Историческая загадка восприятия гор Жигулёвских
Таинственным знанием пронизана память,
Подземные воды горят от свечи,
Трепещет, искрится бледное пламя
И в судьбы столетий бросает лучи...
Нострадамус
Что есть Жигули? Современные горы Жигули — это горы на равнине. Довольно уникальное образование ландшафта, даже в масштабах планеты. Как появились они? — сегодня ученые точно не знают. Но оказывается, что не знают они и как шёл процесс познания и освоения этих мест.
В настоящее время под горами (Жигулёвскими) на Самарской Луке понимают расположенную в её северной части возвышенность, тянущуюся вдоль правого берега реки Волги от села Усолье до города Самары. Любопытно, что фиксацию этих гор в документальных источниках удаётся проследить не ранее середины XVIII века... Некоторые исследователи пытаются ассоциировать с Жигулёвскими горами так называемые Печенежские горы, название которых встречается у ряда персидских географов в X веке. Однако, по мнению академика Б.А.Рыбакова, этот топоним скорее всего относился к холмам хопёро-донского водораздела, а не к Приволжской возвышенности. Эта фиксация довольно странна, поскольку уже с начала I тысячелетия Самарская Лука была довольно густо населена. Здесь существовали большие города — поселения волжских болгар. Некоторые исследователи (например М.Иванин, 1875) указывают, что здесь была летняя ставка ханов Золотой Орды, "паслись бесчисленные стада, и кочевало множество народу" (1). (В других работах подобных сведений нет).
Ещё в начале XX века исследователь-историк А.Г.Елшин (1878-1928) отмечал:
"Работ, которые охватывали бы историю всего края, совершенно нет. Имеются лишь отдельные монографии, относящиеся к XIX веку. Наши местные архивы, как и архивы соседних городов, совершенно не обследованы. Многие сведения утрачиваются или погибают прямо на глазах" (2).
Авторы считают необходимым отметить тот факт, что и сегодня в общих работах по истории России история Среднего Поволжья, Заволжья и Южного Урала стоит особняком — излагается с недостаточной полнотой. Объективных объяснений этому вроде бы так же нет.
Сохранившиеся свидетельства позволяют предположить, что относительно недавно Самарская Лука имела совершенно иной рельеф. Есть "смутные" упоминания, что во времена знаменитой битвы Тимура и Тохтомыша (1391) Царёв Курган находился на ... острове. Да и по преданиям Волга всего 2-3 века тому назад была гораздо многоводнее. Заливала Сухобруснянский и Яблоневый овраги (эти овраги сходятся почти в центре Самарской Луки). По этим оврагам, как по речным каналам, укрытые дремучими жигулёвскими лесами, плавали разбойники. Ещё в 1768 году в этих местах академик Лепехин видел небольшую горную речку, называемую Сухая Брусняна (сегодня в этих местах хорошо просматривается сильно закарстованная долина Сухой Брусняны) (3).
На карте Самарской Луки, изданной в 1805 году, которая хранится в архиве Национального Парка, указана довольно большая река, протекающая по Ширяевскому оврагу. В настоящее время не сохранилась даже память о ней. Ныне эти горы безводны. Но в прошлом попадая в карстовые трещины и поглотительные воронки, вода активно формировала подземный мир Жигулей, питая подземные озёра и реки. Исследования гидрологов и геологов открывают под землёй картину гигантской разветвлённой гидросистемы.
Древнее (ныне подземное) русло палео-Волги-Камы — это огромный резервуар пресной воды. По образному выражению, запасы этих вод равны "трём Каспиям". При определённых условиях они заметно влияют на уровень Волги. В 1981 году гидрогеологи установили, что по территории Марийской АССР параллельно Волге проходит, а в некоторых местах даже примыкает к ней русло большой подземной реки (4). Её водоносность определяется системой разломов и пустот в окружающих горных хребтах (полноводность Волги определяется также направленностью Атлантических циклонов).
Вернёмся к нашим "первоисточникам". Самое старое описание Среднего Поволжья можно найти в "Книге Большого Чертежа", составленном в 1627 году в Разрядном приказе, где сообщается:
"А ниже Казани 120 вёрст на Волге на (пропущено) горней стороне город Тетюши... Ниже Тетюши 200 верст на Волге от устья реки Камы город Самара. А по нагорной стороне по Волге от устья реки Свияги и до устья реки Самары, и до Царицына берегом горы" (5). Здесь, перечисляются практически все современные реки. Но здесь нет упоминания о странной реке Аскулки, фигурирующей в сообщениях других путешественников.
