Благоустройство водных объектов
В соответствии с проектными предложениями по организации территории Токсовского городского поселения, для благоустройства водных объектов и обеспечения экологических нормативов их эксплуатации проектом предложен комплекс мероприятий, в том числе:
восстановление Большого Петровского водопропускного канала (от оз. Хепоярви до оз. Кривое) и Комендантского водопропускного канала (от оз. Кривое до р. Кавголовка) общей протяженностью около 3 км с проведением расчистки русла, обустройством береговой зоны, устройством соответствующих водопропускных сооружений (требуется специальный проект).
Данное мероприятие предложено на I очередь реализации предложений генерального плана.
обустройство пляжных зон (3 шт.). В состав мероприятий должны входить расчистка предусмотренной зоны, оснащение необходимым набором сооружений (раздевалки, устройство малых архитектурных форм и пр.).
Мероприятие намечено на I очередь строительства.
Вертикальная планировка территории
Вертикальная планировка территории является одним из основных мероприятий, обеспечивающих водоотведение поверхностного стока с внутриквартальных пространств, улично-дорожной сети, обеспечения благоприятных условий строительства на новых территориях.
В соответствии с предложениями генерального плана по новому строительству проектом предусмотрены мероприятия по организации / благоустройству новых территорий, в том числе:
д. Рапполово – 57 га (в том числе на I очередь – 27 га),
п. Новое Токсово – 10 га (расчетный срок).
Итого, вертикальная планировка с организацией рельефа предусматривается на площади около 67 га.
Средний слой подсыпки условно принят 0,5 м (с учетом возможной засыпки каналов / канав). Потребный объем грунта может составить около 335 тыс. куб. м, в том числе на I очередь – 27 га с объемом грунта – 135 тыс. куб. м.
Общепланировочные мероприятия зон рекреации
С учетом имеющихся предложений по формированию рекреационных зон проектом предлагаются мероприятия по их обустройству. Формирование/строительство в данных зонах должно проводиться с учетом всех интересов и нормативных регламентов, в том числе – градостроительных нормативов, сложившихся условий освоенности территории, природных и техногенных ограничений.
Все планировочные мероприятия должны проводиться в рамках специальных работ.
В проекте генерального плана предложено общее решение по проведению общепланировочных/подготовительных работ, которые разрабатываются на стадии рабочих проектов.
Рекомендательно данные мероприятия включают следующие:
общепланировочные мероприятия (при необходимости – подсыпка участков освоения),
устройство тропиночной сети,
организация мест массового отдыха.
Ниже в таблице 8.1. даны основные объемы работ по инженерной подготовке территории.
Таблица 2.8. – Основные объемы работ по инженерной подготовке территории
№ пп | Мероприятие | Ед. изм. | Количество |
Всего / в т.ч. I очередь | |||
Мероприятия местного уровня | |||
Организация водоотведения поверхностного стока и его очистка (дождевая канализация): - водостоки - очистные сооружения | км шт. | 35 / 15 7 / 6 | |
Восстановление водопропускных каналов | км | 3 / 3 | |
Организация пляжных зон | шт. | 3 / 3 | |
Вертикальная планировка территории: - организация рельефа, подсыпка территории | га / тыс. куб. м | 67 / 27 335 / 135 | |
Общепланировочные мероприятия зон рекреации*) | шт. | 2 / 0 | |
*) Общепланировочные мероприятия зон рекреации в объемах работ не учитываются ввиду отсутствия конкретных решений и специализированных проектов |
Охрана окружающей среды
Основной целью проектирования и строительства городов и населенных мест является создание благоприятной и безопасной среды проживания людей. В связи с этим особое внимание при разработке документации территориального планирования уделяется требованиям в области охраны окружающей среды. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает при планировании застройки соблюдать требования в области охраны окружающей среды и принимать меры по восстановлению природной среды (ст.44, п.2).
В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440) в стране на перспективу должно быть обеспечено сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Стратегия устойчивого развития предполагает отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде, разработку программ оздоровления окружающей среды и осуществление мер по оздоровлению населения.
На органы местного самоуправления законодательством возложен целый ряд задач, связанных с решением вопросов, относящихся к охране окружающей среды, природопользованию, обеспечению экологической безопасности населения.
Так, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, кроме прочих, относятся следующие:
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В рамках разработки генерального плана Токсовского городского поселения выполнены следующие работы, отчеты по которым представлены в томе исходно- разрешительной документации Генерального плана:
обследование зеленых насаждений и ландшафтный анализ территории Токсовского городского поселения (ООО «Аконит», 2007 г.).
раздел «Охрана окружающей среды» к проекту генерального плана Токсовского городского поселения (ООО «Технопроект», 2008 г.)
В результате анализа существующей экологической обстановки (сведения о современном экологическом состоянии в Токсовском городском поселении приведены в работе (2)) выявлено наличие следующих наиболее остро стоящих экологических проблем:
загрязнение водоемов и водотоков стоками хозяйственно-бытовых вод и загрязненными водами поверхностного стока;
загрязнение территории твердыми бытовыми отходами;
деградация природных ландшафтов вследствие высокой рекреационной нагрузки и недостаточное благоустройство мест рекреации.
2.9.1. Общепланировочные и организационные мероприятия
В целях решения задач охраны окружающей среды в настоящем проекте использованы общепланировочные мероприятия.
1.Мероприятия, призванные планировочными средствами обеспечить благоприятные санитарно-гигиенические условия для проживания населения, к которым относятся:
§ обеспечение необходимых разрывов между селитьбой и источниками вредности путем организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий и организаций.
