Проектные и изыскательские организации, их специализация и структура

В нашей стране проектирование новых объектов сельского строительства, расширение и реконструкция действующих производственных предприятий осуществляют государственные и кооперативные проектно-изыскательские организации. Проектирование сельских населенных мест представляет собой первую стадию строительства, связанную с размещением на определенных территориях различных объектов сельского хозяйства.

Продолжительность проектирования влияет на нормы времени при создании какого-либо объекта и отражается на эффективности капитальных вложений, поэтому проектированию строительства в стране уделяется большое внимание. Это отражено в постановлениях партии и правительства по вопросам строительства, в которых намечались мероприятия и принимались специальные решения по улучшению проектирования. В постановлении СНК СССР от 26 февраля 1938 г. «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» определены основы организации проектного дела в нашей стране. В постановлении Совета Министров СССР от 24 августа 1955 г. «О мерах по улучшению работы проектных организаций» и ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», наметивших пути перехода к индустриализации строительства; постановление Совета Министров СССР от 20 февраля 1959 г. «Об улучшении проектного дела в строительстве», в результате которого проектные организации были переведены на хозяйственный расчет; постановление ЦК КПСС н Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-сметного дела»; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1971 г. «Об улучшении проектирования и строительства сельскохозяйственных объектов и укреплении производственной базы сельских строительных организаций»; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1981 г. «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела», наметившие пути, обеспечивающие создание проектов предприятий, зданий и сооружений, отвечающих современным требованиям научно-технического и социального прогресса и условиям перевода экономики на интенсивный путь развития в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС. В проектах производственных предприятий должны предусматривать передовой технический уровень производства, наиболее совершенную систему его организации и управления, рациональное использование общественного труда, материальных, денежных и природных ресурсов, максимальное использование новейших достижений науки и техники, с тем чтобы строящиеся и реконструируемые предприятия ко времени ввода их в действие были технически передовыми и имели высокие показатели по производительности труда и качеству продукции, низкую себестоимость ее, а по условиях труда отвечали современным требованиям. При разработке проектной документации сметная стоимость объекта не должна превышать расчетную, предусмотренную в утвержденных планах развития отрасли.

Кроме государственных проектных и изыскательских организаций в СССР имеются кооперативные и общественные проектные организации. К кооперативным относятся межколхозные проектные организации, разрабатывающие техническую документацию для строительства в колхозах, и проектные организации Центросоюза, разрабатывающие проекты и сметы для своей системы. К общественным относятся проектные организации ВЦСПС, разрабатывающие комплексы проектов санаториев и курортов.

Специализация проектных организаций. Проектирование для различных отраслей народного хозяйства на основе внедрения передовых достижений науки и техники привело к специализации проектных организаций, что позволило подбирать кадры высококвалифицированных специалистов определенного профиля, концентрировать их в соответствующих проектных организациях, создавать необходимые технические архивы, пользоваться нужной технической информацией, накапливать опыт проектирования, использовать при проектировании более прогрессивную технологию и т. д. Специализация проведена по отраслям народного хозяйства, по разделам, частям проектов и по территориальному признаку.

При отраслевой специализации проектные организации специализируются на разработке проектов для соответствующей отрасли народного хозяйства и промышленности (сельского хозяйства, здравоохранения, транспорта и др.), находятся в ведении соответствующих министерств и ведомств. Для сельского строительства техническую документацию- изготовляют проектные организации Министерств сельского хозяйства, Союзсельхозтехники и кооперативные. Для жилищного строительства техническую документацию разрабатывают: типовые проекты — проектные институты Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре (Госгражданстрой). при Госстрое СССР.

Технологическая специализация. Для улучшения качества проектов и достижения максимальной унификации конструкций проектные организации специализируются на разработке частей проектов — технологической, энергетической, архитектурно-строительной, сантехнической и др. Отраслевые институты разрабатывающие комплексные проекты производственных предприятий, заказывают изготовление отдельных частей проектов в порядке кооперации (субподряда) соответствующим проектным организациям технологической специализации. Таким образом, комплектность проектирования заключается в том, что все части проекта разрабатывают в увязке между собой под руководством одной проектной организации •— генерального проектировщика — в соответствии с нормами технологического и строительного проектирования.