На знаменитой карте (1636) Адама Олеария (1603-1671) горы указаны вдоль южного берега излучины Волги (но гор там сегодня нет и никак не могло быть их там во времена Олеария). Другой загадкой свидетельства Олеария являются его подробные описания таких объектов, как Девья гора, Яблоневый овраг, Ширяево и Сокские горы — но почему-то он не заметил горного рельефа в центре Жигулей.
Далее Адам Олеарий описывает "реку, вернее, изливающийся из Волги рукав, который затем, в 60 верстах за Самарою, вновь вливается в Волгу, название этой протоки Уса".
Согласно описанию книги "Большому Чертежу" про реку Уса всё ясно и понятно:
"А выше Самары с нагорной стороны пала в Волгу река Уса, протоку реки Уса 60 вёрст. А ниже реки Уса, от Самары 100, вёрст пала река Сызан, а ниже Сызан реки, с луговой стороны 120 вёрст, пала в Волгу река Елаш-Иргиз...
За Самарою начинаются горы. Они тянутся на 30 вёрст до устья реки Самары, напротив которой справа впадает (в Волгу) другая река Аскула. Волга здесь имеет в ширину 3 версты".
Эту же информацию несколько позже подтверждает проплывавший в этих местах в 1669 году голландский путешественник Ян Янсен Стрейс (1630-1694): Там (у острова Кистоватый) видна река Уса, которая огибает Самару и впадает в Волгу" (6).
Все эти путешественники отмечают большую реку Аскулы. В месте её впадения Волга разливается широко — до 3-х вёрст. Подтверждение этой информации можно найти на карте Г.Делиля (1706), где также указаны на Самарской Луке ныне несуществующие реки, но почему-то забыта большая река Сок. И это совершенно непонятно, поскольку уже в описании к "Большому Чертежу" 1627 год указывается:
"А выше города Самары 20 вёрст пала в Волгу река Сок, протоку Сока реки 230 вёрст. А по правой стороне реки Сока от города Самары 90 вёрст озеро, а в нём, емлют серу горячую...".
В 25-ти верстах далее отсюда, с правой стороны, (там, где А.Олеарий ранее помещал горы) путешественник де Бруин наблюдает впадающую в Волгу полноводную реку Аскула: "В этом месте мы потеряли из виду горы, так как река сделалась очень широка" (7).
Речка Аскула исчезла из краеведческой памяти уже к началу XX века и вновь обнаружена в ходе полевых экспедиций К.И.Серебренитским в начале 90-х годов.
Данное обстоятельство свидетельствует, по меньшей мере об утрате значительной части географической информации. Было как-то "забыто" изображение Самарской излучины Волги на карте братьев Пицигано (1367) и большое "Овечье озеро" у города Самар на карте Каталонского атласа (1375). (10) Были "забыты" карты Гийома Делиля (1706), где показаны две "сквозные реки" на Самарской Луке и... нет реки Сок и карта Джона Эльтона (1736) (8).
Реки часто меняли в этих местах свои русла. Ещё в 1731 году довольно большая река Кондурча впадала не в реку Сок, как сегодня, а в Волгу. Но, с другой стороны, на знаменитой картине И.К.Айвазовского "Волга у Жигулёвских гор" (1887) очертания речных берегов мало чем отличаются от современных. Здесь необходимо отметить, что некоторые исследователи весьма настороженно относятся к "свидетельству" Айвазовского, представляя его картину весьма фантастичной. Но факт есть факт, данная картина действительно существует.
Многие исследователи отмечают, что к началу XVIII века значительная часть географической информации о Заволжье и Южном Урале была "забыта" (или перестала быть достоверной) (9). Так, например, на картах экспедиции Кириллова (1735) истоки реки Самары изображены более схематично, чем на карте географа Дженкинсона (1562).
На карте мира, составленной Румольдом Меркатором (якобы) в 1587 году — указанарека Волга и жигулёвский изгиб. Данная информация сохраняется на карте мира Иоганна Кеплера (1630), а также на карте Азии XVIII королевской академии в Амстердаме (год издания карта на титуле отсутствует) и на карте Авраама Ортелия составленной (якобы) в 1579 году, где Поволжье поименовано Tartaria. Все эти карты имеют много надписей и обозначений, но в силу низкого качества печати — данная информация не читаема.
