Тема 1.3. Строительство объектов недвижимости.
Тема 1.3. Строительство объектов недвижимости.
Общая организация налогового учета и основные схемы в строительстве.
Налогообложение у заказчика-застройщика.
Бухгалтерский учет и налогообложение у подрядчика.
Совмещение участниками строительства различных функций: особенности бухгалтерского учета и налогообложения.
Особенности бухгалтерского и налогового учета при строительстве жилого дома за счет собственных инвестиций
Общая организация налогового учета и основные схемы в строительстве.
Специфика налогового учета в строительной отрасли заключается в многофункциональности участников строительства. Одна и та же организация может быть и заказчиком, и инвестором, и подрядчиком. При ведении налоговой отчетности важно разбираться в налоговой базе и относить доходы и расходы правильно. Учетная деятельность предприятия регламентируется специально разработанным Положением по бухучету ПБУ 2/2008, в котором также рассматривается и налоговый учет. При этом стоит отметить, что в налоговый учет в строительстве 2013 год не принес значительных изменений.
Налоговый и бухгалтерский учет в строительных фирмах ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», которая разработана каждой организацией для внутреннего пользования в зависимости от специфики предприятия.
Очень часто строительные фирмы при разработке учетной политики стремятся соединить налоговый и бухгалтерский учет, но это не всегда выгодно и удобно с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки.
Налоговый учет является системой обобщения информации о финансовой деятельности предприятия для расчета его налоговой базы и производится на основании первичной документации, данные в которой сгруппированы в соответствии с требованиями Налогового Кодекса (на основании ст. 313).
Главной задачей налогового учета является формирование информации об учете каждой по отдельности хозяйственной операции для налогообложения.
В данных налогового учета должно быть четко видно:
- каким образом определяются доходы и расходы организации;
- каким образом определяется доля налогооблагаемых расходов за отчетный период;
- какая сумма расходов должна быть отнесена на следующие отчетные периоды;
- как формируется сумма резервов;
- размер долга организации по налогу на прибыль
Налоги, подлежащие оплате
Для начала отметим, что существует два способа осуществления строительства:
- Хозяйственный
- Подрядный
Если строительная компания выполняет работы для собственных нужд и только собственными силами, то принято считать, что работы выполняются хозяйственным методом. При таком методе отсутствие финансового результата влияет на налоговую базу предприятия, и налогооблажение организации производится несколько иначе. Ограничений по видам операций, которые могут выполняться хозяйственным способом нет. Это могут быть и вновь организованное строительство, и все виды реконструкции или модернизации объектов.
Отличающей особенностью подрядного способа от хозяйственного является наличие договорных отношений между заказчиком и его структурным подразделением, осуществляющим строительство. При подрядном способе происходит передача права собственности на результаты выполненных работ на возмездной основе, которые как раз таки и признаются реализацией.
Земельный налог
Налогообложению подлежит вся земля, которой, так или иначе, пользуется строительная компания: собственная, арендованная или находящаяся во владении. Налоговая ставка — фиксированный платеж, рассчитываемый за год в зависимости от площади земли и относящийся на себестоимость продукции (услуг). Формой земельной платы за землю является и арендная плата. Оплата налога производится в 2 этапа (во втором полугодии отчетного года).
Контролирующий орган своевременной и полной оплаты налога — налоговая инспекция муниципального образования (чаще всего района).
Санкции при несвоевременной оплате:
- административные штрафы до 5 МРОТ налагаются на сотрудников предприятия, по вине которых налог был оплачен не полностью или несвоевременно.
- финансовые санкции к предприятию, как к юридическому лицу.
Налог на прибыль
Порядок признания доходов от реализации услуг заказчика-застройщика по организации строительства регулируется пунктом 2 статьи 271 НК РФ и абзацем 8 статьи 316 НК РФ. По производствам с длительным технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Формирование прибыли может осуществляться и по итогам строительства в целом. На это указал суд в постановлении ФАС Центрального округа от 27 июля 2004 года № А62–5158/03.
Сумма экономии целевых средств, которая остается в распоряжении заказчика-застройщика, будет облагаться налогом на прибыль как внереализационный доход (ст. 250 НК РФ).
