Предельные столбики и сигналы
СТАНЦИОННЫЕ ПУТИ И ГАБАРИТНЫЕ РАССТОЯНИЯ
Габариты
По железнодорожным путям обеспечивается движение поездов. Рядом с путями могут располагаться различные сооружения и устройства, могут работать люди. Для того, чтобы обеспечить безопасное движение поездов и безопасность людей, работающих на станциях и перегонах, подвижной состав: локомотивы и вагоны с грузами должны соответствовать строго определенным размерам. Сооружения и устройства, расположенные рядом с путями, должны находиться не ближе, не выше и не ниже, чем установлено определенными очертаниями — габаритами.
Различают габариты приближения строений и подвижного состава.
Габаритом приближения строений железных дорог называется предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств, за исключением частей устройств, непосредственно взаимодействующих с подвижным составом (контактные провода, вагонные замедлители в рабочем состоянии и др.). Государственным стандартом установлены габариты приближения строений С и Сп
Габарит С (рис. 2.1) распространяется на сооружения и устройства общей сети железных дорог, а также подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий.
Требованиям габарита Сп должны удовлетворять сооружения и устройства, находящиеся на территории и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, грузовых районов, складов, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий (в том числе предприятий ОАО «РЖД»).
Габариты С и Сп должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции железных дорог, подъездных путей, сооружений и устройств на них, электрификации и строительстве вторых путей.
-------- линия приближения пролетных строений мостов, конструктивных элементов
тоннелей, галерей, платформ, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также сооружений и
устройств, располагаемых на междупутьях станций; -о------ линия приближения всех
вновь строящихся сооружений и устройств, кроме расположенных на путях, элект
рификация которых исключена даже при электрификации данного участка, в том
числе 1-П-Ш — для перегонов и путей на станции (в пределах искусственных со
оружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава; 1а-Па-
-Ша — для остальных путей станции; -*—х- — линия приближения сооружений и
устройств для путей, электрификация которых исключена даже при электрифика
ции данной линии;----------- линии приближения сооружений и устройств, располо
женных с внешней стороны крайних путей перегонов и станций;------ — линия, выше
которой не должно возвышаться ни одно устройство, кроме инженерных сооружений, настилов переездов, механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ; — ■•■ — — линии приближения фундаментов зданий и опор, кабелей, трубопроводов и других не относящихся к пути сооружений на перегонах и станциях, за исключением устройств СЦБ в месте расположения сигнальных и трансляционных точек
........ только для сигнальных устройств;--------- •------- для выступающих частей: по
ручней, подлокотников, козырьков для стока воды, параванов и др. В открытом
положении параваны должны вписываться в очертание для сигнальных устройств
Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться подвижной состав, как в порожнем, так и в груженом состоянии, установленный на прямом горизонтальном пути.
На железных дорогах России применяются два габарита 1-ТиТ (рис. 2.2) для подвижного состава, допускаемого к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий.
Подвижной состав по габариту Т может пропускаться только по путям, сооружения и устройства которых, отвечают требованиям габарита прибли-жения строений С. Для подвижного состава, допускаемого к обращению, по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм, установлены габариты 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т, которые имеют уменьшенные размеры по сравнению с габаритом 1-Т.
Для грузов, находящихся на открытом подвижном составе установлен габарит погрузки — предельное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути. Для проверки правильности размещения грузов на открытом подвижном составе (платформе, полувагоне) в пределах этого габарита его пропускают через габаритные ворота на одном из станционных путей. Внутри ворот подвешены узкие планки, создающие контур предельного очертания погрузки, близкий к габариту 1-Т. Негабаритные грузы (выступающие за пределы этого очертания) могут перевозиться лишь с соблюдением особого порядка следования.
Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава, а также между габаритами подвижного состава на рядом расположенных путях допускает некоторые смещения, боковые колебания и наклоны подвижного состава при движении.
