Перспективы и основные направления комплексного развития Стратегические направления хозяйственного развития территории
Администрация автономного округа, базируясь на прогнозе основных макроэкономических показателей развития региональной экономики, определяет следующие направления комплексного развития автономного округа:
- устойчивое развитие нефтегазового комплекса;
-повышение уровня энергетической безопасности региона на основе развития электроэнергетики;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- диверсификация промышленности;
- охрана окружающей среды;
- повышение качества жизни населения;
- сохранение и возрождение самобытности, свободного развития коренных малочисленных народов Севера.
Возможность динамичного развития нефтегазового комплекса автономного округа предопределёна уникальной ресурсной базой углеводородов. Потенциал запасов и ресурсов природного газа, а также нефти и конденсата на территории автономного округа фактически неиссякаем на долгосрочную перспективу.
На данный момент территория автономного округа не имеет альтернатив в России по масштабам добычи газа. Поэтому независимо от освоения новых нефтегазоносных провинций, автономный округ на перспективу останется главным гарантом развития газодобывающей промышленности России.
К рассматриваемому периоду произойдут изменения в структуре добычи газа. Более трети производства природного газа в автономном округе будет осуществляться за счёт новых проектов: месторождений углеводородов полуострова Ямал, Обской и Тазовской губ, Южно-Русского месторождения, а также ачимовских отложений Уренгойского месторождения.
Значительная часть добычи газа в автономном округе к 2020 году по-прежнему будет локализована в трёх административных районах - Пуровском, Надымском и Тазовском. Доля Ямальского административного района в производстве газа автономного округа после 2011 года будет постепенно увеличиваться, достигнув более 20% к 2020 году.
При расширении добычи газа в автономном округе ресурсный потенциал не будет исчерпан, т.к. по состоянию на 1 января 2021 г. будут не введены в разработку только на полуострове Ямал и приямальском шельфе месторождения с доказанными запасами (АВС1) в объёме 5 триллионов кубических метров, а предварительно оцененные запасы (С2) составят 3,6 триллиона кубических метров.
Автономный округ на долгосрочную перспективу также сохранит за собой статус относительно крупного производителя нефти в стране.
Распределение нефтедобывающих мощностей компаний по эксплуатационным объектам показывает, что к 2020 году основная часть нефти будет добываться из недр Пуровского административного района.
Современное состояние электроэнергетики автономного округа характеризуется наличием централизованного и децентрализованного секторов электроснабжения. Два района автономного округа - Надымский и Пуровский, в которых сконцентрирована основная электрическая нагрузка (около 90%), обеспечиваются электроэнергией от электростанций Среднего Приобья по высоковольтным линиям напряжением 500 - 220 кВ протяжённостью 500 - 600 километров. Остальные пять административных районов, включая города Салехард и Лабытнанги, по-прежнему находятся в секторе децентрализованного электроснабжения.
Вышеперечисленные факторы - значительная протяжённость линий электропередачи, использование маломощных автономных источников электроснабжения не гарантируют энергетическую безопасность автономного округа, объективно сдерживая развитие хозяйственного комплекса и населённых пунктов. В связи с этим приобретает особую актуальность разработка Стратегии развития энергетических мощностей на территории автономного округа.
Новые энергетические предприятия, закольцованные в единую энергетическую систему, должны и могут обеспечить потребности автономного округа на долгосрочную перспективу освоения Ямала, разработку рудных месторождений Приполярного Урала, повысить надежность и качество электроснабжения потребителей территории.
В автономном округе к 2020 году фактическое превышение генерирующих мощностей будет выше потребления электроэнергии. Это будет реально только при выполнении всех инвестиционных программ по строительству электростанций.
Кроме этого, Генеральной схемой размещения новых объектов энергетики к 2020 году предусматривается строительство в Красноярском крае Эвенкийской ГЭС, мощностью до 12000 МВт. Этой же схемой предусмотрено строительство двух линий электропередачи ВЛ-500 кВ в район ПС Тарасовская и Тарко-Сале. По каждой из этих линий можно будет передавать до 2500 МВт электроэнергии. Его реализация кардинальным образом изменит структуру энергетики автономного округа, превратив его в энергоизбыточный регион.
Геоэкономическое положение автономного округа на стыке хозяйственных интересов и формирующихся крупных потоков товаров и сырья требует мощного развития в автономном округе технически передовой транспортной инфраструктуры.
Здесь проложены транзитные трубопроводы нефти и газа большого диаметра в направлении Западная Сибирь - Урал - Центр - Европа.
Можно уверенно прогнозировать развитие меридионального транзита в направлении Западная Сибирь - юг - юго-запад, который проходит с севера (Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ -Югра) через Свердловскую железную дорогу, Южный Урал, Поволжье в Центральный регион на юг России и в Европу.
