Решение конфликтных ситуаций
(Продолжительность 8 часов)
Цель: отработать навык эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Теоретическое введение в проблему конфликтов в команде;
2. Отработать навык эффективного поведения в конфликтной ситуации;
3. Отработать навык эффективной защиты от манипуляций;
4. Приобрести навык снятия эмоционального напряжения;
5. Отработка навыка обратной связи для эффективного решения конфликтных ситуаций.
Оборудование: Планшетки, стикеры, 2 стола, 2 набора «Лего», флипчарт, маркеры, ручки, настенные часы с секундной стрелкой.
Введение: Что такое конфликт и зачем он нужен команде?
Цель: раскрыть понятие «конфликт» и его функциональную значимость
Продолжительность: 20 минут
Конфликт - это борьба за ценности, статус, власть, ресурсы. Конфликты являются неотъемлемой частью становления эффективной группы. При постановке цели, может возникнуть конфликт мотивов. В команде это звучит так: «Мы единомышленники, но мы разные, и рисуя образ желаемого будущего, мы по-разному расставляем акценты»
Именно тот факт, что в команде собрались разные люди, дает возможность наиболее эффективно усиливать и взаимодополнять друг друга. При этом потенциальным источником конфликта является любой член команды. Чем ярче выражены его индивидуальные особенности, тем сильнее может проявляться конфликтность во взаимодействии.
Обращаясь к классификации R. Meredith Belbin по ролевому репертуару, и исходя из идеи, что в сбалансированной команде должны быть представлены все роли, следует предположить, что в команде будут демонстрироваться различные конфликтные особенности поведения игроков.
Так, например, Мотиватор будет обижать, и провоцировать окружающих, Финишер будет педантично и настойчиво требовать идеального качества, Генератор Идей будет невнимателен к деталям и не обращать внимание на идеи других и т.д. Однако в профессиональной команде участники принимают и ценят индивидуальные особенности друг друга, и «заранее прощают деструктивные перекосы» в поведении, понимая, что это оборотная сторона сильных и полезных для команды индивидуальных особенности.
В процессе совместной деятельности проявление индивидуальных особенностей приводит к постоянному проявлению противоречий, что ведет к проявлению конфликтов способа действия.
Наличие таких конфликтов является признаком эффективного подбора состава команды. Члены команды обсуждают наилучший способ действия. Разрешение конфликтов способа действия идет через выработку правил, норм, стандартов и процедур.
Наличием таких конфликтов характеризуется этап НОРМИРОВАНИЯ. Это очень важный этап в развитии команды, в ходе которого, члены команды научаются действовать в соответствии с достигнутыми договоренностями.
Именно на этом этапе эффективность команды повышается в разы.
Вопросы для обсуждения:
Вспомните, какие конфликты возникали в Вашей команде в последнее время? Каким образом Вы разрешаете конфликты? Всегда ли Вы довольны разрешением конфликта и принятым решением?
Упражнение 1 «По одному!»
Цель: научиться распознавать внутренние конфликты в группе, препятствующие эффективной совместной деятельности, потренироваться в слаженной групповой работе над поставленной задачей.
Продолжительность: 40 минут
Оборудование:нет
Ход упражнения:
Участники садятся в круг.
«Сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры».
Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка входа в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях, друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае счет возобновляется с единицы.
Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками. Нередко (через небольшое время после начала игры и после серии неудач) в группе начинает возникать напряжение между игроками. Это сопровождается взаимными обвинениями, которые потом важно отследить во время подведения итогов игры. Как правило, в этих обвинениях мало реальных просчетов того или иного игрока, скорее это "выпуск пара", прорывающееся наружу раздражение от коллективного неуспеха.
Итак, прошло немало времени, пока вы тренировались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!
Упражнение 2 «Давайте поругаемся»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Продолжительность: 10 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Предлагается «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом предлагается «хвалить» друг друга, называя разными цветами.
Упражнение 3 «Поведение в конфликте»
Цель: Сформировать понятие о видах поведения в конфликте, научиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте.
Продолжительность: 50 минут
Оборудование: 5 карточек со стилями поведения в конфликте.
Ход упражнения:
Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:
- Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
- Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
- Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
- Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
- Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.
Вопросы для обсуждения: Как данный вид поведения повлиял на эмоциональное состояние, на чувства?
Какие другие виды поведения в этой ситуации могли быть полезными и как тогда развивались бы события?
