Вопрос 70. Арендная плата как форма платы за землю
Второй формой платы за использование земли является арендная плата, которая вносится арендаторами (субарендаторами) в соответствии с условиями договора аренды (субаренды).
Если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы определяется в договоре аренды сторонами самостоятельно, но с учетом обязательных правил, регулирующих порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения. В зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) – такие правила устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Указанные требования не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (они вправе определять условия договора самостоятельно).
Второй формой платы за землю является арендная плата. Порядок определения сроков, форм и размеров арендной платы между гражданами и юридическими лицами определяется в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ. Порядок расчета ставок арендной платы за участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; определяется соответствующими органами публичной власти. Здесь есть два принципиальных подхода.
Во-первых, размер арендной платы за земельные участки может определяться федеральным законом (п. 2 ст. 3 Вводного закона).
Во-вторых, размер арендной платы может определяться органами государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Например, в Волгоградской области постановлением Главы администрации от 06.12.2007 № 2033 утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
Размер арендной платы за земельные участки устанавливается в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков для соответствующего вида использования земель и не может быть меньше суммы земельного налога для данного земельного участка кроме следующих случаев:
применения при расчете арендной платы за такие земельные участки коэффициента категории арендатора;
для земельных участков категории земель населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных объектов промышленных предприятий, а также парниково-тепличных хозяйств, для которых размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с указанным Порядком, увеличится более чем на 20% по сравнению с размером арендной платы, установленным на 2008 г., — применяется коэффициент 1,2 к размеру арендной платы, действовавшему в 2008 г.;
для земельных участков, используемых для размещения бань, химчисток, прачечных, при условии предоставления арендаторами таких земельных участков льгот гражданам, нуждающимся в оказании мер социальной поддержки, по перечню, определяемому органами местного самоуправления, — размер арендной платы уменьшается на сумму таких услуг, но не ниже размера арендной платы по данному виду функционального использования действовавшего в 2007 г. При этом указанными арендаторами должен быть обеспечен раздельный учет доходов от оказания услуг, предоставляемых на общих основаниях и услуг, предоставляемых льготным категориям граждан.
Согласно ст. 62 Б К РФ в бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 80%; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, — по нормативу 80%.
В бюджеты городских округов также поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, .которые расположены в границах городских округов, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 50%; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, — по нормативу 100%; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, — по нормативу 50%; доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий, муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 100%.
В бюджеты муниципальных районов также поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.
В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 50%; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, — по нормативу 50%.
В бюджеты поселений также поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта РФ не установлено иное.