Лекция 4. Современные тенденции формирования мировой гостиничной
Индустрии
План лекции
1. Тенденции развития мирового гостиничного комплекса.
2. Современные формы развития гостиничного бизнеса.
3. Эксклюзивные гостиницы мира.
1. Тенденции развития мирового гостиничного комплекса.
Структура потребительского спроса на гостиничные услуги. Разнообразие интересов потребителей гостиничных услуг определяет современную сегментацию мирового гостиничного рынка и разнообразие гостиниц. Свыше 50 % путешествий составляют деловые поездки, около 40 % приходится на поездки с целью отдыха и 10 % - на путешествия с другими целями. Эта структура потребительского спроса определяет и спрос на отели соответствующего качества и направленности.
Так как у деловых людей и бизнесменов наблюдается спрос на дорогие отели высокого уровня обслуживания и этот спрос достаточно устойчив, то количество отелей класса «люкс» и 1 -го класса, расположенных в крупных городах, деловых, коммерческих, торговых центрах городов, является доминирующим в мировом гостиничном хозяйстве. Среди них наибольший процент составляют бизнес-отели и конгресс-отели, имеющие условия для работы (для проведения деловых встреч, совещаний), а также высокие коммуникационные возможности. У деловых людей приоритеты в выборе отеля распределены следующим образом: расположение гостиницы - наличие условий для работы - качество обслуживания - цена.
Отели, предназначенные для отдыха, развлечений и экскурсий, составляют в процентном отношении в мировой гостиничной индустрии примерно такое же количество, но они относятся к отелям среднего и экономического классов, отелям-апартаментам и отелям курортного типа.
Развитие массового туризма, в первую очередь внутреннего туризма, рождает спрос на средства размещения, расположенные ближе к природе (загородные отели и туркомплексы, частные пансионаты, туристские деревни и т.д.) и более дешевые, но с достаточно широким набором услуг. Потребительский спрос на внутренние и международные туры распределен следующим образом: массовый туризм и его развитие обусловливаются, прежде всего, внутренним туризмом в каждой из стран; количество международных путешествий на порядок меньше количества внутренних путешествий. Это также отражается на спросе более дешевых гостиничных мест в каждой стране.
Разнообразие интересов и потребностей остальных путешественников (около 10 %) рождает спрос на средства размещения других типов (гостиницы для спортивного туризма, специализированные гостиницы, в том числе мобильные и т. д.).
Географическая структура мирового гостиничного комплекса. В настоящее время мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн. номеров (26 млн. мест). При этом количество номеров за последние 20 лет ежегодно возрастает в среднем на 3-4 %, что свидетельствует о значительной динамике роста средств размещения туристов. Более того, структура мирового гостиничного хозяйства адекватно отражает туристские потоки и по географическому принципу: чем больше внутренних туристов и иностранных посетителей в том или ином регионе мира, тем больше средств размещения имеет этот регион. Даже несмотря на то, что цифровые данные в различных источниках расходятся (что свидетельствует о расхождениях в терминологии и основных понятиях гостиничной индустрии, а также о действительной трудности подсчета), приведенные выше примерные (осредненные по различным источникам) данные говорят сами за себя: грандиозность гостиничной индустрии, стабильность ее положения и роста во времени выдвигают данную индустрию на одно из передовых мест в настоящем и будущем.
Ведущее место в мировом гостиничном хозяйстве занимает Европейский континент. На его долю приходится в среднем около 70 % туристского потока, соответственно и гостиничный фонд составляет значительно преобладающую долю (около 45 %) мирового гостиничного фонда. Правда, здесь не учитывается тот факт, что в европейских странах на гостиничной базе принимается около половины иностранных посетителей, остальные туристы принимаются на альтернативной (дополнительной) базе, что менее характерно для стран других континентов. Гостиничный фонд в странах Европы, не уступая своего лидирующего положения на протяжении всей истории, возрастает ежегодно в среднем на 2-2,5 % и по темпам роста уступает другим континентам.
Американский континент насчитывает свыше 5 млн. номеров, что составляет 35 % мирового гостиничного фонда. По темпам прироста гостиничная база континента опережает Европу.
Третьим по мощности континентом является Азия, имеющая свыше 3 млн. номеров (14% мирового гостиничного фонда). Темпы ее роста в 2-3 раза превышают среднемировые темпы и достигают 15-20 % в год, что выводит этот континент по динамике роста в современные лидеры.
