Оценка эффективности проекта

Эффективность инвестиционного проекта определяется на осно­ве сопоставления притоков и оттоков денежных средств, связанных с реализацией проекта. Оценка эффективности инвестиционного проекта, а также сравнение проектов между собой осуществляются при помощи следующих показателей:

• чистого дисконтированного дохода;

• внутренней нормы доходности;

• индекса доходности;

• рентабельности инвестиций;

690

Часть V. Управление нефтегазострошпелъными проектами

• срока окупаемости.

Показатели эффективности проекта в целом определяются по ре­зультатам инвестиционной и операционной деятельности по проек­ту, т. е. не учитывают результаты финансовой деятельности. Показа­тели эффективности для участников проекта включают в себя все фактические притоки и оттоки денежных средств конкретного участ­ника, в том числе от финансовой деятельности.

Составляющие притоков и оттоков по проекту в целом и для основ­ных участников проекта приведены в табл. 19.6.4.

Таблица 19.6.4 Составляющие притоков и оттоков по проекту

Наименование Состав притоков Состав оттоков
Проект в целом — выручка от реализации — доход от продажи постоянных активов — полные инвестиционные затраты — операционные затраты — прочие текущие затраты — налоговые выплаты
Заказчик/Собст­венник — выручка от реализации — доходы от прочей реализации и внереализационные доходы — привлечение кредитов — полные инвестиционные затраты — общая сумма выплат по кредитам — операционные затраты — прочие текущие затраты — налоговые выплаты
Банк — общая сумма выплат по кредитам — привлечение кредитов
Бюджет (размер оттоков и притоков подлежит дополнительно­му расчету) — налоговые поступления в бюджет по проекту — увеличение (со знаком «-» уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием проекта — таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) по проекту — эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг при реализации проекта — доход по принадлежащим бюджету ценным бумагам — подоходный налог с заработной платы работников, задействованных в проекте — плата за пользование ресурсами, платы за недра и др. — доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию проекта — погашение льготных бюджетных кредитов и их обслуживание — штрафы и санкции, уплачиваемые в бюджет при реализации проекта — средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта — кредиты банков, подлежащие компенсации за счет бюджета — прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители — выплаты пособий лицам, остающимся без работ в связи с осуществлением проекта — выплаты по государственным ценным бумагам — бюджетные гарантии инвестиционных рисков участникам проекта — средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по проекту, и иные компенсации

Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 691 19.7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

19.7.1.Торги и договоры (контракты)

Торги или тендеры являются одной из основных форм закупки ресурсов, услуг и исполнителей и для обеспечения разработки и реа­лизации проекта. Основной их смысл заключается в выборе на кон­курсной основе предложений, наиболее выгодных для организаторов торгов, руководителей проекта. Регламент проведения торгов регу­лируется «Положением о подрядных торгах в РФ». В данном парагра­фе будут рассмотрены основные принципы организации торгов. Бо­лее подробно с процедурами торгов можно ознакомиться в работе [1].

Классификация подрядных торгов приведена в табл. 19.7.1.

Таблица 19.7.1 Классификация подрядных торгов

Классификационный признак Виды торгов
По способу проведения предварительного отбора претендентов организатором торгов • с предварительной квалификацией участников • без предварительной квалификации участников
По участию в торгах иностранных оферентов • с участием иностранного оферента • без участия иностранного оферента
По участию оферентов в процедуре торгов и оглашению их результатов • гласные • негласные

Основные понятия и определения сводятся к следующим.

Подрядные торги — это способ закупки товаров, размещения за­казов и выдачи подрядов, при котором выбор подрядчика (поставщи­ка) производится на конкурсной основе.

Объект торгов — производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов.

Предмет торгов — конкретные виды работ и услуг, по которым проводятся торги. В качестве предмета торгов могут выступать под­ряды на:

• строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предпри­
ятий, зданий, сооружений производственного назначения и не­
производственного назначения, в том числе на условиях «под
ключ»;

• выполнение комплексов строительных и монтажных работ и их
отдельных видов;

• выполнение комплексов пуско-наладочных работ, инженерно-
изыскательские работы;

• разработку ТЭО;

• проектирование;

• управление проектом;

• поставку материально-технических ресурсов для проекта;

692

Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами

• поставку комплектного технологического оборудования, в том
числе на условиях «под ключ»;

• прочие поставки и услуги, в том числе услуги консультантов.
Участник торгов— лицо, имеющее право принимать участие

в торгах, в их подготовке, проведении и утверждении результатов тор­гов.

