). Дисконтированный период окупаемости рассчитывается аналогично простому периоду окупаемости, однако при суммировании чистого денежного потока производится его дисконтирование. Расчёт производится по следующей формуле:
(7)
где - ставка дисконтирования (рассчитанная на соответствующий период),
- дисконтированный период окупаемости.
К недостаткам дисконтированного периода окупаемости следует отнести то, что этот метод оценки эффективности инвестиционных проектов игнорирует период освоения проекта (период проектирования и строительства), отдачу от вложенного капитала, т.е. не оценивает его прибыльность, а также не учитывает различий в цене денег во времени и денежные поступления после окончания возврата инвестиций. Этот метод применим только проектам, предполагающим инвестиции только в начальной стадии осуществления проекта.
27. Сущность экономической категории заработной платы и требования к оплате труда
Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.
В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:
а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;
б) заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.
На рынках рабочей силы продавцами выступают работники определенной квалификации, специальности, а покупателями – предприятия, фирмы. Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты. Спрос и предложение на рабочую силу дифференцируется по ее профессиональной подготовке с учетом спроса со стороны ее специфических потребителей и предложения со стороны ее обладателей, то есть формируется система рынков по отдельным ее видам.
Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам (договорам), которые являются главными документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником.
Важнейшим условием организации общественного производства, стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности является установление меры труда и меры его оплаты. Мера оплаты труда являет собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Практически заработная плата, или доход конкретного работника может принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифных ставок, премий, вознаграждений, гонораров, компенсаций и т.д.
Необходимо также различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата или доход выражает общую сумму денег, полученных работником за свой затраченный труд, выполненную работу, оказанную услугу или отработанное время. Она определяется действующей ставкой заработной платы или ценой рабочей силы за единицу времени работы.
Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.
Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.
Заработная плата играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получает своё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и его оплате.
С одной стороны, заработная плата является основным источником подъёма благосостояния рабочих и служащих, а с другой, – важным рычагом материального стимулирования роста и совершенствования общественного производства. Чтобы производство непрерывно развивалось и совершенствовалось, необходимо создавать материальную заинтересованность работников в результатах труда.
Существует ряд причин, которые влияют на размеры оплаты труда, прежде всего, уравнивание различия в её размерах. Они связаны в основном с привлекательностью и непривлекательностью профессий. Тяжелая, однообразная, грязная и опасная работа естественно должны оплачиваться гораздо выше (шахтёры, атомщики, докеры, уборщики мусора и т.д.), в противном случае не будет возможности подобрать людей на эти специальности. Точно также должна оплачиваться работа в ночное время, сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни. Именно такая оплата предназначена для того, чтобы компенсировать непривлекательные особенности вышеуказанных профессий и условий труда. Подобные различия вызванные нематериальными причинами называют уравнивающими различиями, поскольку они непосредственно не связаны с трудовыми затратами и производительностью труда.
Профессии и виды работ, которые привлекают большое количество желающих и считаются престижными, должны оплачиваться менее высокой заработной платой, однако и ставки заработной платы или гонорары в престижных профессиях (юристы, врачи, преподаватели и т.д.) должны учитывать те большие затраты, которые понесли эти люди, обучаясь своим профессиям.
Различия в заработной плате связаны не только с привлекательностью и непривлекательностью, приятностью и неприятностью, престижностью и непрестижностью профессии или вида труда. Можно привести большое число примеров, когда многие престижные профессии в то же время являются весьма высокооплачиваемые (программисты, менеджеры, работники банковской сферы и т.д.). В современных условиях, в период перехода к рыночной экономике, в целях стимулирования труда работников, оплата труда не является единственным источником дохода работника. Общий доход работника включает следующие виды выплат: заработную плату по тарифным ставкам и окладам, дополнительные льготы и компенсации, стимулирующие надбавки и премии, социальные выплаты, дивиденды и др. Соотношение между этими элементами образует структуру доходов, или заработной платы, отдельных сотрудников и всей организации.
Структура заработной платы в той или иной организации определяется на основе микроэкономического анализа уровня оплаты труда работников, существующих доплат, затрат и результатов труда персонала, производительности и рентабельности труда, а также условий на региональном рынке труда, в частности, равновесия спроса и предложения на рабочую силу и т.д.
Структура доходов на предприятиях нашей страны определяется соотношением трёх основных составляющих: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий. Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы.
