Инвентаризация активов и финансовых обязательств. Порядок проведения и отражения ее результатов на счетах бух. учета.

Инвентаризация – физический подсчет имущества и выверка финансовых обязательств. Это способ уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

Основные цели инвентаризации:

· Выявление фактического наличия имущества;

· Сопоставление фактического наличия имущества с данными бух. учета;

· Проверка полноты отражения в учете обязательств.

Согласно п. 1.2 Методических указаний под имуществом понимаются: ОС, НМА, финансовые вложения; запасы, готовая продукция; денежные средства и прочие финансовые активы. Под финансовыми обязательствами понимаются: КЗ, кредиты, займы, резервы.

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.;

2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»;

4. Постановление Гос. комитета РФ по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

Инвентаризация обязательна:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании гос. или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

• при смене материально ответственных лиц;

• при установлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация проводится в соответствии с планом, утвержденным руководителем организации на календарный год. В плане указывается: количество инвентаризаций, дата проведения и перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия - комиссия, на которую возложена обязанность по проведению инвентаризации и ответственность за достоверность ее результатов.

Состав инвентаризационной комиссии:• представители администрации;

• представители службы главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного инженера, отдела капитального строительства; • работники бухгалтерии; • материально ответственные лица; • представители независимых аудиторских организаций по усмотрению администрации или собственника имущества; • лица, ответственные за ведение бух. учета по счетам расчетов.

До начала проверки факт. наличия имущества и обязательств требуется определить круг лиц, несущих ответственность за хранение имущества и круг лиц, отражающих в учете операции с имуществом и обязательствами. Необходимо подготовить приходные и расходные документы или отчеты о движении мат. ценностей и денежных средств, которые должны служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Факт. наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и производят при обязательном участии мат. ответственных лиц.

Сведения о факт. наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (не менее 2 экз.). На каждой странице указывают прописью количество номенклатурных позиций мат. ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от единиц измерения приведенного имущества. В документах не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Все отклонения фактических данных от учетных отражаются в сличительных ведомостях. Выявленные суммы излишков и недостач указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления инвентаризации отдельных видов имущества используются унифицированные формы первичной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. По результатам инвентаризации имущества и финансовых обязательств формируется обобщающая ведомость учета результатов инвентаризации по форме № ИНВ-26, которая содержит след. информацию: наименование счета, № счета, выявленные излишки и недостачи, установленную порчу имущества, недостачи и порчи, зачтенные по пересортице, списанные в пределах норм и сверх норм естественной убыли, списанных на виновных лиц.

Излишек имущества нужно оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующую сумма зачислить в проч. доходы организации (Дт счетов учета имущества - Кт счета 91.1)

Стоимость недостачи имущества или его порчи нужно отразить в учете на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостачи мат. ценностей списываются по факт. Себестоимости. Недостачу имущества и потери от его порчи в пределах норм естественной убыли компания может отнести на издержки производства или обращения, а сверх норм – на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на прочие расходы (Дт счета 91 - Кт счетов учета имущества) организации.

Наши рекомендации