Основными участниками торгов являются:

• заказчик— лицо, для которого строится, реконструируется или

оснащается объект торгов;

• организатор торгов— лицо, которому заказчик поручил про­
ведение торгов;

• тендерный комитет— постоянный или временный орган, со­
зданный заказчиком или организатором для организации и про­
ведения торгов;

• претендент— организация, фирма, консорциум (отечествен­
ный или международный), под чьим именем подана заявка;

• оферент— претендент, приславший тендерное предложение

(оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.

В отдельных процедурах торгов также могут принимать участие инженерно-консультационные фирмы, кредитно-финансовые учреж­дения, межведомственная комиссия по подрядным торгам, Минстрой России и другие организации.

Тендерная документация— комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организа­ционных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а так­же об условиях и процедуре торгов.

Опросник— документ, содержащий сведения об основных крите­риях предварительной квалификации, предъявляемых к претенденту.

Оферта— предложение заключить договор в отношении конкрет­ного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной доку­ментации.

Альтернативное предложение— предложение, предоставляемое одновременно с основным и содержащее отличающиеся от основно­го предложения условия.

функции участников торгов.При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом:

Заказчик:

• принимает решение о проведении подрядных торгов;

Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 693

• определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора
торгов;

• контролирует работу организатора торгов и участвует в работе
тендерного комитета через своего представителя;

• устанавливает окончательные условия договора и заключает его
с победителем торгов.

Организатор торгов:

• подготавливает документы для объявления торгов, осуществля­
ет публикацию объявления и рассылку приглашений;

• формирует тендерный комитет;

• направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и
привлекаемых инженерно-консультационных организаций по
подготовке тендерной и другой необходимой документации;

• утверждает результаты торгов;

• рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;

• ликвидирует тендерный комитет;

• несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
Тендерный комитет:

• производит сбор заявок на участие в торгах, на предваритель­
ную квалификацию;

• проводит предварительную квалификацию претендентов;

• организует разработку и распространение тендерной документа­
ции и решает вопросы изменения этой документации и процедур;

• проводит ознакомление претендентов с тендерной документаци­
ей и дает необходимые разъяснения;

• обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;

• осуществляет процедуру торгов и ее оформление;

• определяет победителя или принимает иное решение по резуль­
татам торгов и представляет их на утверждение;

• публикует в средствах массовой информации отчет о результа­
тах торгов.

Претендент имеет право:

• получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию
по условиям и порядку проведения подрядных торгов;

• обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке пред­
ставления оферты в письменном виде.

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тен­дерный комитет для участия в торгах. С момента регистрации офер­ты претендент приобретает статус оферента.

Инженерно-консулыпационная фирма может привлекаться органи­затором торгов и тендерным комитетом со следующими целями:

694

Часть V. Управление нефтегазострошпельными проектами

• проведения предварительных исследований ивыдачи заключе­
ния о целесообразности выставления на торги конкретного объ­
екта;

• подготовки тендерной документации;

• разработки условий предварительной квалификации;

• оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;

• оценки предложений и просьб претендентов, поступающих
в процессе подготовки торгов;

• разъяснения условий конкурса и т. д.

Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инже­нерно-консультационная фирма не имеет право сотрудничать в про­цессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, ор­ганизатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с пре­тендентом, с другой стороны.

Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает в нем специальные счета для осуществления финансовых операций, связанных с проведени­ем подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных за­логов, а также для осуществления различных расчетов.

Основными функциями Межведомственной комиссии по подряд­ным торгам являются:

• правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;

• координация разработки тендерного законодательства;

• содействие созданию системы информационного обеспечения
торгов и сети инженерно -консультационных фирм;

• консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.

Порядок проведения торговпредусматривает создание специаль­ного тендерного комитета, публикацию объявления о торгах, разра­ботку тендерной документации, предварительную квалификацию претендентов, разработку оферты претендентами, приемку и регист­рацию оферт, собственно процедуру торгов (рассмотрение, оценка и выбор оферт), утверждение победителя торгов изаключение с ним контракта.

Наши рекомендации