Организационные формы собственности в строительстве

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О собственности» в стране признаны два вида собственности - государственная и частная. По этому признаку все предприятия и организации подразделяются на три большие группы:

1. государственные и муниципальные предприятия;

2. негосударственные организации;

3. предприятия и организации со смешанной формой собственности.

Частная собственность в строительстве имеет следующие организационно-правовые формы.

Акционерные общества:

ü открытого типа (ОАО);

ü закрытого типа (ЗАО).

Неакционированные строительные организации:

ü товарищества (общества) с ограниченной ответственностью (ТОО, ООО);

ü товарищества (общества) с полной ответственностью (полные товарищества);

ü смешанные товарищества.

Кооперативы.

Индивидуальные предприниматели.

Акционерное общество (АО) - это объединение нескольких физических (гражданских) или юридических лиц для совместной деятельности с целью получения прибыли. В основе этой формы собственности лежит понятие акции.

Акция- ценная бумага, выпускаемая обществом, свидетельствующая об участии ее владельца (акционера) в капитале АО и дающая право на получение определенной части прибыли этого общества в виде дивиденда. АО образуется путем сбора определенной суммы средств, не менее 1000 размеров минимальной оплаты труда в месяц, составляющих уставной капитал, которая делится на определенное количество акций равной номинальной (обозначенной) стоимости и акционеры имеют права и, соответственно, ответственность в пределах своего вклада (пакета акций).

Разница между закрытым и открытым АО состоит в способе приобретения акций. В ЗАО акции распределяются между основателями, а в ОАО акции продаются в виде открытой подписки.

Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) образуются объединением физических лиц для совместной хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Уставный фонд ТОО (ООО) разделен на доли, размер которых устанавливают учредители. Каждый участник товарищества имеет право на прибыль пропорционально своему вкладу и отвечает по обязательствам товарищества в пределах своей доли.

Полное товариществов отличие от ТОО (ООО) объединяет как физических, так и юридических лиц. Другая принципиальная разница в том, что полное товарищество не является юридическим лицом и, соответственно его участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом, а не только внесенным паем.

Смешанное товарищество отличается от полного двумя основными моментами. Оно состоит из действительных членов, которые несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, и членов-вкладчиков, отвечающих только в пределах своих вкладов. Эта форма признается юридическим лицом. Уставный фонд должен быть не менее суммы, равной 100 минимальным размерам оплаты труда в месяц на дату подачи материалов на регистрацию.

Кооператив - вид товарищества, цель которого направлена на оказание помощи своим членам. Устав кооператива определяет единый для всех размер пая взноса. Кооператив образуется путем письменного заявления учредителей, которые подписывают договор, являющийся уставом кооператива и подлежит регистрации в государственном реестре. Общее собрание членов кооператива избирает для руководства правление и его председателя.

Индивидуальный предприниматель - гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедший государственную регистрацию. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Органы государственного управления и органы управления муниципальных образований вправе создавать собственные предприятия, в том числе и строительные. Согласно Гражданскому кодексу РФ эти предприятия относятся к унитарным.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия, кроме того, является неделимым и не может быть распределено на части, доли, паи, в том числе между работниками.

Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и может принадлежать ему на правах: хозяйственного ведения; оперативного управления.

Унитарное предприятие на правах хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного органа государственного управления или органа местного управления. Предприятия, основанные на правах оперативного управления, создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и называются казенными.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по их обязательствам.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имеющимся у него имуществом. При недостаточности имущества по обязательствам казенного предприятия Российская Федерация несет субсидиарную ответственность. Одновременно государство как собственник закрепленного за казенным предприятием имущества имеет право изъять его излишки или имущество, используемое не по назначению, и распорядиться им по своему усмотрению.

Ведение крупного бизнеса, реализация крупных инфраструктурных строительных проектов, связаны с объединением производственных возможностей нескольких хозяйствующих субъектов. Для решения этих задач могут создаваться строительные холдинги, корпорации, ассоциации.

Холдинговые компании в строительстве.Холдинговой компанией согласно Гражданскому кодексу РФ признается организация любой организационно-правовой формы, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других организаций. Благодаря этому холдинговая компания в состоянии контролировать и определять политику производственно-хозяйственной деятельности всех входящих в нее структур.