Размеры габаритов выражают в миллиметрах и отсчитывают от верха головки рельса и от оси пути. Нижняя часть габарита приближения строений С внутри колеи на расстоянии до 670 (672) мм от оси пути расположена на 50 мм выше уровня головок рельсов. Это необходимо для настила переездов, временного размещения внутри колеи новых рельсов, подлежащих укладке в путь и др. За пределами колеи на расстоянии 1745 мм от оси пути ничто не должно выступать за уровень головок рельсов. Расстояние от головки рельса до низа конструкций мостов и путепроводов на станции составляетх 6900—6750 мм, на перегонах — 6400—6250. Верхняя часть габарита для станций выше, чем для перегонов. Это вызвано тем, что контактный провод на станции для безопасного осмотра пантографа следует подвешивать на высоте 6250—6800 мм, на перегонах необходимость осмотра возникает редко, поэтому его можно снизить до 5750 мм.
Ступенчатое очертание нижней части габарита С на станциях объясняется тем, что на расстоянии 1745 мм от оси пути устраивают низкие пассажирские платформы высотой 150—200 мм; на расстоянии 1920 мм от оси пути располагают высокие пассажирские платформы высотой 1100 мм над головкой рельса. Все строения высотой от 1100 до 4300 мм (например мачты, столбы, светофоры, опоры контактной сети между путями) должны располагаться на расстоянии не менее 2450 мм от оси пути.
Штрихпунктирной линией на рис. 2.1 показано расположение зданий, сооружений и устройств (кроме мостов, тоннелей, галерей и платформ), расположенных с внешней стороны крайних путей перегонов и станций, а также у отдельно лежащих путей на станциях. Это расстояние составляет 3100 мм, в особо трудных условиях это расстояние до опор контактной сети, мачт светофоров может быть уменьшено до 2750 мм на перегонах и 2450 мм на станциях. Как видно из приведенных рис. 2.1 и 2.2, между очертаниями габарита С и Т имеется пространство, которое обеспечивает безопасность движения и людей и допускает смещение подвижного состава при движении, а также перевозку громоздких грузов, по своим размерам, выходящим за габарит подвижного состава.
Междупутья
Расстояние между осями двух смежных путей называется междупутьем. Основные размеры габаритов С, 1-Т и Т определяют междупутья. На перегонах двухпутных линий в прямых участках расстояние между осями путей должно быть равно 4100 мм, а на перегонах многопутных линий между вторым и третьим главным путем — 5000 мм.
На раздельных пунктах расстояние между осями смежных путей должно обеспечивать безопасность движения поездов, безопасность и удобства для работников станций, выполняющих операции и возможность размещения в некоторых случаях отдельных устройств: опор, платформ и др.
Эти расстояния различны в зависимости от назначения путей. Нормальные расстояния между осями главных, приемо-отправочных и сортировочных путей в прямых участках пути принимаются 5,30 м, а между вытяжным и смежным с ним путем — 6,50 м.
При переустройстве существующих станций в стесненных условиях допускается минимальное расстояние между осями приемо-отправочных и сортировочных путей — 4,80 м, для вытяжного — 5,30 м.
Для второстепенных станционных путей (пути отстоя подвижного состава, пути грузового района), нормальное расстояние — 4,80 м, минимальное — 4,50 м.
Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть допущено 3600 мм.
На участковых и других крупных станциях через каждые 8—10 путей предусматривается уширенное междупутье (не менее 6,50 м), в которых могут устанавливаться опоры контактной сети, устраиваются водоотводные лотки. Расстояния между осями путей на станциях приведены в Приложении Е.
Если между путями размещаются сигналы, опоры, пассажирские платформы и другие сооружения (рис. 2.3), то расстояния между осями путей определяется по формуле (2.1):
Стрелочные улицы
Стрелочной улицей называется путь, на котором последовательно уложены стрелочные переводы, для соединения группы параллельных путей.
Стрелочные улицы дают возможность принимать поезда с главного пути на любой путь парка станции, отправлять поезда с любого пути парка на главный путь, а также переставлять вагоны с одного пути на другой через вытяжной путь.
Конструкция стрелочной улицы определяет удобство работы и влияет на условия безопасности. От длины стрелочной улицы часто зависят необходимая длина площадки станции и строительные затраты.