На карте Европы из Британской Энциклопедии XVIII указана река Волга, жигулёвский изгиб и город Самара на некотором удалении от Волги. В комментариях к энциклопедии (1771) указывается, что данная территория (Среднее Поволжье) либо подчинено, либо граничит с сибирским государством Московская Татария (столица в Тобольске). Государство Россия (столица в Петербурге) — указано отдельно.
Данная информация сохраняется на французской карте Азии XVIII века, здесь Поволжье поименовано Rde bulgar и отнесено к владениям государства Великая Татария, а название "Российская империя" вообще отсутствует.
Самая подробная карта данного района — немецкая карта 1786 года. Там указанарека Волга, жигулёвский изгиб с возвышенностями в его центре, река Samara ft и города: Samara, Sisran, Stavropol, Sergievsk, Meheivka.
На карте указывается три государства от запада до Урала — Руссия, Западная Сибирь — государство Тобольск и Восточная Сибирь — остров Сахалин — государство Иркутск.
В районе жигулёвского изгиба имеется загадочная надпись Baski. Также имеется довольно много других надписей и обозначений — не читаемых в силу низкого топографического качества печати.
На карте В.Киприанова датируемой 1707 годом, на землях восточнее Волги расположено гигантское белое пятно. Территория вокруг Москвы помечена множеством античных названий — Сармантия, Скифия, Понт Евссинский (Чёрное море) и т.д. Рядом с жигулёвским изгибом проставлено несколько не читаемых знаков.
В документах конца XVI — начала XVII веков упоминаются Шелехметские горы (горы у деревни Шелехметь?). На знаменитой карте Адама Олеария (1636) горы указаны вдоль южного берега излучины Волги (Олеарий видел и описал горы в этих местах). Более того, Олеарий работал на основе не только личных наблюдений, но и обобщал сведения, полученные им от местных жителей, купцов, лоцманов и местных властей.
В документальных источниках второй половины XVII — первой половины XVIII веков упорно указываются Шелехметские горы на южной оконечности Самарской Луки. Названия получают достаточно крупные отдельные вершины на севере: Лысая гора, Морквашинская, Кабанья, Грунина гора и т.д.
Сборник "Самарская топонимика" (Самарский Университет, 1996) хранит топонимическую память о горах на юге Самарской Луки:
"Историческая память современных жителей Поволжья весьма непродолжительна. Только топонимы обладают относительной устойчивостью... В момент своего становления каждый топоним обязательно мотивирован или подкреплён реальным событием...".
Сохранились топонимы: "Ворота" — урочище в южной части Самарской Луки, в окрестностях села Винновка, сформировавшееся в значении: "Проход, глубокое ущелье, узкий участок долины, через который прорывается река". В этих местах также имеется топоним: "Рынкины горы" — горы, входящие в состав Чарокайского района Самарской Луки. Это топонимическое свидетельство иной береговой линии, в значении "мыс, обрыв, крутой высокий утёс или берег". Такие названия, как Большой Рынок, Труба, Винновская Стрелка — хранят память о совершенно ином рельефе этих мест (10).
В 1768 году академик И.Лепёхин, обследовавший Самарскую Луку выделил и описал два горных хребта, а именно Усольские и Рождественские горы.
Впервые термин "Жигулёвские горы" встречается в дневниках "Путешествия..." начальника Первой оренбургской экспедиции П.С.Палласа. Карта Самарской Луки составленная Палласом практически не отличается от современной, там даже есть ныне "исчезнувшие реки".
Ныне малоизвестная Оренбургская экспедиция в 1736-1744 годы располагалась в Самаре. В её подчинении была в те времена гигантская территория, включающая Среднее Заволжье, Башкирию, Южный Урал, Южную Сибирь вплоть до неустановившихся границ с Китаем...
(О загадочной роли Палласа в истории Поволжья — смотри дальше).
О значительной степени неизученности Самарской Луки свидетельствует и факт встречи на данной территории в 1769 году трёх больших научных экспедиций, возглавляемых такими крупными учёными, как П.С.Паллас, И.И.Лепёхин и И.П.Фальк (11).
В 1804 году географ А.Щекатов на Самарской Луке обозначает отдельно Жигулёвские (от устья реки Уса) и Маркваские горы.
В последующие годы можно наблюдать стремительное распространение недавно введенного в оборот топонима Жигули в официальной и бытовой речи, его перенос на отдельные объекты и поселения Самарской Луки, с последующим полным вытеснением других названий (12).
