Оценка эффективности проекта
Эффективность инвестиционного проекта определяется на основе сопоставления притоков и оттоков денежных средств, связанных с реализацией проекта. Оценка эффективности инвестиционного проекта, а также сравнение проектов между собой осуществляются при помощи следующих показателей:
• чистого дисконтированного дохода;
• внутренней нормы доходности;
• индекса доходности;
• рентабельности инвестиций;
690
Часть V. Управление нефтегазострошпелъными проектами
• срока окупаемости.
Показатели эффективности проекта в целом определяются по результатам инвестиционной и операционной деятельности по проекту, т. е. не учитывают результаты финансовой деятельности. Показатели эффективности для участников проекта включают в себя все фактические притоки и оттоки денежных средств конкретного участника, в том числе от финансовой деятельности.
Составляющие притоков и оттоков по проекту в целом и для основных участников проекта приведены в табл. 19.6.4.
Таблица 19.6.4 Составляющие притоков и оттоков по проекту
Наименование | Состав притоков | Состав оттоков |
Проект в целом | — выручка от реализации — доход от продажи постоянных активов | — полные инвестиционные затраты — операционные затраты — прочие текущие затраты — налоговые выплаты |
Заказчик/Собственник | — выручка от реализации — доходы от прочей реализации и внереализационные доходы — привлечение кредитов | — полные инвестиционные затраты — общая сумма выплат по кредитам — операционные затраты — прочие текущие затраты — налоговые выплаты |
Банк | — общая сумма выплат по кредитам | — привлечение кредитов |
Бюджет (размер оттоков и притоков подлежит дополнительному расчету) | — налоговые поступления в бюджет по проекту — увеличение (со знаком «-» уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием проекта — таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) по проекту — эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг при реализации проекта — доход по принадлежащим бюджету ценным бумагам — подоходный налог с заработной платы работников, задействованных в проекте — плата за пользование ресурсами, платы за недра и др. — доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию проекта — погашение льготных бюджетных кредитов и их обслуживание — штрафы и санкции, уплачиваемые в бюджет при реализации проекта | — средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта — кредиты банков, подлежащие компенсации за счет бюджета — прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители — выплаты пособий лицам, остающимся без работ в связи с осуществлением проекта — выплаты по государственным ценным бумагам — бюджетные гарантии инвестиционных рисков участникам проекта — средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по проекту, и иные компенсации |
Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 691 19.7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
19.7.1.Торги и договоры (контракты)
Торги или тендеры являются одной из основных форм закупки ресурсов, услуг и исполнителей и для обеспечения разработки и реализации проекта. Основной их смысл заключается в выборе на конкурсной основе предложений, наиболее выгодных для организаторов торгов, руководителей проекта. Регламент проведения торгов регулируется «Положением о подрядных торгах в РФ». В данном параграфе будут рассмотрены основные принципы организации торгов. Более подробно с процедурами торгов можно ознакомиться в работе [1].
Классификация подрядных торгов приведена в табл. 19.7.1.
Таблица 19.7.1 Классификация подрядных торгов
Классификационный признак | Виды торгов |
По способу проведения предварительного отбора претендентов организатором торгов | • с предварительной квалификацией участников • без предварительной квалификации участников |
По участию в торгах иностранных оферентов | • с участием иностранного оферента • без участия иностранного оферента |
По участию оферентов в процедуре торгов и оглашению их результатов | • гласные • негласные |
Основные понятия и определения сводятся к следующим.
Подрядные торги — это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором выбор подрядчика (поставщика) производится на конкурсной основе.
Объект торгов — производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов.
Предмет торгов — конкретные виды работ и услуг, по которым проводятся торги. В качестве предмета торгов могут выступать подряды на:
• строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предпри
ятий, зданий, сооружений производственного назначения и не
производственного назначения, в том числе на условиях «под
ключ»;
• выполнение комплексов строительных и монтажных работ и их
отдельных видов;
• выполнение комплексов пуско-наладочных работ, инженерно-
изыскательские работы;
• разработку ТЭО;
• проектирование;
• управление проектом;
• поставку материально-технических ресурсов для проекта;
692
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
• поставку комплектного технологического оборудования, в том
числе на условиях «под ключ»;
• прочие поставки и услуги, в том числе услуги консультантов.