Доля Африканского континента (около 0,4 млн. номеров) составляет 3 % мирового фонда, хотя динамика роста (10-15 %) также превышает среднемировые темпы.
Доля гостиничного фонда Австралии и Океании составляет также около 3 % и характеризуется среднемировой динамикой роста.
Среди отдельных стран лидерами мировой гостиничной индустрии по мощности базы являются: США (около 3,5 млн. номеров), Япония (1,65 млн.), Италия (1 млн.), Франция, Испания, Англия, Китай, Австралия (около 0,5 млн.), Австрия, Мексика, Канада, Греция (около 0,3 млн.), Таиланд, Россия, Индонезия, Турция (0,15-0,23 млн.), Швейцария, Бразилия, Аргентина (менее 0,15 млн.).
Лидерами мировой гостиничной индустрии по темпам роста гостиничного фонда являются такие страны, как Турция, Китай, Малайзия, Сингапур, Марокко, Испания, Германия, Аргентина.
2. Современные формы развития гостиничного бизнеса.
В мировой гостиничной индустрии различают следующие разновидности гостиниц по характеру взаимоотношений между владельцем (предпринимателем, собственником) гостиницы (группой гостиниц) и управленческим звеном гостиницы.
1. Независимые гостиницы, находящиеся во владении, распоряжении и пользовании владельца:
а) управляемые самим владельцем;
б) управляемые с помощью нанимаемых специалистов-менеджеров или нанимаемой (по договору) специализированной управленческой компанией, в том числе имеющей собственный торговый знак или знак обслуживания; причем последнее не влечет за собой изменения статуса гостиницы как независимой по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
2. Гостиницы, входящие в гостиничные цепи (объединения), которые в зависимости от условий вхождения в эти объединения различаются следующим образом:
2.1. Гостиницы, являющиеся полноправными членами цепей, объединенных обшей собственностью владельцев, осуществляющих коллективный бизнес, и гостиницы, управляемые администрацией цепи - представителями собственников. Руководство (администрация) цепи несет полную ответственность за исход бизнеса и управления и соответственно имеет полное право на получение прибыли.
2.2. Гостиницы, являющиеся ассоциированными (присоединившимися) членами цепи, принимающими участие в бизнесе на основе договора франшизы (франшизные члены цепи). Франшизная гостиница может управляться самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны администрации цепи. В договоре франшизы администрация цепи (франчайзодатель) предоставляет франшизной гостинице (франчайзополучателю) право на использование символа (марки), ноу-хау и системных структур цепи (в организации деятельности, управлении, обучении персонала, снабжении и т. п.), а франшизная гостиница обязана оплатить эти права путем первоначального взноса за франчайзинг (стоимость покупки франчайзинга) и периодических платежей (вознаграждений за франчайзинг).
2.3. Гостиницы, входящие в объединение гостиниц на условиях контрактного управления ими (их собственностью) со стороны профессиональной гостиничной компании (гостиничного оператора), получающей «операционное» вознаграждение за эту деятельность от владельца. Такие операторные (или контрактные) цепи имеют три основные разновидности по взаимоотношению между владельцем (собственником) и оператором, которое оговаривается в контракте на управление:
а) владелец передает оператору полное право на управление собственностью и отказывается полностью от вмешательства в процесс управления, получая лишь итоговый чистый доход от гостиничной деятельности; оператор при этом несет ответственность за финансовые и операционные риски в своей деятельности;
б) владелец оставляет за собой право вмешательства в процесс управления путем контроля за деятельностью, но при этом производя все операционные расходы по управлению и оплату всех операционных и финансовых рисков, вытекающих из его права собственности; оператор, однако, тоже несет некоторую долю ответственности за исход своей деятельности в той части, которая оговаривается в контракте;
в) владелец достаточно плотно контролирует деятельность управляющей компании (оператора), но при этом освобождает ее полностью от ответственности за исход гостиничного бизнеса, за исключением умышленных случаев и случаев грубой неосторожности.