Как Вы думаете, что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
Какой, по Вашему мнению, стиль поведения является наиболее эффективным для взаимоотношения людей?
Упражнение 4 «Паспорт проблемы»
Цель: Отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации.
Продолжительность 60 минут
Оборудование: бланки на всех участников (См. приложениее), ручки.
Ход упражнения:
Эта игра активно закрепляет тот теоретический материал, который предложен выше в "Заметках на полях" и касается различных способов восприятия конфликта и поведения в кризисной ситуации.
Просит членов группы сосредоточиться каждому на той актуальной конфликтной ситуации, которую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения. Чтобы разобраться в конфликте необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения. Кроме того, ответы на поставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи утверждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат).
Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20—30 минут.
Вопросы для обсуждения:
С какими трудностями Вы столкнулись при заполнении паспорта проблемы?
Что изменилось в видении проблемы?
Материал для тренера
Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. "Маска, я тебя знаю!" -и заканчивается волшебство. "Паспорт проблемы" решает, поэтому не только интеллектуальную часть вопроса, как разрешить проблему, но и помогает уменьшить эмоциональную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.
При решении проблемы полезно воспользоваться техникой рефрейминга - т. е. переназвать ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, "выдернем эмоциональное жало". Это поможет нам уделить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи.
Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опасных для детей.
Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: "Опасно для жизни!"
Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения не могли являться предупреждением об опасности: они либо не могли читать, либо не воспринимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и запрещающего характера, либо иначе, чем авторы идеи, воспринимали эмоционально оттенки цвета.
Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами … колючей! Он на все 100% соотнесен не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки).
Перерыв с 13.00 до 14.00
Упражнение 5 «Три фразы»
Цель: подготовить участников к дальнейшей работе, разрядить обстановку
Продолжительность:5 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Ведущий заявляет, что никто из присутствующих не сможет повторить вслед за ним три короткие фразы. Конечно, с ним никто не согласится. Тогда он, как бы подыскивая слова, говорит короткую фразу, например, «Сегодня хорошая погода». Все уверенно повторяют. Ведущий в смущении подыскивает и неуверенно говорит вторую фразу. Ее легко повторяют все. Тогда он быстро и радостно говорит «Ну, вот вы и ошиблись!» Смущение, вопросы, спор. А организатор объясняет, что его третьей фразой и были слова «Ну, вот вы и ошиблись!».
Упражнение 6 «Балда»
Цель: подвести команду к определению понятия «манипуляция».
Продолжительность: 25 минут
Оборудование: Карточки, с написанными ролями.
Ход упражнения:
«Пошел поп на базар, встретил там Бадлу. И говорит ему: «Слушай Балда, я тут уезжаю в отпуск, и поэтому передаю тебе часть полномочий» .
И назначил его управляющим своей фирмы. Поп получил задание взымать арендную плату с должников чертей.
Известно, что болото сдано в аренду чертям по договору на 5 лет.
2 года черти платили исправно, а 3 года накопился долг. Срок погашения истекает через 7 дней.
С Канар, от Попа пришел e-mail, с указанием о погашении задолженности по арендной плате. В противном случае их окропят святой водой, а для них это смерти подобно и выселят. И тогда не миновать им родового позора.
ИНСТРУКЦИЯ ЧЕРТЯМ
Вы живете на болоте 5 лет, обещали платить Попу по одному мешку золота за каждую чертячью душу в год. Когда вы поселились на этом болоте пять лет назад, вас было 10. Как вы размножались и сколько вас сейчас, никто не знает, кроме вас самих, но вас не меньше, чем 37. Вы должны отдать за первый год 10 мешков и за все последующие столько, сколько вас было в том году (для определенности можно чертенят моложе одного года не учитывать).
Вы сами должны решить, сколько вас было в каждом году на самом деле и что вы скажете Балде. Золото для вас все равно что мусор, вы могли бы дать его сколько угодно, но давать больше, чем должны по договору, не хотите – боитесь, что тогда люди испортятся и потребуют неизвестно чего. Главная ценность для вас – ваше болото, если придется уйти с него – это хуже смерти. Вы хотите мирно договориться, отдать все, что должны, и по возможности продлить договор на 5 лет. Недавно по болотам прошел слух, что вышла новая санитарная норма – не более 18 чертей на одно болото. Вас это сильно беспокоит.
Предпочитаете действовать лестью и уговорами.