§ В целях предотвращения загрязнения окружающей среды и ликвидации источников высокого класса вредности СЗЗ, в которую попадает жилая и общественная застройка, проектом предлагается:
вынос с территории поселения опасных объектов и производств высоких классов вредности;
сокращение размеров СЗЗ с обеспечением соблюдения нормативных показателей загрязнения окружающей среды на границах СЗЗ предприятий, находящихся вблизи жилой застройки.
Таблица 2.9.1. – Размеры нормативных санитарно-защитных зон предприятий (с учетом планируемых)
Предприятие | СЗЗ нормативная в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, м | Вид деятельности |
Существующие объекты | ||
Свиноводческий комплекс | По проекту | Производство полного цикла по выпуску мясной продукции |
Пилорама | Деревообработка | |
КОС (очистные сооружения канализации) | ||
Производственная база, ремонтная база | Стоянка и ремонт грузового автотранспорта и др. техники | |
Рапполовский питомник животных, виварий | Содержание лабораторных животных | |
Склад ГСМ | ||
АЗС | 50-100 | |
Гаражи | 25-50 | |
Полотно железной дороги | 100 от крайнего пути | |
Склады | ||
Котельные | Необходимо выполнение проекта СЗЗ | |
Кладбище (закрытое) | ||
Кладбище (новое) | ||
Электроподстанция | Необходимо выполнение проекта СЗЗ |
§ Оптимизация функционального зонирования и планировочной структуры территории населенных пунктов для обеспечения рационального природопользования.
2. Мероприятия, способствующие снижению антропогенных нагрузок на природную среду или сокращающие негативные воздействия этих нагрузок. К ним относятся технические мероприятия:
применение на источниках теплоснабжения экологически чистого вида топлива (биотоплива),
ликвидация несанкционированных мест складирования отходов,
внедрение современного очистного оборудования на предприятиях и коммунальных объектах,
использование природоохранных технологий,
контроль состояния природной среды (воздуха, воды, почвы).
Охрана атмосферного воздуха
Наиболее предпочтительным с экологических позиций является перевод источников теплоснабжения на более экологически чистый вид топлива. Газификация территории поселения не планируется. Однако имеются большие ресурсы биотоплива в виде отходов деревообрабатывающих производств.
Для снижения количества выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников настоящим проектом предлагаются следующие мероприятия:
перевод источников теплоснабжения (котельные) на экологически более безопасное топливо (с мазута и каменного угля на газ);
разработка томов нормативно-допустимых выбросов (НДВ) предприятиями и контроль соблюдения нормативов НДВ на источниках выбросов;
при размещении новых предприятий предпочтение отдавать предприятиям с безотходными и малоотходными ресурсосберегающими технологиями;
организация СЗЗ вокруг предприятий и увеличение площади озеленения СЗЗ в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
регулярный полив улиц в теплый период года;
улучшение качества дорожного покрытия;
проведение шумозащитных мероприятий для жилой застройки, расположенной вдоль автомобильных трасс;
организация ежегодного экологического мониторинга за состоянием атмосферного воздуха.
В целях снижения выбросов от автотранспорта проектом предлагается:
строительство автодорожного обхода населенного пункта Токсово;
рациональная организация дорожного движения;
контроль технического состояния автотранспорта;
обеспечение наличия в продаже только качественного топлива;
обеспечение своевременного ремонта дорожного покрытия (строительство и ремонт улиц и дорог – в разделе «Транспортная инфраструктура»);
организация автостоянок и вынос гаражных комплексов из селитебной зоны в промзону.
Выполнение перечисленных мероприятий позволит сократить объемы выбросов загрязняющих веществ и улучшить экологическую ситуацию в населенных пунктах.
Охрана поверхностных вод
В целях предотвращения или сокращения поступления загрязняющих веществ в водные объекты проектом предлагается:
Полное централизованное канализование территории населенного пункта Токсово.
Строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений канализации с полной биологической очисткой и доочисткой сточных вод.
Строительство на предприятиях собственных очистных сооружений, обеспечивающих степень очистки, необходимую для приема центральными очистными сооружениями.
Разработка нормативно допустимых сбросов (НДС) предприятиями и организациями.
Организация и очистка поверхностного стока (см. раздел 8. «Инженерная подготовка территории»).
Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, соблюдение их охранного режима.
Вынос из прибрежных защитных полос и водоохранных зон промышленных предприятий.
Вынос за пределы прибрежных защитных полос и водоохранных зон гаражей и хозяйственных построек с переносом их в восточную коммунальную зону.
Организация в прибрежной зоне озер парковой территории.
Благоустройство и озеленение территории населенных пунктов и зон рекреации.
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (2006 г.) в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира по берегам водных объектов устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ст. 65) ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
до десяти километров – в размере пятидесяти метров;
от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;
от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Таблица 2.9.3. – Размеры охранных зон основных водных объектов в Токсовском городском поселении
Реки | Длина, км | Ширина водоохранной зоны, м | Ширина прибрежной защитной полосы, м |
Морье | |||
Рагозинка | |||
Лепсари | |||
Грузинка | |||
Озера | Площадь зеркала, к кв. м | ||
Хепоярви | 4,2 | ||
Пионерское | менее 0,5 | - | - |
Щучье | менее 0,5 | - | - |
Чайное | менее 0,5 | - | - |
Мустаярви | менее 0,5 | - | - |
Хенеярви | менее 0,5 | - | - |
Лайдака | менее 0,5 | - | - |
Лассылампи | менее 0,5 | - | - |
Воякоярви | 0,76 | ||
Кавголовское | 6,8 | ||
Курголовское | 0,92 | ||
Людское | менее 1 | ||
Вероярви | менее 1 |
В водоохранных зонах рек, ручьев, озер, водохранилищ устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещается:
использование сточных вод для удобрения почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями в водоохранных зонах запрещаются:
распашка земель;
размещение отвалов размываемых грунтов;
выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.