Участник торгов— лицо, имеющее право принимать участие
в торгах, в их подготовке, проведении и утверждении результатов торгов.
Основными участниками торгов являются:
• заказчик— лицо, для которого строится, реконструируется или
оснащается объект торгов;
• организатор торгов— лицо, которому заказчик поручил про
ведение торгов;
• тендерный комитет— постоянный или временный орган, со
зданный заказчиком или организатором для организации и про
ведения торгов;
• претендент— организация, фирма, консорциум (отечествен
ный или международный), под чьим именем подана заявка;
• оферент— претендент, приславший тендерное предложение
(оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.
В отдельных процедурах торгов также могут принимать участие инженерно-консультационные фирмы, кредитно-финансовые учреждения, межведомственная комиссия по подрядным торгам, Минстрой России и другие организации.
Тендерная документация— комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов.
Опросник— документ, содержащий сведения об основных критериях предварительной квалификации, предъявляемых к претенденту.
Оферта— предложение заключить договор в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.
Альтернативное предложение— предложение, предоставляемое одновременно с основным и содержащее отличающиеся от основного предложения условия.
функции участников торгов.При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом:
Заказчик:
• принимает решение о проведении подрядных торгов;
Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 693
• определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора
торгов;
• контролирует работу организатора торгов и участвует в работе
тендерного комитета через своего представителя;
• устанавливает окончательные условия договора и заключает его
с победителем торгов.
Организатор торгов:
• подготавливает документы для объявления торгов, осуществля
ет публикацию объявления и рассылку приглашений;
• формирует тендерный комитет;
• направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и
привлекаемых инженерно-консультационных организаций по
подготовке тендерной и другой необходимой документации;
• утверждает результаты торгов;
• рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;
• ликвидирует тендерный комитет;
• несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
Тендерный комитет:
• производит сбор заявок на участие в торгах, на предваритель
ную квалификацию;
• проводит предварительную квалификацию претендентов;
• организует разработку и распространение тендерной документа
ции и решает вопросы изменения этой документации и процедур;
• проводит ознакомление претендентов с тендерной документаци
ей и дает необходимые разъяснения;
• обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;
• осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
• определяет победителя или принимает иное решение по резуль
татам торгов и представляет их на утверждение;
• публикует в средствах массовой информации отчет о результа
тах торгов.
Претендент имеет право:
• получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию
по условиям и порядку проведения подрядных торгов;
• обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке пред
ставления оферты в письменном виде.
Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах. С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.
Инженерно-консулыпационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом со следующими целями:
694
Часть V. Управление нефтегазострошпельными проектами
• проведения предварительных исследований ивыдачи заключе
ния о целесообразности выставления на торги конкретного объ
екта;
• подготовки тендерной документации;
• разработки условий предварительной квалификации;
• оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;
• оценки предложений и просьб претендентов, поступающих
в процессе подготовки торгов;
• разъяснения условий конкурса и т. д.
Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инженерно-консультационная фирма не имеет право сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с претендентом, с другой стороны.
Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает в нем специальные счета для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов.
Основными функциями Межведомственной комиссии по подрядным торгам являются:
• правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;
• координация разработки тендерного законодательства;
• содействие созданию системы информационного обеспечения
торгов и сети инженерно -консультационных фирм;
• консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.
Порядок проведения торговпредусматривает создание специального тендерного комитета, публикацию объявления о торгах, разработку тендерной документации, предварительную квалификацию претендентов, разработку оферты претендентами, приемку и регистрацию оферт, собственно процедуру торгов (рассмотрение, оценка и выбор оферт), утверждение победителя торгов изаключение с ним контракта.