Охарактеризуйте элементы поперечного профиля автомобильной дороги
А- полоса отвода дороги (зем.уч-ки, предназначенные для размещения элементов дороги, дорожных сооружений и на которых могут располагаться объекты дорожного сервиса); 4- проезжая часть (полоса поверхности дороги, по которой движутся автомобили), дорожная одежда (это один или несколько слоев, укладываемых на земляное полотно в пределах проезжей части для создания прочной и ровной поверхности);
-низший слой – грунтовые покрытия;
-переходный слой (щебенка, булыжники);
-усовершенствованные облегченные;
-капитальные (асфальтобетон).
Б –земельное полотно (выравнивает профиль местности, обеспечивает устойчивость дорожной одежды, предохраняет от вредного влияния); 3 - обочина (предназначена для безопасности дорожной одежды, ремонта, остановки автомобилей); 1 – резервы (расширение полотна); 2 –откосы; 5 –боковая канава (предназначаются для отвода воды из водоносных слоев, в кюветы также стекает вода с поверхности проезжей части); 6 –кавальер (их необходимо предусматривать в случаях непригодности или нецелесообразности использования грунта из выемки для насыпей).
Кромка рабочей части- линия отдел проезжую часть от обочины. Расстояние определ между кромками проезжей части определ ширину дорожной части
Особенности построения продольного профиля автомобильной дороги.
Продольный профиль – это чертеж с условным изображением вертикального разреза поверхности земли и полотна дороги вдоль ее оси.
На продольный профиль наносятся:
- линия поверхности земли с высотными отметками ее точек;
- проектная линия бровки земляного полотна с уклонами и высотными отметками;
- характеристика грунтов, уровня грунтовых вод;
- расположение и основные хар-ки водоотводных сооружений;
- пикетаж;
- план трассы и ситуация шириной по 50 метров в каждую сторону от оси дороги;
- типы конструкций дорожной одежды и земляного полотна.
Направления и содержание дорожных изысканий.
2 вида: -экономические и технические.
Экономические изыскания определяют значение данной дороги или сети дорог, обосновывают целесообразность строительства или улучшения. Основное назначение этих изысканий: обосновать план и очередность строительства, распределить деньги (капитальные вложения) по отдельным объектам. Различают: комплексные изыскания (проводятся на определенной территории) и титульные (для отдельной дороги). Технические изыскания направлены на изучение природных условий в целях выбора направления дороги, закрепления трассы на местности, необходимости строительства дорожных сооружений. 2 этапа: рекогносцировочные и подробные. Виды работ в двух этапах одинаковые, но отличаются глубиной изысканий. Первый этап не требует большой глубины.
При технических изысканиях в полевых условиях изучают на местности трассу дороги, альтернативные варианты; закрепляют трассу на местности с измерением углов поворота, разбивкой пикетажа и съемкой ситуационного плана; нивелируют трассу; обследуют грунты; собирают данные для проектирования дорожных сооружений; обследуют месторождения строительных материалов. Основное назначение дорожных изысканий: обеспечить техническую правильность и экономическую обоснованность решений.
Особенности проектирования сети местных дорог. Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Местными называют дорог при интенсивномдвижении менее 200 авто в сутки по которым перевозят в основном с/х грузы.
Основные требования при проектировании дорог:- возможность круглогодичных перевозок; -увязка сети местных дорог, с дорогами региональными и федеральными, объектами инженерной инфраструктуры;
-создание оптимальных условий для организации территории и использования земли; -экономическая - минимальность капитальных вложений; - обеспечение выполнения требований СНиПов.
Строительство дорог имеет особенности: -работы выполняются на большом протяжении; -объем работ по трассе распределен неравномерно; -сильная зависимость от природных условий; -зависит от наличия местных строительных материалов. Последовательность работ: 1 организация связи, устройства временных, бытовых, жилых и производственных жилищ; 2 подготовительные работы (расчистка территории); 3 строительство мостов и труб; 4 сосредоточенные земляные работы; 5 линейные, земляные и укрепительные работы; 6 устройство основания дорожной одежды и покрытия; 7 отделочные работы.
Содержание дороги - это комплекс систематических работ по уходу за дорогой для обеспечения ее удовлетворительного состояния.
Ремонты дороги: текущий (плановый); средний (замена отдельного слоя дорожного покрытия); капитальный (заменяют отдельные конструкции дороги на более прочные и экономичные); реконструкция (полная перестройка дороги на всем протяжении с повышением ее категории).