Понятие и виды учета земель. Количество и качество земель
Ст. 1 ФЗ «О ГКН»Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Ст. 17 ФЗ «О ГЗК»Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию, по земельным участкам и угодьям, населенным пунктам, районам, областям, Республике Каракалпакстан и Республике Узбекистан в целом.
Учет количества земель по земельным участкам производится геодезическими и (или) картометрическими методами, в зависимости от размеров земельных участков, их ценности и требуемой точности измерения. Учет земель по угодьям ведется в пределах земельных участков преимущественно картометрическим методом.
Учет качества земель включает природно-сельскохозяйственное районирование, классификацию почв и земель, характеристику их по агрономическим, экологическим, технологическим и градостроительным признакам, группировку почв.
Учет количества и качества земель включает основной и текущий виды. Основной учет (инвентаризация) земель проводится периодически, по мере значительного накопления на местности изменений в границах, расположении, состоянии и характере использования земельных участков и угодий с обязательным обновлением планово-картографической основы соответствующих масштабов, проведением почвенных, геоботанических и других обследований. Текущий учет земель, при котором выявляются и регистрируются происшедшие изменения в правовом положении земель, их количественном и качественном состоянии и использовании, ведется в целях обеспечения достоверности кадастровых документов и данных.
Владельцы, пользователи, арендаторы и собственники земельных участков обязаны в месячный срок представить в соответствующие органы, на которые возложено ведение государственного земельного кадастра, информацию о происшедших изменениях. Фиксируемые сведения о размерах, местоположении, видах угодий и качественном состоянии земельных участков составляют земельно-учетную информацию.
35. Особенности осуществления государственного учёта зданий, сооружений, помещений и объектов незавершённого строительства. ( ФЗ «О ГКН» ст. 43)
1. До 1 января 2010 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).
2. В переходный период порядок применения положений настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета). Особенности осуществления такого учета в переходный период устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости или в переходный период его применения, признается юридически действительным, и такие объекты считаются учтенными объектами недвижимости. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей выписки о данном объекте недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, требуемом Законом о кадастре недвижимости, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на подобный объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению.
36. Особенности кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости ( ЗК+ГКН)
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка
2. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления
3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки
4. В случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
5. В случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок)
6. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подвергающихся государственной регистрации прав на новый образуемый земельный участок.
Статья 11.4. Раздел земельного участка
1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 11.5. Выдел земельного участка
1. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
2. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
3. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 11.6. Объединение земельных участков
1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.
5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу.
6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
3. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:
1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса.
4. В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.
37. Приостановка и отказ в осуществлении кадастрового учета (ФЗ «О ГКН», ст 26, 27)
Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета
1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
3. Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
4. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
5. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
6. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).
7. Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. До возврата указанных документов орган кадастрового учета изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.
8. Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном статьей 28 настоящего Федерального закона порядке.
9. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.
10. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета
1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.
3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
1) утратил силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ;
2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
3) утратил силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ;
4) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;
5) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.
4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
9. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
10. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).
11. Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае, если решение об отказе принято в соответствии с пунктом 2 части 2, частью 3 или частью 5 настоящей статьи, одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования. До возврата указанных документов орган кадастрового учета изготавливает копии таких документов и заверяет их подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.
12. Утратил силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ.
13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
40. Формирование объектов кадастрового учета; ведение дежурных кадастровых карт в АИС ГКН.
Формирование объекта кадастрового учета состоит из следующих работ, осуществляемых кадастровым инженером:
1) подготовительные работы;
2) установление и закрепление границ объекта кадастрового учета;
3) определение индивидуализирующих и идентифицирующих характеристик объекта кадастрового учета;
4) подготовка акта формирования объекта кадастрового учета.
Для проведения подготовительных работ лицом, осуществляющим формирование объекта кадастрового учета, в органе кадастрового учета запрашивается выписка для проведения формирования объекта кадастрового учета
Установление и закрепление границ земельных участков и правовых зон, а также определение границ зданий, сооружений производиться относительно пунктов опорной межевой сети с точностью не ниже одной второй миллиметра в масштабе карты (плана). Карты (планы) земельных участков и правовых зон составляются в следующих масштабах:
для земель городских поселений - 1: 1000;
для земель иных поселений - 1: 2000;
для земельных участков предоставленных для садоводства, огородничества, дачного и гаражного строительства за чертой поселений - 1: 2000;
для земель промышленности и иного специального назначения 1: 5000;
для земель сельскохозяйственного назначения – 1: 10 000 или 1: 25 000. Для территорий в субъектах Российской Федерации по землям сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых не ниже 50 процентов от среднего уровня по Российской Федерации, применять масштаб 1: 10 000, в иных случаях – 1: 25 000;
для земель особо охраняемых территорий и объектов - 1: 10 000;
для земель лесного фонда, водного фонда и запаса – 1: 50 000.