Гостиницы, находящиеся под контрактным управлением другой гостиницы (или гостиничного объединения, обычно транснациональной гостиничной компании), имеющей собственный торговый знак или знак обслуживания, могут в результате контрактного управления изменить или не изменить свой статус гостиницы по отношению к другим субъектам рыночных отношений, т. е. сохранить или потерять в той или иной мере независимость. Это связано с тем, оговорено ли в контракте то или иное частичное участие управляющей гостиничной компании в собственности управляемой гостиницы.
Тенденции в этих взаимоотношениях таковы:
1) собственники зачастую поощряют операторов к финансовым вложениям в гостиничное имущество управляемой гостиницы для повышения их ответственности за качество управления имуществом;
2) все большее число операторов вынуждено участвовать своим капиталом в имуществе управляемой гостиницы в результате конкуренции за право заключения контракта;
3) некоторые операторы сами стремятся к совместному бизнесу с управляемой гостиницей путем вливания своего капитала (при наличии высоких гарантий прибыльности или при стремлении иметь дополнительные права при управлении имуществом).
2.4. Гостиницы, входящие в объединение гостиниц на комбинированных условиях, например условиях контрактного управления франшизной гостиницей со стороны франчайзодателя.
3. Гостиницы, входящие в ассоциации независимых гостиниц.
3.1. Гостиницы, входящие в ассоциации с целью увеличения прибыли и коммерческих возможностей. Например, ассоциации «взаимного информирования», объединяющие гостиницы с целью перераспределения по членам ассоциации избытка туристов (клиентов), периодически возникающего у того или иного члена ассоциации. В итоге такого подхода средний по времени коэффициент загрузки гостиниц и их доход возрастают. Гостиницы ассоциации, сохраняя полную независимость во всем, включая коммерческие операции и маркетинговую политику, часто имеют единый товарный знак и за участие в ассоциации платят взносы (вступительный, за товарный знак, ежемесячные за рекламу и систему бронирования - информирования).
3.2. Гостиницы, входящие в ассоциации (добровольные союзы предпринимателей в сфере гостеприимства), не преследующие цели извлечения дополнительной прибыли, а создаваемые для оказания помощи членам ассоциации в таких вопросах, как взаимоотношения с правительственными органами, консультации по юридическим вопросам и бухгалтерскому учету, по кадровым вопросам и образованию, по распространению положительного опыта в управлении и по информационному обслуживанию (союзы, общества, профессиональные клубы, советы, содружества, федерации, торговые ассоциации и т. д.).
3. Эксклюзивные гостиницы мира.
Ежегодно профессиональный журнал «Institutional Investor» («Начинающий инвестор»), анализируя итоги работы отелей мира путем опроса деловых людей, проводящих более половины года в отелях разныx континентов, определяет лучшие из них.
Так, на протяжении нескольких последних лет номером первым журнал «Отель» называет отель «Orient» в Бангкоке. Заним по пятам следовали гонконгский «Яеgеnt» и гамбургский «Yier Jahreszeiten», гонконгский «Mandarin Oriental» и лондонский «Shangri-La».
Последние исследования журнала определили лучшими: гонконгский «Regent Hong Kong»,лос-анжелесский «Bel Air»,сингапурский «Shangri-La».
Самым большим отелем в мире по-прежнему остается «MGM Cyrand» в Лас-Вегасе (Невада, CШA). Его номерной фонд состоит из 5005 гостевых номеров. Отель состоит из 4-х тридцатиэтажных башен и занимает 45,3 га. Конференц-зал отеля рассчитан на 15,2 тысяч мест. Тематический парк - 13,3 га. Казино занимает площадь 5793 м и состоит из четырех отдельных залов, установленных игровых автоматов насчитывается тысячи.
Самым старым отелем Европы считается отель «Drei Konige ат Rhein»в городе Базеле. Первая клиентура переступила его порог еще в 1026, как сообщают хроники того времени.
Самым высоким отелем в мире на день сегодняшний однозначно считается отель «Гранд-Хайатт-Шанхай» в Пудоне (Китай) и, занимает он верхние 35 этажей 88-этажного здания Чин-Мао-Тауэр.
Самым большим гостиничным вестибюлем (длина 107 метров, а ширина 49 метров при высоте потолков 52 метра) располагает отель «Хайатт-Ридженси» в Сан-Франциско.
Гостиницей на колесах по-прежнему значится «Восточный экспресс» Париж - Стамбул. Его длина 501 метр.