Так же неизвестными до настоящего времени остаются географические и статистические материалы, собранные в этих местах офицерами 1-го отделения департамента Генерального штаба в 1852, 1860 и 1868 годах. Даже в 1877 году по оценке академика А.И.Войкова "абсолютная высота многих пунктов на Самарской Луке вообще мало известна".
Все эти обстоятельства порождают немало вопросов.
В "Служебной чертёжной книге" (С.У.Ремезов, 1703) на листе 51 указан "чертёж Кунгурской ледяной пещеры", но сам этот лист с чертежами утерян.
У начала времён
В том месте, которое теперь называется Самарской областью, человек жил ещё в те времена, когда огромные пространства Земли покрывал ледник. Климат преобладал сырой и холодный, большая часть Среднего Поволжья представляла собой тундру. Первобытные, бродячие группы людей, вооружённые простейшими каменными орудиями, занимались здесь собирательством и примитивной охотой. Пещеры служили человеку убежищем. Огонь согревал и спасал от грозных диких животных, оспаривавших право людей на жизнь в ту грозную эпоху.
Постепенно ледник отступал на север (возможно, после исчезновения Атлантиды, открывшей путь Гольфстриму на север), вслед за его кромкой, потянулись крупные промысловые животные, а потом и люди. Но, очевидно, некоторые не пошли. Это были те жители пещер, кто не пожелал или не смог оставить их после отступления ледника. И сегодня легенды Среднего Поволжья смутно намекают на давно обвалившиеся или замурованные туннели, пронизывающие Жигулёвский массив и уходящие на Урал.
Века и тысячелетия "подземники" и "люди поверхности" шли различными путями развития. Прошло время, и "поверхностники" вновь вернулись сюда.
Из некоторых преданий можно предположить, что именно скалистый полуостров Самарской Луки стал последним оплотом некогда процветавшей могучей подземной расы. Обитавшие в пещерах аборигены отчаянно отбивались от "пришельцев". Но, сломленные численностью последних, они были вынуждены уходить всё дальше и дальше в глубь земли.
Века, проведённые в пещерах, придали этой расе воистину нечеловеческие свойства... Не из этой ли немыслимой дали давно забытых времён ведёт сохранившаяся до наших дней легенда о некоем бессмертном Иване Горном (13). Данный образ значительно позднее сплетается с волшебным образом Степана Разина: маленький рост, костлявое тело, кожа, покрытая чешуёй, мертвящий взгляд и способность к перемещению сознания из тела в тело — вот некоторые весьма специфические черты "чуди подземной", владевшей этими землями сравнительно недавно.
Там они строили свои города и копили сокровища.
Подобные верования сохранялись в народе ещё в конце XIX века. "Верх той реки... Оби люди ходят под землёю... день и ночь с огнями и выходят на подземное озеро. И на том озере свет пречудный и град великий..." (Труды Московского Археологического общества. Т. 14. М., 1890). (14).
Ряд исследователей предполагает, что подземный мир Жигулей был широко освоен палеолитическим человеком. Ледник никогда не доходил сюда. В 30-х годах поиски памятников древнекаменного века — палеолита предприняла экспедиция доктора исторических наук П.П.Ефименко. В 50-х годах здесь работала специальная комплексная карстово-спелеологическая экспедиция Московского и Киевского университетов. Десятки жигулёвских пещер обследовал разведочный отряд поисковой экспедиции О.Н.Бадера (1968, 1970), но ни в одной из них не было найдено чётко выраженных следов обитания древнего человека.
Причиной неудач, по мнению О.Н.Бадера, явилось то, что известняк, из которого сложен Жигулёвский массив, непрочен. Под действием сил природы известняк разрушается. Пещеры, существовавшие в эпоху палеолита, ныне оказались погребены под мощными обвалами. Для того чтобы дойти до них, нужно произвести колоссальные расчистные работы и поднять тысячи тонн обвалившегося камня (наиболее известные находки экспедиции Бадера — в пещере близь села Ширяево были найдены кости и черепа пещерного медведя (15). Существует легенда, что Бадер долго разыскивал, но так и не нашёл загадочную пещеру "Кругленькая". Многочисленные следы — стоянки человека каменного века в Жигулях были обнаружены (случайно) у горы Лбище — лишь летом 1992 года.
Относительно недавно следы активной подземной деятельности древнейших обитателей Поволжья обнаружены недалеко от села Михаило-Овсянки в Пестравском районе. Там вблизи русла давно пересохшей реки были найдены около двух десятков колодцеобразных шахт, проложенных древними мастерами (16).