Доплаты и компенсации устанавливаются как возмещение дополнительных затрат рабочей силы при существующих отклонениях условий труда. Надбавки и премии предусматриваются для стимулирования высокой творческой активности персонала, повышения качества работы, производительности труда и эффективности производства и за высокое качество продукции устанавливаются в зависимости от полученной совокупной прибыли или общего дохода предприятия в размере 20-40% к тарифной ставке.
Премии предусмотрены за качественное и своевременное выполнение производственных заданий, а также за личный творческий вклад работников в конечные результаты производства.
Социальные выплаты включают частичную или полную оплату расходов персонала по следующим видам: транспорт, медицинская помощь, отпуск и выходные дни, питание во время работы, обучение работников, страхование жизни, загородные поездки, материальная помощь и т.д.
Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определённый порядок исчисления заработка. Это обеспечивает более точный учёт количества и качества труда, вложенного работниками в конечные результаты производства.
Основные требования к системе оплаты труда и способы их достижения
Рассмотрим некоторые основные требования, которым должна удовлетворять система оплаты труда работников предприятия. Система оплаты труда должна:
1. | Стимулировать работников на увеличение эффективности их труда. |
2. | Обеспечить возможность руководителю предприятия управлять и поддерживать необходимую эффективность труда при неконтролируемых изменениях доходов предприятия, вызванных как изменениями во внешней среде предприятия, так и при недобросовестном отношении к труду его работников. |
Вышеуказанные требования можно обеспечить при оплате труда в соответствии с фактической эффективностью труда работников. В частности, рассмотрим условия, которые обеспечивают постоянство запланированной эффективности труда при неконтролируемых изменениях выручки предприятия на следующем примере.
Предположим, что фактическая выручка предприятия (Вп)ф изменяется ежемесячно относительно запланированного значения (Вп)пл. Требуется обеспечить постоянство запланированной эффективности труда на предприятии.
Из условия (4) следует, что эффективность труда работников предприятия определяется производительностью труда его коллектива.
Обозначив запланированную производительность труда работников предприятия индексом «пл», а фактическую индексом «ф», запишем условие постоянства запланированной производительности труда в следующем виде:
(12) |
Из условия (12) можно определить фактический фонд заработной платы, при котором будет иметь место постоянство запланированной производительности труда на предприятии, т.е.:
(13) |
Таким образом, для того, чтобы поддерживать ежемесячно постоянство запланированной производительности труда при неконтролируемом изменении выручки, необходимо ежемесячно изменять фактический фонд заработной платы в соответствии с условием (13).
Если на предприятии для оплаты труда работников используется система окладов, то размер дополнительного (премиального) фонда, при котором будет иметь место постоянство запланированной производительности, можно определить по формуле:
(14) |
где (Фп)пр — премиальный фонд заработной платы предприятия.
Аналогичным образом можно обеспечить постоянство эффективности труда каждого подразделения предприятия и каждого работника.
Из вышеизложенного следует, что применение критерия Форда позволяет не только проводить сравнение и анализ эффективности труда в различных подразделениях и на всем предприятии, но и управлять и поддерживать постоянство необходимой эффективности при неконтролируемых изменениях доходов предприятия. С другой стороны, оплата труда в соответствии с фактической эффективностью обеспечивает условие для стимулирования труда работников.
28. Формы и системы оплаты труда в строительстве
В основе организации оплаты труда в строительстве лежат:
тарифная система;
нормы времени и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;
формы и системы оплаты труда [4, с. 216.].
В строительстве существуют две главные формы оплаты труда - сдельная (наиболее распространенная) и повременная. Каждая из указанных форм имеет разновидности, которые принято называть системами оплаты труда.
При повременной заработной плате размер заработной платы устанавливается в зависимости от количества отработанного времени (в часах или днях) и тарифной ставки (часовой или дневной) или установленного оклада.
При сдельной заработной плате размер заработной платы определяется в зависимости от количества произведенной продукции и расценок за единицу продукции .
Расценки рассчитываются в соответствии с тарифной ставкой, соответствующей разряду данного вида работ, и с установленной нормой времени (выработки):
Рсд = Чт.ст * Нвр или Рсд = Чт.ст / Нвыр ,
где Чт.ст - часовая тарифная ставка по разряду данного вила работ;
Нвр - норма времени на выполнение единицы работы, ч;
Нвыр - норма выработки за единицу времени.