Система управления проектными организациями. Отраслевые проектные организации, разрабатывающие технологическую часть проектов производственных предприятий, специализированные по отраслям промышленности (например, Гипронисельпром, Гнпро-нисельхоз, ЦНИИЭПсельстрой и др.), подведомственны соответствующим отраслевым министерствам и ведомствам СССР и являются генеральными проектными организациями (генпроекти-ровщнками). Проектные организации строительного профиля, специализированные по видам работ и отраслям промышленности, сгруппированы в объединения (СоюзметаллургстройНИИпроект, Союзводоканалпроект и др.) и входят в систему Госстроя СССР. Специализированные по комплексным разработкам проектов для отдельных отраслей народного хозяйства — сельскохозяйственного, энергетического, транспортного и объектов жилищного хозяйства, здравоохранения, науки и культуры и др. — подведомственны соответствующим отраслевым министерствам и ведомствам СССР, а по проектированию строительства объектов жилищного и общественного назначения — Госгражданстрою.

Объекты сельскохозяйственного назначения строят в основном по типовым проектам, разрабатываемым специализированными головными и зональными проектными организациями (рис. П.!) союзного и республиканского подчинения. Привязку типовых проектов к местным условиям строительства и конкретной строительной площадке выполняют в основном республиканские, областные и межколхозные проектные организации.

Проектирование производственной базы сельского строительства осуществляют: в государственном строительстве — проектные организации министерств и ведомств, ведущих сельское строительство (Минсельстрой), а также специализированные проектные организации Госстроя СССР и госстроев союзных республик; в колхозном строительстве — проектные организации межколхозстроев и государственные проектные организации.

Большой объем проектирования по разработке схем и проектов районной планировки, поселков и сельских населенных пунктов выполняют проектные организации областных и краевых Советов народных депутатов.

Проектные организации несут ответственность за качество выпущенных проектов, определение сметной стоимости и за изготовление проектов в установленные сроки.

Генеральной проектной организацией (Генпроектировщиком) по строительству производственных предприятий должна быть, как правило, проектная организация, разрабатывающая технологическую часть проекта; по строительству жилых и гражданских зданий — проектная организация, специализирующаяся на разработке архитектурно-строительной части проекта. Генпроектировщик заключает договор с заказчиком проекта на весь комплекс, а на разработку отдельных видов проектных и изыскательских работ, разделов и частей проектов привлекает, в порядке кооперации, специализированные и изыскательские организации. Ген-проектировщик несет ответственность за непосредственно выполненную им часть проектных работ и за техническую и экономическую целесообразность проекта в целом, а также за увязку составных его частей.

Головные проектные организации. Для осуществления единой технической политики в проектировании объектов соответствующих отраслей народного хозяйства, промышленности и видов строительства министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик выделяют из подведомственных им проектных организаций наиболее квалифицированные в проектировании объектов определенных отраслей промышленности и утверждают их головными по данной отрасли или виду строительства.

Головные проектные организации изучают проблемы перспективного развития соответствующей отрасли, составляют ТЭО размещения предприятия, обобщают передовой отечественный и зарубежный опыт, разрабатывают нормативную литературу в области проектирования строительства и являются одновременно генеральными проектировщиками типового проектирования и проектов важнейших строек страны. Головные проектные организации оказывают помощь всем проектным организациям в решении принципиальных вопросов проектирования по профилю своей работы.

Территориальные проектные организации. Из числа архитектурно-строительных проектных организаций выделены территориальные проектные организации, на которые возложены разработка для отдельных экономических районов страны схем размещения промышленных предприятий, проектов районной планировки, создание генеральных планов промышленных узлов, разработка проектов планировки и застройки городов и населенных мест, согласование заданий на проектирование предприятий и объектов, независимо от их ведомственной принадлежности, в части намечаемого кооперирования объектов вспомогательных производств, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, транспорта, а также возможности объединения проектируемых предприятий в промышленные узлы.

Территориальные проектные организации контролируют выполнение решений, принятых в утвержденных схемах размещения предприятий, соответствие разработанной проектной документации согласованным заданиям на проектирование. Главные задачи и функции территориальной проектной организации изложены в положении о территориальной проектной организации, утвержденном Госстроем СССР от 30 марта 1979 г.

Структура проектных институтов (различных) имеет много общего, однако проектирование объектов в разных отраслях народного хозяйства по своему технологическому принципу обусловливает необходимость организации проектирования с учетом отраслевой специфики.