Большая часть известных древних поселений человека на Самарской Луке относится к бронзовому и началу железного века. Но вот что любопытно. Хозяева степей, воинственные кочевники, оставили множество археологических памятников во многих местах Поволжья. Но почему-то обошли Самарскую Луку. Больше того, складывается впечатление, что кто-то их туда просто не пустил. Это тем более удивительно, что арии пробыли в этих местах сравнительно долго, и при каждой новой смене поколений — небольшой хорошо защищённый горный массив Луки, сложенный мягкими известняками, покрытый густым лесом, господствующий над степными равнинами, был весьма заманчив для захвата... Но этого так и не произошло. Почему?
Сибирский исследователь А.Буровский сообщает такую любопытную деталь:
"В раннем железном веке, в скифскую эпоху, человек в Южной Сибири боялся пещер... (Буровский A.M. — археолог, родился 7 июля 1955 г. в Красноярске, доктор философских наук, профессор. Диссертация по теме "Возникновение и проблематика антропоэкологии" посвящена разработке теории перехода Биосферы в Ноосферу.)
В более раннее и более позднее время — в пещерах люди жили, сюда загоняли стада. А в промежуточной эпохе — культурного слоя нет, но попадается довольно много наконечников стрел. И у всех наконечников кончик сломан и деформирован. Эти стрелы явно попадали в пещеры извне, при этом ударялись о скалу и ломались или деформировались..." (17).
Похоже, что для Самарской Луки подобный "страх" характерен и для более поздних эпох.
Сеть селений, сформировавшаяся на Самарской Луке с начала XVII по XX век в "залесенных и изрезанных овражными долинами местах, оказалась крайне неустойчивой. И значительная часть этих селений быстро запустела. Более того, ещё до середины XVII века на территории Самарской Луки существовали весьма специфические оборонительные рубежи (караулы) — ориентированные не на восток, а на запад, словно для отражения некой возможной "агрессии" со стороны обитателей гор или горных овражных долин" (18).
Данный малоизвестный факт различные исследователи объясняют по-разному. Например, угрозой переселенцам, со стороны "аборигенного населения", оттеснённого в горы и вышедших на "тропу войны". Или опасностью бунта невольных людей, занятых на принудительных работах в данном районе (например, в Серных шахтах). Возможно, это было как-то связано с необходимостью обеспечения безопасности проведения каких-то особо "тайных работ" (хотя последнее утверждение — нехарактерно для данной эпохи).
Но как бы там не было — факт есть факт, на этой территории люди чего-то сильно боялись.
Здесь необходимо небольшое отступление. Выдающийся учёный-этнограф, профессор Л.Н.Гумилёв (1912-1993), проработав огромное количество материалов, установил, что "рождение новых народов" на Земле происходило не случайным образом, а в строго определённое время и на некоторых строго ограниченных территориях (19).
Любопытно отметить, что все эти мини-территории (оси *пассионарных толчков*) сходятся в двух точках планеты. В Нубийской пустыне (в 500 км от великих Пирамид) и в районе Самарской Луки (20).
Мало вероятно, чтобы это было просто случайностью. Первый отмеченный Л.Н.Гумилёвым пассионарный толчок, относящийся к XVII веку до нашей эры, породил в районе Луки весьма своеобразную и загадочную Абашевскую культуру. Но эту культуру кто-то или что-то буквально уничтожило или трансформировало... По легендам, некую роль здесь сыграли таинственные змеелюди, или "дети Раха", обитавшие в подземном мире Жигулёвских гор. По преданиям, даже древнее название Волги — Ранхи. Это, возможно, память о подземном народе Рахов, в прошлом обитавшем на её берегах. Легенды связывают этот сказочный народ и вполне реальные географические объекты, такие как Печёрские горы, Монгора, Змеиный затон.
Нам могут сказать, что это просто легенды, а где же реальные следы... И тут мы сталкиваемся с очень интересной историей:
"Само название Печёрские горы составляет нарицательное Печёры (пещеры) — углубления, пустоты, выемки в обрывистых берегах, в крутых склонах гор. Как отмечалось в старинных путеводителях по Волге, здесь множество нор и пещер".
В частных разговорах нам сообщали, что в начале XX века в Печорских горах был обнаружен целый подземный город. Там работали какие-то археологи, проводили расчистные работы, крепили объёмы и вели раскопки. Ходы там были сухие. Высота их примерно соответствовала человеческому росту. Ширина была более 80 см. Встречались и более обширные полости с полу истлевшей деревянной крепью.
