Право частной собственности на землю

Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности.

Частная собственность в общем плане означает, что часть земель в пределах юрисдикции государства исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических или юридических).

Право частной собственности как институт права охватывает собой систему норм, устанавливающих част­ную собственность в качестве самостоятельной формы соб­ственности, основания ее возникновения, изменения и прекращения, объем и порядок осуществления прав и обя­занностей частных собственников земли, а также систему гарантий и защиты прав земельных собственников.

Право частной собственности на землю как субъек­тивное право охватывает круг прав и обязанностей зе­мельного собственника.

Объектами права частной собственности на землю выступают земельные участки. Земельное законодатель­ство нормирует предельные размеры частных земельных владений (общая площадь земельных участков, приоб­ретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать 1 гектара для граждан, проживающих в сельских населенных пун­ктах, поселках городского типа). В общую площадь зе­мельного участка, предоставляемого для ведения лично­го подсобного хозяйства, включается и площадь земельного участка, имеющегося при доме.

Земельные участки для строительства и обслужива­ния жилого дома передаются гражданам Республики Бе­ларусь в частную собственность сельскими (поселковы­ми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распо­рядительными органами в размерах:

— в городах - от 0,05 до 0,15 гектара;

— в сельских населенных пунктах, поселках город­ского типа - от 0,15 до 0,25 гектара.

В отдельных случаях в зависимости от местных ус­ловий и особенностей земельные участки для строитель­ства и обслуживания жилого дома могут предоставлять­ся гражданам в размерах: в городах - менее 0,05 гектара, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - менее 0,15 гектара.

Размеры земельных участков для садоводства и дач­ного строительства составляют 0,15 гектара на одного члена садового или дачного кооператива. Конкретный размеры участков данной категории частных землевладельцев устанавливаются соответствующим исполни тельным и распорядительным органом в зависимости от местных условий и особенностей.

Кодексом о земле (ст. 38) установлен состав земель, не подлежащих передаче в частную собственность:

* земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);

* земли транспорта и связи;

* земли, предоставленные для нужд обороны;

* земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие ката­строфы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);

* земли заповедников, национальных и дендроло­гических парков, ботанических садов, заказни­ков, памятников природы и архитектуры;

* земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

* земли лесного фонда;

* земли водного фонда;

* сенокосы, пастбища и другие угодья населенных пунктов, используемые для общих нужд населения;

* земельные участки, предоставленные или предоставляемые гражданам для целей, предусмотрен­ных законодательством, если в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки городов и других населенных пунктов предусмотрено иное целевое использование этих участков; служебные земельные наделы;

* земли населенных пунктов, садоводческих товари­ществ и дачного строительства на площадях за­легания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископае­мых. Перечень таких населенных пунктов, дач­ных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность по заявлению гражданина Республики Беларусь решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), рай­онного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок.

Граждане Республики Беларусь, имеющие во владе­нии и пользовании земельные участки, предоставленные им до 16 июня 1993 г. для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, приобретают один из этих участков по льготной цене. Таким правом они могли воспользоваться, если бы подали заявления до 1 января 2000 года. Льготная цена на земельный участок устанавливалась в размере пятикрат­ной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот земельный участок, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на момент подачи заявления граж­данином о передаче ему земельного участка в частную собственность. Аналогичным правом приобретения зе­мельного участка в частную собственность по льготной цене обладали наследники лица, имевшего до 16 июня 1993 г. в пожизненном наследуемом владении земельный участок. Также по льготной цене приобретали в частную собственность земельные участки для строитель­ства и обслуживания жилого дома граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных усло­вий в соответствии с жилищным законодательством.

Во всех остальных случаях земельные участки приобретаются в частную собственность по нормативной цене, установленной Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь, исходя из качества земельного участка и его местоположения, и по договорной цене (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

По обоснованной просьбе гражданина сельский (поселковый), городской (городов областного подчинения и, города Минска), районный исполнительный и распорядительный орган может отсрочить внесение платы (ее части) за земельный участок, приобретаемый в собствен­ность, но не более чем на два года (ст. 35 Кодекса о земле).

При передаче в частную собственность земельных участков они рассматриваются как один участок, предо­ставленный для строительства и обслуживания жилого дома и ведения подсобного хозяйства.

Для эффективной реализации права частной собственности следует установить круг его субъектов. В развитых правовых системах любая собственность, не принадлежащая государству, рассматривается как частная. Ее юридическое понятие основывается на противопоставлении субъектов: частное лицо (физическое и юридическое) - государство. В разряд частной собственности! входят и традиционная частная собственность в ее экономическом понимании, и собственность кооперативная, и собственность различного рода объединений и организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Все они подпадают под действие одного и того же института права частной собственности.

Право собственности граждан и право собственности юридических лиц - это, в сущности, единый институт права частной собственности.

Земельное же законодательство основывалось до 1998 г. на понятии частной собственности на землю преимущественно как собственности, принадлежащей конкретному физическому лицу - гражданину.

В Законе о праве собственности на землю (ст. 4) было указано, что субъектами права частной собственности на землю являются только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Бе­ларусь или приравненные к постоянно проживающим.

Граждане других государств, в том числе и бывших союзных республик, могли получить землю в Республи­ке Беларусь только на праве пользования или аренды.

Иностранные юридические и физические лица, пред­приятия с иностранными инвестициями, а также ино­странные государства, международные объединения и организации также длительное время не могли стать в Республике Беларусь собственниками земли.

В нынешнем законодательстве право частной соб­ственности на землю рассматривается более широко. Оно включает в себя собственность физических лиц - граж­дан Республики Беларусь и собственность юридических лиц Республики Беларусь, собственность иностранных государств.

Иностранное государство может приобрести в соб­ственность земельный участок для обслуживания зда­ний (части зданий), используемых для размещения по­стоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь, если:

— в соответствии с законодательством иностранно­го государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земель­ный участок на территории этого иностранного государства;

— одновременно с приобретением в собственность зе­мельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство предоставляет Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

Уже в ч. 2 ст. 1 Закона о праве собственности на землю было закреплено важное законоположение. В Республике Беларусь не допускается возврат земли иност­ранным государствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности на нее до 16 июня 1993 г. Аналогичное правило установлено и в отношении наследников бывших земельных собственников. Эти, лица могут приобрести земельный участок в собствен­ность на общих основаниях. В действующем Кодексе о земле такая же норма содержится в ч. 2 ст. 11.

Принятие такой нормы обусловлено стремлением законодателя к стабильности в области земельных отношений. Кроме того, не все бывшие собственники имеют документы, подтверждающие их права на земельные участки. Восстановить их не представляется возможным. Что касается их наследников, то возврат им земель затрагивает права и законные интересы современных владельцев и пользователей земли. Нельзя не учитывать, что нынешние владельцы и пользователи земли, а так­же их наследники вложили значительные средства в обустройство, использование и улучшение земель, полностью возместить которые государство не может.

Общее содержание права частной собственности на: землю (как и права собственности вообще) может быть раскрыто через совокупность исключительных субъек­тивных правомочий собственника, каждое из которых имеет свою специфику.

Собственник земельного участка имеет право само­стоятельно хозяйствовать на земле. Ему принадлежит право на выбор форм хозяйствования (самостоятельной, индивидуальной или в составе коллектива), планирова­ния хозяйственной деятельности, ее финансирование, независимость от других лиц, государства. Собственник подчиняется только закону, установленным в нем нор­мам и правилам. Собственник земли вправе самостоя­тельно, по своему усмотрению установить структуру по­севных площадей, определить сроки проведения сельскохозяйственных и иных работ на земле, приме­нять (или не применить) почвозащитные технологии выращивания сельскохозяйственных культур и др.

Ограничения правомочий собственника по самостоя­тельному хозяйствованию на земле связаны только с целевым назначением принадлежащего ему на праве соб­ственности земельного участка.

Владение землей предполагает пользование ею и, при соблюдении установленных требований, использование ресурсов, находящихся на ее поверхности или под зем­лей. Использование земельного участка осуществляется на титуле собственности, а использование других ресур­сов и объектов, находящихся на участке собственника, действующее законодательство допускает на титуле пользования. Именно поэтому собственник земли лишен права отчуждения водного источника (непроточного во­доема, подземных вод), общераспространенных полезных ископаемых, других природных объектов без одновремен­ного отчуждения земельного участка.

