Способы обеспечения исполнения обязательств. Залог недвижимости (ипотека) как способ обеспечения исполнения обязательств. (Вопрос 40)
(ГК РФ, ЗК Рф, Закона об ипотеке)
Обеспечение обязательств – способы воздействия на должника в целях надлежащего исполнения обязательства и снижения негативных последствий его неисполнения. В ГК РФ названо шесть способов обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества, поручительство, независимая гарантия, задаток (п.1 ст. 329). Этот перечень не является исчерпывающим.
Неустойка- определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ).
Удержание состоит в праве кредитора, у которого находится вещь другого лица, удерживать эту вещь в своем владении до тех пор, пока это лицо (должник) не погасит связанные с данной вещью платежи.
Поручительство - договор, в силу которого одно лицо (поручитель) обязывается перед другим лицом (кредитором) отвечать за исполнение третьим лицом – должником– его обязательства полностью или в части (ст. 361 ГК РФ).
В силу независимой гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).
Залог – обеспечение обязательства, неисполнение которого влечет за собой право залогодержателя реализовать заложенное имущество и компенсировать из его стоимости убытки.(ст. 336 ГК РФ).
В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Законом предусмотрено, удовлетворение требования залогодержателя путем передачи предмета залога (оставления у залогодержателя).(ст. 334 ГК РФ).
Не может быть предметом залога имущество, изъятое из оборота, например земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности строениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ (п. 4 ст. 27 ЗК). Залог отдельных видов имущества может быть запрещен или ограничен законом. Таковым, в частности, является имущество богослужебного назначения (п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести); земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (ст. 63 Закона об ипотеке).
При залоге недвижимости залогодатель всегда сохраняет право пользования заложенным недвижимым имуществом в соответствии с его назначением.
Недвижимые вещи могут быть предметом залога, если права на них зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По правилам, установленным для ипотеки недвижимого имущества, в залог могут передаваться права арендатора (право аренды) недвижимости и права требования участника долевого строительства (п. 5 ст. 5 Закона об ипотеке). Залог отдельных видов недвижимого имущества имеет свои особенности, отраженные в специальных нормах ст. 62-78 Закона об ипотеке.
Часть неделимой вещи как часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения (ст. 133 ГК), не может быть предметом залога. Если вещь является неделимой, то предметом залога может быть не реальная часть неделимой вещи, а доля в праве собственности на нее.
Залог земельных участков возможен только с одновременным залогом находящихся и возводимых на этом участке зданий и сооружений, принадлежащих собственнику земельного участка (102-ФЗ).
Залог подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет, залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (ст. 62 Закона об ипотеке).
При отчуждении недвижимого имущества, заложенного по договору об ипотеке без согласия залогодержателя или с иным нарушением требований закона или условий договора об ипотеке, залогодержатель вправе по своему выбору потребовать
-либо признания недействительной сделки по отчуждению заложенного имущества и применения последствий, предусмотренных ст. 167 ГК,
-либо досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства и обращения взыскания на заложенное имущество независимо от того, кому оно принадлежит (ст. 39 Закона об ипотеке).
Если заложенное имущество отчуждено с нарушением требований закона или условий договора об ипотеке залогодателем, не являющимся должником по обязательству, обеспеченному ипотекой, то в этом случае наряду с должником по обеспеченному ипотекой обязательству солидарную ответственность несут как приобретатель имущества, так и прежний залогодатель.
В процессе реализации залогового правоотношения предмет залога может быть заменен с согласия залогодержателя, если законом или договором не предусмотрено иное. Права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке, а также по ипотеке, возникающей в силу закона, могут быть удостоверены закладной (п. 1 ст. 13 Закона об ипотеке), которая является именной ценной бумагой.
Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на искусственно созданный земельный участок. Государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах. (Вопрос 134)
Регламентируется законом Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.22.3№122-фз
Данным Федеральным законом регулируются отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений либо их комплексного освоения в целях строительства.
Законом определяется, что искусственно созданный земельный участок – это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части «путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий». После ввода его в эксплуатацию он признается земельным участком. Для возможности государственной регистрации таких объектов Закон о регистрации дополнен статьей:
Статья 22.3. Особенности государственной регистрации права собственности на искусственно созданный земельный участок
1. Право собственности на искусственно созданный земельный участок регистрируется на основании решения о создании искусственного земельного участка и разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию, а также договора о создании искусственного земельного участка в случае, если на искусственно созданный земельный участок возникает право общей долевой собственности.
2. В случае, если в представленном в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи разрешении на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию одновременно предусмотрен ввод расположенного на нем объекта капитального строительства в эксплуатацию, государственная регистрация права собственности на указанный объект капитального строительства осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на искусственно созданный земельный участок. Отсутствие данного закона тормозило реализацию ряда проектов по созданию искусственных островов на территории Краснодарского края, в частности вдоль побережья города Сочи .