ИНСТРУКЦИЯ БАЛДЕ
Вы – честный Балда, себе в карман не работаете, заботитесь об интересах Попа. Вам известно, что 5 лет назад на болоте поселилось 10 чертей, а сколько их сейчас – не знает никто (может 5, а может 500). Вам нужно выяснить это как можно точнее, желательно по годам, и сполна собрать оброк. Договор с чертями очень выгоден Попу, он просил не обижать чертей, чтобы они не ушли с болота, как это произошло у соседского Попа, и по возможности продлить договор еще на 5 лет на тех же условиях или более выгодных. Чем больше чертей, тем лучше Попу. У Попа есть в запасе еще 2 болота, он хочет их тоже заселить. Предложите части чертей переселиться.
Предпочитаете не сообщать полную информацию, много шутите в стиле "широкой души человек", брать на слабо, немного подначивать.
Вопросы для обсуждения: Каким образом Вы предпочитали действовать, чтобы добиться своего?
Почему нельзя было договориться по-честному?
Связанна ли эта ситуация с манипулированием?
Почему неэффективно манипулирование в команде?
Как определить, что Вами манипулируют?
Теоретическая часть:
Цель: рассказать об основных способах противостояния манипулированию.
Продолжительность: 30 минут
Оборудование: презентация, доска.
Как противостоять манипуляциям?
1- Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. (К сожалению, это не всегда возможно).
2- «Я тупой», «в упор не понимаю» .
Вспомним диалог Ришелье и Миледи из «Трех мушкетеров» - на «прозрачные» намеки Миледи Ришелье отвечает: «Не понимаю, о чем вы. Не понимаю, решительно не понимаю».
3-Наоборот, открыто спросить: «Говорите прямо, чего Вы хотите?» или просто проговорить мотив манипулятора: «Насколько я понял, Вы хотите получить этот журнал бесплатно?»
4- Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.
* Говорить только стандартные фразы («речевые модули»);
* ссылаться на начальство и на порядки, которые заведены в Вашей организации;
* подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них;
* предложить связаться с Вами письменно («Мы рассмотрим Ваше предложение и обязательно ответим»);
* дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен;
* передать решение другому сотруднику (типичный бюрократический прием – спихнуть просителя «к Иван Иванычу в 314-й кабинет»).
«Здесь и сейчас». Ни в коем случае не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра. «Утро вечера мудренее».
Игра на «азарте».
Ответить самому себе на вопросы:
* нужно ли мне ИМЕННО ЭТО;
* нужно ли мне это ИМЕННО СЕЙЧАС;
* нужно ли мне именно это ТАКОЙ ЦЕНОЙ;
* нужно ли это ИМЕННО МНЕ.
Пример:
- Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко!
- Не жалко.
- А почему же не покупаете?!
- Не хочу.
Вопросы для обсуждения: Приведите примеры манипулирования в повседневной жизни?
Какой способ защиты от манипуляций более близок для Вас?
Придумайте ситуацию, в которой его можно использовать?
Упражнение 7 «Две группы»
Цель: Поощрить членов команды дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой — участники без часов…
После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.
Можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.
Вопросы для обсуждения: Что позволило Вам правильно выбрать группу?
Упражнение 8 «Любит-не любит»
Цель: Дать участникам группы возможность предоставить обратную связь.
Продолжительность: 25 минут
Оборудование: нет
Ход упражнения:
Группа разбивается на две равные подгруппы. Один круг - малый - становится внутрь большого круга лицом к его участникам. Таким образом, возникают пары игроков.
— Помните старинное гадание на лепестках ромашки — "любит — не любит"? Каждому из нас важно знать, как он воспринимается группой, насколько тесны его дружеские связи… Вам сейчас представится возможность искренне ответить на вопрос о своем отношении к другим участникам коллектива, узнать о том, как вас воспринимают товарищи.
Ромашка нам не потребуется. Вместо этого условимся, что:
- объятия - символ большой любви и симпатии;
- пожатие руки - выражение близких дружеских чувств;
- хлопнуть по ладони - "ты славный малый, но не более…";
- кивок головой означает для партнера - "я тебя воспринимаю нейтрально, без определенной симпатии и антипатии":
- опущенный большой палец руки — сигнал, который сообщает о том, что ваши отношения с человеком серьезно испорчены. Какая-то кошка между вами пробежала, и стоит задуматься о том, как найти пути для примирения.