Системы сдельной и повременной формы оплаты труда приведены на рисунке 1.
Рис.1. Системы оплаты труда в строительстве
При сдельно-премиальной системе рабочий сверх заработной платы по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели, предусмотренные действующими на предприятии условиями премирования. В этом случае заработок рабочего по сдельно-премиальной системе (ЗПсп) может быть определен по следующей формуле:
ЗПсп = Pi × qi (1 + ),
где Pi - расценка на i-й вид продукции или работы, руб.;
qi - количество обработанных изделий i-го вида, натур. ед.;
p - размер премии процентах к тарифной ставке за выполнение установленных показателей и условий премирования;
k - размер премии за каждый процент перевыполнения установленных показателей и условий премирования, %;
n - процент перевыполнения установленных показателей и условий премирования.
Расценка за единицу выполненной работы или изготовленной продукции может быть определена следующим образом:
P = mF × Nв,
где Nв и Nвр - соответственно нормы времени на обработку одного изделия и выработки за определенный промежуток времени.
При косвенно-сдельной системе размер заработной платы рабочего зависит от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков. Как правило, эта система применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием основных технологических процессов. Определяются косвенно-сдельные расценки (Ркс): Ркс = ,
где Мвс - тарифная ставка вспомогательного рабочего, руб.;
Nосн - норма выработки основных рабочих, обслуживаемых данным вспомогательным рабочим.
Заработная плата рабочего при косвенно-сдельной системе оплаты труда (ЗПкс) может быть определена по следующей формуле:
ЗПкс = Ркс × qосн ,
где qосн - объем произведенной продукции (выполненной работы) основными рабочими, обслуживаемыми данным вспомогательным рабочим.
При аккордной системе расценки устанавливаются на весь объем работы, а не на отдельную операцию. Обычно при данной системе оплаты рабочие премируются за сокращение сроков выполнения заданий.
При сдельно-прогрессивной системе труд рабочего в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этих исходных норм - по повышенным.
При индивидуальной сдельной системе заработной платы заработок рабочего (ЗПпис) может быть определен по следующей формуле:
ЗПпис = Pi × qi .
При коллективной форме оплаты труда применяются либо индивидуальные расценки по конечным результатам работы, либо коллективные сдельные расценки. Эффективность коллективной сдельной оплаты зависит от материального стимулирования результатов коллективного труда с учетом индивидуальных показателей работы каждого рабочего.
При простой повременной системе заработная плата работника (ЗПпп) за определенный отрезок времени может быть определена следующим образом:
ЗПпп = m × T ,
где m - часовая (дневная) тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб.;
Т - фактически отработанное на производстве время, часов (дней).
При повременно-премиальной системе оплаты труда работник помимо заработной платы по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время дополнительно получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей. Заработная плата работника (ЗПпвп) может быть определена по следующей формуле:
ЗПпвп = m × T (1 + ).
Существует ряд условий, при которых целесообразно применять ту или иную форму оплаты труда.
Так, сдельная форма оплаты труда применяется, если:
-существуют количественные показатели, которые непосредственно зависят от конкретного работника;
-возможен точный учет объемов выполнения работ;
-рабочие конкретного участка могут увеличить выработку или объем выполняемых работ;
имеется возможность технического нормирования труда.
Сдельную оплату не рекомендуется применять в том случае, если ее применение ведет к ухудшению качества продукции и обслуживания оборудования, нарушению технологических режимов и требований техники безопасности, перерасходу сырья и материалов.
Повременная форма оплаты труда применяется при следующих условиях:
-производственный процесс строго регламентирован;
-функции рабочего сводятся к наблюдению за ходом технологического процесса;
увеличение выпуска продукции может привести к браку или ухудшению ее качества;
поточные и конвейерные типы производства функционируют в строго заданном ритме;
при невозможности расчета объема выполненных работ.
Для предприятия недостаток повременной формы оплаты труда состоит в том, что она не стимулирует повышения индивидуальных усилий работника, однако предприятие имеет возможность получения дополнительной прибыли за счет повышения индивидуальной выработки работника, что является несомненным преимуществом.
На некоторых строительных предприятиях применяют сдельную форму оплаты труда работников с гарантированным минимумом, которая является своеобразным «гибридом» повременной и сдельной форм оплаты труда. Данная система оплаты применяется, когда нужно обеспечить работнику минимальный (гарантированный) размер заработной платы с одновременным использованием преимуществ сдельной оплаты труда.
