Показ процесса строительства
Часть занятия.
В I и II младших группах в первой части занятия основной прием обучения - рассматривание готовых 2-х-З-х построек воспитателя.
1. предложить детям отгадать, что было построено, назвать части постройки.
2. выяснить, детали и форму постройки -стены домика (из кирпичиков), крыша (из призм). Незнакомую форму показать и предложить найти ее в своей коробочке.
3. Обратить внимание на различие в украшении построек, на расположение в них деталей (в одних воротцах лежат друг на друге, в других - стоят один на другом).
Во второй половине года во II младшей группе- рассматривание цветных изображений построек.
В остальных группах желательно рассматривать недостроенные постройки, для активизации творчества детей.
В средней группе можно рассматривать чертежи построек.
В начале применения чертежи должны быть расчлененными, т.е. на них четко видны все строительные детали. При использовании нерасчленённых чертежей обсуждение с воспитателем какие детали необходимы для различных построек.
В старшей и подготовительной группах применяются фотографии зданий, сооружений.
В подготовительной группе проводится описание ребёнком внешнего вида постройки по фотографии: какого цвета здание, сколько в нем этажей, какой формы окна и сколько их на каждом этаже, есть ли колонны, башни, фронтоны, лестницы, сколько парадных подъездов.
Приемы обучения-
1. преобразование образца, предложенного воспитателем.
При использовании изображений или образцов следует не копировать, а усложнять задания.
Во II младшей группе можно предложить: «Постройте такой же мостик, но повыше, в средней группе: «Постройте такой же дом, но украсьте его по-своему», в старшей группе: «Постройте такой же автомобиль, но с прицепом», в подготовительной к школе группе «Постройте такое же здание, но не двухэтажное, а трехэтажное» и т.п.
2. по условию (начиная со средней группы): Например, «Постройте гараж для своей машины, чтобы он был не слишком тесен, и не слишком просторный». Надо показать, как соизмерять величину машины с величиной брусков, как заменять детали.
3.. по словесному описанию постройки. (В старшей и подготовительной группах) Дети мысленно представляют ее, и следуя описанию, воплощают замысел по-своему.
Показ процесса строительства.
В младших и средней группах- частичный показ с участием детей,
в старших группах - обсуждение последовательности строительства вместе с детьми:
какие лучше взять детали для той или иной части постройки, как сделать постройку устойчивой, как закреплять неустойчивые детали, как заменять детали.