После того как разобраны и усвоены все условные сигналы, начинается игра. Участники малого круга стоят на месте, а участники большого круга по хлопку ведущего делают шаг влево и оказываются перед новым партнером. Пара показывает друг другу код приятия. Если оба человека раскрыли друг другу объятия - можно обняться, если оба подставили ладонь для хлопка или протянули руку для пожатия, тогда происходит обоюдный обмен. Если же уровень приятия различен, то каждый лишь демонстрирует знак своего отношения, но не навязывает товарищу его исполнение. Обменявшись сигналами, каждый участник пары обдумывает полученную от партнера информацию. Вновь звучит хлопок ведущего, большой круг осуществляет переход, и возникают новые пары, в которых повторяется та же последовательность действий.
Вопросы для обсуждения:
Что Вы чувствовали, когда условные сигналы не совпали?
Упражнение 9 «Дорогой длинною..»
Цель: интеграция команды при решении задачи, отработка навыка эффективно работать и общаться с партнером по команде.
Продолжительность:1,5 часа
Оборудование: два стола, два набора "Лего", флип-чарт, маркеры для записей, секундомер ( большие настенные часы с секундной стрелкой).
Ход упражнения:
Группа разделяется на две равные подгруппы, каждая выбирает лидера. Тренер задает лидерам определенный стиль поведения. Один из лидеров будет работать по деловому типу, т. е. он нацелен на выполнение задачи, работа - главное. Настроения, сомнения, тревоги, рефлексия участников возможны лишь в том случае, если не отвлекают от генеральной линии.
Второй лидер определен как социоэмоциональный тип руководителя. В своей работе с группой он руководствуется идеями, предложениями участников, готов быть внимателен к их проблемам, вовлекает их эмоционально в общий процесс. Обратим внимание на то, что группа не выдвигала лидеров, а получила решение сверху: лидеры - выдвиженцы руководителя тренинга. Это важно!
Каждая группа получает инструкцию. Она одинакова для обеих команд.
Инструкция
«Друзья! Перед вами стоит грандиозная задача национального масштаба. Вы - те, кто своим упорным трудом, творческой энергией, эффективным сотрудничеством построит долгожданную магистраль, соединяющую центр страны с периферией. Одна проблема: техника должна быть переправлена на другой берег широкой реки.
Перед вами на столе - набор конструктора "Лего". Вам необходимо из кирпичиков выстроить мост, соединяющий оба берега.
Правила строительства таковы:
1. Вы должны использовать минимум кирпичиков.
2. Выстроить максимально длинный мост (не менее 70 см).
3. Мост должен быть максимально высоким.
4. Использовать по возможности более мелкие "кирпичики" конструктора.
5. Выполнить задачу в максимально короткий срок.
В ходе работы вы не сможете пользоваться советами тренера или любого другого участника тренинга, не состоящего в вашей команде. Только команда работает над строительством моста.
Временные рамки:
— Обсуждение инструкции и правил строительства с тренером - три минуты. После этого группа начнет работать в абсолютно автономном режима!
— Групповая дискуссия о методах строительства, тренировка, апробация методов строительства — 25 минут.
— Обсуждение результатов тренировки и принятие стратегических и тактических решений -15 минут.
Таким образом, через 48 минут после прочтения дается старт строительству. На этом этапе всем участникам команды, кроме лидера, ЗАПРЕЩЕНО РАЗГОВАРИВАТЬ. Использовать можно лишь невербальные средства общения! Каждая попытка разговора со стороны участников команды стоит группе дополнительных 15 секунд (штрафное время, которое будет прибавлено ко времени строительства).
Сразу же после прочтения инструкции начинается отсчет времени и игра.
Завершение
После того как команды завершили работу, объявляется затраченное на строительство моста время, подсчитывается количество "кирпичиков", измеряется длина и высота моста. Когда промеры закончены, под аплодисменты и музыку открывается движение по сданному в строй участку автомагистрали!
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, прочитав инструкцию и познакомившись с условиями игры?
Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?
Как происходили обсуждение и принятие решений?
Кто осуществлял руководство группой? Работал ли в полную силу назначенный формальный лидер, был ли выдвиженец группы лидером альтернативным, а может быть, работа происходила под коллективным руководством?
Насколько тип лидерства, определенный для вашего формального руководителя, был эффективен для конкретной задачи и конкретной группы?
Что повлияло на результат игры?
Что мешало группе работать эффективнее?
Что каждый из вас может вынести для себя после игры?
Упражнение 10 «Вопросы и ответы»
Цель: Систематизировать полученные знания.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: Планшетки, клейкие листочки.