Тарифная система в строительстве представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование заработной платы различных категорий работников в зависимости от квалификационного уровня, условий, тяжести интенсивности выполняемых ими работ. [4, с.217]. Тарифная система включает в себя:
тарифную сетку;
тарифные ставки;
тарифно-квалификационный справочник;
районные коэффициенты.
Тарифные сетки применяются на предприятиях для определения соотношения в оплате труда рабочих разного уровня квалификации. Они содержат тарифные разряды и тарифные коэффициенты. При этом каждому разряду соответствует определенный тарифный коэффициент <#"justify">Доплаты и надбавки второй группы можно разделить следующим образом.
Доплаты и надбавки, носящие стимулирующий характер:
за совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
за расширение зон обслуживания или увеличение объёма работ;
рабочим за профессиональное мастерство;
специалистам за высокие достижения в труде; сложность и напряженность труда;
бригадирам, не освобождённым от основной работы.
Для бюджетных организаций в 1992 г. Введена Единая тарифная сетка. ЕТС построена по принципу разработки тарифных сеток для дифференциации тарифных ставок рабочих. Она представляет собой поразрядную систему оплаты как рабочих, так и всех категорий служащих, с установлением фиксированных в пределах разряда тарифных ставок и должностных окладов. Сетка содержит 18 разрядов. Дифференциация ставок оплаты по разрядам осуществляется в ЕТС по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.
Учёт в заработной плате других работников. условий труда, отклоняющихся от нормальных (за исключением общеотраслевых условий труда), тяжести, напряжённости руда, индивидуальных результатов труда, повышающих норму, деловых и личных качеств работников и т.д. . осуществляется посредством других элементов организации заработной платы. По отношению к ним тарифная ставка (оклад) как плата за норму труда является основой формирования всей заработной платы.
Принятый в ЕТС характер нарастания тарифных коэффициентов от разряда, когда наибольший прирост предусмотрен для начальных разрядов, а наименьший для высших, объясняется необходимостью социальной защиты наименее квалифицированных, а следовательно наименее оплачиваемых в прошлом групп работников по сравнению с квалифицированными специалистами и руководителями.
Все профессии и должности работников в ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Для тарификации рабочих предназначены первые 8 разрядов сетки. В то же время высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных или на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады, исходя из 9-12 разрядов оплаты (это предусмотрено постановлением Правительства). Остальные работники служащие, специалисты, руководители. тарифицируются со 2 по 18 разряд.
29. Экономическое обоснование в строительстве и реконструкции объекта строительства
Экономическое обоснование строительства — далее ЭО, является основным проектным документом на строительство объектов. На основании утвержденного в установленном порядке ЭО
подготавливается тендерная документация и проводятся торги подряда, заключается договор
(контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая
документация.
В ЭО определяются основные решения — технологические, объемно-планировочные,
конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитарно-
эпидемиологическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его экономическая
эффективность и социальные последствия.
В качестве возможных источников финансирования капитальных вложений в объекты могут
рассматриваться:
» ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик в составе РФ, местных бюджетов и
соответствующие внебюджетные фонды;
» собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора;
» заемные и привлеченные финансовые средства заказчиков;
» денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
» иностранные инвестиции.
ЭО (проект) строительства является обязательным документом в случае, если финансирование
капитальных вложений в основные фонды соответствующих предприятий осуществляется полностью
или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных
фондов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также собственных финансовых
ресурсов государственных предприятий.
Решение о необходимости разработки ЭО для обоснования целесообразности инвестиций за счет
других источников финансирования принимается самостоятельно инвестором (заказчиком).
Разработка ЭО осуществляется юридическими и физическими лицами (проектировщиками),
получившими в установленном порядке лицензию на выполнение соответствующих видов проектных
работ, и на основании договора (контракта) с заказчиком.
Для выбора лучшего предложения со стороны проектировщиков заказчик проводит конкурс (торги)
на разработку ЭО.
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие
взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком, является договор (контракт) подряда на
выполнение ЭО.
Стоимость разработки ЭО определяется договором между заказчиком (инвестором) и проектной
организацией.
Если в результате выполненного в ЭО инвестиций анализа выявлена нецелесообразность
инвестирования средств в строительство намечаемого объекта, стоимость разработки ЭО
списывается на убытки заказчика в установленном порядке.