Самым высокогорным отелем в мире является отель «Вид на Эверест». Построен он недалеко от деревушки Начме (Непал). В хорошую погоду из его окон открывается потрясающий вид на Эверест. Обычно из-за высоты 80% гостей страдает от тошноты, головной боли и бессонницы. Неудивительно, что самый популярный заказ на обслуживание в номере - кислород: $ за 1 млн.
Самой северной гостиницей значится во всех сегодняшних справочниках отель «Полярный» на острове Лонгьербайен (архипелаг Свальдбар, Норвегия). Архипелаг состоит из нескольких островов и по праву считается самой северной точкой Европы, 60% его покрыто вечными льдами. В отеле внедрены высокие стандарты полного сервиса.
Самые дорогие апартаменты - десятикомнатные апартаменты в отеле «Royal-Towers»(Атлантис, Багамы) - сдают за $ 25000 в сутки. К услугам проживающих два центра развлечений и досуга, бар, кабинетный рояль, столовая с канделябрами из чистого золота.
Самым длинным бассейном располагает отель «Хайатт Ридженси Керромар» в Пуэрто-Рико. Длина 541 метр. Общая площадь 1,8 га. Бассейн состоит из 5-ти соединяющихся водяными горками секций и окружен тропическим ландшафтом с водопадами.
Наибольшее число фонтанов украшают территорию отеля «Беладжио» в Лас-Вегасе (Невада, США). Красивое искусственное озеро окружено тысячей фонтанов, выбрасывающих свои струи на 74 метра вверх. Работу фонтанов регулирует компьютер. В вечерние и ночные часы включают подсветку, состоящую из 4-х тысяч разноцветных лампочек при сопровождении стерео- и цветомузыки.
Самое большое панно «Китай - наша великая Родина», украшает вестибюль отеля «Шангри-Ла» (Гонконг). Длина панно 51 метр, а ширина 14 метров. Любоваться этим панно лучше всего из застекленного лифта на отрезке между 41-м и 56-м этажами отеля.
Самым большим автопарком «Роллс-Ройсов» обладает «Пенинсуло Груп», владеющая разветвленной сетью гостиниц по-всему миру. Первые 7 «Роллс-Ройсов» модели «Серебряная тена» приобретены были ещё в 1970 году. С тех пор компания приобрела 50 автомобилей этой фирмы. Последняя покупка 9 автомашин модели «Серебряная шпора».
Гонконгский филиал компании владеет автопарком 14-ти «Роллс-Ройсов» (13 - «Серебряная шпора» и один «Фантом-2» 1934 года выпуска).
Первый в мире музыкальный отель открылся на побережье Кута, в южной части острова Балик. Название этого отеля «Нard Rock Beach Clи»(«Храм рок-музыки») - говорит само за себя: отель ориентирован на современную музыку и быстро стал популярным, особенно у молодежи. 417 номеров расположены в нескольких крыльях, каждое из которых оформлено в особом музыкальном стиле: рок-н-ролл, блюз, психоделик, рэгги и альтернатива. Все номера оборудованы теле- и видеоавтоматами для заказа видеодисков, на которых - сотни музыкальных клипов, фильмов и компьютерных игр. В каждом номере к услугам проживающих аудиоавтоматы.
Оригинально оформлен открытый зал перед стойкой портье. Стены украшены вещами рок-звезд, а в центре установлен экран, на котором практически круглосуточно демонстрируются музыкальные видеоклипы. На сцене, возвышающейся над квадратной стойкой бара, устраиваются концерты живой музыки. Таким образом, постояльцы отеля сразу же по прибытии оказываются в кафе «Хард Рок».
При отеле функционирует рок-центр, где к услугам гостей библиотека видеодисков. Здесь же можно подключиться к системе «Интернет» . Сувениры, связанные с любимыми направлениями современной музыки, продаются в магазине «Хард Рок Мега Стар». Каждый клиент отеля может попробовать себя в вокале в одном из залов караоке.
В отеле круглосуточно работает радиостанция, регулярно сообщая разную информацию. Проживающие в отеле могут записать собственный музыкальный альбом в профессиональной студии. В центре огромного бассейна, расположенного на пляже, находится песчаный остров с эстрадой.
Проживание в «Храме рок-музыки» недешево - от $150 в сутки за номер. Но свободных мест практически не бывает.
