Инвентаризация товаров и методика определения и учета ее результатов
1. Документальное оформление и учет товарных потерь в торговых организациях.
Товарные потери представляют собой уменьшение количества и снижение качества ТМЦ, вызванные физико-химическими свойствами товаров (усушка, распыл, раскрошка товаров при хранении и реализации).
Товарные потери классифицируют:
· по натурально-вещественному признаку: количественные товарные потери и потери от снижения качества товаров;
· по отношению к установленным нормам: нормируемые (естественная убыль, бой, лом, порча) и ненормируемые (порча и недостача сверх норм);
· по моменту возникновения: потери, возникающие при транспортировке, хранении, фасовке товаров, при переработке;
· по моменту выявления: потери, выявленные при приемке товаров, при инвентаризации;
· по субъекту возмещения: потери, возмещаемые поставщиками, транспортными организациями или непосредственно самой торговой организацией;
· по источнику покрытия: потери, списываемые на расходы по реализации товаров, внереализационные расходы, возмещаемые МОЛ.
Товарные потери от боя, лома, порчи товаров или повреждения тары в опте и в рознице оформляют Актом о бое, ломе, порче товаров в 2-ух экземплярах, составленный специально назначенной комиссией. 1-ый экземпляр – МОЛ, 2-ой – в бухгалтерию.
В магазинах при подготовке товаров к продаже (колбасные изделия, свинина) товарные потери списывают по нормам без составления документов при оприходовании товаров в ТТН.
Товарные потери в пределах норм естественной убыли списываются только после проведения инвентаризации на основании составленного расчета.
Учет товарных потерь производится на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Корреспонденция счетов по бух учету товарных потерь
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Начислен резерв по установленным нормам на списание естественной убыли | ||
Выявлены недостачи и потери товаров по учетным ценам | ||
Списаны элементы цены для доведения суммы недостачи до покупной стоимости торговая надбавка – сторно НДС – сторно | 42-1 42-3 | |
Списана естественная убыль на расходы по реализации | ||
Отнесены недостачи и потери на виновных лиц по покупным ценам без НДС Разница между продажной и покупной стоимостью недостающего товара | ||
Если судом отказано в иске, или вина человека не установлена, то списывают на расходы организации | ||
Списаны за счет организации недостачи и потери по покупным ценам без НДС |
2. Особенности проведения инвентаризации товаров и тары в торговле.
Инвентаризацию товаров и тары проводит инвентаризационная комиссия, назначенная приказом (распоряжением) руководителя организации. Распоряжение регистрируется в Книге учета инвентаризаций.
На оптовом складе до проверки фактического наличия товаров и тары инвентаризационная комиссия:
- пломбирует входы и выходы (кроме одного) всех помещений, где хранятся ценности;
- проверяет исправность и соблюдение сроков клеймения весоизмерительных приборов;
- проверяет и визирует последний на дату инвентаризации отчет МОЛ о движении товаров и тары по складу с приходными и расходными документами. Отчет передает в бухгалтерию.
- берет расписку у МОЛ, которая оформляется на титульном листе инвентаризационной описи, о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на товары и тару переданы в бухгалтерию, а поступившие ценности на склад оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Далее проводится проверка фактического наличия товаров и тары.
В розничной торговле порядок проведения инвентаризации как в опте. Отличие в том, что инвентаризацию начинают со снятия остатка денег в операционных кассах.
3. Документальное оформление переоценки товаров.
Переоценка ТМЦ – это изменение цен на товары в рамках действующего законодательства.
Переоценка бывает 2 видов: дооценка – повышение цен, уценка – снижение цен.
Основными причинами проведения переоценки являются инфляция, колебания сезонного спроса, истечение сроков реализации товаров, потеря качества товаров при хранении, экспонировании на витринах.
Основанием для переоценки товаров служит приказ (распоряжение) руководителя организации и составляется специальная комиссия.
В ходе переоценки комиссия производит перемаркировку цен на навесных ярлыках и этикетках товаров и составляет Опись-акт на переоценку товаров и других материальных ценностей в 2-ух экземплярах. 1-ый экземпляр у МОЛ, 2-ой в бухгалтерии.
