Производственная и организационная структура
Структура–устройство какой-либо системы,строение предпри-ятия, организации, аппарата управления; состав и соотношение внут-ренних звеньев организации, т. е. отделов, служб, цехов, лабораторий и других подразделений, составляющих единый хозяйственный объект.
Общая структура–комплекс производственных подразделе-ний, обслуживающих работников, организационных звеньев управле-ния; их количество, взаимосвязи и соотношения зависят от размера производственных площадей, численности работников, пропускной способности (производственной мощности).
Производственная структура–совокупность основных,вспомо-гательных, обслуживающих производств, производственных предпри-ятий, а также участки, хозяйства, отделы, службы, входящие в их состав.
Производственная структура ДСО показана на рис. 3.3.
До 80 % общего объёма дорожно-строительных материалов вы-пускается производственными предприятиями, которые находятся на балансе ДСО. Они осуществляют выпуск бетонных и битумомине-ральных смесей, конструкций из сборного железобетона и дерева, фракционирование щебня, гравия и песка, переработку шлаков и от-ходов горнорудной и металлургической промышленности.
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
Дорожно-строительная организация
Организации, участки, | Предприятия, цеха, служ- | |
бригады, звенья | бы, выполняющие вспо- | |
могательные работы | ||
Строительно- | Ремонтно- | |
монтажные | ||
механические | ||
Заготовительные | Складские | |
Транспортные | Полевые парки- | |
Специализированные | стоянки автотранс- | |
портных средств и | ||
дорожных машин |
Предприятия, хозяйства, службы, выполняющие обслуживающие работы
Снабжающие паром, водой, энергией, сжатым воздухом
Обеспечивающие технику безопасности и охрану труда
Контролирующие качество работ
Рис. 3.3
Строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог обеспечиваются материалами и конструкциями главным образом за счёт своей собственной производственной базы, которая включает фирмы различного назначения: производственные, вспомогательные и обслуживающие.
Производственная базапредприятий дорожной отрасли пред-ставлена на рис. 3.4.
Организационная структурадорожного предприятия представ-ляет собой организационную форму, в которой реализуется процесс управления строительным производством. Она определяет взаимодей-ствие элементов подсистемы управления (подразделений аппарата управления, отделов, служб, отдельных должностных лиц), их взаимо-зависимости и взаимосвязи; базируется на формальных взаимоотноше-ниях её членов; содержит информацию о природе функционирования организации, демонстрирующей управленческую иерархию (число уровней управления и количество элементов на каждом уровне); уста-навливает, кто перед кем отчитывается, кто за что отвечает; показывает основные виды разделения труда, возможность его специализации.
Дорожные организации имеют множество модификаций в зави-симости от объёмов выполняемых работ, территориальной рассредо-точенности объектов строительства.
Они классифицируются следующим образом:
по характеру договорных отношений –на генподрядные и суб-
подрядные;
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
по виду выполняемых работ –на специализированные,строи-тельно-монтажные, ремонтно-строительные, эксплуатационные.
Организациякак логический процесс позволяет преобразоватьидею (план) в реальность; показывает, каков должен быть результат действий коллектива, каким образом люди должны действовать, к кому обращаться, когда возникнет проблема. Дублирование должно быть сведено к минимуму. Организация как процесс предусматривает взаи-модействие людей для достижения общей цели. Это подразумевает:
разделение труда (работники имеют разные возможности и тру-довые навыки, а потому необходима такая организация, в условиях которой разные работы выполнялись бы наиболее квалифицирован-ными и подготовленными специалистами);
определенное число людей, которым необходимо объединить усилия для достижения того, чего ни один из них не может добиться в одиночку;
использование умений и опыта каждого с целью наибольшей пользы для организации;
единство цели, которой подчинены в равной степени и идеи, и решения, и люди.