Самые старые, сохранившиеся до сегодняшнего дня заезжие дворы в Польше ведут свое начало с ХІІ века: в Душниках, Пруднике, Скшинном, Мысленицах.
Первый отель со всеми удобствами «Под белым орлом» появился в Варшаве в 1790 году; был лучшим в Польше.
Лучшим отелем Европы считался «Отель Генриха IV», построенный в Нанте в 1788 году. Номерной фонд отеля был равен 60-ти койко-местам, а строительство его обошлось в 17,5 тысяч долларов - сумму по тем временам весьма значительную.
Одна из достопримечательностей курортного местечка Брайтон (Англия) - замок, построенный еще в ХІІ веке. Его теперешний владелец Ирвинг Хьюз превратил его в отель, популярность которого сводится на уникальной коллекции кроватей. «На самых старых спали еще в ХІІ веке,- говорит Хьюз своим постояльцам, - когда вы спите на таких кроватях, то вам снятся сны из соответствующих эпох».
Самая оригииальная гостиница Туниса расположена на границе с пустыней Сахара. Постройки принадлежат какому-то местному племени и очень похожи на гигантские бочки. Есть «бочки» диаметром 2-3 метра и длиной в 3-4 метра. Сделаны они из камня, обмазаны глиной. Двери-дыры диаметром 50 см. Обслуживают гостей жители пустыни - бедуины.
В Лас-Вегасе (Невада, США), как нигде, в ином уголке земного шара, сосредоточено 16 «тематических» отелей, чей внешний вид и интерьер воссоздает различные места и эпохи от «острова сокровищ» до «средневековой Венеции».
Одна из самых необычных, уникальных гостиниц мира «Treetops Hotel» («Отель на вершинах деревьев») в одном из пригородных парков Кении. Именно в этом отеле в 1952 году Елизавета II узнала, что стала королевой Англии. Уникальность отеля состоит в том, что он в буквальном смысле слова стоит на вершинах деревьев и из его окон можно наблюдать, как дикие животные собираются на водопой. Это поистине один из красивейших уголков Африки, и довольно трудно определить, чему отдать приоритет: восхождению к кратеру или осмотру «зоопарка без клеток». «Зоопарк без клеток» - это маленький островок Саа-Ныне (вблизи города Мванза, 10-15 минут езды на моторной лодке), что находится на озере Виктория. Остров необычен своим пейзажем: природная скульптура – каменные изваяния, с которыми связаны многочисленные легенды и мифы. Но основной «приманкой» для туристов и путешественников служат девяносто видов диких животных, которых туда специально завезли из Кении и разных районов Танзании. Этот «зоопарк без клеток» сулит посетителям множество острых и неожиданных ощущений.
Своим уникальным подводным отелем на Великом барьерном рифе гордится Австралия. В этом отелеокна гостевых комнат, расположенные ниже уровня моря, позволяют любоваться потрясающими подводными пейзажами.
Английский термин hospitality(гостеприимство) происходит от старофранцузского hospice(оспис), что означает странноприимныйдом. Старейшее из учреждений такого рода «Hospice de Веаunе» в Бургундии, известное также как «Hotel Dieu»,что означает «Дом Бога», успешно функционирует до сих пор, хотя годом основания является 1443 год. Введению термина «гостеприимство», с которым прочно увязана организация и технология современного гостиничного бизнеса, и открытию первого такого учреждения (это был дом для бедных) современные организаторы гостиничного дела обязаны Николя Ролену, канцлеру казначейства Бургундии. В свое время он считался особо усердным сборщиком налогов, и, по саркастическому замечанию короля Франции Людовика XI, «в этом есть некая историческая справедливость, что Ролен открыл дом для бедных, поскольку именно по его милости столь многие из них обеднели».
Посетителей не может не потрясти экстравагантность архитектуры здания «Hospise de Веаunе»:его стены украшены каменной резьбой. Причудливые внутренние дворики, островерхая крыша, выложенная сверкающей разноцветной черепицей. Средневековому фасаду здания соответствует и его интерьер, немаловажной частью которого является прекрасная картинная галерея. Среди сокровищ - такие известные картины, как «Страшный суд» Р. Ван дер Вейдена.
Самым старым из постоялых дворов, сохранившихся до наших дней в первозданном виде, считается постоялый двор в деревне Сен-Албанс (Англия), существование которого подтверждают письменные хроники событий 795 года, и называется он «У дерущегося петуха».
Не лишен оригинальности и отель в городе Тромсе в Норвегии. У подъезда встречает швейцар в национальном лапландском костюме: синяя шапка, на ней большой, как мяч, красный помпон. Тут же, тоже в национальной одежде, женщина-лапландка. И хотя одежда швейцаров явно рассчитана на иностранных туристов (в городе все одеваются по-современному), темнее менее это уже создает определенный настрой.
В самом же отеле есть одно небольшое новшество: номера не имеют номеров. На дверях (чтобы не путали клиенты) указаны названия различных норвежских островов - Квалё, Ян-Майнен, Вествогей и др.
Клиент отеля сразу же окунается в необычайную атмосферу и уже на все окружающее начинает смотреть по иному, с особым любопытством.
Самой древней и не потерявшей своей популярности и сейчас в Киото является древняя гостиница «Нидзо дзинья», в которой останавливались феодалы, вызванные к себе императором (Киото в старину являлся столицей Японии). Средние века были временем беспокойным, и поэтому основной проблемой тогдашних гостиниц являлось обеспечение безопасности гостей. Надо сказать, что средневековые рационализаторы придумали немало остроумных приспособлений: потайные ходы, антиакустические залы (невозможно подслушивать - ничего нельзя расслышать), громко скрипящие, «поющие» полы (нельзя подкрасться бесшумно) и т.д. Но император тоже был не лыком шит: он разработал специальные подслушивающие устройства, тайники для шпионов, даже замаскированные помещения для солдат, которые могли внезапно появиться перед проживающими и арестовать или убить их. Самое интересное, что большинство этих «техсредств» сейчас действует и немало способствует сегодняшней популярности отеля «Нидзо дзинья».
В Японии есть заповедный район Никко, в котором успешно конкурируют отели в старояпонском национальном стиле. Так, пол в них обогревается, спят прямо на нем, подстелив небольшие матрасики (футоны), под голову - маленькие подушечки. Непременная деталь - отлично подобранный букет в соответствующей вазе. Главное здесь - экзотика.
Популярнейшие отели туризма и отдыха Хаконэ всем проживающим выделяют кимоно. В этом национальном (и весьма удобном) костюме можно отдыхать, ходить в рестораны, танцевать, смотреть концерты.
Есть специальный ритуал посвящения в клиенты отеля церемония переобувания. В зелёных мягких туфлях проделывают путь от вестибюля до дверей номера. Здесь зелёные туфли меняют на красные - в них полагается ходить по прихожей и коридорчику, но в самом номере (ведь на полу спят) можно ходить только в оранжевых туфлях.
Особый интерес представляют японские отели типа рёкан. Это, если можно так выразиться, своеобразный «антиотель». В нем все наоборот. Например, в обычном отеле, собираясь на ужин, вы облачаетесь в костюм и выходите в ресторан. Духи, ванна, бритьё - весь туалет вы, разумеется, делаете у себя в номере. В рёкане гости моются вместе, а ужинают каждый в своем номере. К ужину (или обеду) не одеваются, а раздеваются. Точнее говоря, переодеваются в кимоно, в нем легче и свободнее, чем в костюме. Входы в обычные отели ярко освещены, украшены различными видами рекламы, а у рёкана темная ограда (как правило, садовая), к парадному идет петля, слабо освещенная дорожка. У входа на полу – мягкие туфли. Никаких ключей вам не выдается - комнаты без запоров. Каждый номер имеет не безличное цифровое, а персонально именное название: «Гopa», «Дepeво», «Озеро» и т.д. Гость отеля не выбирает, куда ему поселиться, за него это решает хозяин. Считается, что хозяин рёкана принимает вас у себя дома, ибо вы не постоялец, а гость в изначальном смысле этого слова. Нет также и меню. Гостей кормят по указанию хозяина. И цену блюд вы узнаете только тогда, когда приходит момент подведения итогов за все время пребывания.
Неожиданности продолжаются, когда вы входите в свой номер: комната пуста, в ней ничего нет. И постельные принадлежности, и еду (как уже упоминалось) вам приносят каждый раз отдельно.
