Благоустройство водных объектов

В соответствии с проектными предложениями по организации территории Токсовского городского поселения, для благоустройства водных объектов и обеспечения экологических нормативов их эксплуатации проектом предложен комплекс мероприятий, в том числе:

­ восстановление Большого Петровского водопропускного канала (от оз. Хепоярви до оз. Кривое) и Комендантского водопропускного канала (от оз. Кривое до р. Кавголовка) общей протяженностью около 3 км с проведением расчистки русла, обустройством береговой зоны, устройством соответствующих водопропускных сооружений (требуется специальный проект).

Данное мероприятие предложено на I очередь реализации предложений генерального плана.

­ обустройство пляжных зон (3 шт.). В состав мероприятий должны входить расчистка предусмотренной зоны, оснащение необходимым набором сооружений (раздевалки, устройство малых архитектурных форм и пр.).

Мероприятие намечено на I очередь строительства.

Вертикальная планировка территории

Вертикальная планировка территории является одним из основных мероприятий, обеспечивающих водоотведение поверхностного стока с внутриквартальных пространств, улично-дорожной сети, обеспечения благоприятных условий строительства на новых территориях.

В соответствии с предложениями генерального плана по новому строительству проектом предусмотрены мероприятия по организации / благоустройству новых территорий, в том числе:

­ д. Рапполово – 57 га (в том числе на I очередь – 27 га),

­ п. Новое Токсово – 10 га (расчетный срок).

Итого, вертикальная планировка с организацией рельефа предусматривается на площади около 67 га.

Средний слой подсыпки условно принят 0,5 м (с учетом возможной засыпки каналов / канав). Потребный объем грунта может составить около 335 тыс. куб. м, в том числе на I очередь – 27 га с объемом грунта – 135 тыс. куб. м.

Общепланировочные мероприятия зон рекреации

С учетом имеющихся предложений по формированию рекреационных зон проектом предлагаются мероприятия по их обустройству. Формирование/строительство в данных зонах должно проводиться с учетом всех интересов и нормативных регламентов, в том числе – градостроительных нормативов, сложившихся условий освоенности территории, природных и техногенных ограничений.

Все планировочные мероприятия должны проводиться в рамках специальных работ.

В проекте генерального плана предложено общее решение по проведению общепланировочных/подготовительных работ, которые разрабатываются на стадии рабочих проектов.

Рекомендательно данные мероприятия включают следующие:

­ общепланировочные мероприятия (при необходимости – подсыпка участков освоения),

­ устройство тропиночной сети,

­ организация мест массового отдыха.

Ниже в таблице 8.1. даны основные объемы работ по инженерной подготовке территории.

Таблица 2.8. – Основные объемы работ по инженерной подготовке территории

№ пп Мероприятие Ед. изм. Количество
Всего / в т.ч. I очередь
Мероприятия местного уровня
Организация водоотведения поверхностного стока и его очистка (дождевая канализация): - водостоки - очистные сооружения     км шт.     35 / 15 7 / 6
Восстановление водопропускных каналов км 3 / 3
Организация пляжных зон шт. 3 / 3
Вертикальная планировка территории: - организация рельефа, подсыпка территории га / тыс. куб. м 67 / 27 335 / 135
Общепланировочные мероприятия зон рекреации*) шт. 2 / 0
*) Общепланировочные мероприятия зон рекреации в объемах работ не учитываются ввиду отсутствия конкретных решений и специализированных проектов

Охрана окружающей среды

Основной целью проектирования и строительства городов и населенных мест является создание благоприятной и безопасной среды проживания людей. В связи с этим особое внимание при разработке документации территориального планирования уделяется требованиям в области охраны окружающей среды. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает при планировании застройки соблюдать требования в области охраны окружающей среды и принимать меры по восстановлению природной среды (ст.44, п.2).

В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440) в стране на перспективу должно быть обеспечено сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Стратегия устойчивого развития предполагает отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде, разработку программ оздоровления окружающей среды и осуществление мер по оздоровлению населения.

На органы местного самоуправления законодательством возложен целый ряд задач, связанных с решением вопросов, относящихся к охране окружающей среды, природопользованию, обеспечению экологической безопасности населения.

Так, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, кроме прочих, относятся следующие:

­ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

­ организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

­ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В рамках разработки генерального плана Токсовского городского поселения выполнены следующие работы, отчеты по которым представлены в томе исходно- разрешительной документации Генерального плана:

­ обследование зеленых насаждений и ландшафтный анализ территории Токсовского городского поселения (ООО «Аконит», 2007 г.).

­ раздел «Охрана окружающей среды» к проекту генерального плана Токсовского городского поселения (ООО «Технопроект», 2008 г.)

В результате анализа существующей экологической обстановки (сведения о современном экологическом состоянии в Токсовском городском поселении приведены в работе (2)) выявлено наличие следующих наиболее остро стоящих экологических проблем:

­ загрязнение водоемов и водотоков стоками хозяйственно-бытовых вод и загрязненными водами поверхностного стока;

­ загрязнение территории твердыми бытовыми отходами;

­ деградация природных ландшафтов вследствие высокой рекреационной нагрузки и недостаточное благоустройство мест рекреации.

2.9.1. Общепланировочные и организационные мероприятия

В целях решения задач охраны окружающей среды в настоящем проекте использованы общепланировочные мероприятия.

1.Мероприятия, призванные планировочными средствами обеспечить благоприятные санитарно-гигиенические условия для проживания населения, к которым относятся:

§ обеспечение необходимых разрывов между селитьбой и источниками вредности путем организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий и организаций.