При разработке ЭО необходимо:
» предусматривать для сложных и крупных объектов альтернативные варианты достижения цели,
поставленной заказчиком (инвестором), в том числе различные варианты (источники)
финансирования инвестиций;
» учитывать налоговую, амортизационную и кредитную политику, проводимую государством и
местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской
Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, условия пользования землей и другими
природными ресурсами;
» обеспечивать защиту интересов инвестора, с одной стороны, и общенациональных интересов
(интересов региона)— с другой;
» установить расчетный период, в пределах которого должны выполняться экономические расчеты.
Как правило, расчетный период включает период строительства, освоения проектной мощности и
эксплуатации предприятия до первой его реконструкции или окончания срока окупаемости
капитальных вложений; - расчеты и анализ основных экономических и финансовых показателей
осуществлять в специально разработанных унифицированных таблицах по действующей
методике.
В процессе разработки ЭО в обязательном порядке должна Осуществляться оценка воздействия
деятельности предприятия (объекта) на окружающую среду (ОВОС). ОВОС проводится с целью
предотвращения деградации окружающей среды, обеспечения сбалансированной хозяйственной
деятельности, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой
деятельности, выработки согласованных мер по предотвращению или компенсации негативных
последствий в социально-экономической сфере района размещения предприятия (объекта). При этом
объем и глубина проработки вопросов в процессе проведения ОВОС зависят от специфики
воздействия будущего предприятия на окружающую среду и экологических ограничений территории,
на которой его предполагается разместить.
Порядок разработки, согласования и утверждения ЭО инвестиций
Заказчик (инвестор), исходя из своих целей и анализа ситуации, с учетом решений, принятых в
программах и схемах размещения производительных сил, подготавливает Декларацию о намерениях,
примерное содержание которой приведено в п.4.4. Декларация направляется в местный орган
государственного самоуправления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных
участков.
После получения положительного решения от органа местного самоуправления по поводу
Ходатайства (Декларации) о намерениях и рассмотрения условий размещения площадки (трассы) для
строительства объекта Заказчик (инвестор) принимает решение о разработке ЭО.
Для подготовки исходной информации и материалов, составления задания на разработку ЭО,
организации и проведения конкурса (тендера) на их разработку, заказчиком привлекаются па
договорных условиях инжиниринговая, консалтинговая, маркетинговая фирмы или создается
тендерный комитет.
Состав исходной информации определяется в зависимости от вида и масштабов планируемой
деятельности объекта, количества и видов используемых ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный
оборот, особенностей экологической ситуации и др.
Согласование намеченных решений по строительству объекта и условий предварительного
согласования земельного участка производится заказчиком или, по его поручению, проектировщиком
с учетом полученной информации согласно порядку, приведенному в схеме организации
предварительного согласования размещения земельного участка строительства.
Затраты, связанные с проведением согласований, подготовкой и передачей документации по
предварительному согласованию и отводу земельного участка, оплачиваются инвестором из
собственных средств, в порядке и размере, которые определены органами местного самоуправления.
Проекты, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности,
подлежат государственной экспертизе в соответствии с Порядком, установленным в Российской
Федерации.
Утверждение проектов на строительство объектов, в зависимости от источников финансирования,
производится:
» за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета
РФ — в порядке, установленном Минстроем России совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами;
» за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в
составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга —
соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке;
» за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая
иностранных инвесторов)— непосредственно заказчиками (инвесторами).
1.Согласование, экспертиза и утверждение сметной стоимости объектов строительства
Технические (техно-рабочие) проекты и рабочие проекты на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, разработанные в соответствии с действующими нормами и правилами (что должно быть удостоверено главным архитектором проекта соответствующей записью в материалах проекта), не подлежат согласованию с органами государственного надзора.
Сметы на строительство, составленные по техническому (техно-рабочему) проекту до утверждения должны согласовываться с заказчиком проекта, сводный сметный расчет—представляться заказчиком на заключение, а проект организации строительства (ПОС) — на согласование подрядчику. При этом проектная организация обязана по требованию подрядной организации предъявлять необходимые документы, подтверждающие объемы и стоимость работ.