В отраслевых проектных институтах (рис. П.2) и в проектных институтах Госстроя СССР, выполняющих строительную часть проектов для промышленных объектов, основными структурными подразделениями являются специализированные производственные отделы, состоящие из проектных групп и бригад, разрабатывающих отдельные части проектов. Производственные отделы являются самостоятельными структурными частями проектных институтов, непосредственно занятыми изыскательскими, проектными, конструкторскими, сметно-экономнческими и исследовательскими работами, разрабатывающими проектно-сметную документацию, а также нормативную и методическую литературу, выпускаемую институтом.

В институтах Госстроя СССР, занимающихся проектированием жилых и гражданских зданий, в отличие от специализированных отделов проектных институтов промышленных отраслей, структурой предусматриваются отдельные мастерские комплексного проектирования,, включая все части проектов (архитектурную, строительную, сантехническую и др.), и " специализированные мастерские по частям проектов:

В отдельных мастерских комплексного проектирования (рис. Н.З) в составе проектных институтов выполняется параллельно работа специалистами смежных профессий, своевременная увязка частей и разделов проекта, что способствует сокращению сроков проектирования. Такая функциональная производственная структура проектного института позволяет глубоко .изучать специфику района проектирования, создает возможность для творческого применения в проектах различных объектов прогрессивных решений.

Специализированные архитектурно-конструкторские мастерские (рис. II.4) целесообразны для средних по численности проектных институтов (до 1000 чел.). В специализированных мастерских разрабатывают отдельные части и разделы проектов. Проектные институты, в составе которых имеются комплексные архитектурные мастерские, разрабатывающие проектную документацию для застройки населенного пункта, и специализированные подразделения — архитектурные мастерские, разрабатывающие, например, малые архитектурные формы и др., отделы наружных сетей, сметно-экономический отдел и др. характеризуются смешанной производственной структурой. Такая структура целесообразна для крупных проектных институтов с численностью работающих свыше 1000 чел.

Основные задачи производственных отделов и архитектурных мастерских проектных институтов состоят в разработке по специальности соответствующих частей проектной документации высокого качества и в установленные сроки, выявление возможного и целесообразного применения типовых и повторного использования проектов, нормативных и руководящих материалов для проектирования; внедрение новой техники в проектирование и использование при проектировании последних достижений науки и техники; участие в защите своих работ в согласовывающих и утверждающих инстанциях и др.

Производственные отделы и архитектурные мастерские непосредственно подчинены главному архитектору (инженеру) проектного института и его заместителям.

Техническое и организационное руководство всем комплексом проектно-нзыскательских работ по проектируемому объекту в целом осуществляет главный архитектор (инженер) проекта, который обеспечивает исходными данными проектирования объектов, несет ответственность за увязку отдельных частей проекта, техническое их решение, качество проекта, комплектность выпуска и выдачи заказчику в установленный срок проектно-сметной документации. Главный архитектор (инженер) наделен определенными полномочиями в соответствии с Положением о главном архитекторе (инженере) .проекта, утвержденным Госстроем СССР, в котором определены его права, обязанности и ответственность. Основной задачей главного архитектора (инженера) проекта является обеспечение максимального использования в проектировании новейших достижений градостроительства, архитектуры и технической эстетики, создание наиболее благоприятных условий для производства, а также для труда, быта и отдыха населения, гармоничного сочетания зданий и сооружений в архитектурных ансамблях населенных пунктов и производственных комплексов и др.

При разработке структуры проектного института руководствуются годовыми объемами проектно-изыскательских работ, задачами, поставленными перед ним, численностью работников, показателями определения наиболее оптимальных вариантов структуры, обеспечивающих оперативный обмен заданиями между структурными подразделениями, своевременный выпуск проектов высокого качества, простоту управления проектированием со стороны руководителей института. В структуре проектных институтов также предусматриваются организационные подразделения: дирекция, планово-производственный отдел, технический отдел, бухгалтерия и отделы: снабжения, хозяйственный, оформления проектно-сметной документации, отдел кадров и т. д. Директор проектного института несет ответственность за деятельность института, пользуется всеми правами, предусмотренными уставом института и соответствующими законами. Единоначалие в руководстве институтом должно сочетаться с широким привлечением к управлению производством всего коллектива посредством местного комитета профсоюзов, производственно-технических совещаний, технических советов и других совещательных органов.

В основные задачи планово-производственного отдела входят: оперативное планирование производственной деятельности института; составление годовых и квартальных планов работ; составление перспективных планов проектно-изыскательских работ; анализ деятельности института и разработка мероприятий по улучшению его работы и другое.

Технический отдел института занимается организацией проектирования и проведением единой технической политики структурными подразделениями института, направленной на повышение качества проектов, внедрение передовой технологии проектирования, новейших достижений науки и техники, изучения и обобщения достижений передового отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства и др.

ИСХОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

При разработке проектно-сметной документации руководствуются законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Правительства СССР и другими нормативными документами по капитальному строительству и в том числе: нормативными документами по проектированию и строительству утвержденными Госстроем СССР, и нормативными документами, связанными с проектированием и строительством, утвержденными министерствами и ведомствами СССР, органами государственного надзора и общественными организациями по согласованию с Госстроем СССР; государственными стандартами; документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей; нормами технологического проектирования; общесоюзным строительным каталогом типовых сборных железобетонных, металлических, деревянных и асбестоцементных конструкций и изделий для всех видов строительства и территориальными каталогами типовых строительных конструкций и изделий для промышленного, сельскохозяйственного и жилищно-гражданского строительства, утвержденными Госстроем СССР; межотраслевыми требованиями и нормативными материалами по научной организации труда, утвержденными Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР, ГКНТ и ВЦСПС и разработанными на их основе отраслевыми документами, утвержденными министерствами и ведомствами СССР.

Проектирование предприятий, зданий и сооружений осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, разработанных на период не менее чем на 15 лет (по пятилеткам). Через каждые 5 лет в эти схемы вносятся необходимые уточнения и составляются схемы на новое пятилетие. В составе этих схем разрабатывают материалы с необходимыми расчетами, обосновывающие целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения предприятия, сооружения, определяется расчетная стоимость строительства (реконструкции, расширения) и другие основные технико-экономические показатели объектов.

При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения учитывают решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в схемах генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов.

Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке схем и проектов районной планировки, увязанных со схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схемами развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, генеральных планов, проектов планировки и. застройки городов и других населенных пунктов, проектов детальной планировки.

Проекты и схемы районной планировки. Проектированию и строительству (реконструкции) производственных предприятий н сооружений должна предшествовать научно обоснованная пред-проектная проработка основных вопросов предстоящего проектирования. На этом этапе в ТЭО строительства (реконструкции) предусматривается изучение возможности наращивания производственных мощностей за счет реконструкции, расширения или модернизации действующих предприятий и сооружений, так как лишь при отсутствии такой возможности экономически обоснована целесообразность строительства новых производственных объектов. Решение о проектировании и строительстве объектов жилищно-гражданского назначения принимают на основе проектов районной планировки или проектов планировки и застройки сельских населенных мест. Обоснование целесообразности такого строительства производится с использованием технико-экономических расчетов на основе СНиП.

Проект районной планировки представляет собой комплекс экономических, архитектурно-планировочных, инженерных и санитарно-гигиенических мероприятий, имеющих целью определить наиболее целесообразное расселение и взаимоувязанное размещение в районе всех видов строительства в соответствии с общими принципами размещения производительных сил страны, исходя из наиболее эффективного использования территории района и его природных ресурсов. При разработке проекта районной планировки производят окончательный выбор не только географических точек для всех объектов строительства, но одновременно размещают на конкретных площадках: промышленные предприятия, населенные пункты, пригородные хозяйства и др.; железные и автомобильные дороги, газопроводы и др.; взаимоувязывают размещение промышленных предприятий, селитебных территорий, транспортных узлов, сооружений водоснабжения, энергоснабжения и др.; предусматривают соответствие объемов развития всех объектов; например, численность проживающих в населенных пунктах должна соответствовать численности трудящихся предприятий, обслуживаемых этими населенными пунктами.

В связи с этим предварительно намеченное народнохозяйственное задание уточняют и корректируют на основе работ по районной планировке. Необходимой предпосылкой, правильного решения задач районной планировки являются технико-экономические изыскания, в которые входят: обследование современного состояния хозяйств района — характера, объема и размещения производств энергетики, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др.;

изучение существующей сети населенных мест —численности населения, особенностей экономико-географического положения, фондов жилищно-коммунального хозяйства, а также характера сельского расселения, в том числе густоты сети сельских поселений и их величины в различных частях района с выделением крупных сел;

сбор и систематизация данных по перспективам развития района—материалов плановых органов, проектных и научно-исследовательских организаций;

сбор материалов и проведение специальных изысканий, топографических, геологических, гидрологических, микроклиматических и гигиенических с целью выявления пригодных мест для размещения промышленных предприятий и градостроительства.

