Принципы построения технических регламентов
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает основные принципы реформы:
- от нормирования качества к регулированию безопасности;
- от регламентации конструкционно-технологических решений к регулированию «выходных» параметров;
- от неупорядоченности нормативной базы к системе технических регламентов;
- от ведомственного нормотворчества к техническому законодательству;
- от монополизма регуляторов к разделению функций.
Важнейшим направлением реформы является четкое разделение технических требований на обязательные и добровольные. В установленной Законом системе технического peгулирования принципиальным положением является разделение норм и правил на обязательные - технические регламенты и добровольные - стандарты.
Все обязательные требования вводятся в действие техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательно установленными процедурами (опубликование уведомления о разработке, публичное обсуждение и пр.). Требования, не входящие в технические регламенты (требования стандартов или ведомственных документов), по Закону не могут являться обязательными и имеют статус рекомендательных нормативных материалов.
В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования, содержавшиеся в ранее введенных нормативных актах (СанПиНах, СНиПах и других ведомственных документах), после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты или стандарты (национальные или отраслевые).
Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия. Какие-либо явные или неявные ссылки на стандарты и иные нормативные акты по российскому законодательству в технических регламентах не допускаются.
Стандарты в новой системе технического регулирования являются документами только рекомендательного характера.
В качестве базового принципа Законом введено деление технических регламентов на общие и специальные. Выделение общих технических регламентов основано на необходимости выявить и отразить в системе общие, инвариантные (или, как минимум, многократно повторяющиеся) требования, регулирующие технические аспекты всех или существенного большинства видов деятельности независимо от их специфики. Разработка общих технических регламентов позволяет избежать многократных повторений одних и тех же требований в разных технических регламентах и устранить возможность разных формулировок одного и того же требования в технических регламентах различных отраслей и видов деятельности.
Перечень общих технических регламентов устанавливается исчерпывающим закрытым списком и приведен в Законе «О техническом регулировании» (ст. 8):
- безопасная эксплуатация и утилизация машин и оборудования;
- безопасная эксплуатация зданий, строений, сооружений и безопасное использование прилегающих к ним территорий;
- биологическая безопасности;
- пожарная безопасности;
- экологической безопасности;
- электромагнитная совместимость;
- ядерная и радиационная безопасность.
Система специальных технических регламентов позволяет реализовать одну из базовых идей реформы - для каждого вида деятельности технический регламент является исчерпывающим перечнем специальных требований, выполняемых наряду с требованиями общих и макроотраслевых технических регламентов.
Системообразующим принципом деления общих технических требований между отдельными регламентами и, соответственно, принципом выделения технического регламента как самостоятельной единицы технического законодательства является обеспечение технического регулирования конкретных и относительно самостоятельных видов деятельности. При этом «вид деятельности» выделяется как единое целое для технического регулирования (что именно регулируется, т.е. обеспечение безопасности), а также для регулирования деятельности субъектов экономической деятельности (на кого именно направлено регулирование).
При этом необходимо учитывать, что требования к процессам предъявляются исключительно в плане обеспечения безопасности работающих, внутренней и внешней среды, но не распространяются на те конструктивные особенности и характеристики технологических процессов, которыми обеспечиваются peгулируемые техническим законодательством параметры продукции (ст. 7, п. 4 Закона).
Если требования к продукции выполнены, выбор конструктивных решений и технологических процессов оставляется на усмотрение производителей (за исключением специальных случаев, когда регулирование безопасности продукции в принципе невозможно без регулирования конструкций и технологий).
Структура технического законодательства отражает принципиальную переориентацию системы технического регулирования с обслуживания административного надзора и контроля за выполнением требований на обеспечение их выполнения самими субъектами деятельности.
В новой законодательной системе технического регулирования на правовой и юридической основе реализуется положение, когда требования к продукции или к процессам предъявляются не к неодушевленным предметам или к процессам, а к правоспособным субъектам деятельности, например, в виде требования не производить и (или) не распространять продукции, не соответствующей установленным параметрам, не отклоняться от определенных характеристик процессов, обеспечивающих их безопасность и т.п.
Одним из принципиальных положений Федерального Закона «О техническом регулировании», касающихся оценки соответствия, является максимально возможный переход от дорыночного контроля к контролю на рынке. Одной из форм такого рыночного контроля является переход на «аудит технической безопасности», проводимый не на административном уровне, а на профессиональной основе.