Непременной и даже важнейшей частью рёкана является фуро- национальная японская баня. Есть отели с настолько известными купаниями, что из-за них туда и приезжают гости. Фуро работает, как правило, на горячем минеральном источнике. В некоторых купальнях через специальные канальчики можно выплывать в сад, на особые террасы и т.д. Старых деревянных, похожих на большие кадки фуро сейчас уже мало осталось, торжествует кафель, стекло, пластик. В ряде купален можно принять ароматические ванны - из гвоздики, жасмина и т.д.
Особой популярностью в Швейцарии пользуется самый высокостоящий отель в Европе: он расположен в горах на высоте 3452 метра. Работает круглый год.
Самый лучший отель в Касабланке (Марокко) рекламируется в буклетах и путеводителях как «лучшее место отдыха в Западной Сахаре». При отеле особый, поистине уникальный парк, бассейн, верховые верблюды и, как особо подчеркивает реклама этого отеля, «моются они (верблюды) разными шампунями».
Во многих североафриканских отелях любят демонстрировать различные заварки чая: это входит в перечень услуг, оказываемых гостиницами. Так, на юге Сахары, к примеру, пьют в основном индийский плиточный чай. В специальный цилиндрический сосуд наливают чай, кладут туда растертые в муку арахисовые орехи, соль, потом всю эту смесь долго сбивают особой кожаной кисточкой. А на северо-востоке Сахары в гостиницах подают проживающим в гостинице клиентам зелёный, крепко заваренный чай с мятой. До еды - без сахара, а после еды - очень сладкий, почти сиропной густоты. Многие туристы считают эти рецепты заварки чая уникальными и в исследованиях причин выбора именно такого отеля ссылаются на рецепты заварки чая, считая их самыми необычными.
А вот у Килиманджаро - самой высокой горы Африки, успешно работает несколько лучших отелей Танзании.
За изобретательность, фантазию и смелость предпринимателей лучшим отелем Бразилии признали отель, построенный в десяти километрах от города Манаус, а это в гуще тропических джунглей. Здание его представляет цилиндрическую форму высотой в 135 метров. Плавательные бассейны отеля снабжаются водой из протекающей рядом Амазонки.
Модным для богатой клиентуры стало проводить отдых в аристократических дворцах Франции, Испании, Италии, Англии. Хозяева дворцов, как правило, весьма титулованные лица, но нуждающиеся в увеличении доходов, продают гостям «иллюзию собственности»: гостей обслуживают так, словно именно они являются знаменитыми владельцами этих древних замков. Этот вид туристического бизнеса рекламируется открыто - о том, какой именно замок сдается в аренду, узнают по специальным каналам (в том числе и по Интернету). На бланках счетов этих отелей иногда делают надписи примерно такого содержания:
«Мы вручаем вам счет, пребывая в надежде, что сумма, которую вы должны уплатить, явится единственной неприятностью, испытанной вами при пользовании нашими услугами».
Что касается обслуживания - оно безукоризненное. Не остается без внимания и культурная программа. Так, в средневековом замке Блуа (на берегу Луары, во Франции) устраиваются спектакли «Света и Звука». Оживают тени прошлого: гости замка слышат шаги Жанны д'Арк, диалоги королей и т.д. Главная роль принадлежит силе человеческого воображения этому способствует исторический фон, атмосфера средневековья и пр.
Старейший из постоялых дворов, в помещениях которого размещали спортсменов во времена спортивных соревнований, прообраз современной олимпийской деревни, откопан на Олимпе. Письменные памятники называют его «лаонидеон». Первые упоминания относят его к IV веку до н.э. Он представляет собой прямоугольник, окруженным жилыми комнатами.
А вот старейший из постоялых дворов, который был уже не одноэтажным, а двухэтажным, найден археологами в Киоссе в северной части острова Крит. Здание входило в единый ансамбль царского дворца и отличалось сложной планировкой, отражая довольно высокий уровень цивилизации Микенского периода (1400 год до н.э.). Караван-сарай расположен на склоне у дороги, ведущей к дворцу. Первый этаж, предназначенный для помещений обслуживания, имел входной холл с красивыми фресками на стенах. Рядом с холлом находился вход для путешественников, со специальным бассейном для мытья ног. На первом этаже размещались также небольшие ванны (снабженные теплой водой), склады, конюшни, лавки с товарами первой необходимости для гостей караван-сарая, т.е. внутренним прямоугольным двором, с садом и площадью, окруженным со всех четырех сторон крытой колоннадой. Перистильный двор - составная часть многих античных жилых и общественных домов и т.п. Второй этаж был предназначен под номера. Особый интерес представляет помещение (современная котельная), в котором подогревалась в котлах вода и посредством специальных желобов подавалась в помещения и бассейн караван-сарая.