Производственная база ДСО
Производственные предприятия | Вспомогательные предприятия | ||||
Асфальтобетонные заводы | |||||
Ремонтно-механические мастерские | |||||
Цементобетонные заводы | технического обслуживания и текущего | ||||
ремонта автотранспортных средств, | |||||
Заводы железобетонных конструкций | |||||
машин, механизмов, оборудования | |||||
Битумные и эмульсионные базы | Парки-стоянки автотранспортных | ||||
средств, машин, механизмов | |||||
Карьеры каменных материалов | |||||
Склады сырья, материалов, готовых изде- | |||||
Лесозаготовительные базы | |||||
лий, деталей, конструкций, инструментов, | |||||
Камнедробильные заводы | |||||
инвентаря, запасных частей | |||||
Обслуживающие (подсобные) предприятия
Предприятия, снабжающие основное произ-водство паром, энергией, сжатым воздухом, водой, теплом; службы, контролирующие качество СМР, отвечающие за охрану труда, технику безопасности, санитарное состояние
Подразделения, обслуживающие работни-ков ДСО: здравпункты, библиотеки, бу-феты, ЖКХ, столовые, детские сады и яс-ли, санатории, профилактории, дома и ба-зы отдыха, стадионы, бассейны, бани
Рис. 3.4
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
Организационная структурауправления,присущая любойфирме, компании, предприятию (независимо от их масштабов, форм собственности, видов выполняемых работ):
по горизонтали –это звенья,т.е.организационно и функцио-нально обособленные подразделения, отделы, службы или узкие спе-циалисты;
по вертикали –это ступени,т.е.управленческие структуры орга-низационно объединённых звеньев одного уровня (ДСО, ДРСУ, ДЭУ).
Организационная структуракак упорядоченная совокупностьслужб, отделов и подразделений, управляющих деятельностью дорожной организации, с их взаимосвязями и соподчинением показана на рис. 3.5.
Органы управления по положению в структуре управления делят-ся на вышестоящие, нижестоящие и равноправные. Связи между эле-ментами структуры (работниками и органами) могут быть вертикаль-ными (руководство и подчинение)и горизонтальными (кооперацияравноправных элементов). В свою очередь, вертикальные связи могут быть линейными (обязательное подчинение по всем вопросам управле-ния) и функциональными (подчинение по определённым функциям).
Линейные руководители(мастера,прорабы,начальники участков
и ДСО) осуществляют общее руководство деятельностью соответст-вующей организационной структуры, во главе которой они находятся.
Функциональный персоналспособствует реализации процессауправления, обеспечивает систематизацию и подготовку необходи-мых данных в определённых сферах управленческой деятельности, осуществляет информационную взаимосвязь по горизонтали и верти-кали структуры управления по всем вопросам, связанным с выполне-нием соответствующих функций.
Наиболее целесообразной организационной структурой ДСО является трёхуровневая система управления.Управление финан-
совой, производственной и хозяйственной деятельностью осуществ-ляют руководители, функциональный и линейный персонал. В данной структуре используют знания и опыт ведущих специалистов, что по-вышает эффективность и оперативность управления. Однако такая структура нарушает принципы единоначалия, единство распоряди-тельства и ответственности за работу, ведёт к двойному подчинению, затрудняет координацию работ из-за усложнения согласованности распоряжений и очерёдности их выполнения. Планирование работ
и контроль их выполнения осуществляется по вертикали, т. е. от ру-ководителя к производственным подразделениям.
На уровне генподрядчика | Генеральный директор | Глава 3. | Основы управленияИнформационныйдорожнымстроительствомцентр |
(директор) | |||
Юридический отдел | Отдел бизнес-планирования |
Руководство (I уровень)
Аппарат
управления (II уровень)
Главный инженер (первый
заместитель)
Отдел главных специалистов
Производственно-технический отдел
Отдел по технике безопасности и охране труда
Компьютерный
отдел
Заместитель | Заместитель | Заместитель директора | Заместитель | ||||||||||||||||||||||
директора | директора | по административно- | директора по управ- | ||||||||||||||||||||||
по производству | по экономике | хозяйственным вопросам | лению качеством | ||||||||||||||||||||||
Отдел | |||||||||||||||||||||||||
Отдел подготовки | Бухгалтерия | Отдел | |||||||||||||||||||||||
по управлению | |||||||||||||||||||||||||
производства | кадров | ||||||||||||||||||||||||
качеством | |||||||||||||||||||||||||
Производственная | Финансово- | ||||||||||||||||||||||||
Центральная | |||||||||||||||||||||||||
база | экономический | Хозяйствен- | |||||||||||||||||||||||
строительная | |||||||||||||||||||||||||
отдел | ный отдел | ||||||||||||||||||||||||
лаборатория | |||||||||||||||||||||||||
Отдел | |||||||||||||||||||||||||
снабжения | Сметный | ||||||||||||||||||||||||
отдел | Отдел социального | ||||||||||||||||||||||||
развития коллектива | |||||||||||||||||||||||||
Транспортный | |||||||||||||||||||||||||
отдел | |||||||||||||||||||||||||
Линейные инженерно-технические работники, | |||||||||||||
инженер по качеству, главный инженер проекта | |||||||||||||
На уровне | Дорожные организации | ||||||||||||
(строительные, ремонтные, эксплуатирующие) | |||||||||||||
подрядчика | |||||||||||||
и их подразделения: производственные, | |||||||||||||
(III уровень) | |||||||||||||
Участки | Бригады | Звенья | |||||||||||
вспомогательные, обслуживающие, прочие | |||||||||||||
Рис. 3.5
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
Принципы эффективного управления:
разделение труда, определение и распределение функций; ограничение числа подчиненных; ступенчатость управления; ответственность руководителей; единство управления и подчинения;
равновесие централизации и децентрализации; эффективность, гибкость, непрерывность и удобство управления.