В путеводителе "Жигулёвская Кругосветка" А.Соболева (1965) пишет:
"В районе села Переволоки ещё в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок сводом... Подобные пещеры окружали и соседнее село Печёрское (его название от слова пещера), где крестьяне находили намогильные камни с арабскими надписями.
Недалеко от Переволокских пещер между оврагами на крутой горе, был обнаружен городок четырёхугольной формы, окопанный с северной стороны рвом с валом и выездом. В городе (в ходе раскопок) найдены каменные погреба, железные цепи... В четырёх км от Переволок, в стороне от дороги на Сызрань, открыто укреплённое место длиной 325, а шириной 180 сажён..." (21).
В начале 80-х годов XX века историк В.Л.Егоров в своей книге "Историческая география Золотой Орды" также приводит описание Переволокского городища и отмечает, что название его неизвестно и археологические исследования там не проводились (22).
Так кто же работал в этих местах... Что нашёл... Куда сегодня исчезли эти археологические памятники... И даже больше — кто объяснит, почему сама память о них столь "бледна"?
В архиве группы имеется несколько рассказов датируемых периодом конца 70-х начала 80-х годов XX столетия о неких "неучтённых" строениях, наблюдавшихся в Жигулёвских горах.
В контексте рассматриваемой темы авторы считают, крайне интересным рассказ об обнаружении в одном из оврагов Жигулей некоего строения, сложенного из больших сероватых глыб. Судя, по не очень ясному рассказу — это была либо нижняя часть, давно обвалившейся сторожевой башни, либо останки некоего куполообразного сооружения. (В 1992 году в статье "Грифоны Рифейского ущелья" приводится рассказ о существовании в Жигулях "огромного массивного каменного купола, украшенного множеством больших и маленьких башенок".)
Большая часть передней стены, а так же его вершина отсутствовала, образуя большой пролом неправильной формы. Множество камней образовывали хаотичный завал, более высокий у стен и уменьшающийся к центру сооружения. Причиной тому было то обстоятельство, что внутри башни (или купола) находился огромный цилиндрический колодец или даже, вернее сказать, целая шахта. Камни годами падавшие вниз так и не смогли заполнить её. Свет фонарей не достигал дна. Брошенные мелкие камни летели вниз и без звучно исчезали в тёмной глубине. Можно было попытаться спуститься вниз, но сделать такое без специального снаряжения и приспособлений, без предварительного разбора образовавшихся завалов и каменных пробок не представлялось возможным...
Группа подивилась на это странное сооружения и продолжила свой путь. А ведь возможно они стояли на самом пороге одного из величайших открытий, открытия Вара.
Вот как красочно повествует о нём древнее авестийское сказание:
"И Ахурамазда обратился к Йиме и сказал ему: "На мир собирается пасть роковая зима... А посему построй себе Вар (подземное убежище) размером с пастбище. И принеси туда представителей всякого рода зверей ... и огонь пылающий. Сделай так, чтобы там текла вода. По берегу водоёма на деревья посади птиц среди вечно зелёной листвы. Посади там растения... И все эти предметы и существа уцелеют, пока они находятся в Варе". Вар — это средство пережить ужасную и разрушительную зиму, способную уничтожить всё живое, покрыв землю толстым слоем льда" (23).
Александр Асов в своей статье "Урал Сокровенный" прямо указывает:
"На Урале есть целая подземная страна. В конце Великой Войны царство Дыя (Рахов) ушло под землю, под Уральские горы. И только иногда можно слышать, как под землёй звонят их колокола. Только через потайные пещеры можно достичь сегодня подземные города Дыя. Но придёт срок, и вновь поднимутся они на Землю. Сам же Дый был обращён в Великого Полоза.
Бывает ночь (раз в столетие), когда близ горы Таганай (что значит Подставка Луны) открывается земля и поднимается призрачный город" (24).
Подобные сказочные города хорошо известны в Поволжье: град Китеж, Мирный город княжны Волги.
"Спящие в холмах"
Давно это было, но легенда гласит, Вечная жизнь Летуну предстоит. Дух его ни когда не умрёт, Людям он знанье несёт...
Современная костровая поэзия
В Поволжье широко распространена вера в волшебных Змей, обитавших здесь в древние времена. И сегодня на Волге сохранилось название Змиевы горы. Обнажённые откосы, состоящие из песчаников и глин, точно срезанные гигантским мечом, круто спускаются к реке. Считается, что своё название эти горы получили от громадного змея, долгие годы жившего в этих местах и причинившего местному населению немало бед и горя. Наконец, он был убит неким богатырём. Тело его распалось на три части, которые тотчас же обратились в камни (считается, что первым эту сказку записал путешественник А. Олеарий в 1636 году).
