Платежи за землю: земельный налог и арендная плата

Согласно ст.32 Кодекса о земле пользование земельными участками является платным.

За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством.

За пользование земельными участками, предоставленными в аренду, уплачивается арендная плата.

Размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Представляется наиболее важным уделить внимание земельному налогу, так как вопросы исчисления арендной платы были упомянуты в рамках аренды земли.

В соответствии со ст.3-6 закона Республики Беларусь «О платежах за землю» земельный налог является формой платы за землю, которая взимается ежегодно со всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование или в собственность.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Статьей 20 Закона о платежах за землю определено, что основаниями для исчисления и уплаты земельного налога помимо государственного акта на земельный участок, удостоверения на право пользования земельным участком, договора аренды земельного участка, решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка являются также сведения о наличии и качественном состоянии земель, предоставляемые ежегодно налоговым органам соответствующими землеустроительными и геодезическими службами. Учет плательщиков и земельных участков, а также исчисление земельного налога физическим лицам производится инспекциями Министерства по налогам и сборам совместно с органами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь на 1 января каждого года. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка.

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Земельный налог уплачивается землевладельцами, землепользователями и собственниками земли - физическими лицами не позднее 15 ноября, а юридическими лицами в течение года равными частями не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября.

При прекращении права владения (пользования) или права собственности земельный налог уплачивается за фактический период пользования земельным участком. В случае добровольного отказа от земельного участка, предоставленного для выращивания сельскохозяйственной продукции, в период после 1 мая землевладелец или землепользователь уплачивает налог за весь год.

Земельным налогом облагаются следующие категории земель:

1)сельскохозяйственного назначения

2)населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

3)промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения

4) лесного фонда (используемые для сельскохозяйственных целей, а также земли, занятые зданиями, сооружениями и другими объектами промышленного назначения органов лесного хозяйства)

5) водного фонда (предоставленные для сельскохозяйственных целей и другой хозяйственной деятельности).

Плата не взимается за земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства.

От платы за землю освобождаются заповедники, ботанические сады, национальные и дендрологические парки, кроме входящих в их состав земель сельскохозяйственного назначения.

Земельным налогом не облагаются земли запаса, кладбища, земельные участки, предоставленные организациям, финансируемым из бюджета, земли общего пользования населенных пунктов, а также занятые автомобильными дорогами общего пользования за пределами населенных пунктов, крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3 лет с момента их регистрации, земли аэроклубов, содержащихся за счет средств республиканского и местного бюджетов и т.д.

Кроме того, говоря об освобождении некоторых земельных участков от налогообложения, необходимо знать и о льготах в отношении граждан. Все ли землевладельцы и собственники земельных участков обязаны уплачивать земельный налог? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 19 Закона «О платежах за землю». Независимо от наличия трудоспособных, совместно проживающих или числящихся по данным похозяйственного учета и домовых книг, от платы за землю освобождаются участники Великой Отечественной войны. Такое же право предоставлено и некоторым другим категориям граждан, имеющим удостоверение (свидетельство) единого образца. Среди них инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, ставшие инвалидами из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении воинской службы, военнослужащие, уволенные в запас, кто принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана, бывшие узники фашистских концлагере, инвалиды с детства из-за полученных во время Великой Отечественной войны увечий, контузий или ранений.

Освобождаются от уплаты земельного налога люди, вышедшие на пенсию по возрасту, досрочно, инвалиды 1 и 2 групп и другие нетрудоспособные. Но при условии, что вместе не проживают и не прописаны трудоспособные люди (исключение составляют проживающие и работающие в сельской местности, военнослужащие срочной службы и отбывающие наказание в местах лишения свободы).

От уплаты земельного налога независимо от наличия трудоспособных, совместно проживающих или прописанных с хозяевами освобождаются граждане, которым предоставлены земельные участки не по месту проживания для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, дачного и гаражного строительства, садоводства и огородничества.

Льгота предоставляется и многодетным семьям независимо от места расположения участки и наличия трудоспособных лиц.

Гражданин, получивший земельный участок, расположенный на трудонедостающих территориях, освобождается от уплаты налогов первые три года после предоставления ему земли.

Земельный налог не взыскивается первые три года с переселенцев, т.е. переехавшим безработным по направлению из других населенных пунктов. Первые три года после принятия решения о предоставлении земель на чистых территориях лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, освобождаются от уплаты земельного налога. Работающие и проживающие в населенных пунктах, пострадавших от радиации, также имеют право не платить земельный налог. От платы за землю освобождаются также военнослужащие срочной службы.

Все вышеперечисленные лица имеют право на льготу не только по уплате земельного налога, но и при внесении арендной платы.

Если объекты обложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется расчет налога за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.

При утрате в течение года права на льготу по земельному налогу начисление и уплата налога производятся начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

При возникновении в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от его уплаты начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя это право возникло и по истечении последнего срока уплаты.

При прекращении права пользования или права собственности на земельный участок земельный налог уплачивается за фактический период пользования земельным участком, включая месяц, в котором прекращено право пользования или собственности. В случае добровольного отказа от земельного участка, предоставленного для выращивания сельскохозяйственной продукции, в период после 1 мая землевладелец или землепользователь уплачивает налог за весь год.