Собственник земли самостоятельно решает вопросы выбора проекта строительства, размеров строения, их местоположения и ряд других.

Следует отметить, что жилые дома, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, возведенные на земельном участке, принадлежат собственникам земли на праве собственности.

Строения и сооружения, возведенные на участке, являются особыми объектами гражданских прав, обладают известной осложненной оборотоспособностью (хотя их нельзя относить к вещам, ограниченным в обороте, ибо их оборот разрешен). Будучи отделенными от земли, они теряют свое основное назначение, понижаются в цене.

Владелец земельного участка может не только возводить на нем здания и сооружения, но и осуществлять и перестройку или снос. Кроме того, собственник вправе разрешать строительство на своем участке другим лицам Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Граждане-собственники земельных участков являются собственниками произведенной сельскохозяйственной продукции и доходов от ее реализации.

Посевы (посадки) сельскохозяйственных культу) других насаждений, как и выращенная (переработанная сельскохозяйственная продукция, принадлежат только собственнику земли (при условии, что он сам хозяйствует на земле, а не сдает данный участок в аренду).

Собственники земельных участков имеют право установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы. При этом они должны соблюдать природоохранные требования использования земельных участков.

Гражданам - собственникам земельных участков предоставлено право передавать их полностью или частично в аренду.

Граждане Республики Беларусь, в частной собствен­ности которых находятся земельные участки, приобре­тенные для ведения личного подсобного хозяйства, строи­тельства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их гражданам Республики Беларусь в аренду при условии сохранения целевого назначения земель, а также с уче­том того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участ­ком в размерах, предусмотренных действующим Кодек­сом о земле (ст.ст. 70,72, частью второй ст. 73).

Частные земельные собственники имеют право на компенсацию затрат в случае изъятия земельного участ­ка или добровольного отказа от него. Они вправе требо­вать возмещения убытков, причиненных ограничением их прав, связанных с установлением санитарных, за­щитных и охранных зон вокруг промышленных и иных объектов.

Собственники земли могут нести дополнительные расходы на восстановление зданий и сооружений, по­врежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых. Они определяются исходя из сметной стоимости строи­тельства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений, стоимости комплекса защитных мероприя­тий, включая стоимость проектно-изыскательских работ.

Допускается добровольное безвозмездное отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственно­сти граждан Республики Беларусь, юридических лиц Рес­публики Беларусь, в собственность Республики Беларусь.

Собственникам предоставлено право на получение равноценного земельного участка при изъятии для госу­дарственных или общественных нужд их частных земле­владений. В соответствии со ст. 68 Кодекса о земле изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, переданных гражданам Республики Беларусь в частную собственность, может производиться после предоставления по их желанию исполнительным и распорядительным органом равноценного земельного участка, строительства на новом месте юридическими и физическими лицами жилых домов, строений, сооружений и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков (с гласно ст. 133 Кодекса).

Собственники земельных участков имеют право:

1) продать участок. Реализуя право распоряжения, собственник земли вправе произвести ее отчуждение, в том числе продажу, либо исполнительному и, распорядительному органу, либо физическому лицу. Односторонние и двусторонние сделки по распоряжению землей совершаются собственниками земли независимо от сроков приобретения права собственности на участок;

2) дополнительно купить земельный надел в пределах установленного размера;

3) в установленном порядке требовать установления и прекращения земельного сервитута.

Правовой режим собственности на землю не может быть таким, как обычного имущества. Так называемый «свободный» частный собственник на землю нигде в мире не существует.

В юридической литературе подчеркивается, что собственность на землю - категория историческая. На практику отношений земельной собственности влияют многие факторы: меняющийся характер экономических отношений, развитие производительных сил, традиции, уровень культуры, экологическая ситуация и многое другое.

В развитых странах отказались от признания абсо­лютного права частной собственности. Этот зарубежный опыт ценен идеями, закрепленными в законодательстве. Среди них - социальная концепция частной собственно­сти на землю.

Действующее земельное законодательство как в Рес­публике Беларусь, так и в других государствах (напри­мер, в Российской Федерации) рассматривает право час­тной собственности на землю достаточно узко, с позиций права собственности на поверхность земли.