В XVIII веке в Поволжье была записана легенда, по которой крылатый летучий змей Зиланта после гибели своих сородичей перелетел на холм Джилантау (район современной Казани), откуда открывался путь в подземную страну. Оттуда он долгое время наводил ужас на окрестные земли, пока не был убит... После взятия Казани, чтобы "запереть" вход в подземную страну, русские основали на холме Джилантау монастырь.
Предания о Змеелюдях-Рахах, и сегодня обитающих в подземельях, сохранились во многих районах Поволжья. В Нижегородской области рассказывают о Йорт Еланы — домашних змеях, оборачивающихся людьми. Они покровительствовали конкретным семьям, "следили за малолетними детьми, охраняли их, учили различным премудростям и даже забавляли их".
В Самарской области сохранилось предание о Шихан-горе — месте сна, "тех, кто живёт внизу". В книге "Легенды, предания, бывальщина" под редакцией Н.А.Криничной так говорится о поволжской Шихан-горе:
"Слыхали мы от стариков, что Шихан-гора не природная, а сложена руками человеческими из камня-дикаря. Внутри она полая. Если постукать ломом по её боку, то Шихан загудит, как пустая бочка или барабан, а внутри зашипит по-змеиному" (25).
Сегодня местные жители довольно редко посещают этот холм. Они считают, что там нет ничего достойного внимания — только болотца, да заросли кустарника. Хотя до революции многие их предки ходили на ту гору, с озёрами на вершине — "молиться". Место, где обитал Дух горы, было помечено особым камнем. Вот на нём и оставляли подношения: хлеб, соль, мёд. По преданиям, рядом с озерами находились какие-то развалины. Местные жители по установившейся традиции Среднего Поволжья именовали их "Землянкой Степана Разина". (Степан Разин в Поволжье — образ собирательный и имеет весьма далёкое отношение к своему историческому прототипу. Степан Разин — предводитель восстания в Поволжье — казнён в Москве в 1671 г. В местной традиции Разин — это колдун, оборотень, могучий чародей, владелец летающей лодки (укрытой в одном из курганов, по другой версии — в одном из озёр Поволжья).)
После революции и гражданской войны на гору практически не ходили — плоды просвещения, запретов и культурной революции. Жертвоприношения прекратились, а "рассерженный дух" разлил озёра, превратив их в болота. На горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожащего их владения.
28 мая 1984 года группа самарских исследователей отправились на поиск этой горы.
(В этом эпизоде авторы специально стараются не давать точных географических привязок, исходя из общих правил техники безопасности "общения" жаждущей, но неподготовленной публики с подобными местами).
...Степь, бескрайняя степь протянулась от горизонта до горизонта. Экспедиция двигалась на машине ГАЗ-66. И километры весело ложились под колёса. Какая гора? Откуда она здесь? Нас мучили сомнения. Но вот куполообразный свод, поросший лесом. Такое ощущение, что перед нами ледниковая морена. Словно древний лёд принёс сюда тонны камня (множество обломков кварца и других глыб), принёс и растаял. Но ведь согласно современным воззрениям специалистов геологов — ледник никогда не достигал этих мест, остановившись гораздо севернее. Используя всю проходимость мощной машины, экспедиция попыталась подняться на вершину горы. Впереди было болото. Густые заросли, следы кабанов и клещи. Всё это затрудняло поиск, а ещё была ограниченность временем. Местные жители (обитатели окрестных деревень) отказались сопровождать машину к горе, ссылаясь на свой (явно преувеличенный) страх перед кабанами. При осмотре склонов горы участники той экспедиции обнаружили несколько довольно узких щелей, забитых глиной и крупными как бы оплавленными камнями. Кажется, что сюда непрерывно бьют молнии. (Что это? Косвенное свидетельство скрытого в горе металла или отражение неких редких энергетических процессов?) Предварительное изучение данных разломов, создающих довольно устойчивый ток воздуха, гасящий пламя свечи, позволяет предположить наличие в горе каких-то больших пустот.
(В тот раз авторам так и не удалось выполнить всю намеченную программу исследований — выйти к "молельному камню" и осмотреть "развалины". Эти объекты всё ещё ждут своих первооткрывателей" и пытливых, неравнодушных исследователей.)