Контроль за соблюдением порядка исчисления и полнотой и своевременностью уплаты земельного налога и арендной платы за землю осуществляется налоговыми органами.

Плательщики земельного налога и арендной платы несут ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность его уплаты в бюджет в соответствии с законодательством.

За невнесение земельного налога в течение двух лет подряд, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды, прекращается право владения и право пользования земельным участком в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь о земле.

УМ-5. Тема 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

1. Понятие, отличительные черты управления земельными ресурсами Под государственным управлением земельными ресурсами понимается целенаправленная деятельность государственных органов по организации использования земель и их охране.

За последние годы в научной литературе появилось много различных понятий, связанных с управлением землей, такие как «управление земельными ресурсами», «управление земельными отношениями», «регулирование земельных отношений».

Юристы Н.И. Краснов, B.C. Шелестов и другие рассматривают управление как «правовую деятельность государства». Однако, Р.Т. Нагаев отмечает, что такая трактовка сужает социально-экономическую сущность управления земельными ресурсами, сводя ее лишь к правовому регулированию земельных отношений.

С точки зрения А.А. Варламова, «механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально-справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков...»[2].

Как известно, регулирование - это норма, правила, процедуры поддержания постоянства некоторой регулируемой величины. В области использования и охраны земель регулирование земельных отношений осуществляется путем исполнения нормативных актов, положений, рекомендаций, экономической политики и т.д. Следует отметить, что регулирование является только одной из функций управления земельными ресурсами, куда также включаются стратегическое планирование землепользования, мотивация рационального землепользования, организация органов управления земельными ресурсами и обеспечение их деятельности в области мониторинга земель и земельного кадастра, контроль.

Все вышесказанное доказывает, что управление земельными ресурсами является более широким понятием, чем правовая деятельность государства и регулирование земельных отношений. Р.Т. Нагаев дает более многогранное определение. Он считает, что управление земельными ресурсами «заключается в целенаправленной, сознательной и планомерной деятельности органов управления земельными ресурсами, направленной на поддержание или улучшение рационального использования земельных ресурсов, реализацию экономических законов и закономерностей, обусловленных особенностями функционирования земли как ресурса, объекта недвижимости и объекта управления»[3].

Управление земельными ресурсами можно определить как создание условий для эффективного, рационального и разумного использования земли через построение системы земельных отношений, которые соответствуют как господствующей форме собственности, так и сложившимся представлениям о принципах сочетания интересов всего общества и отдельных государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

- наделение органов управления политическими и организационными регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие страны, регионов и общества;

- обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на основе преобразования структуры отношений и форм собственности;

- обеспечение целенаправленности социально-экономического развития страны, регионов, областей образований и сообществ

- регулирование государственными актами экономической и экологической деятельности субъектов земельных отношений;

- обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений; ;

- формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

- улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

- создание правовых, экономических и организационных предпосылок различных форм хозяйствования на земле землепользователей.

Действовавшая в бывшем СССР система земельных отношений, основанная на монополии государства, успешно решала вопрос об эффективном распределении земельных участков между всеми секторами экономики. Развитие рыночных отношений в сфере землепользования принципиально изменило ситуацию. Земля сегодня становится самостоятельным фактором экономического роста. Актуальной задачей становится создание адекватной системы управления земельными отношениями. В условиях разнообразия форм землепользования данная задача конкретизируется в переходе от административных мер, как основного метода управления государством своей собственностью, к созданию возможностей самостоятельной реализации своих прав всеми субъектами земельных отношений.

Управление определяют и как «непосредственное заведывание землей». Оно осуществляется специально уполномоченными органами, в основе правоохранительной деятельности которых лежит государственное принуждение.

Управление земельным фондом имеет свой особый объект – землю и деятельность субъектов в сфере землевладения, землепользования и охраны земель.

Кодекс о земле 2008г. вводит в оборот понятие земельные ресурсы, под которым понимаются земли, земельные участки, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной или иной деятельности

К специфическим особенностям земельных ресурсов относится также и качество их «многослойности», которое часто игнорируется из-за сугубо «плоскостного» представления о земле. В действительности, земля, как ресурс это не только поверхность, но и ее недра и пространство над ней. Как юридическое понятие, земля может выступать в качестве трехмерного объекта, когда положение участков определяется естественными или воображаемыми точками, установленными относительно земной поверхности; права на пространство и на любое материальное содержание в их рамках выделены в особый правовой статус. Такой подход делает возможным деление земли на вертикальные зоны. Одно лицо может владеть поверхностью, другое всем находящимся под ней на какую-то глубину; третье - будет использовать пространство над землей до какой-то высоты; четвертое и последующие слоями над установленной высотой и глубиной. Такой вертикальный разрез многократно повышает общественное значение земельных ресурсов.

Экономические преобразования в Беларуси во многом определили роль и значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природное тело и др.) стала объектом рыночных правоотношений и объектом недвижимости. Поэтому система управления земельными ресурсами страны, ее регионов и должна учитывать правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия государства, общества и отдельного человека. Для этого необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование теоретических и методических положений управления земельными ресурсами на любых административно-территориальных уровнях, позволяющие увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие областей (особенно городов), регионов и страны, создать эффективную систему обеспечения гарантий прав для субъектов земельных отношений.

Наши рекомендации