Для территорий, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, по землям сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, водного фонда и запаса карта (план) выполняется в масштабе 1:200 000, а для земель промышленности и иного специального назначения, входящих в такие территории в масштабе 1:10 000.
Границы земельных участков закрепляются межевыми знаками, требования к которым устанавливается Правительством Российской Федерации
Границы помещений определяются на поэтажных планах здания или сооружения с точностью не ниже одной десятой миллиметра в масштабе поэтажного плана выполненного в масштабе 1:200. Выступы менее 10 сантиметров на поэтажном плане не указываются.
Правила и точность измерения и исчисления размеров объектов кадастрового учета устанавливаются соответствующими техническими регламентами, принимаемыми в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.
В результате выполнения работ по формированию объекта кадастрового учета изготавливается акт формирования, в состав которого включаются:
1) копия договора о формировании объекта кадастрового учета;
2) выписка для проведения формирования объекта кадастрового учета;
3) план объекта кадастрового учета, содержащий в графической и текстовой форме описание его местоположения и границ;
4) описание объекта кадастрового учета с указанием индивидуализирующих характеристик объекта кадастрового учета в объеме, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона, и его идентифицирующей характеристики при наличии;
5) акт согласования границ (для земельного участка).
Акт формирования подписывается кадастровым инженером и заказчиком по договору о формировании объекта кадастрового учета.
Акт формирования может быть подготовлен и представлен в электронном виде в соответствии с требованиями законодательства об информации и информатизации.
Формы акта формирования и входящих в его состав документов, утверждаются органом правового регулирования.
Дежурные кадастровые картыведутся исключительно ОКУ в процессе внесения сведений о недвижимом имуществе. Создаются и ведутся в электронном виде. ДКК ведутся в границах кадастрового округа на картоснове в соответствии с принятой системой координат и масштабом. Отражаются следующие сведения:
1. границы кадастрового деления (кадастровый округ, кадастровый район, кадастровый квартал);
2. номера единиц кадастрового деления и при наличии их названия;
3. границы объектов недвижимости с учетом их статуса (учтенные, ранее учтенные объекты недвижимости, объекты недвижимости, которые носят временный характер), юридической значимости (установленные или декларированные), типа (наземные, подземные, надземные);
4. кадастровые номера объектов недвижимости (земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства);
5. характерные точки земельных участков;
6. границы частей земельных участков;
7. Государственная граница Российской Федерации;
8. границы между субъектами Российской Федерации;
9. границы муниципальных образований;
10. границы населенных пунктов;
11. границы территориальных зон и их идентификаторы;
12. границы зон с особыми условиями использования территорий и их идентификаторы;
13. местоположение пунктов опорной межевой сети и их идентификаторы.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!второй вариант этого же билета!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Статья 6. Обязательность формирования объекта кадастрового учета
1. Формирование объекта кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, является обязательным:
· при проведении государственного кадастрового учета;
· при изменении характеристик объекта недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
2. Формирование объекта кадастрового учета не проводится:
· при изменении адреса и назначения объекта капитального строительства или помещения;
· при изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка, а также в случае сноса в установленном порядке находящегося на таком земельном участке здания либо сооружения;
· в случае отмены решений органов государственной власти и местного самоуправления об установлении правовой зоны;
· при объединении двух или более земельных участков в случае, если в государственном кадастре недвижимости содержатся однозначные сведения о местоположении границ объединяемых земельных участков.
Статья 7. Общие требования к формированию объекта кадастрового учета
1. Формирование объекта кадастрового учета осуществляется на основании договора подряда, заключаемого заинтересованным лицом (заказчиком) с кадастровым инженером (далее - договор о формировании), в соответствии с которым кадастровый инженер должен провести работы по формированию объекта кадастрового учета и передать акт формирования объекта кадастрового учета (далее - акт формирования) заинтересованному лицу (заказчику), а заинтересованное лицо (заказчик) - принять акт формирования и оплатить выполнение работ.
2. Договор о формировании является публичным договором.
3. Типовые формы договоров о формировании, а также расчетное время проведения различных работ по формированию объектов кадастрового учета устанавливаются органом правового регулирования.
Максимальные расценки на выполнение работ по формированию объектов кадастрового учета утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом видов и типов объектов кадастрового учета.