Собственники земли обязаны:

1) использовать земельные участки в соответствии с це­левым назначением и условиями их предоставления;

2) эффективно использовать предоставленные зе­мельные участки, повышать их плодородие, при­менять природоохранные технологии производ­ства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной де­ятельности;

3) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;

4) своевременно вносить плату за земельные участки;

5) не нарушать права других землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участ­ков, а также арендаторов земельных участков;

6) в установленном порядке обеспечивать предостав­ление земельного сервитута. Собственники земель­ных участков выполняют другие обязанности, предусмотренные земельным законодательством Республики Беларусь.

6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты (титулы собственности). Право собственности на землю как титульное владение может приобретаться р личными способами.

Основания приобретения права собственности на землю могут быть классифицированы на первоначальнь производные.

Под первоначальными понимают такие способы, которых право собственности возникает впервые, поскольку объект не находился в чьей-либо частной собственности. Поэтому порядок приобретения таких объектов определяется только законом, но не соглашения сторон или односторонними волевыми действиями прежнего собственника.

Под производными способами понимаются способы, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника, в порядке правопреемства, чаще всего по договору с прежним собственником.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 219 ГК право собственности на имущество, которое имеет собственник может быть приобретено другим липом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на его имущество наследуется в соответствии с завещание или законом.

В случае реорганизации юридического лица право соб­ственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизо­ванного юридического лица (ст. 54 ГК).

Различия первоначальных и производных способов приобретения права собственности проявляются в нали­чии или отсутствии правопреемства. При смене земель­ного собственника и переходе земли к новому владельцу не утрачиваются права на нее других лиц - не собствен­ников (например, носителя земельных сервитутов).

Способы возникновения права собственности могут применяться по-разному к различным субъектам права. Так, сделки по поводу земли как способ приобретения права собственности используются чаще всего между гражданами. Есть специальные способы возникновения этого права, которые могут использоваться строго огра­ниченным кругом собственников, определенными субъек­тами. Так, основаниями возникновения права государ­ственной собственности вообще могут служить национализация, конфискация, реквизиция.

Право частной собственности на землю может возник­нуть в силу ее приватизации. Передача земель в частную собственность производится по заявлению гражданина в соответствующий исполнительный и распорядительный орган и после внесения платы за землю.

Право частной собственности на землю может воз­никнуть в результате сделок с землей, и в частности, купли-продажи земельных участков, наследования зем­ли и др. Недвижимость, в том числе и земельная, мо­жет являться предметом правоотношений по пожизнен­ному содержанию с иждивением (ст. 572 ГК).

Статья 522 ГК прямо предусматривает необходимость государственной регистрации перехода права собствен­ности на недвижимость по договору продажи. Аналогич­ным образом возникает и право собственности на землю.

В случае, когда одна сторона уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности недвижимость, решение о такой регистрации может быть принято судом по требованию другой стороны.

Право собственности на землю может возникнуть основе приобретения в собственность строения или сооружения (его части), расположенного на обособлен земельном участке. При этом автоматического перехода права собственности на земельный участок (его часть) не происходит.

Гражданским кодексом (ст. 267) определено, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участи на котором оно находится, к приобретателю здания и сооружения переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходят права на ту чай земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.

В соответствии со ст. 55 Кодекса о земле при переходе права собственности на строение или сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования или пожизненного наследуемого владения земельный участком (его частью). Размер земельного участка (в части) определяется в установленном порядке с учета целей, для которых использовались эти строения ил сооружения.

При переходе права собственности на строение сооружение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения (сооружения) в случае невозможности в соответствии со ст. 17 Кодекса о земле раздела земельного участка между собственниками право на земельный участок осуществляется собственниками строения (сооружения) совместно.

При переходе права собственности на строение и со­оружение к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, для содержания и обслуживания строений и сооружений это­му собственнику передается земельный участок (часть участка) в аренду в порядке и на условиях, предусмот­ренных Кодексом, иными актами законодательства Рес­публики Беларусь.

В случаях перехода по наследству права собственности на расположенный в городе жилой дом наследникам по ре­шению соответствующего исполнительного и распоряди­тельного органа переходит право пожизненного наследуемо­го владения земельным участком в размере до 0,15 гектара.