Заказчики-застройщики должны вести учет прямых и косвенных расходов, определяемых в соответствии со статьей 318 НК РФ. Однако это правило может быть применимо только в отношении затрат, приходящихся на услуги самого заказчика-застройщика по организации строительства, так как действие этой статьи касается расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Распространить эту норму на затраты, формирующие инвентарную стоимость объекта строительства, нельзя. Затраты в виде расходов по приобретению (созданию) амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы (п. 5 ст. 270 НК РФ). Для таких затрат будет применяться статья 257 НК РФ.
Для расходов, связанных с оказанием услуги по организации строительства, заказчик-застройщик вправе самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с оказанием услуг, и порядок их распределения. Его надо закрепить в налоговой учетной политике. Такое правило ему предоставлено начиная с 1 января 2005 года, с внесением изменений в статью 318 НК РФ Федеральным законом РФ от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ. Установленный порядок подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 319 НК РФ).
Пример 1.
Стоимость средств на содержание заказчика-застройщика составляет 5 % от сметной стоимости строительства.
Получены средства целевого финансирования в размере 1 000 000 руб.
Расчет суммы предполагаемого аванса заказчика-застройщика:
определяем сумму предполагаемого аванса на содержание заказчика-застройщика:
50 000 руб. (1 000 000 х 5 %);
рассчитываем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:
7627 руб. (50 000:118 % х 18 %).
Несколько сложнее обстоят дела, если в строительстве принимают участие несколько инвесторов (дольщиков). Это характерно при строительстве жилых домов. В такой ситуации также надо при составлении сводного сметного расчета предусмотреть размер средств на содержание заказчика-застройщика. Тогда при поступлении инвестиционных вкладов от инвесторов размер предполагаемого аванса на вознаграждение заказчика-застройщика можно рассчитать пропорционально долям распределяемых площадей.
Пример 2.
Заказчиком-застройщиком заключено несколько договоров долевого строительства с физическими и юридическими лицами. Размер средств на содержание заказчика-застройщика, согласно сводному сметному расчету, составляет – 1 000 000 руб.
Допустим, один из инвесторов (инвестор № 1), согласно условиям договора, претендует на 30 % площадей в возводимом объекте. Его инвестиционный вклад составляет 9 000 000 руб.
общая площадь строительства – 500 м кв.
расчет суммы предполагаемого аванса заказчика-застройщика:
доля инвестора в строительстве объекта составляет:
30 % или 0,3 (150:500);
определяем сумму предполагаемого аванса на содержание заказчика-застройщика инвестора № 1:
300 000 руб. (1 000 000 х 0,3);
рассчитываем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:
45 763 руб. (300 000:118 % х 18 %).
Аналогичным образом будет определяться сумма предполагаемого аванса заказчика-застройщика при поступлении инвестиционных вкладов от остальных дольщиков.
Объектом налогообложения НДС признается и сумма превышения денежных средств, полученных от инвестора на финансирование инвестиционного проекта, над фактическими затратами по строительству. Сумма экономии может быть определена только по окончании строительства. Причем в целях исчисления НДС такая экономия, в отличие от бухгалтерского учета, признается выручкой от реализации услуг заказчика-застройщика.
Суммы НДС, уплаченные заказчиком-застройщиком подрядным организациям при приеме от них СМР, к вычету не принимаются. Дело в том, что НДС – косвенный налог и вычет «входных» сумм по нему вправе произвести тот налогоплательщик, который приобретает товары (работы, услуги). Поэтому, если функция заказчика-застройщика сводится только к организации процесса строительства (то есть заказчик-застройщик не совмещает функцию инвестора и не является обладателем по завершении строительства части построенных площадей), то право на вычет сумм «входного» НДС по принятым СМР вправе получить инвестор, то есть обладатель построенного объекта (или его части). В свою очередь заказчик-застройщик должен передать суммы полученного от подрядчиков «входного» НДС инвестору (инвесторам).
Вычет «входного» НДС осуществляется по мере постановки объекта на учет, а не по мере регистрации права собственности на него (постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2005 года № А13–14918/04–19). При этом вычет может быть произведен только в том случае, если объект строительства используется в облагаемой НДС деятельности. В противном случае НДС к вычету предъявлен быть не может (письмо МНС РФ от 23 апреля 2004 года № 03–1-08/1057/16).
Что касается сумм НДС, уплаченных заказчиком-застройщиком по расходам на свое содержание, в том числе на аренду помещений и телефонные переговоры, то они принимаются им к вычету по общеустановленным правилам.
С внесением изменений в главу 21 НК РФ пункт 6 статьи 171 и пункт 5 статьи 172 НК РФ претерпели изменения. Теперь в них нет оговорки, что НДС принимается к вычету по мере постановки объекта капитального строительства на учет и начала начисления амортизации по нему.
Новая редакция абзаца 1 пункта 5 статьи 172 НК РФ гласит, что НДС, предъявленный налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, принимается к вычету в общеустановленном порядке, то есть по мере получения от покупателей (исполнителей) счетов-фактур и приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав. Буквальное прочтение этой нормы означает, что НДС, выставленный подрядными организациями, можно принять к вычету, не дожидаясь постановки объекта на учет и начала начисления амортизации по нему.
Пример 3.
ООО «Сервис плюс» совмещает функцию заказчика-застройщика и генподрядчика. Сметная стоимость строительства – 51 500 000 руб. Вознаграждение заказчика-застройщика – 1 500 000 руб., в т. ч. НДС – 228 814 руб.
Для упрощения примера предположим, что средства целевого финансирования получены в полном размере.
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 7 627 119 руб. – отражен НДС по подрядным работам;
Пример 4.
Инвестиционный контракт на строительство делового центра заключен между 000 «Контакт» и администрацией города. ООО «Контакт» является основным инвестором и заказчиком-застройщиком. Для строительства 000 «Контакт» привлекает дольщиков (два юридических лица – Инвестор № 1 и Инвестор № 2), с которыми заключает договоры долевого строительства. Суммы вкладов двух дольщиков составляют по 10 450 000 руб. По условиям контракта 40 % построенных площадей передается администрации города, а 60 % распределяется между основным инвестором и дольщиками равными долями – по 20 % площадей каждому.
Стоимость строительства составляет 21 949 153 руб., в т. ч. НДС – 3 348 176 руб. В том числе вознаграждение заказчика-застройщика составляет 900 000 руб., в т. ч. НДС – 137 288 руб.
Затраты на содержание заказчика, в доле приходящейся на Инвестора № 1 и Инвестора № 2 составили 500 000 руб., в т. ч. НДС – 76 271 руб.
Затраты на собственное содержание заказчика-застройщика включены в инвентарную стоимость объекта.
Построенная площадь – 490 м кв., в т. ч. площади общего пользования – 90 м кв.
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 (или 60)
– 76 271 руб. – отражен НДС, относящийся к расходам по организации строительства, облагаемым НДС;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 3 813 559 руб. – отражен НДС, предъявленный подрядными организациями;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 700 090 руб. – принята к вычету сумма «входного» НДС, приходящаяся на помещения ООО «Контакт»;
ДЕБЕТ 86 субсчет «Полученные целевые средства» КРЕДИТ 76 субсчет «Распределение сумм „входного“ НДС»
– 616 859 руб. [(450 001 : 3) + (1 400 576 : 3)] – отнесена часть суммы «входного» НДС по безвозмездно переданным внешним коммуникациям и помещениям администрации города за счет средств Инвестора № 1;
ДЕБЕТ 86 субсчет «Полученные целевые средства» КРЕДИТ 76 субсчет «Распределение сумм „входного“ НДС»
– 616 859 руб. – отнесена часть суммы «входного» НДС по безвозмездно переданным внешним коммуникациям и помещениям администрации города за счет средств Инвестора № 2;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 76 субсчет «Распределение сумм „входного“ НДС»
– 616 859 руб. – принята к вычету часть суммы «входного» НДС по безвозмездно переданным внешним коммуникациям и помещениям администрации города за счет средств ООО «Контакт»;
Бухгалтерский учет
Характерной особенностью для организаций, осуществляющих строительство для собственных нужд, является организация раздельного учета по основному виду деятельности и по строительству.
При выполнении застройщиком подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства (п. 8 ПБУ 2/94, п. 3.1.2 Положения № 160). Расходы, связанные со строительной деятельностью, ведутся на счете 08 «Капитальные вложения». К этим расходам относятся:
› материальные расходы;
› расходы на оплату труда работников, занятых в строительстве;
› суммы начисленной амортизации по собственным основным средствам, используемым в строительстве;
› прочие расходы (суммы налогов и сборов, начисленные в установленном порядке (ЕСН, страховые платежи на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и др.)).
До завершения всех работ по строительству затраты, аккумулированные на счете 08, составляют незавершенное строительство (п. 3.1.1 Положения № 160).
Налогообложение
Операции по выполнению работ для собственного потребления являются объектом обложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база при выполнении СМР для собственного потребления определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НКРФ). Поэтому на стоимость работ, выполненных для собственных нужд, надо начислить НДС.
С 1 января 2006 года произошли изменения в порядке определения облагаемой базы по НДС по СМР для собственного потребления и вычета сумм «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для их выполнения.
До вступления в силу изменений в главу 21 НК РФ НДС на стоимость таких работ начислялся на день принятия к учету объекта строительства. С 1 января 2006 года при выполнении СМР для собственного потребления НДС надо начислять не по мере принятия к учету объекта строительства, а на последний день месяца каждого налогового периода. То есть либо в конце каждого месяца, либо в конце последнего месяца каждого квартала (п. 10 ст. 167 НК РФ в новой редакции).
К вычету этот налог можно предъявить только после уплаты в бюджет. То есть порядок произведения вычета по этому налогу с нового года не изменился.
Суммы «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) для выполнения СМР должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке – после принятия к учету этих товаров (работ, услуг) и получения по ним счета-фактуры (п. 1, 5 ст. 172 НК РФ).
Обратите внимание на то, что до 1 января 2006 года налоговая база для начисления НДС при выполнении СМР для собственного потребления определялась как стоимость работ, выполненных только собственными силами. Если для выполнения работ привлекались подрядчики, стоимость оплаченных им работ в объект обложения НДС не попадала. С таким подходом были согласны и налоговые органы (письмо МНС от 24 марта 2004 года № 03–1-08/819/16, письмо УМНС по г. Москве от 25 февраля 2005 года № 19–11/11713). Суть такого вывода сводилась к следующему.
Понятие «выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления» в налоговом законодательстве не определено. Следовательно, организация, руководствуясь статьей 11 НК РФ вправе использовать те понятия и термины к этим видам работ, которые установлены для них другими отраслями законодательства, в данном случае Госкомстатом РФ. А в документах Госкомстата к СМР, выполненным хозспособом, относятся только работы, выполненные собственными рабочими (см. определение СМР, выполненных хозспособом, выше). Причем под работами, выполненными хозспособом, Госкомстат подразумевает работы для собственного потребления (п. 22 постановления Федеральной службы государственной статистики от 16 декабря 2005 года № 101).
С 1 января 2006 года с внесением изменений в НК РФ налоговые органы изменили свой подход к определению стоимости работ, выполненных для собственного потребления. Руководствовались они при этом письмом Минфина от 16 января 2006 года№ 03–04-15/01, которое направили для ознакомления налогоплательщиков (письмо Минфина РФ от 16 января 2006 года № 03–04-15/01). Теперь контролирующие органы считают, что налоговую базу надо считать из полной стоимости СМР, включая работы, выполненные привлеченными подрядными организациями.
На наш взгляд, такой подход к формированию стоимости работ для собственного потребления не обоснован. В качестве аргумента можно привести всю ту же статью 11 НК РФ и определения СМР для собственного потребления, приведенные в документах Госкомстата РФ. Тем не менее организации должны сами решить, следовать им новой позиции проверяющих органов или нет. Если организация не согласится с мнением налоговых органов, отстаивать свою точку зрения ей придется в судебном порядке.
Пример.
Компания «Орион» осуществляет строительство склада на территории организации собственными силами. Строительство начато в январе 2006 года.
Стоимость расходов по строительству за январь составила 900 000 руб.
(Дебет счета 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»).
Из них стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для выполнения СМР, – 708 000 руб., в т. ч. НДС – 108 000 руб. Отчетным периодом по НДС является месяц.
Январь:
ДЕБЕТ 19 Кредит 60
– 108 000 руб. – отражен НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для выполнения СМР;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68
– 162 000 руб. (900 000 х 18 %) – начислен НДС на стоимость выполненных СМР;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 108 000 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным товарам, работам, услугам (основание – счет-фактура).
Февраль:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
– 162 000 руб. – перечислен в бюджет НДС за январь;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 162 000 руб. – принят к вычету НДС, начисленный и уплаченный в бюджет НДС.
Тема 1.3. Строительство объектов недвижимости.