В этой диагонали большую роль играет ввод в эксплуатацию и усиление по Тюменскому и Сургутскому отделениям Свердловской железной дороги линий Войновка - Тобольск - Сургут - Коротчаево, новых линий Коротчаево - Надым -Салехард и Коротчаево - Игарка.
В перспективе с развитием сети на Север от Полуночного к Полярному Уралу и полуострову Ямал можно ожидать и ускорения развития меридионального потока север - юг.
Основными задачами развития транспортного комплекса автономного округа являются:
- формирование единого транспортного пространства на территории автономного округа как элемента единого транспортного пространства на территории России, способствующего развитию национального рынка;
- обеспечение необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности регионов и населённых пунктов для всех категорий граждан;
- обеспечение безопасного функционирования транспорта и снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду до уровня, соответствующего международным нормам;
- интеграция транспортного комплекса автономного округа в составе транспортного комплекса России в мировую транспортную систему за счёт вовлечения в международные транспортные коридоры с максимальным использованием преимуществ географического положения.
Трубопроводный транспорт. В период до 2020 года предусматривается ввод новых трубопроводов:
1. К 2011 году будет построена первая нитка трубопроводной системы Ямал - Западная Европа, ввод второй нитки необходим в 2013 году, в 2016 и 2019 годах будут построены 3 и 4 нитки соответственно. Ввод 5 нитки выходит за пределы 2020 года - он планируется в 2022 году.
2. К 2011 - 2013 годам планируется ввод в эксплуатацию трубопровода "Алтай".
3. В 2010 - 2011 годам планируется окончание работ по вводу в строй газопровода СРТО - Торжок.
4. К 2009 года будет построен и введен в эксплуатацию нефтепровод от Ванкорского месторождения до нефтеперекачивающей станции "Пурпе".
Диверсификация промышленного производства в автономном округе имеет целью ослабление доминирования газо- и нефтедобычи в промышленности региона.
Основными направлениями диверсификации промышленного производства в автономном округе являются развитие горнорудной промышленности Полярного Урала, развитие нефтегазопереработки и нефтегазохимии, электроэнергетики.
Основной вклад в прирост промышленного производства обеспечит по-прежнему топливная промышленность. Так, в 2020 году рост промышленного производства в автономном округе на 80% будет осуществлён за счёт развития топливной промышленности, на 14% - за счёт электроэнергетики и на 6% - за счёт горнорудной промышленности.
Охрана окружающей среды.
Реализация намечаемых стратегических решений приведёт к обострению существующей экологической ситуации, при этом наибольшую актуальность приобретут следующие экологические проблемы: вовлечение в разработку новых территорий, прогрессивное загрязнение окружающей природной среды, усиление нагрузки на водные ресурсы территории, масштабная деградация экосистем. От своевременного и конструктивного решения обозначенных проблем в значительной степени зависит достижение намеченной стратегической цели.
Администрация автономного округа будет целенаправленно способствовать повышению качества жизни в регионе, обеспечивая превращение автономного округа в одно из наиболее благоустроенных в арктической зоне России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляя своим жителям широкие возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала.
Главными целями социально-экономического развития коренных малочисленных народов автономного округа на среднесрочную перспективу являются сохранение и возрождение самобытности, свободного развития коренных малочисленных народов Севера. Для этого необходимо решение следующих задач:
- создание условий для устойчивого развития на принципах самообеспечения традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития коренного населения, повышения уровня его образования и профессиональной подготовки, улучшения здоровья;
- сохранение традиционного хозяйственного уклада коренных народов и комплексное развитие хозяйственно-экономической структуры на территориях их проживания при сохранении экологического баланса;
- повышение качества жизни коренных народов, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению их жизненно важных потребностей;
- активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей, интеграция в региональную экономику.
Достижение высокого уровня социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа требует проведения ряда мероприятий:
1. Развитие материальной базы традиционного хозяйствования народов Севера, факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования.
2. Создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, общинных форм хозяйствования.
3. Улучшение обеспечения коренных народов жильем, развитие предприятий социально-бытового и коммунального обслуживания.
4. Обеспечение социальной защиты народов Севера, расширение возможностей повышения уровня образования, подготовки национальных кадров.
5. Сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев народов Севера.
6. Развитие системы здравоохранения на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера автономного округа и повышение уровня медицинского обслуживания.
7. Сохранение традиционной среды обитания народов Севера и улучшение экологической ситуации.
Стратегия социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года является главным документом, определяющим основные направления социально-экономического развития региона. Разрабатываемые впоследствии планы, программы, перспективы развития отраслей муниципальных образований должны быть согласованы с выбранными направлениями развития автономного округа.
Стратегия социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года создаёт основу формирования системы управления развитием региона и определяет необходимость ориентации текущей деятельности Администрации автономного округа на достижение перспектив развития региона.