Право собственности на землю и право территориального верховенства
Если право собственности представляет собой частно-правовую характеристику земельных участков, то с точки зрения публично-правовых властных полномочий государства, государственная территория определяется с помощью понятия территориальное верховенство.
Верховенство государства на своей территории (территориальное верховенство) означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории. Государство обладает полновластием, полнотой публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. Отдельные изъятия из такого полновластия (установление иммунитета от юрисдикции государства) возможны лишь при условии согласия на то и соответствующего волеизъявления данного государства. Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории.
Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе.
Верховенство государства выражается также в том, что только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение.
В юридической литературе, на различных этапах правовой мысли предпринимались неоднократные попытки отождествить понятия “государственная территория” и “земля” либо провести четкий водораздел между ними. Так, старейшая теория, объясняющая правовую природу государственной территории, основана на признании земельного участка объектом частной собственности. При этом государство, в которое входят соответствующие земельные участки, в своих границах обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно (право) имеет преимущественную силу перед правами частных земельных собственников.
Данная теория со временем изжила себя, особенно в связи с появлением таких видов территории, как водное и воздушное пространства, материальные субстанции которых – вода и атмосферный воздух – по своей природе, текучести, не могут быть объектом права собственности.
Другая теория – теория компетенции(или предела) – связана , прежде всего с именем Г.Кельзена. Согласно данной теории, под территорией понимается сфера валидатарности (юридической действенности) национального юридического порядка, сфера, в пределах которой, согласно общему международному праву, органы, определенные национальным юридическим порядком, уполномочены осуществлять этот порядок. Иными словами, это абстрактное пространство, границы которого определяются пределом действия твердо установленного национального правопорядка.
Наибольшим признанием пользуется обоснованная в прошлом веке украинским юристом В.А. Незабитовским третья теория – пространственная, в соответствии с которой территория государства представляет собой сферу его властвования, территориального верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех пределах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных участков, входящих в состав данного государства как страны в целом. Данная теория не исключает оценки территории не только как пространства осуществления государственной власти, но и как особого вида материального достояния.
Вопрос 20. Право частной собственности на землю. Субъекты, объекты и содержание частной собственности на землю.
Частная собственность на землю— это любое земельное имущество граждан и юридических лиц, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (земли, изъятые из гражданского оборота).
Право частной собственности на землю имеет отличительные особенности:
- количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничены, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных гражданским законодательством;
- коммерческие и некоммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного этими лицами на иных основаниях;
- общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды могут быть собственниками приобретенного имущества и использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность другим собственникам. При ликвидации такой организации ее имущество используется в целях, указанных в ее учредительных документах.
Земельные участки могут быть переданы в собственность какого-либо юридического лица (хозяйственного общества, товарищества, производственного кооператива) в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами) или приобретены этим юридическим лицом на иных основаниях.
Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не имеют права обладать только земельными участками, находящимися на приграничных территориях. Перечень таких участков устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, а также лица без гражданства могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды.
Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.
Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:
– право частной собственности физических лиц;
– право частной собственности юридических лиц.
Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые, фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в поселениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК РФ).
Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).
Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок – купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации). Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.
Вопрос 21. Право государственной собственности на землю. Субъекты, объекты и содержание государственной собственности на землю.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
– федеральной собственности;
– собственности субъектов РФ (т.н. субъектной).
Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК).
Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида собственности:
– государственную,
– федеральную собственность на землю,
– также собственность субъектов РФ.
На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока государственная собственность не разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграниченной) собственности с особым правовым режимом.
Предусмотрено, что управлениефедеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.
Государственная собственность на землю включает:
1. земельные участки, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности;
2. земельные участки, принадлежащие субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам на правах собственности.
Следующие виды участков земель могут находиться в государственной собственности:
1. земли лесного фонда, особо охраняемых природных территорий федерального значения;
2. водного фонда или занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, обороны и безопасности;
3. земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения.
Земли, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться:
1. гражданам и юридическим лицам в собственность за плату;
2. гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, а также в безвозмездное срочное пользование.
Вопрос 22. Право муниципальной собственности на землю. Субъекты, объекты и содержание муниципальной собственности на землю.
Согласно ГК РФ муниципальная собственность на землю— это имущество, принадлежащее муниципальным образованиям, а также городским и сельским поселениям на правах собственности.
Муниципальная собственность на землю не является государственной.
Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Состав территорий муниципальных образований, городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и др. устанавливается в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, а также с учетом исторических и иных местных традиций.
Территорию муниципального образования составляют городские и сельские поселения, а также прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.
Российская Федерация или ее субъекты наделены правом передавать находящиеся в их собственности земельные участки в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития, в том числе из числа земель, находящихся за пределами границ муниципальных образований.
Средства местного бюджета или иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, входят в состав муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных законом.
Земельные участки из муниципальной собственности предоставляются двумя путями:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Для жилищного строительства земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Право муниципальной собственности на землю– правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.
Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).
В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектовРФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.
Основное назначение муниципальных земель– обеспечение проживания, работы и отдыха населения.