Контроль качества автомобильных дорог в настоящее время осуществляется на уровне инвестора, заказчика и подрядчика.
Заказчик (инвестор) – Росавтодор–по утверждённым графиками на основании заключённых договоров осуществляет инспекционный контроль за деятельностью заказчика, которым является КрУДор.
Ведомственный контрольсо стороны инвестора проводится егосотрудниками и службами Центродорконтроля, выполняющими основ-ной оперативный инспекционный контроль и внеплановые проверки, привлечёнными специализированными фирмами, которые контролируют качество, начиная с анализа рабочей документации, т. е. первоисточника обеспечения потребительских свойств продукции, и заканчивая после-дующим контролем технологических процессов, поставок материалов.
КрУДор осуществляет технический контроль в соответствии с ВСН 19-89. Технический контроль ведётся службой инженеров технического надзора заказчика, а также проектными фирмами, кото-рые выполняют авторский надзор, носящий выборочный характер.
Текущее регулирование качестваСМР осуществляется науровне подрядчика. В настоящее время дорожному строительству присущи черты промышленного производства, функционирующего в условиях рынка.
Типы организационных структур управления предприятием:
линейные; функциональные; линейно-функциональные; линейно-штабные, штабные; комбинированные и др.
Линейные структурывыражают иерархические связи междувышестоящими и подчиненными подразделениями, которые способ-ствуют выполнению основных целей организации. К ним наиболее близка структура небольших строительных участков. Как правило, это многоступенчатая структура, она эффективна в том случае, когда
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
число задач невелико, а задачи эти несложные и могут быть решены в ближайшей вышестоящей инстанции (например, начальником управления). Линейная структура управления показана на рис. 3.6.
Достоинствалинейных структур управления:непосредственное воздействие руководителя на управляемое звено; единство распорядительства; согласованность управленческих воздействий;
чёткое распределение обязанностей и полномочий; строго вертикальное направление обмена информацией; оперативность в принятии решений;
личная ответственность за конечные результаты деятельности; простота управления (один канал связи), построения и применения. Недостаткилинейных структур:
отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; затруднённость связей между подразделениями одного уровня; концентрация власти в управляющей «верхушке» и высокие
требования к руководителю, который должен быть всесторонне под-готовлен для того, чтобы обеспечить эффективное руководство про-изводством (необходимость обращения по всем вопросам к руководи-телю, который должен «знать всё», создаёт опасность принятия не-квалифицированных решений);
перегрузка информацией управленцев среднего уровня из-за обилия контактов с подчинёнными и вышестоящими структурами;
увеличение времени для передачи информации, что снижает оперативность управления;
жёсткая структура, плохо приспособленная к адаптации; ограничение инициативы руководителей низшего звена; ограниченность применения.
Начальник управления (линейный руководитель) | Обратная связь | |
Начальник участка № 1 (старший прораб) | Начальник участка № 2 (старший прораб) | |||||||||||||||||||
Прораб | Прораб | Прораб | Прораб | Прораб | Прораб | |||||||||||||||
Мастер | Мастер | Мастер | Мастер | Мастер | Мастер | |||||||||||||||
Рис. 3.6
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
Обратная связь
Руководитель предприятия
Главный инженер – | Главный экономист – | Главный механик – | ||||||
функциональный | функциональный | функциональный | ||||||
руководитель | руководитель | руководитель | ||||||
Исполнитель (линейный руководитель) | Исполнитель (линейный руководитель) | |||||||
Рис. 3.7
При линейной структуре управления нижестоящее звено (под-разделение, работник) полностью подчинено одному вышестоящему руководителю. Такая схема предельно эффективна, но требует от ру-ководителя глубокого профессионализма и практически недостижи-мого уровня компетенции во всех вопросах, по которым он принима-ет решения. При использовании линейных схем управления создается огромный аппарат, подготавливающий проекты решений, а лицо, принимающее решения, во все большей степени становится заложни-ком своего аппарата. Чтобы избежать негативных последствий, из-лишней концентрации права принятия решений, приходится:
делегировать значительную часть полномочий нижестоящим звеньям (сохраняя при этом за высшим руководством право контроля и оценки качества принимаемых низшим звеном управленческих ре-шений);
создавать при высшем звене управления специализированные отделы, которым соответствуют аналогичные службы (узкие специа-листы) в составе обособленных структур, что является типичным для функциональных структур управления.
