Построение поперечного профиля дороги

В курсовом проекте основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по таблице 4.

На участках автомобильных дорог I-a, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м.

Таблица 4 Категории дорог

Параметры элементов дорог Категории дорог
I-a I-б II III IV V
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 -
Ширина проезжей части, м 2×7,5; 2×11,25; 2×15 2×7,5; 2×11,25; 2×15 7,5 4,5
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 1,75
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м 0,75 0,75 0,75 0,5 0,5 -
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м - - - -
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м - - - -
Ширина земляного полотна, м 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5

Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.

Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по таблице 5.

Таблица 5 Число полос движения на дорогах I категории

Рельеф местности Интенсивность движения, приведённых ед/сут   Число полос движения
Равнинный и пересеченный Св. 14 000 до 40 000
  Св. 40 000 до 80 000
  Св. 80 000
Горный Св. 14 000 до 34 000
  Св. 34 000 до 70 000
  Св. 70 000

Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.

Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 приведённых ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0/00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ - при длине участка свыше 0,5 км.

Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.

Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по таблице. 6.

Таблица 6 Протяженность дополнительной полосы за подъемом

Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут >8000
Общая протяженность полосы за пределами подъема, м

Переход к уширенной проезжей части в курсовом проекте следует осуществлять на участке длиной 60 м.

Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60 ‰ и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий - на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в таблице 4.

Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий - не менее - 50 м.

Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м - для дорог IV и V категорий.

На участках дорог V категории с уклонами более 60 ‰ в местах с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда - 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.

Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м - для дорог остальных категорий.

Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в таблице 4, и принимать равной: для дорог I-а категории - не менее 13,5 м, для дорог I-б категории - не менее 12,5 м.

Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.

Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.

Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1.

Разделительные полосы в курсовом проекте следует предусматривать

с разрывами длиной 30 м через 2 - 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.

Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 - 25 м.

Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.

На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.

Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таблице 7.

Таблица 7 Поперечные уклоны проезжей части

Категория дороги Поперечный уклон, ‰
Дорожно-климатические зоны
I II, III IV V
I-а и I-б: а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части        
б) при односкатном профиле:        
первая и вторая полосы от разделительной полосы
третья и последующие полосы
II - IV

Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10 - 30‰ больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов, ‰ :

30 - 40 - при укреплении с применением вяжущих;

40 - 60 - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;

50 - 60 - при укреплении дернованием или засевом трав.

Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50 - 80 %.

Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать в зависимости от радиусов кривых в плане по таблице 8.

Таблица 8 Поперечные уклоны проезжей части на виражах

Радиусы кривых в плане, м Поперечный уклон проезжей части на виражах, ‰
основной, наиболее распространенный в районах
на дорогах I-V категорий на подъездных дорогах к промышленным предприятиям с частым гололедом
От 3000 до 1000 для дорог I категории 20-30 - 20-30
От 2000 до 1000 для дорог II-V категорий 20-30 - 20-30
От 1000 до 800 30-40 - 30-40
От 800 до 700 30-40 30-40
От 700 до 650 40-50
От 650 до 600 50-60
От 600 до 500 20-30
От 500 до 450 30-40
От 450 до 400 40-60
От 400 и менее

Если две соседние кривые в плане, обращенные в одну сторону, расположены близко одна от другой и прямая вставка между ними отсутствует или длина ее незначительна, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении.

В районах с незначительной продолжительностью снегового покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать до 100‰.

На особо трудных участках по условиям застройки или рельефа местности допускается разработка индивидуальных проектов виражей с переменными поперечными уклонами (типа “ступенчатый вираж“) и уширенной проезжей частью дорог.

В курсовом проекте переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее (при реконструкции дорог) - на прилегающем к кривой прямом участке, равном длине переходной кривой.

Виражи на многополосных дорогах I категории, как правило, следует проектировать с раздельными поперечными уклонами для проезжих частей разных направлений и с необходимыми изменениями поперечных уклонов разделительных полос.

Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.

Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному уклону на участках отгона виража не должен превышать, ‰ , для дорог :

I и II категорий ............................................................................... 5

III и V категорий в равнинной местности ................................. ...10

III и V категорий в горной местности ......................................... .20

При радиусах кривых в плане 1000 м менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем чтобы ширина обочин была не менее 1,5 м для дорог I и II категорий и не менее 1 м для дорог остальных категорий.

Величины полного уширения двухполосной проезжей части дорог на закруглениях следует принимать по таблице 9.

Таблица 9 Величины полного уширения двухполосной проезжей

части дорог на закруглениях

Радиусы кривых в плане, м Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м
автомобилей и менее, автопоездов - 11 и менее      
- - - 0,4
- 0,4 0,4 0,5
0,4 0,5 0,5 0,7
0,5 0,6 0,6 0,8
0,5 0,7 0,7 0,9
0,6 0,8 0,9 1,1
0,8 1,0 1,0 1,5
0,9 1,4 1,5 2,2
1,1 1,8 2,0 3,0
1,2 2,0 2,3 3,5
1,3 2,2 2,5 -
1,4 2,8 3,0 -
1,5 3,0 3,5 -
1,8 3,5 - -
2,2 - - -

При недостаточной ширине обочин для размещения уширений проезжей части с соблюдением этих условий следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части надлежит выполнять пропорционально расстоянию от начала переходной кривой так, чтобы величины полного уширения были достигнуты к началу круговой кривой.

Величину полного уширения проезжей части для дорог с четырьмя полосами движения и более надлежит увеличивать соответственно числу полос, а для однополосных дорог - уменьшать в 2 раза по сравнению с нормами таблице 9.

В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части на кривых в плане частично с внешней стороны закругления.

Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2 - 3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.

Наши рекомендации