Особенности земельных прав различных типов муниципальных образований
Особенности образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется общими, предусмотренными законом, способами: раздела, объединения, перераспределения или выдела.
Некоторые из указанных способов образования земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (как разграниченной, так и не разграниченной), имеют свои нюансы. В частности, такие нюансы имеются при:
Объединении земельных участков. Земельным законодательством не допускается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования. Данное правило не действует в случае, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу.
Перераспределении земельных участков.
Земельным законодательством не допускается перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами.
Таким образом, образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (как разграниченной, так и не разграниченной) путем перераспределения с участками, находящимися в частной собственности, законодательством запрещено. Данное правило не применяется в случае:
перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 ЗК РФ. Помимо указанного, порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также имеет ряд принципиальных особенностей.
В частности, ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений органов власти, полномочных на распоряжение соответствующим участком.Указанного решения не требуется в следующих случаях:
раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
перераспределения земельных участков;
Исходя из указанного, решение об образовании земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо в случае их образования путем раздела или объединения (с учетом указанных выше исключений).
При этом получение указанного решения при образовании земельного участка путем выдела не требуется, т.к. выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. Учитывая принцип разграничения государственной собственности на землю, заложенный ЗК РФ, нахождение земельного участка в долевой публичной собственности не допускается.
Следовательно, решение органа государственной власти, полномочного на распоряжение соответствующим земельным участком, необходимо лишь в случаях образования участков двумя указанными выше способами с учетом обозначенных выше исключений.
Следует отметить, что указанное решение принимается уже после постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, который, как было отмечено, носит временный характер. Решение об образовании земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (как разграниченной, так и не разграниченной) и образуемых в результате раздела или объединения, может быть принято на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов последних. К указанному заявлению в обязательном порядке должны быть приложены:
кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.