Из рассказов обитателей соседних деревень вырисовывалась следующая картина легендарной истории этой горы:
"Когда-то очень давно в эти места пришли люди-змеи. Они построили Змеиный Дом — Шихан гору. Потом они утратили интерес к поверхностному миру, и ушли в глубь горы, запечатав за собой ходы-пещеры. Ушедшие оставили "Сторожа", поселившегося в водах одного из озёр".
Как самостоятельные объекты на Шихан горе сохранилась память о тёмном озере — предположительно либо место рождения, либо подчинения "шайтанов". "Камень Призыва", "Малый Змеиный Дом" — впоследствии трансформировавшийся в "землянку Разина", "Запечатанные пещеры" — это те щели и пещеры, по которым можно попасть в гору.
Опрос местных жителей позволил предположить, что сегодня "Сторож" — "Дух" покинул эти места. Нам даже рассказали, как это произошло: "Улетел Шайтан! Улетел! Обликом как человек, голова — вся огонь, а вокруг огненные хвосты". Такое описание Шайтана ставило его в один ряд с таинственными огненными змеями. Гору Шайтан "запечатал", пещеры "закрыл".
Конечно, образ "Запечатанных пещер" — это из области сказок. Но эти сказки почему-то упорно живут в Поволжье. После выхода в свет первой редакции книги "Легенды волжских подземелий" авторы получили множество откликов. В некоторых из них речь шла и о так называемых "запечатанных пещерах". Судя по рассказам — это какие-то пустоты в скалах, заложенные камнями. Самое интересное заключается в том, что поверхность этих пробок и места её соприкосновения с нетронутой породой носят следы сильного разогрева. Как будто кто-то мощной паяльной лампой поработал. Создаётся впечатление, что под действием высоких температур или каких-либо других факторов известняковые породы словно размягчились, а потом потекли — заполняя и сглаживая неровности, пустоты и трещины. Интересно отметить, что прочность получившейся корки значительно выше, чем просто известняка. Она также обладает и рядом других весьма интересных свойств. Например, высоким уровнем отражения света и теплопроводности. Создаётся впечатление, что эта преграда весьма эффективно отводит куда-то тепло, что, в свою очередь, приводит к конденсации влаги на её поверхности.
Продолжим рассказ о Рахах — змеелюдях Поволжья. Другое место, где сравнительно недавно обитали змеелюди — северо-запад области.
В 1992 году в поездке "за легендами" авторов сопровождал представитель Самарской историко-экологической ассоциации "Поволжье" этнограф Кирилл Серебренитский.
Трудно поверить, что в наш промышленный век относительно недалеко от "кольца" крупных городов сохранился практически нетронутым уголок дикой природы. В народе его любовно называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, истинно сказочные места. Неуловимо загадочные и удивительно безмолвные, даже птиц не слышно. Только совы ночью аукают. Да поднимаются к небу над невысокими холмами скалы-останцы, наследие давно минувших эпох. В геологическом прошлом здесь бушевало многоводное море Тетис, а нынешние скалы — наиболее прочные породы, слагавшие древние острова (26).
У местных жителей с этими местами связаны мрачные верования. Даже сегодня они считают, что эти скалы, леса, болота населяют злые духи. И хотя напрямую никто не отваживается в этом признаться, они боятся этих мест и тех существ, которые, как они считают, тут обитают и чей покой нельзя тревожить.
Хотя особенно и "признаваться" некому, в ближайших населённых посёлках, организованных в 30-х годах при выполнении сталинских директив, осталось жилыми всего четыре дома. Известно, что по своей воле в недавнем прошлом люди здесь не селились. Хотя и непонятно, почему. Дичи полно, земля не тронута, вода — целебная... (воду с этого горного массива нынче широко рекламируют и продают под названием "Вода Дворцовая".)
Кирилл Серебренитский, работая с местным населением (живут тут главным образом чуваши), выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие огни — летучую нечисть. Основное время эти огни (их называют "огненными змеями") обитают глубоко под землёй, лишь изредка поднимаясь на поверхность.
Известен случай, когда в 1974 году в одного из "огненных змей" в посёлке Аскулы стреляли из ружья (27). Сегодня об огненных шарах и прочих наваждениях в Аскулах рассказывают спокойно, без мистического ужаса и блеска в глазах, считая что видели "Врагов" — бесов.
На севере западе области "огненный змей" носил имя — Пата-Кабусь. Авторам называли и другое его имя (более привычное людям старшего поколения) Патавка-бусь — "летучая голова" или "птица-голова". Позднее, вернувшись