§ В целях предотвращения загрязнения окружающей среды и ликвидации источников высокого класса вредности СЗЗ, в которую попадает жилая и общественная застройка, проектом предлагается:

­ вынос с территории поселения опасных объектов и производств высоких классов вредности;

­ сокращение размеров СЗЗ с обеспечением соблюдения нормативных показателей загрязнения окружающей среды на границах СЗЗ предприятий, находящихся вблизи жилой застройки.

Таблица 2.9.1. – Размеры нормативных санитарно-защитных зон предприятий (с учетом планируемых)

Предприятие СЗЗ нормативная в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, м Вид деятельности
  Существующие объекты  
Свиноводческий комплекс По проекту Производство полного цикла по выпуску мясной продукции
Пилорама Деревообработка
КОС (очистные сооружения канализации)  
Производственная база, ремонтная база Стоянка и ремонт грузового автотранспорта и др. техники
Рапполовский питомник животных, виварий Содержание лабораторных животных
Склад ГСМ  
АЗС 50-100  
Гаражи 25-50  
Полотно железной дороги 100 от крайнего пути  
Склады  
Котельные Необходимо выполнение проекта СЗЗ  
Кладбище (закрытое)  
Кладбище (новое)  
Электроподстанция Необходимо выполнение проекта СЗЗ  

§ Оптимизация функционального зонирования и планировочной структуры территории населенных пунктов для обеспечения рационального природопользования.

2. Мероприятия, способствующие снижению антропогенных нагрузок на природную среду или сокращающие негативные воздействия этих нагрузок. К ним относятся технические мероприятия:

­ применение на источниках теплоснабжения экологически чистого вида топлива (биотоплива),

­ ликвидация несанкционированных мест складирования отходов,

­ внедрение современного очистного оборудования на предприятиях и коммунальных объектах,

­ использование природоохранных технологий,

­ контроль состояния природной среды (воздуха, воды, почвы).

Охрана атмосферного воздуха

Наиболее предпочтительным с экологических позиций является перевод источников теплоснабжения на более экологически чистый вид топлива. Газификация территории поселения не планируется. Однако имеются большие ресурсы биотоплива в виде отходов деревообрабатывающих производств.

Для снижения количества выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников настоящим проектом предлагаются следующие мероприятия:

­ перевод источников теплоснабжения (котельные) на экологически более безопасное топливо (с мазута и каменного угля на газ);

­ разработка томов нормативно-допустимых выбросов (НДВ) предприятиями и контроль соблюдения нормативов НДВ на источниках выбросов;

­ при размещении новых предприятий предпочтение отдавать предприятиям с безотходными и малоотходными ресурсосберегающими технологиями;

­ организация СЗЗ вокруг предприятий и увеличение площади озеленения СЗЗ в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;

­ регулярный полив улиц в теплый период года;

­ улучшение качества дорожного покрытия;

­ проведение шумозащитных мероприятий для жилой застройки, расположенной вдоль автомобильных трасс;

­ организация ежегодного экологического мониторинга за состоянием атмосферного воздуха.

В целях снижения выбросов от автотранспорта проектом предлагается:

­ строительство автодорожного обхода населенного пункта Токсово;

­ рациональная организация дорожного движения;

­ контроль технического состояния автотранспорта;

­ обеспечение наличия в продаже только качественного топлива;

­ обеспечение своевременного ремонта дорожного покрытия (строительство и ремонт улиц и дорог – в разделе «Транспортная инфраструктура»);

­ организация автостоянок и вынос гаражных комплексов из селитебной зоны в промзону.

Выполнение перечисленных мероприятий позволит сократить объемы выбросов загрязняющих веществ и улучшить экологическую ситуацию в населенных пунктах.

Охрана поверхностных вод

В целях предотвращения или сокращения поступления загрязняющих веществ в водные объекты проектом предлагается:

­ Полное централизованное канализование территории населенного пункта Токсово.

­ Строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений канализации с полной биологической очисткой и доочисткой сточных вод.

­ Строительство на предприятиях собственных очистных сооружений, обеспечивающих степень очистки, необходимую для приема центральными очистными сооружениями.

­ Разработка нормативно допустимых сбросов (НДС) предприятиями и организациями.

­ Организация и очистка поверхностного стока (см. раздел 8. «Инженерная подготовка территории»).

­ Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, соблюдение их охранного режима.

­ Вынос из прибрежных защитных полос и водоохранных зон промышленных предприятий.

­ Вынос за пределы прибрежных защитных полос и водоохранных зон гаражей и хозяйственных построек с переносом их в восточную коммунальную зону.

­ Организация в прибрежной зоне озер парковой территории.

­ Благоустройство и озеленение территории населенных пунктов и зон рекреации.

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (2006 г.) в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира по берегам водных объектов устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ст. 65) ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

­ до десяти километров – в размере пятидесяти метров;

­ от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;

­ от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Таблица 2.9.3. – Размеры охранных зон основных водных объектов в Токсовском городском поселении

Реки Длина, км Ширина водоохранной зоны, м Ширина прибрежной защитной полосы, м
Морье
Рагозинка
Лепсари
Грузинка
Озера Площадь зеркала, к кв. м    
Хепоярви 4,2
Пионерское менее 0,5 - -
Щучье менее 0,5 - -
Чайное менее 0,5 - -
Мустаярви менее 0,5 - -
Хенеярви менее 0,5 - -
Лайдака менее 0,5 - -
Лассылампи менее 0,5 - -
Воякоярви 0,76
Кавголовское 6,8
Курголовское 0,92
Людское менее 1
Вероярви менее 1

В водоохранных зонах рек, ручьев, озер, водохранилищ устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон запрещается:

­ использование сточных вод для удобрения почв;

­ размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

­ осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

­ движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями в водоохранных зонах запрещаются:

­ распашка земель;

­ размещение отвалов размываемых грунтов;

­ выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Наши рекомендации