Холдинговые компании создаются в следующих случаях:

1. при образовании крупных организаций с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных дочерних организаций;

2. при объединении пакетов акций юридически самостоятельных организаций;

3. при учреждении новых акционерных обществ.

В принципе холдинговые компании создаются для повышения уровня кооперации участников реализации хозяйственных проектов. В строительстве в качестве холдинговых компаний выступают крупные структуры, объединяющие не только организации по производству строительно-монтажных работ, но и организации по производству строительных конструкций, изделий, полуфабрикатов, по организации эксплуатации строительного транспорта, средств механизации, организационно-технологического оснащения и др.

Корпорации в строительстве.Корпорация в строительстве представляет собой добровольное объединение в единой структуре ряда хозяйственно самостоятельных строительно-монтажных и других организаций. Цель образования такого объединения также состоит в повышении уровня кооперации, но на уровне осуществления хозяйственной деятельности.

В корпорациях на верхний уровень управления передаются функции по выработке и принятию решений по общим проблемам развития входящих в них хозяйственно самостоятельных организаций в основном стратегического характера, по выработке единой политики поведения на рынках строительной продукции, подрядных строительных услуг, по разработке единой для всех организаций технической политики и др. Аппарат управления может также осуществлять и другие виды деятельности, в частности выступать как инжиниринговая фирма на рынке строительных услуг, оказывать другие услуги сторонним организациям.

Ассоциации в строительстве. Ассоциация представляет собой добровольное объединение юридических лиц в целях совместной деятельности при сохранении полной хозяйственной самостоятельности и самоуправления. Целью их создания в отличие от холдингов и корпораций является кооперация строительно-монтажных и других организаций не в производственной и хозяйственной деятельности, а в основном в защите своих прав и представлении своих интересов в органах государственного управления, в системе выработки и принятия решений и законов по предпринимательству в строительной сфере.

Контрольные вопросы:

1. В каких случаях заказчик и застройщик являются разными юридическими лицами?

2. Приведите конкретные примеры, когда отдельное юридическое лицо совмещает в себе функции различных субъектов управления строительством.

3. На основе чего строятся отношения между субъектами управления строительством?

4. Приведите краткую характеристику основных участников строительства

5. Какова роль Минстроя РФ, ФАУ Главгосэкспертиза России в управлении строительством?

6. Какова роль Росавтодора в управлении строительством автодорог?

7. Какова роль Ростехнадзора в строительстве?

8. В чем состоит суть подрядного, хозяйственного и смешанного способа строительства?

4. Дайте определение подрядного и хозяйственного способов строительства.

5. Какие организационно - правовые формы государственной собственности используются в строительстве?

6. Какие организационно - правовые формы частной собственности используются в строительстве?

7. Дайте определение и опишите характерные особенности акционерного общества. Укажите виды акционерных обществ.

8. Дайте определение и опишите характерные особенности товарищества, кооператива и индивидуального предпринимателя.

9. Каковы организационно-правовые формы строительно-монтажных организаций? Дайте краткую характеристику их различий.

10. Какую роль играют унитарные и казенные предприятия в строительстве?

11. На каких основах функционируют холдинговые компании и корпоративные объединения в строительстве?

12. Какие ассоциации имеют место в системе хозяйствования и управления в строительстве?

Источники:

  1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
  4. Организация строительного производства: учебник для строительных вузов / Л.Г. Дикман. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: АСВ, 2009. - 608 с.
  5. Организация строительного производства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Болотин, А.Н. Вихров. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.
  6. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013г. №1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»
  7. Устав федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов»
  8. Устав федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы»
  9. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  10. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации"
  11. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004г. №374 «Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве»
  12. Положение о Федеральном агентстве специального строительства (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004г. N1084)
  13. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (с изменениями и дополнениями)
  14. Указ губернатора Омской области от 30.03.2004г. N 72 Об организации деятельности министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области
  15. Указ губернатора Омской области от 15.01.2013г. N 2 О реорганизации главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области
  16. Указ губернатора Омской области от 06.09.2013г. N 124 О создании Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области
  17. Организация и управление в строительстве: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Серов, Н.А. Нестерова, А.В. Серов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

Наши рекомендации