В случае перехода по наследству права собственности на расположенный в сельском населенном пункте жилой дом к наследникам, если они не имеют права на получе­ние в установленном порядке земельного участка для ве­дения личного подсобного хозяйства, а также приобрете­ния гражданами, постоянно проживающими в городах и поселках городского типа, жилого дома в сельской мест­ности для сезонного или временного проживания либо наличия у них в собственности в этой местности жилого дома, который они желают использовать для указанной цели, по решению сельского (поселкового) исполнитель­ного и распорядительного органа к этим лицам переходит право пожизненного наследуемого владения земельным участком в размере до 0,25 гектара, кроме случаев, пре­дусмотренных ч. 2 ст. 70 Кодекса о земле.

При реорганизации юридического лица, которому пе­редан земельный участок в собственность, к созданному в результате реорганизации юридическому лицу в соот­ветствии с действующим законодательством Республики Беларусь переходит право собственности на земельный участок при условии сохранения его целевого назначе­ния (ст. 56 Кодекса о земле).

Право частной собственности на землю удостоверяется соответствующим исполнительным и распорядительным органом, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах. Собственнику земли выдает Государственный акт на право частной собственности на землю. Такой документ служит основанием для последующего совершения сделок с землей, а также для установления налога и арендной платы за землю.

При ликвидации юридического лица Республики Беларусь право собственности на земельный участок прекращается. Он подлежит выкупу соответствующим исполнительным и распорядительным органом в течение трех месяцев с момента исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических по нормативным ценам на момент выкупа (ст. 56 Кодекса о земле).

Право частной собственности на земельный участок прекращается путем передачи земельного участка ( части) в собственность Республики Беларусь в случае добровольного отчуждения земли местному исполнительному и распорядительному органу, ликвидации в установленном законодательством порядке юридического лица Республики Беларусь, которому был передан земельный участок в собственность, принудительно изъятия земельного участка, а также в случаях, предусмотренных частью 4 ст. 89 Кодекса о земле (то есть в случае реализации банком-залогополучателем земельного участка при неисполнении залогодателем обеспеченного залогом обязательства), и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляется по решению суда:

1) для государственных или общественных нужд;

2) при систематическом невнесении земельного на­лога в течение сроков, установленных законода­тельством Республики Беларусь (с удержанием за­долженности по налогам);

3) в случаях утраты гражданства Республики Бела­русь, выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обуче­нием, направлением на работу за границу;

4) в случае выкупа земельного участка, приобретен­ного для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с ч.5 ст. 93 Кодекса о земле;

5) при использовании земельного участка не по целевому назначению;

6) при неиспользовании по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобре­тенного для ведения личного подсобного хозяй­ства, и двух лет - в остальных случаях;

7) при невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

8) при использовании земельного участка способа­ми, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

9) при прекращении юридическими лицами Респуб­лики Беларусь деятельности, для которой земель­ный участок приобретался в собственность;

10) при конфискации земельного участка.

Решение о принудительном изъятии земельного уча­стка за нарушение земельного законодательства прини­мается на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения от уполномоченного лица собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

Законодательными актами Республики Беларусь могу быть предусмотрены и другие случаи прекращения права собственности на земельный участок (ст. 53 Кодекса о земле).

Выкуп земельных участков, предоставляемых по решению сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, производится этими органа ми, а земельных участков, которые предоставляются по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, районных, областных исполнительных и распорядительных органов, - районными исполнительными и распорядительными органами.

Выкуп земельных участков, а также возмещение убытков производятся за счет средств юридических физических лиц, которым предоставляются изымаемые земельные участки, в сроки, установленные судом, но свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков.

Выкуп у граждан земельных участков производит» соответствующим исполнительным и распорядительным органом за свой счет в течение трех месяцев с момента подачи гражданином в исполнительный и распорядительный орган заявления о передаче земельного участка государственную собственность.

При выкупе земельного участка собственнику возмещаются расходы, связанные с улучшением качества зев ли, кроме случаев изъятия за использование земли не по целевому назначению, систематического невыполнение мероприятий по охране и защите земель, использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

Земельный участок, предоставленный в собствен­ность иностранному государству для дипломатических представительств, консульских учреждений, подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогич­ный земельный участок на территории иностранного го­сударства подлежит принудительному изъятию из соб­ственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено международным договором (ст. 52 Кодек­са о земле).

Наши рекомендации