Самым древним постоялым двором археологи считают руины, сохранившиеся в местечке Ур на территории Халдеи. Возраст - 2 тыс. лет. Это был комплекс скромных помещений, одноэтажных, предназначенных под кухни, спальни и многочисленные конюшни, размещающиеся вокруг внутреннего двора, к которому вели три входа, сделанные в стене со стороны улицы.
Впервые создан экологический курорт, находящийся непосредственно в пустыне. Эта туристическая деревушка спланирована недалеко от Дубаи (ОАЭ) и располагает 25-ю замками «люкс».
В основе проекта - сохранение флоры и фауны, характерной для пустынных мест. Каждый коттедж располагает собственным садом и бассейном. У клиентов имеются возможности совершать конные прогулки или катание на верблюдах, поупражняться в стрельбе из лука. Любые пожелания клиентуры выполняет профессионально обученная команда арабских гидов, специализирующаяся на приключенческом туризме.
Первой гостиницей, начавшей размещать только женщин, стала гостиница «Артемизия» в Берлине. Чуть позже к обслуживанию подобной категории проживающих присоединился и гамбурский отель «Хансетин». Обслуживающий персонал этих гостиниц подобран исключительно из женщин. В интерьере, дизайне использованы лучшие достижения известных художников-оформителей - женщин.
Подобные запросы на гостиничные услуги слабым полом мотивированы сексуальными домогательствами со стороны сильного пола, шумом, пьяными оргиями и иными неудобствами, мешающими отдыху.
Гостиницей третьего тысячелетия по праву стал гостиничный комплекс«Chicago Beach Resort»,расположенный на побережье Персидского залива на площади около 30 км (75 акров). Основным компонентом комплекса является пятизвездочный «Resort Нotel», располагающий прекрасным номерным фондом, местами отдыха, центрами для проведения банкетов и конференций, аквапарком, находящимся на небольшом удалении от основного здания, 21 виллой (luxury)и «Башней-Отелем» («Tower Hotel») внешне напоминающей гигантский парус. Все это размещено на искусственном острове. В этом здании высотой около 321 метра (для сравнения: самое высокое жилое здание России - МГУ им. М. Ломоносова - поднимается вверх на 255 м) вмещается 200 сверхроскошных (super luxury)номеров. Таким образом, «Tower Hotel» не только самый первый отель, устремленный в третье тысячелетие, но и самое высокое гостиничное здание.
Гостиничная клиентура, поселившаяся в отеле, добирается до острова тремя способами: воспользовавшись 280-метровым «горбатым мостом», раскинувшимся между берегом и гостиницей; регулярно курсирующей яхтой или вертолетом, для приземления которого приспособлена специальная площадка, «прилепившаяся» к корпусу отеля на высоте 212 м над уровнем моря. Гостиничный атриум, пронизывающий «Tower Hotel»насквозь по вертикали, также самый высокий в мире. Из ресторанов и баров, находящихся в непосредственной близости от вершины здания, клиентура обозревает не только Персидский залив, но и эмиратские государства вплоть до Омана. Все номера «Tower Hotel», средняя площадь которых равна 550 м , декорированы и украшены драгоценными антикварными скульптурами и картинами, а также выдающимися произведениями современных художников. Окна номерного фонда выходят на залив.
В январе 2000 года свой 125-летний юбилей отпраздновал петербургский «Гранд-Отель-Европа».
В свое время здесь останавливались Иван Тургенев, Бернард Шоу, Петр Чайковский, Анна Павлова, Федор Стравинский. Мраморные лестницы помнят шаги русских министров и купцов, модных балерин и поэтов Серебряного века. В наши дни список знаменитых гостей с блеском пополняется. В 1994 году он стал первым в России отелем, вошедшем в престижное объединение «Лучшие отели мира». А в 1995 году «Гранд-Отель-Европа» был удостоен почетной награды «Egon Ronay Guide»,как лучшая гостиница Восточной Европы.