Глава 1 Жилищно-коммунальное хозяйство как направление органов местного самоуправления
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
Павловский филиал
Самостоятельная работа
по дисциплине: «Муниципальное право России»
Тема: «Полномочия органов местного самоуправления в Нижнем Новгороде в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
Выполнила:студентка 2 курса очной формы обучения, группа № 2-Б12Ю/15 Мичурина Е.Н.
___________________________________
Подпись
Научный руководитель:Минеева И.А.
___________________________________
Подпись
г. Павлово
2013 г.
Содержание
Глава 1 Жилищно-коммунальное хозяйство как направление органов местного самоуправления………………………………………………………..............................3
Глава 2 Практика органов местного самоуправления в Нижегородской области жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………………..17
Глава 1 Жилищно-коммунальное хозяйство как направление органов местного самоуправления
Для того что бы понять какими полномочиями наделены органы местного самоуправления, необходимо понять что же входит в систему жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путём предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
Жилищно-коммунальное хозяйство в широком смысле подразумевает:
1. Энергоснабжение: электроснабжение; газоснабжение; теплоснабжение; энергосбережение.
2. Водоснабжение и водоотведение: водопровод; канализация.
3. Вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха.
4. Лифтовое хозяйство.
5. Слаботочные сети (системы коммуникации и контроля): радиотрансляционная сеть; телевизионная антенна и кабель; телефонная сеть; компьютерная сеть; домофон; видеонаблюдение в местах общего пользования; технические средства вневедомственной охраны.
6. Вывоз мусора: мусоропровод; утилизация и переработка отходов.
7. Системы пожарной безопасности.
8. Капитальный ремонт зданий.
9. Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания).
10. Текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка мест общего пользования.
11. Содержание придомовых территорий (благоустройство).
Традиционно одной из важнейших сфер деятельности органов местного самоуправления является жилищно-коммунальное хозяйство.
Основные полномочия органов местного самоуправления определены в Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К ним отнесены следующие полномочия:
1. Регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
2. Полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными ст.6 Федеральный закон "О теплоснабжении":
· организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
· рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
· полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
· выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
· согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
· утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;
· согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
3. Полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ст. 6 "О водоснабжении и водоотведении":
· организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
· определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
· согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
· утверждение схем водоснабжения и водоотведения;
· утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
· согласование инвестиционных программ;
· согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
· принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения;
· заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
4. Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями в системе жилищного хозяйства, которые определены в ст. 14 ЖК РФ:
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
10) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
11) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Соответственно ранее указанные полномочия должны исполнятся соответствующими органами местного самоуправления в Нижнем Новгороде:
1. Муниципальное предприятие «Нижегородские Бани» расположенное по адресу 603155 ул. Ковалихинская, д. 58.
2. Муниципальное предприятие «Коммунальник» Советского района » расположенное по адресу ул. Салганская, д. 6
3. Муниципальное предприятие "Жилищно-ремонтное предприятие поселка Зеленый город" Нижний Новгород, к.п.Зеленый город, п.Звезда, д.4.
4. Муниципальное казенное учреждение "Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Нижнего Новгорода" ул.Б.Покровская, д.20.
5. Муниципальное казенное учреждение "Центр энергогазоэффективности" расположенное по адресу ул.Б.Покровская, д.16а.
6. Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситауциям г.Нижнего Новгорода" ул.Рубо, д.5.
7. Муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция по благоустройству г.Нижнего Новгорода" ул.Пискунова, д.47.
8. Муниципальное учреждение "Управление муниципальным жилищным фондом г.Нижнего Новгорода" ул.Энтузиастов, д.10, корп.1.
9. Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика Автозаводского района" расположенное по адресу ул. Поющева, д.5
10. Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Управление жилищно-коммунального хозяйства Автозаводского района "
Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в жилищной и коммунальной сферах направлена прежде всего на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилищных прав граждан. Роль органов местного самоуправления, в обеспечении этих гарантий в последние годы существенным образом изменилась. Это связано с тем, что наряду с государственной и муниципальной собственностью существует частный жилищный фонд. Значительная часть квартир государственного и муниципального жилищного фонда была приватизирована. Появились частные организации, занимающиеся проектированием и строительством жилья. Граждане могут реализовать свое конституционное право на жилище путем приобретения жилья в собственность, кооперативного или индивидуального жилищного строительства, а также из государственного или муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем острота жилищной проблемы не снизилась. На ее решение нацелена реализация Государственной программы “Жилище”. Органам местного самоуправления разработаны соответствующие региональные программы, руководствуясь.
