Предусматривается два основания возникновения права хозяйственного ведения.
Первое - закрепление собственником за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения имущества. Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования. Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества - с момента государственной регистрации. Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного необходимо представить в регистрирующий орган:
- акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием или учреждением;
- акт приема - передачи этого имущества.
Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения является самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением. Такое имущество автоматически становится гос. собственностью и поступает в хозяйственное ведение соответствующего юридического лица. Право собственности гос. или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких обстоятельствах. Данное имущество не нуждается в закреплении, «согласии собственника», иных актах его волеизъявления. Не требуется и предварительная регистрация права гос. (муниципальной) собственности. На гос. регистрацию права хозяйственного ведения необходимо представить договор о приобретении имущества, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Кроме упомянутых документов для гос. регистрации права хозяйственного ведения необходимо представить полный пакет учредительных документов (подлинники и копии или нотариально удостоверенное копии), документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность) или лица, действующего от имени организации без доверенности (приказ о назначении), заявление о гос. регистрации права.
Право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права гос. или муниципальной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра гос. или муниципальнойсоб-ти. Если право гос. (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует гос. регистрации. В том случае, если право возникло после указанной даты, оно подлежит обязательной регистрации. Российская Федерация, Субъект РФ или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом (в том числе передать его в хозяйственное ведение или оперативное управление) только после гос. регистрации права.
(см. текст в предыдущей редакции)
Право хозяйственного ведения прекращаетсяпо основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности. А также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Прекращением права хозяйственного ведения является правомерное изъятие недвижимого имущества у предприятия по решению собственника, отказе собственника от права собственности; гибели или уничтожению имущества; утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Правомерное изъятие возможно в случае если такое имущество:
1. Является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;
2. Закреплено собственником за указанными правообладателями либо приобретено ими за счет средств выделенных собственником на его приобретение п.2 ст. 296ГК.
Вопрос 2. Представление документов на государственную регистрацию прав. Заявители (лица, представляющие заявления) при государственной регистрации прав. Формы заявлений о государственной регистрации прав и требования к их заполнению. Представление документов на государственную регистрацию прав посредством почтового отправления. (ст. 16 ФЗ № 122-ФЗ, Приказ Минэкономразвития № 722 от 29.11.2013 г.)
Государственная регистрация прав носит заявительный характер. Подача заявлений может быть осуществлена через специализированные пункты приема документов (МФЦ, Кадастровая палата),а так же в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
При этом такое заявление в форме электронного документа представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, путем заполнения формы такого заявления, размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети "Интернет", и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторон договора или уполномоченных ими на то лицами в порядке, установленном федеральным законом. При подаче такого заявления нотариусом заявление подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 722).
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
При подаче заявления нотариусом, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц. Заявитель вправе представить выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.
В качестве заявителей выступают:
правообладатели;
стороны договора или уполномоченные ими на то лица (при наличии у них нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом);
судебный пристав-исполнитель (если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");
орган государственной власти, орган местного самоуправления;
нотариус (в случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия;
лицо, право у которого возникает на основании актов государственного органа или актов органа местного самоуправления;
В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.
Государственная регистрация права проводится без заявления правообладателя при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - посредством почтового отправления).
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления:
- подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
- сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;
- подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;
- доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
- к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).
Вопрос 3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Информационное взаимодействие при ведении Единого государственного реестра недвижимости.
С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.