В зависимости от конструкции различают стрелочные улицы:
- простейшие под углом крестовины;
- простейшие, расположенные на основном пути;
- стрелочные улицы под углом 2а и За;
- сокращенные стрелочные улицы;
- веерные стрелочные улицы.
В простейшей улице под углом крестовины а (рис. 2.9, а) определяют:
Принимая Е^ = Е1 , можно рассчитать координаты центров переводов и вершин углов поворота.
На второстепенных путях вне расположения главных путей укладывают веерные стрелочные улицы (рис. 2.12), в которых каждый последующий путь расположен под углом а к предыдущему.
2.5. Сплетение и совмещение путей
Совмещение путей колеи 1520 мм и узкой колеи 1000 мм на одном полотне (рис. 2.13, а) применяют иногда при подходе этих путей к общим складам, перегрузочным площадкам и т.д. для сокращения затрат на сооружение и содержание пути. При трехниточном совмещении применяется крестовина и один остряк.
Сплетение путей (рис. 2.13,6) устраивают, если на коротком участке двухпутной линии при ремонте искусственных сооружений (или значительных нарушениях земляного полотна) необходимо перейти на однопутное движение, не укладывая стрелочных переводов. Сплетение путей может применяться также для совмещения колеи 1520 мм и западноевропейской колеи 1435 мм.
Станционные пути
Пути, расположенные в границах раздельных пунктов, называются станционными (рис. 2.14). Они подразделяются на: главные, приемо-отправоч-ные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, ходовые, деповские, соединительные, специального назначения и прочие.
Главные пути на станциях — это непосредственное продолжение путей перегона. Они, как правило, не откланяются на стрелочных переводах и предназначены в основном для пропуска поездов без остановки.
Приемо-отправочные пути служат для приема, стоянки и отправления поездов.
Сортировочные пути служат для накопления и сортировки вагонов по пунктам погрузки-выгрузки и назначения следования, а также формирования из них поездов.
Погрузочно-выгрузочные пути используют для постановки вагонов под погрузку или выгрузку. Рядом с ними располагают склады общего пользования для кратковременного хранения грузов и склады, принадлежащие различным предприятиям.
На вытяжных путях сортируют вагоны, по ним переставляют вагоны и составы с одного пути на другой.
Деповские пути служат для перемещения и стоянки локомотивов и вагонов на территории локомотивного и вагонного хозяйства во время ремонта, экипировки и других операций.
К прочим путям относятся: соединительные, (соединяющие отдельные части станции между собой и с площадками, складами, путями ремонта), пути стоянки пожарных и восстановительных поездов, весовые и перегрузочные пути, ходовые пути для пропуска локомотивов из локомотивного хозяйства к приемо-отправочным путям.
Путями специального назначения служат предохранительные тупики, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов и улавливающие тупики — для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему. К путям специального назначения относят также подъездные пути предприятий.
На рис. 2.14 показана небольшая станция, имеющая пути:
-1 —главный;
- 2, 3, 4 — приемо-отправочные;
- 5 — вытяжной;
6 — выставочный;
- 7 — погрузочно-выгрузочный;
- 8 — улавливающий тупик;
- 9 — предохранительный тупик;
- 10 — подъездной путь.
Границами территории станций, разъездов, обгонных пунктов служат: на однопутных линиях — входные светофоры (см. рис. 2.14); на двухпутных линиях — с одной стороны входные светофоры, с другой — специальные сигнальные знаки, устанавливаемые на расстоянии не менее 50 м за последним выходным стрелочным переводом. Если стрелка последнего стрелочного перевода расположена со стороны станции, граница станции находится на расстоянии 50 м от предельного столбика.
2.7. Расположение станционных путей в плане и профиле 2.7.1. Расположение станционных путей в профиле
Участок профиля, где размещаются станция, разъезд или обгонный пункт, называется станционной площадкой. Можно выделить три варианта расположения станционной площадки в профиле (рис. 2.15). Расположение станционной площадки на возвышенности «на горбе» (рис. 2.15, а), обеспечивает благоприятные условия для замедления поездов на подходе к раздельному пункту, а также для разгона после остановки, безопасность одновременного приема на однопутных линиях, но при этом ухудшаются условия трогания поезда, задержанного перед входным сигналом.
