О расходах в декларации и штрафе за несданный расчет

Как отразить в декларации права требования

Компания переуступила физлицу право требования на квартиру (договор долевого участия). Где его показать в декларации по налогу на прибыль? Поставить расходы в листе 2 приложения 02 в строке 59 или в строке 60?

Отвечает Сергей ТАРАКАНОВ, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

При переуступке права требования компания получила доход от реализации – строка 013 листа 1 приложения 02 декларации. Доходы должны соотноситься с расходами – ведь сначала компания приобрела это право. Поэтому его стоимость (цену приобретения) вы списываете в расходы и отражаете по строке 59 листа 2 приложения 02.

Как платить штраф, если опоздали с расчетом по взносам

Компания сдала в налоговую расчет по взносам позже срока, и ее оштрафовали на 1000 руб. Как правильно перечислить штраф?

Отвечает Александра КОВАЛЕВА, аудитор

Перечислите штраф тремя платежками:

– по пенсионным взносам – 733,33 руб. (КБК – 182 1 02 02010 06 3010 160);

– по медицинским взносам – 170 руб. (КБК – 182 1 02 02101 08 3013 160);

– по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 96,67 руб. (КБК – 182 1 02 02090 07 3010 160).

Такой порядок – в письме ФНС от 5 мая 2017 г. № ПА-4-11/8641.

Как застройщику учитывать средства дольщиков

Александр ДЕМЕНТЬЕВ, генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт»

Главное в статье

  1. Какую методику выбрать
  2. Как вести учет – примеры

Важно знать

Требование о раздельном учете средств дольщиков внес Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 304-ФЗ

С 2017 года застройщик обязан учитывать денежные средства дольщиков отдельно в отношении каждого многоквартирного дома. Означает ли это, что движение денежных средств по расчетному счету должно быть в аналитике по каждому дому? Как выполнить требования закона, если компания оплатила работы, относящиеся к нескольким домам?

Какую методику выбрать

Как застройщику вести бухгалтерский учет, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» не регламентирует. Поэтому, чтобы соблюсти требования закона в части раздельного учета денежных средств дольщиков, используйте действующие правила ведения бухгалтерского учета.

Каким именно образом выполнить требование закона, застройщик должен закрепить в учетной политике. И до тех пор, пока он этого не сделает, у застройщика есть варианты.

Средства дольщиков можно учитывать на расчетном счете обезличенно

Например, строительная компания может установить, что будет применять соответствующие субсчета к балансовому счету 51 «Расчетные счета». В этом случае на каждом субсчете отражается движение денежных средств, полученных от участников долевого строительства по конкретному дому. Но этого будет недостаточно. Поскольку если застройщик приобретает одинаковые материалы для строительства нескольких многоквартирных домов, то придется и эти материалы делить между соответствующими объектами. Иначе смысл раздельного бухгалтерского учета теряется.

То же касается авансов, которые застройщик выдал поставщикам и подрядчикам. Если они обеспечивают и ведут работы на двух многоквартирных домах и более. И предела такого разделения учета достичь очень сложно. Поэтому считаю, что учет надо организовать разумно и информативно.

Как вести учет

Информация об активах и обязательствах компании обеспечивается принципом двойной записи. В активе отражается имущество организации, а в пассиве – источники его получения. В частности, применительно к денежным средствам в активе на расчетном счете учитывается общая сумма поступивших средств. При этом в пассиве отражаются все кредиторы, в отношении которых у компании существуют обязательства, обеспеченные этими денежными средствами.

Так же и со средствами дольщиков. В активе эти средства можно учесть на расчетном счете обезличенно. При этом в пассиве в составе кредиторской задолженности учитывается аналитика по каждому дому, в отношении которого поступили денежные средства.

Пример 1. Как учитывать средства дольщиков

Застройщик ведет строительство двух многоквартирных домов. Предположим, поступили деньги по договорам от дольщика 1 на строительство дома № 1 – 10 000 000 руб. и от дольщика 2 на строительство дома № 2 – 8 000 000 руб.

Проводки будут такими:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Дом -1» (аналитика второго уровня «Дольщик 1») – 10 000 000 руб. – получены средства дольщика 1;


ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Дом -2» (аналитика второго уровня «Дольщик 2») – 8 000 000 руб. – получены средства дольщика 2.

В результате того что застройщик расходует денежные средства, то есть уменьшает этот актив (изменения по кредиту счета 51), возникают новые активы в виде:

– затрат по строительству конкретного дома, учет которых ведется на соответствующем субсчете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

– авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, которые также можно учитывать в соответствующей аналитике не только по получателям, но и по объектам строительства и т. д.

Важно знать

Застройщик вправе расходовать средства дольщиков только на цели, которые определяет статья 18 Закона № 214-ФЗ

Пример 2. Как учитывать затраты по строительству объекта

Воспользуемся условиями из примера 1. Предположим, застройщик перечислил аванс генподрядчику, который ведет строительство многоквартирных домов № 1 и № 2, – 8 000 000 руб. и 6 000 000 руб. соответственно. Затем генподрядчик сдал работы по первому этапу: по дому № 1 на сумму 6 000 000 руб., по дому № 2 – на 4 000 000 руб.

Проводки будут такими:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Генподрядчик, дом № 1» КРЕДИТ 51 – 8 000 000 руб. – перечислена предоплата генподрядчику по строительству дома № 1;
ДЕБЕТ 08 субсчет «Дом № 1» КРЕДИТ 60 СУБСЧЕТ «ГЕНПОДРЯДЧИК, ДОМ № 1» – 6 000 000 руб. – отражены расходы по строительству дома № 1;
ДЕБЕТ 60 субсчет «ГеНподрядчик, дом № 2» КРЕДИТ 51 – 6 000 000 руб. – перечислена предоплата генподрядчику по строительству дома № 2;
ДЕБЕТ 08 субсчет «Дом № 2» КРЕДИТ 60 СУБСЧЕТ «ГЕНПОДРЯДЧИК, ДОМ № 2» – 4 000 000 руб. – отражены расходы по строительству дома № 2.

А если деньги были потрачены на содержание застройщика? В этом случае учет зависит от того, куда эти расходы застройщик распределит потом. Если в стоимость строительства, то их распределяют между расходами на строительство конкретных домов. Если как расходы, связанные с оказанием услуг дольщикам, то надо учесть условия заключенных договоров участия в долевом строительстве. Причем этот вопрос не решается сам собой, а встраивается в общую методику учета, утверждаемую учетной политикой.

На заметку

Подробнее о том, как учитывать вознаграждение застройщика, читайте в статье «Услуги застройщика по договорам долевого участия – учет и налоги»

Подведем итоги. Выбор способов, которые обеспечат раздельный учет расходования денежных средств дольщиков, остается за застройщиком. Он зависит от профессионального суждения работников финансовой службы компании.

Существует ли риск, что налоговики и работники стройнадзора буквально прочтут данную норму закона и потребуют раздельного учета средств дольщиков на расчетном счете? Да, такой риск есть. Но итог спора в этой ситуации будет зависеть от способности представителей финансовой службы застройщика защитить свою методику, утвержденную учетной политикой. То есть доказать, что методика учета компании обеспечивает достоверную информацию о целевом расходовании средств участников долевого строительства на конкретный многоквартирный дом.

Наши рекомендации