Право частной собственности на землю

Право частной собственности на землю является одним из важнейших условий экономической свободы граждан. Частная собственность как собственность частного лица или негосударственной общности не только на предметы потребления, но и на средства производства впервые возникла в древневосточных раннеклассовых обществах вследствие выделения из общинной собственности особых земельных наделов для привилегированных лиц. В дальнейшем в античном обществе частная собственность выступала как собственность свободных и теоретически равноправных членов гражданской общины (полиса).

В Республике Беларусь собственность может быть государственной и частной. Частная собственность в целом выступает в виде собственности граждан и юридических лиц. В соответствии со статьёй 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Вместе с тем государство регулирует экономическую деятельность в интересах человека и общества, направляет и координирует государственную и частную экономическую деятельность в социальных целях.

В соответствии со статьёй 213 ГК (п. 3) субъектами права частной собственности в Республике Беларусь являются физические и негосударственные юридические лица. Кодекс о земле предусматривает, что собственность на землю выступает в государственной и частной формах.

Частная собственность на земельные участки возникает в результате предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, т.е. в пределах юрисдикции государства, в собственность граждан или юридических лиц. Право собственности на земельные участки, уже находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, может переходить от собственника к другим лицам в результате совершения сделок по отчуждению земельных участков в соответствии со статьёй 87 Кодекса о земле. Лица, которые приобрели земельный участок в частную собственность, становятся участниками не только имущественных отношений, связанных с осуществлением права собственности, но и частных земельных отношений, связанных с использованием земли для осуществления хозяйственной деятельности в своих интересах.

В соответствии со статьёй 12 Кодекса о земле земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств и международных организаций.

Объектами частной собственности на землю являются земельные участки. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные:

– для строительства и (или) обслуживания жилого дома;

– обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме;

– ведения личного подсобного хозяйства;

– коллективного садоводства;

– дачного строительства.

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определённых Президентом Республики Беларусь.

Устанавливая объекты частной собственности на землю и цели, для которых выделяются земельные участки, земельное законодательство вместе с тем устанавливает максимальные размеры частных земельных владений. Так, в соответствии со статьёй 36 Кодекса о земле размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

– в городах – от 0,05 до 0,15 га включительно;

– в сельских населённых пунктах, посёлках городского типа – от 0,15 до 0,25 га включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населённом пункте, посёлке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 га с учётом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населённом пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населённом пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 га включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства и дачного строительства, не может превышать 0,15 га на одного члена садоводческого товарищества или дачного кооператива.

Конкретный размер земельного участка, предоставляемого для вышеуказанных целей, устанавливается государственным органом, предоставляющим земельный участок, в соответствии с его компетенцией, предусмотренной Кодексом о земле и иными актами законодательства, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. Предоставление земельного участка меньше минимального размера может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется.

В то же время в соответствии со статьёй 13 Кодекса о земле не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;

• земли общего пользования.

Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств и международных организаций земельные участки:

• на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

• на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

• на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых.

Согласно статье 31 Кодекса о земле, за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, взимается плата, за исключением случаев, предусмотренных частью четвёртой и десятой этой статьи. Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность граждан Республики Беларусь, частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставляемых по результатам аукциона.

При предоставлении земельных участков в частную собственность по результатам аукциона их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости.

Кроме того, плата не взимается за равноценные земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, находившихся в частной собственности.

По обоснованной просьбе гражданина Республики Беларусь, негосударственного юридического лица Республики Беларусь государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, предоставившие земельные участки в частную собственность, имеют право принять решение о предоставлении рассрочки внесения платы (её части) за земельные участки, но не более чем на два года, за исключением случаев предоставления земельных участков в частную собственность по результатам аукциона. Размер платы (её части) за земельные участки в случае предоставления рассрочки её внесения корректируется указанными государственными органами, предоставившими земельные участки в частную собственность, в соответствии с законодательством.

Наши рекомендации