Такие земли могут находиться в собственности:
– Российской Федерации, в случае если участок создан за счет средств федерального бюджета. Если создание искусственного земельного участка осуществлено в соответствии с решением о создании или расширении морского порта на основании концессионного соглашения;
– субъекта Российской Федерации, в случае если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств бюджета субъекта РФ;
– муниципального образования, в случае если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств местного бюджета;
– физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица, в случае если создание искусственного земельного участка осуществлено такими лицами на основании заключенного с ними договора о создании искусственного земельного участка, за исключением случаев, если он создан на основании концессионного соглашения.
Письмо Елизаровой к вопросу №137
ПИСЬМО от 24 июля 2014 г. N 14-исх/08366-ГЕ/14 О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копию ответа Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432 на обращение по вопросу обеспечения внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости, входящих в состав объекта транспортной инфраструктуры "автомобильная дорога", и последующей регистрации права на такие объекты недвижимости, в случае, если часть документации об автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, в том числе необходимая в соответствии с установленными требованиями для подготовки технических планов сооружения, безвозвратно утрачена.
Заместитель руководителя Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 11 июля 2014 г. N Д23и-2432
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) в связи с вступлением в силу с 30 июня 2014 г. изменений форм и требований к подготовке технического плана сооружения и декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказами Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. N 88 и от 31 декабря 2013 г. N 805 соответственно, в дополнение к письму Минэкономразвития России от 20.11.2013 N Д23и-5532 на обращение сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно указанным выше изменениям с 30 июня 2014 года:
сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта сооружения;
если в соответствии с ранее действовавшим законодательством в области градостроительной деятельности разрешения на ввод в эксплуатацию линейного сооружения выдавались органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено линейное сооружение, в состав приложения к техническому плану включаются копии всех разрешений на ввод в эксплуатацию линейного сооружения;
если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию, изготовление проектной документации и технический паспорт объекта недвижимости не изготовлялся до 1 января 2013 г., сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре (пункт 4 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N 693 в редакции приказа Минэкономразвития России от 25 февраля 2014 г. N 88, далее - Требования приказа N 693);
декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы не требуются в установленных законодательством в области градостроительной деятельности случаях) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. (пункт 4 Требований Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 628 в редакции приказа Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 г. N 805 (далее - Требования приказа N 628).
Согласно ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 117-ФЗ Гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
Признаки ГС, права на которые подлежат гос. регистрации в ЕГРП: ГС обязательно должно располагаться на водном объекте, должно иметь прочную связь с землей. ГС обязательно должно находиться во взаимодействии с водным объектом, либо в его пределах, располагаться может как под водой, так и над ее поверхностью
Гос. регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, проводится в соотв. со ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "
п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ " право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. п1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, который подтверждающим факт создания ОН, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом основанием для гос регистрации прав на созданное гидротехническое сооружение является документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимости (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
В соответствии с п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется гос регистрация прав на гидротех. и иные сооружения, расположенные на водных объектах,явлются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений. -Договор водопользования.(cт 12 водного кодекса) признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. В соотв.со ст 13 Водного кодекса, к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Понятие, сущность и назначение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Источники правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (Вопрос 81)
(ст. 2, 4, №122-Фз) и (ст. 130,131,132, 164 ГКРФ)
ГРПНИС- юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на НИ в соответ. с ГКРФ.
Гос. регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Назначение: придать открытость (прозрачность) правам на НИ, а также информации об этих правах;- ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом прав на него) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан и ЮЛ;- внести единообразие в процедуру регистрации прав на всей территории РФ.
ГРПНИС носит публичный характер. Наличие гос.рег. создает презумпцию законности прав на НИ для правообладателя. В подавляющем большинстве случаев гос.рег. имеет по отношению к регистрируемому праву правообразующее (правоустанавливающее) значение. Это означает, что именно с гос. регистрацией закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимость. Только в отдельных случаях возникновение вещного права на НИ связывается не с моментом гос.рег., а с моментом, прямо указанным в законе.
Так, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента гос.рег. права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит гос.рег. (ст. 1152 ГК РФ).
Обязательность: ст. 4 закона о регистрации: Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
2. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие ФЗ 122 от 21.07.1997г.
Статья 3. Правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав).
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Государственная регистрация прав на предназначенные для строительства олимпийских объектов земельные участки, расположенные на них объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также государственная регистрация прав на олимпийские объекты и сделок с ними осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не определено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(п. 3 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 101-ФЗ)
Билет №14