4. Договор о формировании предусматривает проведение следующих работ:
1) подготовительные работы;
2) установление границ объекта кадастрового учета;
3) определение индивидуальных характеристик объекта кадастрового учета;
4) составление акта формирования.
5. Для проведения подготовительных работ кадастровый инженер запрашивает у органа кадастрового учета выписку, предусмотренную частью 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, для проведения формирования объекта кадастрового учета.
6. Границы земельных участков закрепляются межевыми знаками, порядок установки которых и требования к которым устанавливаются органом правового регулирования.
Определение координат межевых знаков производится относительно пунктов опорной межевой сети со следующей точностью:
1) в черте поселений:
· в городах - 0,10 м;
· в иных поселениях - 0,20 м;
2) за чертой поселений по землям для:
· садоводства, животноводства, огородничества, дачного и гаражного строительства - 0,20м;
· промышленного и иного специального назначения - 0,50 м;
· сельскохозяйственного производства - 2,5 м;
· особо охраняемых территорий - 2,5 м;
· земель лесного фонда, водного фонда и запаса - 5 м;
· территорий, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, - 20 м.
Положение объектов капитального строительства определяется относительно границ земельного участка с точностью, соответствующей точности определения границ земельного участка, на котором они расположены.
Расположение помещений в здании (поэтажный план) или сооружении, а также расположение внутренних стен и перегородок в помещении (планы помещений) определяются с точностью до пяти сантиметров.
При определении координат межевых знаков в случае, если для двух смежных земельных участков допускается различная точность их определения, координаты устанавливаются с максимально необходимой точностью, предусмотренной для одного из смежных земельных участков.
7. В результате выполнения работ по формированию объекта кадастрового учета составляется акт формирования, в который включаются:
1) копия договора о формировании;
2) выписка для проведения формирования объекта кадастрового учета;
3) план объекта кадастрового учета, содержащий сведения (в графической и текстовой формах) о его местоположении и местоположении его границ;
4) индивидуальные характеристики объекта кадастрового учета в объеме, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
5) акт согласования границ земельного участка (в случаях, предусмотренных земельным или градостроительным законодательством).
Акт формирования подписывается кадастровым инженером и заказчиком в соответствии с договором о формировании.
Акт формирования может быть подготовлен и представлен в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информатизации и защите информации.
Формы акта формирования и входящих в него документов определяются органом правового регулирования.
Статья 8. Особенности формирования земельных участков
1. В ходе подготовительных работ по формированию земельного участка кадастровым инженером составляется проект границ земельного участка, который подлежит утверждению лицами, обладающими вещными правами на формируемый земельный участок, или их уполномоченными в установленном порядке представителями.
Проект границ земельного участка составляется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
2. После утверждения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, проекта границ земельного участка проводится согласование границ земельного участка с учетом положений части 3 настоящей статьи.
3. Граница земельного участка считается согласованной, если акт согласования границ земельного участка подписан кадастровым инженером, лицами, обладающими вещными правами на земельные участки, граничащие с формируемым земельным участком (далее - смежные земельные участки), их представителями или если ими (их представителями) не представлены возражения в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Обоснованными считаются возражения, подкрепленные доказательствами, свидетельствующими о том, что проект границ земельного участка:
· составлен или утвержден с нарушением требований законодательства Российской Федерации и ущемляет законные интересы лиц, обладающих вещными правами на смежные земельные участки;
· установленная на местности граница не соответствует утвержденному проекту границ земельного участка.
В случае, если смежный участок находится в общей собственности нескольких лиц, граница земельного участка подлежит согласованию со всеми участниками общей собственности.
Типовая форма акта согласования границ земельного участка устанавливается органом правового регулирования.
4. Согласование границ земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности более пяти лиц, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
5. В целях проведения согласования границ лица, обладающие вещными правами на смежные земельные участки, извещаются о проведении согласования границ путем вручения или направления им (их представителям) по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному в государственном кадастре недвижимости, извещения о проведении согласования границ (далее - извещение).
В извещении указываются:
· наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес заказчика;
· наименование (фамилия, имя, отчество), адрес и телефон кадастрового инженера;
· сведения о земельных участках (землях), в отношении которых проводится формирование;
· место и время ознакомления с проектом границ формируемого земельного участка;
· место, дата и время проведения согласования границ;
· срок направления обоснованных возражений.
При возвращении уведомления с отметкой о невозможности вручения лицо, обладающее вещным правом на смежный земельный участок, считается извещенным о проведении согласования границ.
В случае отсутствия сведений о лицах, обладающих вещными правами на смежные земельные участки, извещение подлежит опубликованию за счет средств заинтересованного лица (заказчика) в порядке, определяемом органом правового регулирования.