Расположение станционной площадки в углублениях профиля «в яме» (рис 2.15, б) ухудшает условия разгона поездов после остановки и условия одновременного приема поездов на однопутных линиях, но устраняется опасность ухода вагонов с роликовыми подшипниками на перегон.
Расположение станционной площадки на уступе (рис. 2.15, в) занимает среднее положение по своим качествам между двумя предыдущими вариантами.
При трассировании линий в легких условиях площадки разъездов и обгонных пунктов по возможности следует располагать на возвышенностях, а перед входными сигналами желательно иметь участки (равные длине поезда) с уклоном, обеспечивающим трогание поезда с места.
станции, разъезды и ош онные пункты следует располагать на 1оризон-тальной площадке, т.к. в этом случае облегчаются условия трогания поездов с места в обоих направлениях, снижается опасность ухода вагонов от толчка при маневрах или под влиянием ветра.
В отдельных случаях для уменьшения объема земляных работ допускается расположение раздельных пунктов на уклонах не круче 1,5 %о, а в трудных условиях допускается увеличение уклонов до 2,5 %о (ПТЭ). На тех раздельных пунктах, где предусматривается производство маневров или отцепка локомотивов или вагонов от составов, профиль пути в пределах полезной длины должен исключать возможность ухода подвижного состава за пределы полезной длины. Для этой цели профиль приемо-отправочных путей в пределах полезной длины должен проектироваться вогнутого (ямообразного) очертания с одинаковыми отметками высот по концам полезной длины путей.
Разъезды и обгонные пункты полупродольного и продольного типа, а по согласованию с ОАО «РЖД» и промежуточные станции такого типа допускается располагать на уклоне не более 10 %о в пределах той части станционной площадки, где не предусматриваются маневры и отцепка локомотивов и вагонов от составов. При этом должны обеспечиваться условия удержания поездов установленной массы вспомогательными тормозами локомотивов, а также трогание с места этих поездов.
Пути у погрузочно-выгрузочных платформ и площадок, пути, предназначенные для стоянки составов и вагонов без локомотивов, а также пути стоянки и экипировки локомотивов должны располагаться на горизонтальных площадках.
Вытяжные пути за пределами стрелочной горловины станции следует располагать на горизонтальной площадке или на спуске (в сторону роспуска вагонов) не круче 2 %о, а в трудных условиях следует располагать на подъеме не круче 2 % в сторону обслуживаемых путей.
На промежуточных станциях продольный профиль вытяжных путей, используемых для работы сборных и вывозных поездов, в трудных условиях допускается проектировать в соответствии с продольным профилем смежного участка главного пути.
Расположение станционных путей в плане
Станции, разъезды и обгонные пункты, а также отдельные парки и вытяжные пути в плане следует располагать на прямых участках пути.
В трудных условиях допускается их размещать на кривых радиусом не менее:
- 2000 м — на скоростных линиях;
- 1500 м — на магистральных линиях I и II категорий;
- 1200 м — на линиях особогрузонапряженных, III и IV категорий.
В особо трудных топографических условиях допускается уменьшать радиус кривой до: 600 м на линиях особогрузонапряженных, III и IV категории;
- в горных условиях — до 500 м.
Если возникает необходимость устройства станции, разъезда или обгонного пункта с поперечным расположением путей на кривой, то это необходимо делать на кривой, направленной в одну сторону.
Станции, разъезды и обгонные пункты с продольным и полупродольным расположением путей допускается в трудных случаях располагать на обратных кривых. При этом пути каждого из направлений движения в пределах полезной длины следует располагать на кривых, обращенных в одну сторону.
Вытяжные пути располагать на обратных кривых не допускается. В исключительных случаях допускается сохранять обратные кривые на вытяжных путях при переустройстве станций. Во всех случаях при наличии обратных кривых должны быть обеспечены условия для безопасности маневровой работы.
Предельные столбики и сигналы