4. Документальное оформление и порядок отражения в учете результатов инвентаризации.
Сведения о фактическом наличии товаров и тары записывают в инвентаризационную опись товаров, материалов и тары в торговле, составленную в 2-ух экземплярах.
Для выявления результатов инвентаризации бухгалтерия составляет сличительную ведомость результатов инвентаризации ТМЦ.
В опте – натурально-стоимостной учет, поэтому результат выводят по каждому наименованию товаров и тары.
В рознице – стоимостной учет, поэтому результат выводят по общему итогу. Фактический остаток товаров, включая наличные деньги, сравнивают с остатком по описи. Результат инвентаризации тары выводят по каждому наименованию
Корреспонденция счетов бух учета результатов инвентаризации товаров и тары
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Оприходованы выявленные при инвентаризации излишки товаров по покупным ценам без НДС и стоимость тары по учетным ценам торговая надбавка НДС | 42-1 42-3 |
Учет недостач аналогичен учету товарных потерь.
Учет издержек обращения
1. Номенклатура издержек обращения.
Номенклатура и содержание статей издержек обращения:
Транспортные расходы
Расходы на оплату труда персонала
Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов
Расходы на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря
Амортизация основных средств и нематериальных активов
Расходы и отчисления на ремонт основных средств
Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
Расходы на торговую рекламу
Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм
Расходы на тару
Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства)
Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства)
Расходы по обеспечению условий труда персонала
Расходы по управлению и функционированию торговой организации
Прочие расходы
2. Документальное оформление расходов, относимые на издержки обращения.
В бухгалтерском учете издержки обращения признаются и находят свое отражение на счетах бух учета при наличии правильно оформленных документов. Основанием для совершения учетных записей являются расчеты амортизации основных средств и нематериальных активов, сводные ведомости начисления зарплаты, расчеты по начислению налогов и сборов, расчеты на оплату транспортно-экспедиционных услуг, услуг аренды, рекламы, расчеты естественной убыли товаров.
3. Синтетический и аналитический учет издержек обращения.
Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 «Расходы на реализацию». Счет 44 предназначен для учета текущих расходов (по дебету счета). Данный счет предназначен для уточнения оценки покупных товаров. Учтенные на нем дополнительные расходы увеличивают покупную стоимость, обеспечивая тем самым формирование фактической стоимости (себестоимости) товаров. По кредиту счета отражают операции по уменьшению расходов и списанию издержек обращения для формирования финансового результата отчетного периода. Сальдо по счету отражает сумму затрат по приобретению товаров, приходящихся на их остаток.
Корреспонденция счетов бух учета издержек обращения
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Начислено поставщикам за доставку товаров без НДС | ||
Начислено страховым компаниям по обязательному страхованию груза | 76-2 | |
Начислено кредиторам за оказанные рекламные, маркетинговые услуги | ||
НДС по оказанным услугам | 18-3 | 60,76 |
Списаны топливо и материалы, израсходованные на производственные нужды | ||
Начислена зарплата торговым работникам | ||
Произведены отчисления от начисленной зарплаты | 76,69 | |
Списаны по авансовым отчетам командировочные расходы без НДС НДС в части подотчетных сумм | 18-3 | |
Начислена амортизация основных средств, нематериальных активов | 02,05 | |
Списаны по расчету издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары |
Расчет издержек обращения на остаток товаров
Наименование статей издержек обращения | Сумма издержек обращения | Стоимость товаров без НДС | Средний процент издержек обращения (гр.4/7* 100) | Сумма издержек на реализованные товары (гр.5*8/100) | Сумма издержек на остаток товаров (гр.6*8/100) или (гр.4-9) | ||||
На остаток товаров на начало месяца (с-до на начало по сч.44) | За м-ц | Итого (гр.2+3) | Реализованных за месяц (оборот по кредиту сч.90) | С-до на конец месяца | Всего товаров (гр.5+6) | ||||
Транспортные расходы | х | х | х | ||||||
Итого |