В соответствии с результатами исследований решается вопрос об основных направлениях и формах расселения в данном районе: о дальнейшем развитии существующих центров или образовании новых в обжитых местах, развитии крупных или малых населенных пунктов. Из сказанного видно, что районная планировка является важным государственным мероприятием по рациональному размещению производительных сил, созданию, организационно-территориальных и хозяйственных предпосылок, способствующих правильному использованию трудовых и материальных ресурсов, природных богатств, достижений науки и техники, а также рациональному размещению по территории района населения и учреждений культурно-бытового обслуживания и здравоохранения.

Следует заметить, что теория и практика районной планировки связаны с закономерностями развития социалистического общества, поэтому задачи и направленность районной планировки не остаются постоянными, они видоизменяются в зависимости от содержания народнохозяйственных планов. Потребность в первоочередном производстве работ по районной планировке возникает в районах различного народнохозяйственного профиля. Существуют следующие виды районной планировки: районная планировка промышленных районов, промышленных и транспортных узлов, пригородных зон крупных городов, курортных городов, сельскохозяйственных районов.

Основой составления сельскохозяйственной районной планировки является научно обоснованный проект формирования землепользовании колхозов и совхозов, что обеспечивает решение ряда задач: рационального распределения земель между специализированными хозяйствами, определения экономически выгодного соотношения угодий в них, размещения по территории района поселков и населения в них, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций.

Проекты районной планировки отличаются от схем районной планировки большей деталировкой (конкретизацией) проектных предположений и проработкой вопросов экономики, архитектурно-планировочной организации и инженерных решений. Проекты районной планировки служат основой для составления ТЭО генеральных планов развития существующих населенных мест, при этом обеспечивается экономия капитальных вложений в размере до 10%. Большое влияние оказывают проекты районной планировки на экономное использование земельных фондов. В настоящее время строительство на селе осуществляется в соответствии с разрабатываемыми схемами районных планировок, в которых отражены требования по переустройству сел на социалистической основе, созданию благоустроенных поселков, приближающихся по условиям жизни к городским.

Размещение и размеры сельских населенных мест на перспективу определяют исходя из объема производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и плана дальнейшего их развития.

Задание на проектирование. Технические и техно-рабочие проекты разрабатывают на основании задания на проектирование, составленного заказчиком, который руководствуется при этом планами экономического и социального развития народного хозяйства и ТЭО целесообразности намечаемого строительства. Участие проектной организации, которой поручается разработка проекта, в составлении задания на проектирование входит в комплекс работ технического (техно-рабочего) проекта и отдельной оплате не подлежит. Задание специализированным проектным организациям на разработку частей проекта (в порядке субподряда) выдает генеральный проектировщик.

Задание на проектирование производственного сельскохозяйственного предприятия содержит: основание для проектирования, вид строительства — новое предприятие(здание, сооружение), расширение, реконструкция; наименование района или площадки для строительства; номенклатуру продукции и мощность производства; специализацию предприятия; производственное и хозяйственное кооперирование (включая промышленные узлы); источники снабжения предприятия сырьем, электроэнергией, водой, газом, теплом, оборудованием, сроки строительства и очередность вода мощностей; ориентировочные размеры капитальных вложений и основные технико-экономические показатели предприятия (сооружения), В задании на проектирование приводится перечень производственных зданий, сооружений, строительство которых должно осуществляться по типовым проектам или повторно применяемым проектам, а также наименование генеральной проектной организации.

Задание на составление проектов застройки населенных мест, проектов привязки, индивидуальных проектов, проектов для экспериментального строительства, в тех случаях, когда застройщиками являются не исполкомы местных Советов, а министерства, ведомства, совхозы, колхозы, заказчики должны согласовывать с исполкомами местных Советов народных депутатов. В этих заданиях указывают численность населения, этажность застройки, размер жилой площади, состав и площадь учреждений культурно-бытового назначения, число коек в больнице, количество зрительных мест в театре и т. д.

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации: .утвержденный акт о выборе площадки для строительства с материалами согласования места расположения предприятий, сооружений; архитектурно-планировочное задание, составленное исполкомом местного Совета народных депутатов, строительный паспорт участка, содержащий основные технические данные по выбранному земельному участку. В задании на проектирование указывается наличие согласования с территориальной проектной организацией.

Задание на проектирование утверждается: предприятий, зданий и сооружений, проекты которых должны утверждаться Советом Министров СССР, — министерствами, ведомствами СССР и советами министров союзных республик; предприятий, зданий и сооружений, проекты которых должны утверждаться советами министров союзных республик, — соответствующими министерствами и ведомствами республик или исполкомами Советов народных депутатов; предприятий, зданий и сооружений, проекты которых должны утверждаться в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, — инстанциями, которым поручено утверждение соответствующих проектов.