Функциональные структурыпредусматривают деление работпо функциям (рис. 3.7). В них есть компетентные звенья, специализи-рующиеся на производстве, планировании, снабжении и т. д. Реше-ния, подготовленные этими звеньями, носят рекомендательный ха-рактер.
Достоинствафункциональной схемы управления:использование знаний опытных и высококвалифицированных
специалистов, что повышает эффективность управления;
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
ускорение процесса движения информации; повышение оперативности управления;
стимулирование деловой и профессиональной активности; упрощение функциональной деятельности линейных руководи-
телей.
К недостаткам функциональной структуры управления можно отнести затруднение координации работ из-за усложнения согласо-ванности распоряжений и очерёдности их выполнения, а также двойное подчинение. В чистом виде такие структуры встречаются редко.
Линейно-функциональные структуры(рис. 3.8)нашли ши-
рокое применение. Они наиболее эффективны в стабильной среде, содействуют эффективному производству стандартизированной про-дукции, обеспечивают экономию управленческих расходов, опира-ются на преимущества функциональной специализации и высокую компетентность и ответственность линейных руководителей. По та-кой схеме управления работают практически все организации до-рожной отрасли.
Достоинство линейно-функциональных структур:использу-
ется принцип единоначалия, функциональные руководители лишены права давать распоряжения нижестоящим подразделениям, но прояв-ляют компетентность и профессионализм в принятии решений, что освобождает линейных руководителей от необходимости анализа проблем.
Начальник дорожно-строительной организации
Обратная связь
Производственно- | Главный | Главный | Строительная | |||||
технический отдел – | геодезист – | механик – функ- | лаборатория – | |||||
функциональное | функциональный | циональный руко- | функциональное | |||||
подразделение | руководитель | водитель | подразделение | |||||
Начальник участка № 1 | Начальник участка № 2 | Начальник участка № 3 | ||
Рис. 3.8
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
Недостатки данной структуры:
нечётко установлена ответственность начальников подразделе-ний, так как тот, кто выносит решение, как правило, не участвует в его реализации;
отсутствие тесных взаимосвязей между структурными подраз-делениями по горизонтали;
чрезмерно развита система подчинения по вертикали (наблюда-ются излишняя централизация власти, конкуренция и конфликты при распределении ресурсов).
Штабные структурыподготавливают решения и информациюдля руководителей фирмы. Основное различие между линейными
и штабными структурами состоит в том, что линейные непосредственно отвечают за достижение целей фирмы, а штабные такой ответственно-сти не несут (они лишь оказывают помощь линейным руководителям).
Например, в тресте функционирует аппарат управления, являю-щийся штабом управляющего, который осуществляет линейное руко-водство ПХД всех подразделений. В таких структурах принимаемые решения являются более квалифицированными, но процесс их выра-ботки и принятия затягивается из-за необходимости согласования между различными звеньями.
В линейно-штабных структурах управленияосновой являют-
ся линейные. При каждой из них создаётся штаб, состоящий из функ-циональных специалистов, что позволяет создать условия для чёткой
и однозначной ответственности линейных органов, используя квали-фикацию и знания работников штаба. Линейно-штабная схема управ-ления представлена на рис. 3.9.
Руководитель предприятия
Обратная связь
Функциональный | Линейный | Функциональный | ||||
руководитель | руководитель | руководитель | ||||
Исполнители | Исполнители | Исполнители | ||
Рис. 3.9
Глава 3. Основы управления дорожным строительством
Штабы готовят рекомендации, предложения и проекты для ли-нейных руководителей и непосредственно им подчиняются. Линей-ный руководитель рассматривает и утверждает эти рекомендации, а на их основе принимает собственное управленческое решения.