Ход упражнения:
Loading ...
Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали. |
День 4
Принятие групповых решений
(Продолжительность 8 часов)
Цель: Отработать навык принятия групповых решений
Задачи:
1. Принятие решений методом «Мозгового штурма».
2. Отработка метода групповой дискуссии.
3. Отработка реальной проблемы организации, в которой работает команда.
Оборудование: Пачка бумажных салфеток, доска, мел, большая мягкая игрушка, листы А4, карандаши, ручки, фломастеры.
Упражнение 1 «Возьми салфеток»
Цель: Создать в группе позитивную атмосферу.
Продолжительность: 5 минут
Оборудование: Пачка салфеток.
Ход упражнения:
Loading ...
Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого рассказать столько новостей о том, что произошло за неделю, сколько у него салфеток. Упражнение 2 «Печатная машинка» Цель: Разминка, выработка навыков сплошных действий. Продолжительность: 20 минут Оборудование: нет Ход упражнения: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяется между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопаю в ладоши. Запятые и точки обозначаются смехом и звуком животного. Упражнение 3 «Слепой текст» Цель: Развить способность к соединению идей из разных областей, умение использовать полученные ассоциации для решения задачи. Продолжительность: 60 минут Оборудование: Доска, мел Ход упражнения: На доске записывается набор слов: Все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные, а утром шел дождь так-то оно лучше глухо вляпались кап-кап-кап. Разделение команды на группы по 5-7 человек. В результате коллективного обсуждения необходимо превратить набор слов в текст. Как это возможно сделать? Во-первых, вычленив логические единицы путем расставления знаков препинания. Во-вторых, интонация поможет понять смысл высказывания в неполном предложении. В-третьих, когда текст будет составлен, его требуется разыграть по ролям. Слова нельзя менять местами. Можно повторять одно и то же слово или фрагмент несколько раз в том месте, где это слово или фрагмент находится. Скажем, «Первый: ...Так-то оно лучше! Второй: Лучше!? Глупо вляпались...». Здесь повтор слова «лучше» (в том месте, где оно находилось в задании!) в сочетании с интонацией позволил логически связать фрагмент в диалог между героями. Интересно посмотреть результаты работы нескольких групп и сравнить их. Как правило, мы увидим, что один и тот же набор слов превращается в различный текст только благодаря иному структурированию с помощью знаков препинания и интонации, а затем и с помощью актерской игры. Порой сцены будут представлены и в различных жанрах: кто-то превратит текст в комедию, кто-то увидит в нем элементы трагедии или «ужастика». Вопросы для обсуждения: С какими трудностями Вы столкнулись в этом упражнении? Возникали ли в процессе приготовления споры? Как Вы их разрешали? Проанализируйте вклад каждого участника в разработку текста? Упражнение 4 «Бутылочные пробки» Цель: Приобретение опыта генерирования идей методом мозгового штурма Продолжительность: 30 минут Оборудование: нет Ход упражнения: Ведущий: Правила мозгового штурма 1. Записывайте любую идею, которая приходит вам в голову. Некоторые идеи могут казаться глупыми или неосуществимыми, но это не важно. Иногда самые нелепые идеи могут натолкнуть на интересную мысль. 2. Старайтесь придумать как можно больше идей. Чем больше идей придет вам в голову, тем выше шанс, что среди них окажутся ценные мысли. 3. Не оценивайте идеи, как плохи или хорошие. Критика тормозит творчество. 4. Не обсуждайте, не обдумывайте идеи, а просто записывайте их. Участники делятся на малые группы. Ведущий рассказывает следующую историю. «Сегодня директор вызвал меня к себе в кабинет и сказал, что наша компания получила очень необычный подарок. Винзавод, который перешел на производство безалкогольных напитков, подарил нам миллион бутылочных пробок. Директор спросил меня, что с ними делать, и я ответил, что не знаю. Компании нужна наша помощь. Нужны интересные идеи. Сейчас в малых группах попытайтесь методом мозгового штурма найти этим бутылочным пробкам как можно больше способов применения. Ваша задача – придумать как можно больше вариантов. Итак, какие вы видите возможности использования этого необычного подарка? Группы по очереди сообщают о результатах своей работы. Ведущий поощряет выступления участников, приветствует смелые, нестандартные идеи. Ведущий: «Гибкость и творческий подход к решению проблемы являются одним из важных навыков при разрешении конфликтов. Этот навык необходим на этапе выработки альтернатив, когда стороны ищут варианты такого решения, которое устроило бы всех». Вопросы для обсуждения: Услышали ли Вы какие-нибудь неожиданные ответы, которые могла бы пригодиться для решения этой проблемы? В чем с Вашей точки зрения преимущество этого метода? Упражнение 5 «Ревущий мотор» Цель: отдохнуть, расслабить участников Продолжительность: 5 минут Оборудование: нет Ход упражнения: - Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Рррмм!» один из вас начинает, произнося «Рррмм!», быстро поворачивает голову влево или вправо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Перерыв с 12.00 до 13.00 Упражнение 6 «Охота» Цель: Настроиться на работу после перерыва, позволяет встряхнуться. Продолжительность: 10 минут Оборудование: Большая мягкая игрушка Ход упражнения: |
Loading ...