Проекты отвода земель и меры охраны. В земельном законодательстве СССР и союзных республик записано: «Земля — важ-нейше богатство советского общества — является главным средством производства в сельском хозяйстве и производственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства». До подготовки задания на проектирование определяют площадку для строительства, ориентируясь, как правило, на непригодные для сельскохозяйственного использования земли, соблюдая Основы земельного законодательства СССР и союзных республик, законодательные акты по охране природы и использованию природных ресурсов и исходя из утвержденного проекта (схемы) районной планировки. Заказчик проекта должен до выдачи задания на проектирование предварительно согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель, место отвода земли для строительства. От- вод земельного участка под строительство новых или расширение действующих производственных предприятий, жилых и других гражданских зданий производится советами министров союзных республик, советами министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, горисполкомами (по местонахождения испрашиваемых земель).

Для получения земельного участка заказчик возбуждает ходатайство перед соответствующим органом о согласовании места-расположения сельскохозяйственного объекта с указанием площади участка и намечаемого месторасположения этого объекта, со ссылкой на решение вышестоящего органа или правительства о строительстве данного объекта. Согласно заданию совета министров союзной (автономной) республики, крайисполкома, облисполкома, горисполкома или райисполкома для выбора места (площадки) в натуре под строительство создают комиссию в составе: представителя заказчика, проектной и строительной организаций, исполкома местного Совета народных депутатов, представителя территориальной проектной организации, совхоза, колхоза, на земле которых выбирается площадка, местных органов Госсанинспекции, Государственной пожарной инспекции и других ведомств и организаций.

Площадка для строительства предприятия и связанных с ним строительства жилищно-гражданских объектов должна быть выбрана в районе или пункте, установленном схемой (проектом) районной планировки. Для предприятий (сооружений), по которым разрабатывались ТЭО, при выборе площадки необходимо пользоваться утвержденными данными в ТЭО. При выборе площадки следует руководствоваться соображениями: площадка должна быть выбрана на землях, не пригодных для использования в сельском хозяйстве; с соблюдением законодательных актов по охране природы и использованию природных ресурсов; размеры ее должны устанавливаться в соответствии с коэффициентами застройки производственных территорий по СНиП; месторасположения должно обеспечивать соблюдение санитарных норм по предельным концентрациям вредных выбросов в атмосферу; наиболее целесообразное расселение, трудящихся с учетом их доставки к месту работы; рекомендуется располагать площадку вблизи (по возможности) населенного пункта, источников водоснабжения, энергоснабжения и мест сброса сточных вод; если предприятие будет нуждаться в железнодорожных подъездных путях, следует проверить возможность их присоединения к ближайшей железнодорожной станции. В результате работы комиссии по выбору строительной площадки составляется акт, в котором должны быть зафиксированы необходимые данные, характеризующие выбранный в натуре участок под строительство объекта.

Для строительства жилых домов, школ, больниц, торговых, административных зданий и других объектов, связанных с обслуживанием населения в сельских населенных местах, проекты отвода земель не составляются, так как строительство их осуществляется на основании разработанных и утвержденных проектов планировки и застройки. Проведение изыскательских работ и составление проектов сельских населенных мест проектная организация может начать только после утверждения край (обл) исполкомом и Министерством сельского хозяйства отвода земельного участка под строительство. Утвержденный акт о выборе площадки для строительства является документом для отвода земельного участка в натуре не позже чем в месячный срок после возбуждения заказчиком ходатайства об отводе этого участка.

При составлении технических проектов строительства объектов, расположенных в зоне влияния горных выработок, одновременно составляется проект мер охраны, в котором разрабатываются: экономически целесообразные мероприятия, обеспечивающие сохранность объектов, находящихся в зоне влияния горных выработок; безопасность горных работ и эксплуатации охраняемых объектов. Состав и порядок утверждения проектов, мер охраны объектов строительства, расположенных в зонах влияния горных выработок определены «Инструкцией о порядке утверждения мер охраны» сооружений и природных объектов от вредного влияния горных выработок и о порядке ведения горных работ в предохранительных целях, утвержденной Госгортехнадзором СССР 26/VIII-1955 г.

Материалы по отводу земельных участков являются составной частью необходимых исходных данных для проектирования новых объектов строительства и расширения действующих предприятий.

Наши рекомендации