Срок направления возражений по поводу местоположения границы формируемого земельного участка не может быть менее месяца со дня направления или опубликования извещения исходя из последней даты его направления или опубликования.
6. Согласование границ проводится по месту нахождения земельного участка, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с лицами, участвующими в согласовании границ.
Кадастровый инженер обязан обеспечить лицам, обладающим вещными правами на смежные земельные участки (их представителям), возможность для ознакомления с утвержденным проектом границ земельного участка, а также для представления ими обоснованных возражений.
Перед началом согласования границ кадастровый инженер проверяет полномочия лиц, прибывших для согласования границ, разъясняет им их права.
Кадастровый инженер рассматривает возражения по представленному проекту границ земельного участка и описывает их в акте согласования границ земельного участка. В случае признания возражений необоснованными кадастровый инженер составляет мотивированное заключение и оформляет протокол разногласий, который подписывается кадастровым инженером и лицом, представившим возражения.
Типовые формы заключения и протокола разногласий устанавливаются органом правового регулирования.
Если лицо, представившее возражения, отказывается от подписания протокола разногласий, кадастровый инженер делает об этом отметку в протоколе разногласий. В этом случае протокол разногласий подписывается только кадастровым инженером, а представленные возражения прилагаются.
7. В случае, если лицо (его представитель), обладающее вещным правом на смежный земельный участок и надлежащим образом извещенное о проведении согласования границ, отсутствовало при согласовании границ либо не представило в установленный срок своих возражений, кадастровый инженер извещает его о подписании акта согласования границ по правилам, установленным частью 5 настоящей статьи. В извещении также должно быть указано, что это лицо вправе ознакомиться с проектом границ земельного участка.
В случае, если указанное лицо не представит в установленный срок обоснованные возражения или не явится на согласование границ земельного участка, границы формируемого земельного участка считаются согласованными, а в акте согласования границ делается соответствующая запись с приложением документов, свидетельствующих о состоявшихся извещениях.
8. Лицо, в отношении которого кадастровым инженером нарушен порядок согласования границ земельного участка, предусмотренный настоящей статьей, вправе обратиться за защитой своих прав в суд, а также направить соответствующие обращения для принятия мер в орган кадастрового учета и (или) в саморегулируемую организацию, членом которой является кадастровый инженер.
ДКК:
1. Создается и ведется исключительно органом кадастрового учета в процессе внесения сведений об объекте недвижимости.
2. ДКК ведется в электронном виде
3. ДКК ведется в границах кадастрового округа на картографической основе в соответствии с принятой системой координат и масштабом
4. На ДКК отображаются следующие сведения:
· Границы кадастрового деления
· Номера единиц кадастрового деления и при наличии – их название
· Границы объектов недвижимости с учетом их статуса и типа.
Статус – учтенные, ранее учтенные и объекты недвижимости, носящие временный характер.
Тип – наземная недвижимость
· Кадастровый номер объекта недвижимости
· Характерные точки ЗУ
· Границы частей ЗУ
· Государственные границы РФ
· Границы между субъектами РФ
· Границы муниципальных образований
· Границы населенных пунктов
· Границы территориальных зон
· Границы зон с особыми условиями использования территории
· Местоположение пунктов ОМС
Порядок подготовки кадастрового паспорта земельного участка. Взаимосвязь кадастрового паспорта и ранее подготавливаемого кадастрового плана земельного участка.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) кадастровой справки
Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из Государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, то любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
Получение кадастровой выписки осуществляется в территориальных органах Росреестра, после предоставления необходимых документов:
· Заявление на получение кадастровой выписки;
· Документ, удостоверяющий личность;
· Документ, подтверждающий оплату государственного взноса;
· Иные документы, указанные в Законе “О государственном кадастре недвижимости”.
Кадастровый паспорт — выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Кадастровый план территории (КПТ) - выписка, содержащая сведения ГЗК о нескольких земельных участках на территории одного кадастрового квартала, оформленная в установленном законодательством порядке. В КПТ отражаются сведения об учтённых земельных участках, в том числе – сведения ГКН о которых носят временный характер; сведения о прекративших существование земельных участках не отражаются.
Кадастровая справка - систематизированный свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории, или их отдельных видах.
Кадастровый план земельного участка - это документ, содержащий сведения о количественных, качественных, оценочных характеристиках и правовом режиме земельного участка. КПЗУ подготавливается на бланках установленного образца и состоит из разделов, содержащих учтенное в ГЗК описание земельного участка.
Сравнительный анализ кадастрового плана земельного участка и кадастрового паспорта.