На федеральном уровне существует Федеральная целевая программа «Жилище» действует на 2011—2015 годы, принятая Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г. Включает следующие подпрограммы:
1. «Обеспечение жильем молодых семей»
2. «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
3. «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
4. «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»
На уровне регионального и муниципального уровня действуют следующие программы в сфере жилья:
1) Программа «Ветхий фонд» (Постановление Городской Думы № 29 от 17.06.1998г) - для граждан, проживающих в муниципальном и ведомственном ветхом жилом фонде. По данной программе гражданам предоставляется благоустроенное жилье с частичной оплатой его стоимости в зависимости от дохода граждан, которая может составлять от 30% до 70%. Положением предусмотрено выделение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Размер безвозмездной субсидии составляет от 50% - 99% от стоимости жилья и определяется исходя из стажа работы в указанных учреждениях. Право на получение субсидии за счет средств городского бюджета имеют работники муниципальных учреждений Нижнего Новгорода, органов местного самоуправления Нижнего Новгорода, пенсионеры, работавшие в вышеуказанных организациях, отвечающие следующим требованиям:
1. Вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Нижнем Новгороде до 1 марта 2005 года.
2. Проработавшие в указанных организациях непрерывно не менее трех лет подряд перед подачей заявления о предоставлении субсидии; пенсионеры - не менее 10 лет непосредственно перед выходом на пенсию. В указанный срок не включается время нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
3. Не получавшие ранее безвозмездную субсидию либо не использовавшие иные формы возмездного льготного финансирования из городского, областного или федерального бюджетов.
4. Не допускается предоставление субсидии гражданам без членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2) Программа «Жилье шаг за шагом» (Постановление Городской Думы № 41 от 23.05.). Городская программа предусматривает приобретение в собственность участником программы жилого помещения большей площади по сравнению с принадлежащим ему на праве собственности, путем заключения договора купли-продажи жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности Нижнего Новгорода, или договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, строительство которого осуществляется по итогам размещения муниципального заказа. При этом жилое помещение, находящееся в собственности участника программы, передается в муниципальную собственность города, и стоимость передаваемого жилья принимается в зачет стоимости приобретаемого жилья. Уполномоченной организацией по реализации программы муниципальное предприятие "Нижегородское жилищное агентство", действующее от имени и по поручению администрации. Участниками программы могут быть признаны жители города Нижнего Новгорода, которые в совокупности удовлетворяют следующим требованиям:
1. Имеют регистрацию по месту жительства в Нижнем Новгороде.
2. Имеют на праве собственности жилое помещение в Нижнем Новгороде, за исключением коммунальных квартир.
3. Имеют возможность и обязуются внести обязательный денежный взнос в счет стоимости приобретаемого жилья.
4. Имеют постоянный и надежный источник дохода.
3) Программа выделения работникам городской бюджетной сферы субсидии на приобретение жилья за счет средств городского бюджета (Постановление Городской Думы № 53 от 21.09.2005г) – право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья имеют работники муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, органов местного самоуправления в возрасте до 35 лет, отвечающие следующим требованиям: являющиеся гражданами РФ; проработавшие в любой из указанных организаций непрерывно не менее трех лет на момент подачи заявления на получение субсидии; зарегистрированные по месту жительства в Н. Новгороде не менее 3 лет перед подачей заявления на получение субсидии; имеющие основания быть признанными в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, либо вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию района Нижнего Новгорода до 1 марта 2005 года и желающие получить субсидию на приобретение жилья. В настоящее время денежные средства на реализацию указанного Положения в бюджете города Нижнего Новгорода не предусмотрены. В связи с тем, что в Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление субсидий из местного бюджета возможно только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг (ст. 78 БК РФ).
4) Правительством Нижегородской области реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области» на период 2011-2013 годов», утвержденная постановлением от 10.11.2010 № 772. Программой предусмотрено оказание государственной поддержки молодым семьям путем предоставления им социальных выплат. Участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, все члены которой имеют постоянное место жительства в одном муниципальном образовании на территории Нижегородской области, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье молодых семей не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Жилых помещений служебного муниципального жилищного фонда Нижнего Новгорода предоставляются для проживания гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органами местного самоуправления Нижнего Новгорода или муниципальными учреждениями Нижнего Новгорода, а также в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления Нижнего Новгорода, не обеспеченным жилыми помещениями в Нижнем Новгороде. Учет граждан, имеющих право на получение служебного жилого помещения, ведется администрациями районов Нижнего Новгорода, служебные жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени постановки на учет.
Жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда Нижнего Новгорода предназначены для временного проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в Нижнем Новгороде.
Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования по договору найма (срок до 1 года). Жилые помещения предоставляются для временного проживания следующим категориям граждан:
1) зарегистрированным по месту жительства и проживающим в жилом помещении, расположенном на территории Нижнего Новгорода, которое стало непригодным для проживания в результате пожара или других чрезвычайных обстоятельств при условии, что такое помещение является у гражданина и членов его семьи единственным жилым помещением в Нижнем Новгороде;
2) работникам муниципальных учреждений и муниципальных предприятий Нижнего Новгорода, работникам органов местного самоуправления Нижнего Новгорода, не имеющим жилья в Нижнем Новгороде;
3) работникам организаций, осуществляющих на основании заключенных договоров на управление муниципальным жилищным фондом Нижнего Новгорода, на эксплуатацию, содержание и ремонт муниципальных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройства, освещения и озеленения, не имеющим жилья в городе Нижнем Новгороде;
4) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, местом выявления и первичного устройства которых является город Нижний Новгород;
5) проживающим в квартирах или комнате (комнатах) в коммунальных квартирах, расположенных в ветхих домах, если на каждого зарегистрированного и проживающего в квартире приходится не более 10,0 кв. метров, а в комнате (комнатах) в коммунальной квартире не более 12,0 кв. метров общей площади жилого помещения, при условии, что такое помещение является у гражданина и членов его семьи единственным жилым помещением в городе Нижнем Новгороде. К ветхим относятся дома, имеющие физический износ 70% и более - для кирпичных и шлакоблочных домов, 65% и более - для деревянных домов.
6) пенсионерам и инвалидам, не имеющим жилья в городе Нижнем Новгороде.
У каждого муниципального образования существует свой жилищный фонд. В соответствии с ст. 9 ЖК РФ Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Жилищный фонд города Нижнего Новгорода по состоянию на 01.01.2013 года общее количество многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижнего Новгорода составляет 9 830 единиц, из них на:
- 2 121 домах – созданы товарищества собственников жилья;
- 123 домах - жилищно-строительные кооперативы;
- 6 993 дома – в управлении управляющих организаций;
- 143 дома – все помещения находящиеся, в муниципальной собственности;
- 463 дома – непосредственный способ управления,
- 127 домов – не выбрали способ управления.
С 2008 года муниципальное образование город Нижний Новгород участвует в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. В ходе реализации программы отремонтировано 1 965 домов на общую сумму 2 729,7 млн.руб., в том числе за счет средств бюджетов всех уровней 2 483,3 млн.руб.. При этом средства собственников составили 246,4 млн.руб. (9,3%).
За пять лет реализации программы выполнен ремонт внутридомовых инженерных систем (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) на 862 домах, заменено 418 лифтов, выполнен ремонт и утепление фасадов на 241 домах, произведен ремонт 1452 кровель, установлено 1463 коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов.
Кроме региональной программы, с привлечением средств бюджета выполнен капитальный ремонт на 4 559 многоквартирных домах, на общую сумму 1 736,1 млн.руб., в том числе из бюджета города - 1 603,1 млн.руб., средства собственников помещений составляют – 262,5 млн.руб. (15,1%).
Теплоэнергетический комплекс города Нижнего Новгорода включает в себя 263 котельные (в том числе 160 котельных, находящихся в муниципальной собственности города), отапливающие жилищный фонд и объекты социальной сферы; центральных и индивидуальных тепловых пунктов и тепловых насосных станций - 357 ед., 2713,6 км. тепловых сетей в однотрубном исчислении (в том числе находящихся в муниципальной собственности - 2606,2 км.).
В систему водоснабжения города входят 5 водозаборных станций, 236 повысительных насосных станций, 1863,3 км. сетей холодного водоснабжения.
Система канализации включает в себя Нижегородскую станцию аэрации, 110 ед. насосных канализационных станций, 1396,7 км. сетей канализации.
Система электроснабжения включает в себя 4395 км линий электроснабжения (в том числе 1354,9 км, находящихся в муниципальной собственности города). подстанций 110 кВ - 24 ед.; распределительных пунктов - 137 ед.; трансформаторных подстанций - 1645 ед.