Исследование конфликтных ситуаций

Многообразие факторов, реально влияющих на безопасность дви­жения в условных конфликтных точках, не позволяет на основе их ка­мерального анализа сделать исчерпывающие выводы о характере и сте­пени опасности на конкретном объекте УДС и полностью обосновать возможное улучшение организации движения.

Исследования в ряде стран, направленные на выработку более объективных методов выявления опасных мест, привели к методике натурного изучения конфликтных ситуаций. Первые достаточно обшир­ные исследования этого вопроса были проведены в США в 1967 г. Ме­тод основывается на натурном наблюдении на объекте УДС, при кото­ром наблюдатели фиксируют "предаварийные" события, т. е. ситуации, когда в результате нарушения нормального протекания процесса до­рожного движения происходит такое сближение участников движения в пространстве и во времени, при котором только экстренные (аварий­ные) действия одного или обоих конфликтующих участников движе­ния позволяют избежать ДТП.

Таких ситуаций происходит значительно больше, чем ДТП, особен­но в условиях интенсивного городского движения. Это позволяет при тщательном наблюдении, не дожидаясь возникновения ДТП, намечать мероприятия по улучшению организации движения.

В 1977 г. в Норвегии состоялась первая международная Конферен­ция по изучению конфликтных ситуаций (Traffic Conflickt). Последую­щие аналогичные конференции с участием европейских и американс­ких специалистов состоялись во Франции в 1979 г. и в Нидерландах в 1982 г. Они позволили сделать некоторые обобщающие выводы и дать рекомендации.

Обоснован перечень типичных конфликтных ситуаций и предло­жено считать, что конфликтная ситуация связана с таким сближением участников движения, которое характеризуется запасом времени до столкновения всего 1,0– 1,5 с. Было подчеркнуто, что успешное прове­дение таких исследований возможно лишь при специальной подготов­ке исполнителей работы.

Основными признаками конфликтной ситуации являются: резкое экстренное торможение одного или нескольких автомобилей; резкое ускорение или замедление движения пешехода (пешеходов) при пере­ходе улицы вследствие угрозы наезда на него.

Исследования проводятся не только в зоне пересечений на стацио­нарных постах, но также с помощью ходовых лабораторий на перего­нах с автоматизированной фиксацией параметров движения. Следует подчеркнуть, что методом анализа конфликтных ситуаций удается бо­лее подробно фиксировать такие ситуации, как конфликт "автомо­биль – пешеход" и предпосылки к попутному столкновению, которые методом анализа конфликтных точек вообще не охватываются. Весьма существенное повышение эффективности этого обследования дости­гается при наличии телевизионной камеры на перекрестке и возмож­ности телевизионного наблюдения за объектом, а еще в большей сте­пени – при видеосъемке ситуаций. При этом возможен последующий комиссионный анализ обстановки группой специалистов в процессе демонстрации видеозаписи. При наличии видеозаписи ее демонстра­ция может повторяться для дополнительных обсуждений и измерения параметров движения автомобилей и пешеходов.

Результат наблюдений за конфликтными ситуациями может фик­сироваться обобщенным показателем их числа на 1000 прошедших транспортных средств (или за единицу времени) для сравнения дорож­но-транспортной обстановки с другим аналогичным объектом УДС.

При более детальных исследованиях самостоятельно могут быть выделены отдельные виды конфликтных ситуаций (угроза встречного,

бокового, попутного, касательно­го столкновений, наезда на пеше­хода, переходящего проезжую часть вне перехода, на переходе и т. п.).

При исследованиях в МАДИ (ТУ) доцентом В. Н. Сытником конфликтные ситуации класси­фицировались как показано на рис. 3.17: 1 – ранее реализован­ные в ДТП и подтвержденные наблюдениями; 2 – ранее реали­зованные в ДТП и не подтверж­денные наблюдениями; 3 – выявленные только при наблюдениях.

Исследование конфликтных ситуаций - student2.ru
Рис. 3.17. Результаты обследования конфликтных ситуаций на нерегулируемом перекрёстке.

Метод обследования конфликтных ситуаций требует дальнейшего развития с учетом перспективы широкого применения видеотехники. Он особенно целесообразен при сравнительных обследованиях мето­дом "до и после".

Может быть рекомендован следующий порядок организации "конфликт-обследования":

а) предварительное натурное обследование объекта на УДС с определением времени наблюдения и необходимого числа и расположения наблюдателей (или операторов видеосъемки);

б) организация пробного 1–2-часового наблюдения с последующим уточнением методики наблюдения и ведения протокола;

в) проведение основного натурного обследования (видеосъемки);

г) обработка и обсуждение результатов, составление отчета.

Наши рекомендации