Олимпийский театр в Винченце, архитектор А. Палладио
Театр «Олимпико», открылся в 1585г. был символом возрождения античного искусства. Воплощена идея единства сцены и зала, зрительный зал театра представлял собой полуовальный амфитеатр в тринадцать ступеней, вверху завершался величественной колоннадой. Она, в свою очередь, была покрыта балюстрадой, украшенной тридцатью статуями, изображающими основателей Академии Олимпийцев. Просцениум от зрительного зала отделяла полукруглая орхестра, повторяющая форму орхестры древнеримского театра. Сценическое действие разворачивалось на небольшой по размерам, приподнятой над орхестрой площадке, окруженной постоянной, несменяемой декорацией. С обеих сторон просцениума находились дворы, по бокам дверей располагались ниши со статуями, а над нишами - ложи. Просцениум сзади был отгорожен двухъярусной стеной с двумя рядами коринфских колонн. Между этими колоннами были устроены ниши, в которых стояли статуи античных богов и героев. Над вторым ярусом располагались рельефы на мифологические сюжеты. В стене самого просцениума находилось три двери. Средняя из них, более широкая имела название «Царские врата». Через них открывался вид на перспективную декорацию абстрактного «идеального города». При расчете перспективного сокращения художники того времени обычно помещали линию горизонта на замыкающем композицию здании, точка схода оказывалась на линии стыка задника с планшетом сцены. С.Серлио выносит горизонт за пределы и тем самым повышает точку схода. К этой точке сводились все линии декораций, стоящих по бокам сценической площадки. Что касается перспективы самого задника, то для него точка схода находилась в центре живописного полотна. Это нововведение в сочетании с наклонным планшетом позволяло на небольшом пространстве добиваться иллюзии значительной глубины. Декорационное оформление придворного театра основывалось на несменяемой декорации, не имеющей прямой связи с содержанием пьесы. Оно строилось в виде плоских рам обтянутых живописными холстами и украшенными некоторыми рельефными деталями. Театр «Олимпико», открывшийся в 1585г. был символом возрождения античного искусства. В последующие века здание театра Палладио использовалось крайне редко – главным образом для парадных спектаклей. Театр сохранился до сих пор и является редким памятником европейского архитектурно - театрального искусства.
Театр «Глобус», Лондон
Открылся в 1599, имел восьмигранную форму, зрительный зал - овальная площадка, обнесенная высокой стеной, по внутренней стороне которой располагались ложи для аристократии. Над ним размещалась галерея для зажиточных граждан. Зрители стояли вокруг трех сторон площадки. Театр вмещал до 2000 человек. Спектакли шли при дневном свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Её отличительной особенностью являлся сильно выступающий вперед просцениум и балкон в глубине – так называемая верхняя сцена, где также разыгрывалось действие спектакля. Сценическая площадка вдавалась в зрительный зал – публика окружала её с трёх сторон. Позади сцены находились артистические уборные, склады реквизита и костюмов. Писаных декораций в театре «Глобус» было мало. Театр помогал зрителю понимать происходящее, вывешивая, например, таблички с надписями – с названием пьесы, с обозначением места действия.
В 1613 г. деревянное здание сгорело, и театр был отстроен из камня, а в 1644 г. здание «Глобуса» было снесено по приказу пуританского парламента. Здание воссоздали лишь в 1997г.
Театр эпохи Возрождения переходит в закрытые помещения, появляются ложи для аристократии, при этом сохраняет планировочные решения, заложенные в античности.
XVII в. «сцена-коробка»
К концу XVI в. начинает обыгрываться вся сцена, вместо постоянных декораций, оформление начинает меняется по актам и картинам. В начале XVII в. архитектор и теоретик театрального дела И. Фурченбах описал архитектуру устройства сцены, техники и оформления спектаклей в итальянском придворном театре того времени. Он вводит в использование системы трехгранных призм - телариев, которые устанавливались по бокам сцены. Теларии были составлены из деревянных рам, на которые натягивался рисованный холст. Ось телариев составляет крепкий железный стержень, вокруг этого стержня поворачивается треугольник с нарисованными холстами, создавая тем самым смену декораций. Теларии вместе с задником составляли единую перспективную декорацию. Подобные подвижные декорации были впервые применены художником Б. Буонтленти во Флоренции и усовершенствованы его учеником Д. Париджи.
Следующий шаг в деле усовершенствования перспективных декораций сделал архитектор театра Фарнезе в Парме, заменив теларии плоскими кулисами, которые устраивались как раздвижные задники и занимали мало места, что позволяло из размещать одну за другой в любом количестве.
В начале XVII в. ознаменовалось развитием новых театральных жанров, которые требовали кардинального переустройства театра. На сцене утвердилась опера, идет формирование ещё одного вида сценического искусства - балета. Появление танца требовало пространства на планшете сцены. Необходимо было найти способ быстрой смены реалистического изображения различных мест действия. Появление плоских живописных кулис, с возможностью передвижения параллельно порталу сцены, полностью решило возникшие проблемы. Живописные кулисы расставлялись друг за другом по обеим сторонам сцены, позволяя создавать множество различных сцен в одном спектакле. Сверху их объединяли такие же живописные падуги, образовывая живописную арку. Так была создана кулисно-арочная система декораций. Вместе с ней и для нее создавалась «кулисная техника». Для того, чтобы во время спектакля было возможно продемонстрировать зрителям несколько разных декораций, нужно было иметь большое количество кулисных планов, потребовалась большая глубина сцены, чем та, которая существовала до сих пор. Кулисные машины связывались единым каменным приводом таким образом, что все они начинали движение в ту или иную сторону одновременно. Вместе с кулисами так же синхронно менялись и живописные падуги. Кроме плоских декораций в XVII в. применялись и объемные. Вообще XVII – XVIII вв. особенно отличались удивительными эффектами всевозможных превращений.
Таким образом, сцена обретает портальную арку, которая зримо разделила театральное пространство на зрительный зал и сцену. Возникла принципиально новая форма сцены, получившая название «сцена-коробка», которая до их пор является ведущей формой в сооружении больших театральных площадок. Перекрытие над сценой стало намного выше, появились приспособления для подъема и опускания не только падуг, но и других элементов оформления. Развитие верха и его механизация позволили свободно применять полетные устройства. Планшет сцены имел люки – провалы с перекрывающими их щитами. В России, такие сцены, появились позже, в конце XVIII - начале XIX в. Перестройка сцены привела за собой и переустройства театра в целом. Необходимо было вместить как можно больше зрителей. Так возникла идея многоярусного театра, пришло на смену унаследованному от античности амфитеатру. Ярусные театры строились, в основном, для оперы и балета, поэтому акустические свойства зала были так же важны, как и условия видимости сцены. Акустические условия зала во многом зависит от его формы. После долгих поисков и практических испытаний была найдена особая форма в виде усеченного эллипса или подковы которая получила название «итальянская» (фоническая) кривая.
Италия: