Вопрос №43.Современные системы доставки строительных грузов специализированными автотранспортными средствами.
Необходим тщательный подход к выбору способов доставки материалов на строительные объекты. Применение того или иного способа зависит от вида материала, величины партии, требований рационального использования транспорта и монтажных механизмов.
Комплектация предъявляет особое требование к способу доставки, которое может быть сформулировано как принцип бесперегрузочной доставки материала в зону рабочего места. Этому принципу в наилучшей мере отвечают пакетирование и контейнеризация.
В целях значительного сокращения транспортных расходов предусматривается расширение контейнерных и пакетных перевозок с внедрением большегрузных контейнеров.
Пакет— это укрупненный, груз («грузовое место»), сформированный из определенного количества мелких элементов и скрепленные таким образом, чтобы обеспечить неизменность его формы. Пакет может формироваться на поддоне или без него и скрепляться различными способами. Пакетный способ применяют для доставки на строительные площадки прежде всего мелкоштучных материалов (кирпича, мелких блоков), а также металлопроката, пиломатериалов и т. п. Для лучшей сохранности пакетов применяют поддоны, хомуты, проволоку и другие средства.
Контейнер— это инвентарная тара в виде объемной пространственной конструкции, предназначенной для перевозки, перегрузки и хранения грузов. Впервые в мире контейнеры были применены в 1889 г. в России и получили широкое распространение в СССР на железнодорожном транспорте при перевозке грузов промышленных предприятий. Массовое применение контейнеров для перевозки строительных материалов наблюдалось в нашей стране в послевоенный период. Вначале этот способ доставки груза был подчинен только задаче снижения трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ и поэтому в дальнейшем не мог удовлетворить требованиям развивающейся комплектации.
Контейнерный способ и пакетирование имеют ряд преимуществ по сравнению с перевозками навалом и в обычной таре. При контейнеризации резко уменьшаются затраты ручного труда в процессе погрузочно-разгрузочных работ у поставщиков и потребителей создаются благоприятные условия для их механизации, значительно сокращаются простои автотранспортных средств, отпадает необходимость в привлечении экспедиторов для сопровождения грузов.
Контейнер обеспечивает лучшую сохранность грузов и сам может быть использован для временного хранения продукции в качестве микросклада, что сокращает затраты на складское хозяйство. Для большинства материалов, перевозимых в контейнерах, отпадает необходимость в тарной упаковке независимо от расстояний перевозки и количества перегрузочных операций.
Объем контейнерных перевозок мелкоштучных материалов в строительстве непрерывно увеличивается. Уровень контейнерных перевозок в строительных министерствах в настоящее время составляет более 30 %. Об эффективности контейнерного способа перевозок можно судить по следующим данным: при перевозке мелкоштучных строительных грузов в специальных контейнерах или поддонах годовая экономия составляет 4.5 руб/т, при перевозке сыпучих материалов (цемента, гипса а др.) - 5,66 руб/т.
Выбор типов и параметров осуществляется в соответствии с технологическими и конструктивными требованиями.
Технологические требования. Габариты и объем контейнеров должны обеспечивать удобства размещения в них комплекта материалов, деталей, изделий. Комплекты формируются из расчета обеспечения определенных единиц, объема строительных работ, т. е. на дом, этаж, секцию, этаж-секцию и т. п. в жилом строительстве идя на пролет, ярус, ячейку и т. п. в промышленном строительстве. Материалы и изделия внутри контейнера должны размешаться в строгом соответствии с технологией их укладки «в дело», а масса контейнера с грузок должна соответствовать грузоподъемности монтажного механизма.
Габаритные размеры комплекта в случае немедленной разгрузки его на перекрытие, а также размеры контейнера, установленного в помещении на период производства работ, не должны нарушать правил техники безопасности, загромождать проходы, осложнять процесс послемонтажных и отделочных работ. Масса контейнера не должка превышать несущей способности строительных конструкций. Важным условием является удобство эксплуатации и возможность применения в максимальной степени механизации погрузочно- разгрузочных работ и наилучшее использование транспорта.
Конструктивные требования.Контейнеры должны быть достаточно прочными, малоизнашиваемыми и не подвергаться деформации при погрузке и разгрузке. К конструктивным особенностям контейнеры бывают жесткие, мягкие я комбинированные. Опыт применения различных конструкций свидетельствует о преимуществах для строительных нужд жестких металлических и деревометаллических контейнеров.
Виды контейнеров. По назначению различают контейнеры универсальные и специальные, магазины и фургоны.
Универсальные контейнерыпредставляют собой съемный крытый кузов подвижного состава. В отличие от него специальный контейнер предназначен для одного или нескольких однородных по свойствам грузов. Некоторые специализированные транспортные средства одновременно являются и контейнерами (цементовозы, панелевозы с тягачами, прицепные средства для перевозки перегородок, автогудронаторы для перевозки горячего битума, автофургоны для перевозки штучного паркета и др.). Большинство контейнеров, применяемых в строительстве, являются специальными, так как предназначены для определенного вида материала. Наибольшее распространение пакетирование и контейнеризация получили в крупных организациях жилищного строительства, особенно в ДСК.