Технический (техно-рабочий) проект и сводный сметный расчет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений после согласования их с подрядной организацией подвергаются экспертизе до их утверждения. Экспертиза должна осуществляться на высоком технико-экономическом и научном уровне, обеспечивать действенный контроль за: качеством проектирования; обоснованием и оценкой технических и экономических решений; составлением сметной документации и определением сметной стоимости строительства; соблюдением государственных норм и правил в проектировании. Экспертиза призвана контролировать эффективность использования капитальных вложений, внедрения в проекты и производство новейших научно-технических достижений с тем, чтобы строящиеся (реконструируемые) предприятия, здания и сооружения ко времени ввода их в действие были технически совершенными, имели высокие показатели по производительности труда, себестоимости и качеству продукции, отвечали по условиям труда современным требованиям и обеспечивали выпуск новых видов продукции.
Технические (техно-рабочие) проекты и сводные сметы на строительство (реконструкцию) сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше подвергаются экспертизе министерствами и ведомствами СССР и госстроями союзных республик. Проекты и сметы на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений, подлежащие утверждению Советом Министров СССР, после экспертизы их в министерствах и ведомствах СССР представляются на экспертизу в Госстрой СССР, в Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике и Государственный комитет СССР по ценам. Последние проводят экспертизу и передают заключение в Госстрой СССР. Госстрой СССР осуществляет экспертизу проектов и смет в целом с учетом замечаний Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Государственного комитета СССР по ценам, передает согласованное с ними заключение по проекту в Совет Министров СССР для утверждения. Перечень этих предприятий, зданий и сооружений ежегодно представляют в Совет Министров СССР Госпланом СССР, Госстроем СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике.
Технические (техно-рабочие) проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений (кроме проектов, утверждаемых Советом Министров СССР) подвергают экспертизе и утверждают:
по стройкам стоимостью на полное развитие 3 млн. руб. и выше— министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам), а также советами министров союзных республик (экспертиза проектов осуществляется госстроями союзных республик);
по стройкам стоимостью на полное развитие менее 3 млн. руб.— в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством) СССР или советом министров союзной республики;
по стройкам, осуществляемым за счет собственных средств кооперативных (кроме колхозов) и других общественных организаций,— в порядке, устанавливаемом центральными кооперативными и другими общественными организациями;
по стройкам, осуществляемым за счет средств колхозов, — в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик.
Технический (техно-рабочий) проект предприятия, здания, сооружения утверждается приказом, постановлением, распоряжением министерства, ведомства СССР, совета министров союзной республики, другой утверждающей инстанцией с указанием следующих данных:
наименование предприятия, здания и сооружения, его месторасположение; характер строительства (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение); мощность предприятия и годовой объем товарной продукции (вместимость, пропускная способность, объем услуг и т. п.); в натуральном выражении, в млн. руб.;
общая сметная стоимость строительства, в том числе: сметная стоимость строительно-монтажных работ (по сводке затрат); объектов производственного назначения (по сводному сметному расчету); объектов жилищно-гражданского назначения; объектов здравоохранения, культуры, просвещения; объектов строительной индустрии; стоимость основных фондов: вводимых в действие— всего, в том числе по объектам производственного назначения; выбывающих в процессе строительства (по балансовой стоимости); удельные капитальные вложения на единицу вводимой мощности; численность работающих;
производительность труда (годовой выпуск продукции на одного работающего) в тыс. руб.; фондоотдача в руб.-коп. продукции на один руб. вводимых в действие основных фондов по объектам производственного назначения; рентабельность производства; срок окупаемости капитальных вложений; продолжительность строительства.
Утвержденный технический (техно-рабочий) проект предприятия, здания, сооружения является основанием для планирования и финансирования строительства этого объекта, заказа основного оборудования, а также заключения договора подряда на капитальное строительство. Сметы на строительство отдельных зданий it сооружений н на выполнение отдельных видов работ, составленные по объемам работ, определенным в рабочих чертежах, подлежит утверждению заказчиком.
Экспертиза проектов и смет должна выполняться в следующие сроки:
по проектам, утверждаемым Советом Министров СССР, срок экспертизы определяет Госстрой СССР;
по проектам сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше не более 30 дней;
по проектам сметной стоимостью до 3 млн. руб., утверждаемым в порядке, установленном министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, — не более 25 дней.
Полный комплект утвержденного технического (техно-рабочего) проекта вместе с документом о его утверждении должен храниться у заказчика проекта и в проектной организации.
[1] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21.06.1999.
[2] В специализированных программных пакетах, к примеру Project Expert, эти показатели именуются как «интегральные показатели».