Выбирается ведущий, которому вручается подушка. После этого тренер (не ведущий) объявляет «охоту» или «отбой». Если тренер говорит «отбой», участники спокойно ходят по всей территории, где проводится тренинг, поодиночке. Если тренер говорит «охота», ведущий должен осалить подушкой любого участника. Единственное условие – нельзя салить участников, обнявших друг друга. Упражнение 7 «Необитаемый остров» Цель: Смоделировать групповую дискуссию. Продолжительность: до 2 часов Оборудование: Ручки, бумага. Ход упражнения: |
Ведущий зачитывает описание ситуации:
«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда.
Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.
На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на остров можно просуществовать лишь несколько дней.
Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любыепредметы.
Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя.
Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка – 7-8 минут».
После выполнения этой части задания группе дается следующая инструкция:
«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый, общегрупповой список.
Вопросы для обсуждения:
Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?
Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие – препятствовали?
Перерыв 20 минут
Упражнение 8 «Реальная проблема»
Цель: Дает возможность команде почувствовать эффект от практического применения полученных знаний и навыков.
Продолжительность: 120 минут
Оборудование: Бумага, ручки
Ход упражнения:
В упражнении участвует вся группа.
Ведущий дает следующую инструкцию:
«Подумайте над тем, какие проблемы реально существуют в вашей организации. Пусть каждый выберет две-три проблемы и опишет их в своей тетради. Советоваться с другими нельзя, решение должно приниматься самостоятельно. Проблемы должны касаться вас и быть достаточно конкретными. На выполнение этого задания вам дается 10-12 минут».
После того как все участники опишут проблемы на листках, им дается следующая инструкция:
«Сейчас из всех обозначенных вами проблем нам надо будет выбрать одну, наиболее важную для организации и касающуюся большинства членов группы. Вы должны сделать это за 20-25 минут».
Форму работы группа выбирает самостоятельно, чаще всего это групповая дискуссия. Хорошо подготовленная группа может провести отбор поэтапно, разбившись сначала на подгруппы. После того как будет выбрана одна, самая актуальная проблема, группа переходит к следующему этапу упражнения.
«В течение 30 минут группа должна разработать комплекс мер, способствующих разрешению или снятию остроты данной проблемы.
По итогам работы один из членов команды должен будет сделать короткий доклад (на 3-6 минут)».
Вопросы для обсуждения:
Какие, формы взаимодействия использовались участниками при выполнении этого упражнения?
Что не получилось и почему?
Какой индивидуальный вклад внес каждый в обсуждение проблемы?
Упражнение 9 «Бесплатные советы»
Цель: Каждый участник получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.
Продолжительность: 20 минут
Оборудование: Листы А4, ручки
Ход упражнения:
Loading ...
Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа. Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации ,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил. После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы. Вопросы для обсуждения: Что Вам запомнилось из тренинга? Какие упражнения для Вас были полезны? Есть ли у Вас пожелания ко мне, либо вопросы? |
Список использованной литературы:
1. Браткин А., Скоробогатова И. Тренинг командообразования. М., 2004 г.
2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. - М., 2001.
3. Дзейтова М.Х. Пособие по составлению тренингов с упражнениями.-Н.,2007 г.
4. Зорин И.И. Игры, в которые играют менеджеры. Мастерство манипуляций.- М.,2007г.
5. Кипнис М. Тренинг Лидерства, 2005 г.
6. Сайт http://trainingtechnology.ru Упражнения для тренинга
7. К. Фопель, Психологические группы: рабочие материалы для ведущего, М., 2008 г.
8. Сайт http://www.e-college.ru Критерии эффективности команды, Распределение командных и функциональных ролей.